СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка " Дорога добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа “Дорога добра”,социально-гуманитарной  направленности, стартового уровня сложности, ориентирована на обучающихся  младшего школьного возраста 9-10 лет.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа “Дорога добра”,социально-гуманитарной  направленности, стартового уровня сложности, ориентирована на обучающихся  младшего школьного возраста 9-10 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " Дорога добра"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Любинская средняя общеобразовательная школа №2 имени Г.П. Яковенко»

Любинского муниципального района Омской области

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР


____________ Н.А.Трифонова


Протокол №1 от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ«Любинская СОШ №2»


________________ Н.А. Некрасова


Приказ №160 от «30» августа 2024 г.






дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Дорога добра»

социально- педагогической направленности

(стартовый уровень)



Целевая группа: 8-9 лет

Сроки реализации: 1 год

трудоемкость программы: 30 часов

Форма реализации: очная






Автор-составитель:

Ирина Михайловна Романова,

учитель начальных классов









р.п. Любинский, 2023







Содержание программы

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

2.Учебно-тематическое планирование…………………………………….6

3. Содержание программы………………………………………………….7

4. Контрольно-оценочные средства………………………………………10

5. Условия реализации программы……………………………………….11

6. Список литературы……………………………………………………...12

7.Приложение………………………………………………………………14













































Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Дорога добра”,социально-гуманитарной направленности, стартового уровня сложности, ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет.

Актуальность программы. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов. Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Своевременность и значимость данной программы заключается в воспитании обучающихся младшего школьного возраста понятий: добра, отзывчивости, сочувствия, сострадания, человеческого участия. Эти составляющие являются наиболее важными и значимыми нравственными категориями в жизни младших школьников. Процесс воспитания будет проходить успешно, если в классном коллективе, будет, царит атмосфера понимания и поддержки. Обучающегося должна окружать красота, игра, творчество. Такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив», «творчество», «самостоятельность» составляют основу всей жизнедеятельности класса и каждого обучающегося в отдельности. Проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Дорога Добра» помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом. Программа «Дорога добра » ориентирована на развитие личностного роста и самореализации младших школьников в возрасте 7-8 лет,приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Дорога Добра» является коллективно-творческая деятельность.

Особенности организации образовательного процесса:

Программа «Дорогою добра» рассчитана на 30 часов 1 час занятий в неделю проводится в очной форме. Количественный состав –30 обучающийся. Продолжительность занятия – 45 минут. Программа занятий предполагает организацию 2 видов образовательного процесса:

- познавательно-творческая деятельность обучающихся: беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, виртуальные экскурсии;

- активно – оздоровительной деятельность (подвижные игры, мини-соревнования).

Форма организации деятельности обучающихся: предпочтение отдаётся групповым и индивидуальным формам работы, позволяющим младшим школьникам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки в теоретической и практической деятельности.

Формы организации образовательного процесса:

1. Проектная деятельность - как вид групповой работы на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения;

2. Упражнения и тренинги на взаимодействие построенных на моделях жизненных ситуаций общения;

3. Деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и совершенствовать деятельность партнёров;

4. Тематические игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;

5. Беседы, круглые столы, мозговой штурм;

Форма организации деятельности группы - бригадная

Цель программы: Мотивирование обучающихся на совершение добрых поступков, добрых дел.

Задачи:

- формировать в нравственной и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребенка в нем;

- развивать доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- формировать у обучающихся почтительное отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

- способствовать физическому развитию и укреплению здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основы существования человека на Земле.

Планируемые результаты программы:

Личностные результаты:

- будут уметь ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- научаться знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- получат возможность развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;





Метапредметные результаты:

Познавательные:

- научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- будут уметь строить сообщения в устной и письменной форме;

-научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Регулятивные:

- научатся принимать и сохранять учебную задачу;

-будут учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

;

По направленности программы:

-будут знать школьный и внешкольный этикет.

-Познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания).

-Приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином.

-Приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.














































Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план обучения

п/п

Название раздела

Тема учебного занятия

Количество

часов

1.

Правила этикета.

5

1.1

Вводное:Правила поведения в кино.

1

1.2

Правила поведения в театре.

1

1.3

Правила поведения в музее

1

1.4

Правила поведения на выставке.

1

1.5

Меня пригласили на день рождения.

1

2.

Правила общения. Культура внешнего вида.

6

2.1

Умение вежливо слушать и слышать.

1

2.2

Разрешите мне сказать.

1

2.3

Смех без причины – признак дурачины.

1

2.4

Прощание с близкими и друзьями.

1

2.5

Культурный человек – какой он?

2

3.

О трудолюбии.

4

3.1

Совет хорош, а дело – лучше!

1

3.2

Ленивые всегда бывают людьми посредственными

1

3.3

Говорящие знаки.

1

3.4

Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить.

1

4

Счастье семьи.

5

4.1

«Настоящий» мужчина.

1

4.2

Чем им отплатим? О детях и родителях.

1

4.3

Бумеранг. Чье мнение дороже?

1

4.4

Рецепт от несчастной жизни.

2

5

Как прекрасен этот мир.

4

5.1

«Незабудка» о любви к природе и людям, и животным.

1

5.2

Разговор с животными.

1

5.3

Не рвите цветы, они так прекрасны!

1

5.4

Колодец с живой водой.

1

6

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

6

6.1

Так я и думала…

1

6.2

Предательство.

1

6.3

Строитель мостов.

1

6.4

Тройное сито нашей речи.

2

6.5

Итоговое:Ты да я, да мы с тобой

1

Всего за год

30



.









Содержание программы

Раздел1. «Школьный и внешкольный этикет» 5часов

1.1 Правила поведения в кино. Вводное. Знакомство с правилами поведения в кино.

Рассказ В.Драгунского « В кино», дискуссия по рассказу (групповая работа)

Элемент рефлексии«Выбери вариант» - отношение обучающегося к учебному .

1.2.Правила поведения в театре. Знакомство с правилами поведения в театре. Сюжетно-ролевые игры: гардероб, фойе, буфет, зрительный зал. Беседа «Поведение зрителей до спектакля, во время и после». (групповая работа)

Элемент рефлексии «Солнышко» - выявление интереса обучающегося к теме учебного занятия.

1.3.Правила поведения в музее. Знакомство с правилами поведения в музее. Практические упражнение в применении на практике полученных знаний о правилах поведения в театре. Просмотр видео- ролика «Театр начинается с раздевалки» Элемент рефлексии «Смайлик настроения» - выявления настроения на момент окончания учебного занятия.(индивидуальная работа)

1.4.Правила поведения на выставке. Знакомство с правилами поведения на выставке. Прочтение рассказа М.Вайсман « Шмыги мышь», дискуссия по прочитанному. Тест « Правила поведения на выставке».Элемент рефлексии – «Оцени занятие» - на выявление знаний к теме учебного занятия. (групповая работа)

1.5.Меня пригласили на день рождения. Правила этикета в гостях. Сюжетно- ролевая игра «Я иду в гости». Проектная деятельность « Поздравительная открытка» Элемент рефлексии «Мое настроение» – подведение итогов работы, обмен мнениями. (групповая работа)

Раздел2. «Правила общения. Культура внешнего вида»6часов

2.1.Умение вежливо слушать и слышать. Знакомство с речевыми формами выражения просьбы в разных ситуациях: дома, на улице, в магазине и т.д. Проектная деятельность изготовление брошюры- памятки « Правила собеседника»Элемент рефлексии – «Оцени занятие» - на выявление интереса к теме учебного занятия (индивидуальная работа)

2.2. Разрешите мне сказать. Ролевые игры применение на практике этикетные формулировки при просьбе, использование ровного вежливого тона, негромкого голоса, нерезкие жесты. Тренинг «Ни капельки не страшно!»Элемент рефлексии «Смайлик настроения» - выявления настроения на момент окончания учебного занятия. (коллективная работа)

2.3.Смех без причины – признак дурачины. Чтение рассказа Осеевой « Плохо».Анкета «Оцени поступок», стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы». Беседа «О тактичном и бестактном по­ведении» Элемент рефлексии «Солнышко» - выявление интереса обучающегося к теме учебного занятия. (групповая работа)

2.4Прощание с близкими и друзьями.«Ты, да я, да мы с тобой»- круглый стол. Проектная деятельность « Подарок на прощание». Элемент рефлексии – «Оцени занятие» - на выявление интереса к теме учебного занятия. (коллективная работа)

2.5-2.6.Культурный человек – какой он? Словарь Ожегова, работа с понятием культурный человек. Урок-практикум «Услышать себя со стороны».Коллективная рефлексия«В кругу» - подведение итогов работы, обмен мнениями, работа над ошибками. (коллективная работа)

Раздел3. «О трудолюбии» 4часа

3.1.Совет хорош, а дело – лучше! Чтение сказки «Счастье и труд»

- выбор сценок, анализ; распределение ролей из текста; разыгрывание сценок. Сделал дело, гуляй смело! Разбор проблемной ситуации, инсценирование.. Коллективная рефлексия«В кругу» - подведение итогов работы, обмен мнениями. (коллективная работа)

3.2. Ленивые всегда бывают людьми посредственными. Разбор проблемных ситуаций«Любишь кататься, люби и саночки возить»,«Труд кормит, а лень портит». Смысловой разбор пословиц и поговорок. Элемент рефлексии «Мое настроение» – подведение итогов работы, обмен мнениями. (групповая работа)

3.3.Говорящие знаки. Изучение мимики и жестов человека и их применение. Конкурс рисунков « Рисуем смайлики».Элемент рефлексии – «Оцени занятие» - на выявление интереса к теме учебного занятия. (групповая работа)

3.4.Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить. Кем хочу быть, почему? Проект «Моя будущая профессия», защита, анализ Элемент рефлексии «Каков, урожай?» - на выявление удовлетворения личностных результатов работы в проекте. (групповая работа)

Раздел4.«Счастье семьи» 5часов

4.1.Настоящий» мужчина. Беседа « Каким быть должен настоящий мужчина?», чтение рассказа Пантелеева « Честное слово», обсуждение. Элемент рефлексии «Мои эмоции» - выбрать смайлик, соответствующий собственным эмоциям. (индивидуальная работа)

4.2.Чем им отплатим? О детях и родителях.

Просмотр мультфильма «Все по справедливости» анализ мультфильма, дискуссия, вывод. Беседа « Хорошо, что есть самые близкие люди».Элемент рефлексия «Мой самый близкий человек» – подведение итогов работы, обмен мнениями. (индивидуальная работа)

4.3.Бумеранг. Чье мнение дороже? Понятие бумеранга. Дискуссия «Все люди рождены для счастья».Упражнение «найди лучик солнца внутри себя». (групповая работа)

Коллективная рефлексия«В кругу» - подведение итогов работы, обмен мнениями.

4.4-4.5.Рецепт от несчастной жизни. Чтение сказки «Даром ни одно доброе дело не пропадет» А. Нееловой. Творческая работа «Колос доброты» (индивидуальная работа) Элемент рефлексии «Каков, урожай?» - на выявление удовлетворения личностных результатов в работе.

Раздел5. «Как прекрасен этот мир» 4 часа

5.1.«Незабудка» о любви к природе и людям, и животным. Беседа « Природа в разные времена года».Бездомные животные, будем для них друзьями. Проект «Покормите птиц зимой». (групповая работа) Элемент рефлексии – «Оцени занятие» - на выявление интереса к теме учебного занятия.

5.2.Разговор с животными. Круглый стол « Мои любимые питомцы». Конкурс поделок « Эти разные животные» (групповая работа) Коллективная рефлексия«В кругу» - подведение итогов работы, обмен мнениями.

5.3.Не рвите цветы, они так прекрасны! Знакомство с растения и цветами твоего края занесёнными в Красную книгу. Конкурс рисунков « Этот необычный цветок» (индивидуальная работа) Коллективная рефлексия«В кругу» - подведение итогов работы, обмен мнениями.

5.4. Колодец с живой водой. Презентация «Растительный и животный мир Любинского района». Изготовление книжки –малышки. (групповая работа) Элемент рефлексии «Каков, урожай?» - на выявление удовлетворения личностных результатов в работе.

Раздел 6. «Твоя речь: слово лечит, слово ранит» 6 часов

6.1.Так я и думала…Просмотр отрывков из мультфильма про Винни-Пуха, обсуждение поступков и эмоций героев. Тренинг «Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится». (групповая работа)

6.2.Предательство.Круглый стол «Поговорим о предательстве и предателях». Практическое занятие мини- сочинение «Мой первый друг, мой друг бесценный». (групповая работа) Элемент Рефлексии «Моё мнение».

6.3.«Строитель мостов».Понятие о толерантности. Беседа « С чего начинается дружба». Анкета «Оцени поступок»(дифференциация конвенциональных и моральных норм,по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой) (групповая работа) Коллективная рефлексия«В кругу» - подведение итогов работы, обмен мнениями.

6.4.-6.5. Тройное сито нашей речи. Знакомство с понятием «Этикет разговора». Практические упражнения( Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие.) «Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки»- обыгрывание проблемных ситуаций. (групповая работа) Элемент рефлексии «Солнышко» - выявление интереса обучающегося к теме учебного занятия.

6.6.Ты да я, да мы с тобой. Игровой практикум: Проведение игр-тренингов(коллективная работа) Элемент рефлексии «Мое настроение» – подведение итогов работы, обмен мнениями.








Контрольно-оценочные средства



Формой отслеживания результатов является внутренний мониторинг обучения по дополнительной программе (см. Приложение 1) и мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы по методике Клёновой Н.В., Буйловой Л.Н. (метод диагностики – наблюдение) (см. Приложение 2). Проводится в первом квартале и конце учебного года.

Методика «Портфолио» - форма оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося в конце реализации дополнительной программы для каждого обучающегося в конце учебного года. Также результатом станет портфолио кружка «Дорога добра», где будет зафиксированы все проведенные мероприятия, культурно-образовательные события, проекты, проведенные в кружке в течение года.

Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом  компетентности обучающегося» (см. Приложение 3) - самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства.

Рекомендовано обучающимся в течение обучения вести учет своих учебных достижений. Для этого ему предложено завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей.

Результатом станет проектная деятельность обучающихся, а также творческие работы( рисунки, поделки) , в рамках реализации программы. Проектная деятельность будет оцениваться, сразу после реализации проекта и оформлена в папку с фотографиями.













Условия реализации программы

Комплектация помещения

Кол-во

штук

1

Кабинет

9

2

Стол учительский

1

3

Стол ученический компьютерный

12

4

Стулья

24

5

Доска классная

1

6

Демонстрационный экран

1

7

Компьютер с периферийным устройствами и выходом в Интернет

1

9

Мультимедийная установка

1

11

Фото-видео аппаратура

1

12

Шкаф для хранения методической литературы

2

13

Информационный стенд

1

14

Аптечка, огнетушитель

1

15

Раковина со смесителем

1

Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.



Учебно-методическое обеспечение: дидактические карточки, учебные и контрольные задания, наглядный материал( иллюстрации), рабочие и оценочные листы.

Информационно-образовательные ресурсы:

- Архив видео и фотоматериалов;

- Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео);

- Медиатека образовательных ресурсов: http://store.temocenter.ru/

-Электронные учебники: https://media.prosv.ru/

- видеоролики с YouTube.

Кадровое обеспечение:

Руководитель объединения – педагог начального образования, высшей квалификационной категории



























Список литературы

Нормативные-правовые документы:

1.Методические рекомендации БОУ ДПО « ИРООО» «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы», 2019г.

2. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом РФ по стратегическому развитию и национальным проектам ( протокол от 24.12.2018г. №16

3. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г.№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.

4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.112.2020 №61573)

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018г.№52831)

6. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014№1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

7. Федеральный закон от 29.112.2010№436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ(ред.от 25.12.2018) « Об образовании в Российской Федерации»

9.Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей

( приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019г. №467)





Литература для педагога: расписать по Госту


1.Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире/ред.-сост. Н. А. Пастернак. М.: Федеральный институт развития образования, 2018 С. 7

2.Григорьев Д.В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

3.Ерошенков, И.Н. Культурно - воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: / И.Н. Ерошенков. – Москва.-Издательство Московского государственного университета культуры.-2017. –С.221.

4.Загладина Х.Т., Арсеньева Т. Н. С чего начинается Родина, или «Воспитание добровольчеством» в российской школе // Воспитание школьников. 2020г. № 3

5.Иванов, И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел/ И.П. Иванов// Сиб.АГС.-Новосибирск.-2018- С.27

6. Куприянов Б.В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр. М., 2020-С.52

7. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.\\ Лихачева Л Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 2019.-С.159

8.  Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 2019- С.-168

9.  Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 2018.



Литература для обучающихся:оформить по Госту


1.      Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2018г.

2.      Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 2019

3.      Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,2018.

4.      Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 2019.

5.      Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,2019.

6.      Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред.шк. возраста/Худож. А.Момуналиев. – Ф.: Адабият, 2018.

7. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2020

8.  Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2019.

9.  Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2019

10.  Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2018.

11.  Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2020.

12.  Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2020

13. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2019.


Интернет-ресурсы:оформить по госту

1.Начальная школаhttp://nsc.1september.ru 

http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка

http://www.pedsovet.su/load/100-1 - Педсовет.су

http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)

http://festival.1september.ru/index.php ?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://viki.rdf.ru / Презентации































































Приложение 1

Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной образовательной программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

  1. Теоретическая подготовка обучающегося

    1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний обучающегосяпрограммным требованиям

Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½ );

Максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1



2

3

    1. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (обучующийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой);

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).

1

2



3

Вывод:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

  1. Практическая подготовка ребёнка.

    1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объём освоенных умений и навыков составляет более ½ );

Максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).



1

2

3

    1. Владение навыками компьютерных технологий

Отсутствие затруднений в использовании компьютерных технологий

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с компьютером);

Средний уровень (работает с компьютером с помощью педагога);

Максимальный уровень (работает с компьютером самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

1

2

3

    1. Практические навыки


Выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития (обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1



2

3

Вывод:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

  1. Общеучебные умения и навыки ребёнка.

    1. Учебно-интеллектуальные умения:

      1. Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировать, отстаивать свое





Самостоятельность аргументирования

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при аргументировании, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (аргументирует с помощью педагога или обучающегося;

Максимальный уровень (аргументирует самостоятельно, не испытывает особых затруднений).



1

2



3

      1. Умение обмениватьсяи пользоваться любой информацией при дискуссии

Самостоятельность использования информации при общении

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при использовании информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (работает источниками информациис помощью педагога или обучающегося);

Максимальный уровень (работает источниками информации самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

1

2

3

      1. Умение осуществлять учебно-практическую работу (проводить самостоятельноорганизационный процесс подготовки)

Самостоятельность в учебно-практической работе

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения в учебно-практической работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (в учебно-практической работе работает с помощью педагога);

Максимальный уровень (в учебно-практическойработеработает с самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

1



2



3

    1. Учебно-коммуникативные умения:

      1. Умение слушать и слышать педагога



Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (восприятия информации, идущей от педагога с помощью педагога);

Максимальный уровень (восприятия информации, идущей от педагога самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

1

2

3

      1. Умение выступать на публике

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения в свободе владении и подачи подготовленной информации нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (в свободе владении и подачи подготовленной информации работает с помощью педагога или родителей);

Максимальный уровень (в свободе владении и подачи подготовленной информации работает самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

1

2

3

      1. Умение вести диалог, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении диалога, логика в построении дискуссии

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затрудненияв самостоятельности построения диалога, логики в построении дискуссии, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (в самостоятельности построения диалога, логики в построении дискуссии работает с помощью педагога или родителей);

Максимальный уровень (в самостоятельности построения диалога, логики в построении дискуссиисамостоятельно, не испытывает особых затруднений).

1

2

3

    1. Учебно-организационные умения и навыки:

      1. Умение управлять своей деятельностью, постановка цели и планирование деятельности

Самостоятельно управлять своей деятельностью

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения в самостоятельном управлении своей деятельностью, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (вспособности самостоятельно управлять своей деятельностью с помощью педагога);

Максимальный уровень (вспособностисамостоятельно управлять деятельностью, в постановке цели и планировании не испытывает особых затруднений).

1



2



3

      1. Умение контролировать и оценивать результат своей и совместной деятельности

Самостоятельный контроль и оценка деятельности

Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения в самостоятельном контроле и оценке,нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (самостоятельный контроль и оценка с помощью педагога);



Максимальный уровень (вспособностисамостоятельно контролировать и оценивать, не испытывает особых затруднений).

1



2

3

      1. Умение корректировать ход деятельности и исправлять ошибки

Самостоятельность в изменении деятельности при обнаружении ошибок

Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения в самостоятельной коррекции деятельности, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень ( обучающийся самостоятельно корректирует деятельность с помощью педагога);

Максимальный уровень (вспособностисамостоятельно корректирования деятельности и справлять ошибки, не испытывает особых затруднений).

1

2

3

Вывод:

Уровень общеучебных умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

13

26

42

Заключение

Результат обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе

Низкий

Средний

Высокий

до 13

14-26

27-42














Приложение 2

Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

по методике Клёновой Н.В., Буйловой Л.Н. (метод диагностики – наблюдение)


Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

  1. Ориентационные качества.

    1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

Нормальная

1

5

10

    1. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

Интерес к занятиям продиктован ребёнку извне.

Интерес периодически поддерживается самим ребёнком.

Интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно.

1

5

10

Вывод:

Уровень сформированности ориентационных качеств

Низкий

Средний

Высокий

До 2

3-10

11-20

  1. Поведенческие качества.

    1. Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов, спору в процессе взаимодействия)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1

5

10

    1. Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.

1

5

10

Вывод:

Уровень сформированности поведенческих качеств

Низкий

Средний

Высокий

До 2

3-10

11-20


Заключение

Результат личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Низкий

Средний

Высокий

0-7

8-37

38-70













Приложение 3



Схема самооценки



Раздел, тема

Что мною сделано

Мои успехи и достижения

Над чем мне надо работать?








Сводная карта


1

Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5






2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5











3

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5






4

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

1

2

3

4

5






5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5











6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5











7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5











8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5











9

Научился получать информацию из разных источников

1

2

3

4

5











10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5









Дорогой, друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

Структура вопросов:

Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.

Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.

Пункты 5, 6 – опыт творчества.

Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.



Процедура проведения:Данную карту предлагается заполнить  обучающемуся  в соответствии с инструкцией.  Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.

Обработка результатов:Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.





Приложение4

Тест на знание правил поведения в общественных местах

Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

Как проявить своѐ неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение













Приложение5





Задания по разделу «Правила общения. Культура внешнего вида».

1.Закончи предложения: Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2.Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную книгу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами. ... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3.Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришѐл в библиотеку, чтобы «полечить» книги.

Как вы это делали?

Каким образом книги благодарили вас?

4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.

4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.

5. Прочитай текст и ответь на вопрос. Маше купили новый ранец. Еѐ соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи. К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неѐ. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями. Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?» Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещѐ и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки». Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши еѐ, закончив выводом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам. Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нѐмзаключѐнное.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви



Приложение 6





Диагностика нравственной воспитанности

Методика № 1.

Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы: 1 Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4 .Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6 .Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7 .Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8. Мне приятно доставлять людям радость

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки



Методика № 2.

Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты: 1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение.

Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления.

Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.



Методика № 3.

Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;

в) не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;

г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень; 2, 3 балла - средний уровень; 0, 1 балл - низкий уровень.