СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный эколог"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Юный эколог" для 5-11 классов включает в себя разнообразные формы работы: круглые столы, исследовательские работы, презентации, практикумы, экскурсии, камеральные обработки данных, анкетирование, участие в конкурсах, проведение всероссийских экоуроков.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный эколог"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МР ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




Утверждаю

директор МБУ ДО

«Дом детского творчества»

_________Иванова А.А.

"_____"_________2019 г.

 



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кружок «Юный эколог»







Возраст обучающихся 10-17 лет

Срок реализации программы – 1 год

Количество часов в год – 64 ч.





Педагог дополнительного образования

Ильина Марина Станиславовна








с. Нижнеулу-Елга

2019 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет эколого-биолого-химико-географическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий и итогового контроля.
Программа рассчитана на 64 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 5-11 классов МОБУ СОШ с. Нижнеулу-Елга Ермекеевского района Республики Башкортостан.. 
Актуальность программы.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления. Спецификой курса является подход у выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально - поведенченскую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализует через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуация свободного выбора поступка по отношению к природе. Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эгоцентрической картины мира у детей.
 Цели:

  1. формирование у школьников знание основ экологической культуры; 

  2. воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям; 

  3. сформировать умение контролировать свое поведение, поступки.

Задачи программы:

Обучающие:

  • научить использовать полученные знания об экологии; 

  • обучить работать индивидуально и в группе;

  • отстаивать свою точку зрения; 

  • обобщить знания учащихся полученные на уроках географии, химии, биологии.

Развивающие:

  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни;

  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
    Воспитывающие:

  • воспитать чувство бережного отношения к природе;

  • чувство рачительного хозяина своего края;

  • экологическое восприятие окружающей среды.

Режим занятий: по четвергам, 2 часа с 15.30 до 17.30 часов.

Формы занятий:

  • анкетирование,

  • коллективно-творческое дело,

  • игра,

  • экоурок,

  • олимпиада,

  • экскурсия,

  • экосубботник,

  • практикум,

  • систематизации исследовательских материалов,

  • видеоурок, киноурок

  • встреча с жителями села,

  • презентации,

  • практикумы в библиотеке.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Результативность.  Результативность и целесообраз­ность работы по программе

«Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают презентации, проектные работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты обучения.

  1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

  2. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;

  3. Через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

  4. Развивать гибкость мышления и поведения.

  5. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы.

Метапредметные результаты обучения

  1. Сформировать системное представление о Башкортостане как целостном географическом регионе;

  2. Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;

  3. Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

  4. Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Виды деятельности, направленные на достижение результата

  1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.

  2. Проведение картографического анализа.

  3. Составление бизнес-плана.

  4. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.

  5. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

  6. Экскурсии на местные предприятия.

  7. Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект,

  8. Круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант,

  9. Экскурсия. Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Программа носит проектно-исследовательский характер:

  • Проект-презентация «Агротуризм с. Нижнеулу-Елга»

  • Исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».

  • Проект-презентация «Экология села»

  • Практикум «Юные Робинзоны»

  • Проект-презентация «Экотуристический маршрут по Башкирии».

  • Составление экотуристического маршрута по онлайн карте.

Духовно-нравственное развитие учащихся.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы

Практикумы

Экскурсии

Теорети-ческих

Общее кол-во

часов

1

Введение в экологию.

4

2

4

10

2

История и культура чувашского народа как основа для агротуризма

Проект-презентация «Агротуризм села Нижнеулу-Елга».

3

1

2

6

3

Экология села Нижнеулу-Елга.

Исследовательская работа «Экологические проблемы моего села».

12

-

4

16

4

Основы экотуризма

Практикум «Юные Робинзоны»

9

-

3

12

5

Наш дом − Земля

13

4

3

20


Итого

41

7

16

64



























СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа кружка «Юный эколог» предназначена для учащихся 5-11 класса.

Раздел 1. Введение в экологию. (10 ч.)

Что такое экология. Всероссийский интерактивный экоурок «Наш дом. Ничего лишнего». Школьный этап всероссийской олимпиады по экологии. Участие в конкурсах и олимпиадах.

Экскурсия «Святой источник села». Исследование воды.

Раздел 2. История и культура чувашского народа. (6 ч.)

Реализация программы на основе изучения исторических фактов и культурных ценностей края. Обычаи и традиции чувашского народа моего села. История заселения чувашского народа на территории Ермекеевского района.

Проект-презентация «Агротуризм села Нижнеулу-Елга».

Экскурсия в краеведческий музей села.

Раздел 3. Экология с. Нижнеулу-Елга (16 ч.)

Экология села. Анализ методического пособия «Красная книга». Посещение краеведческого музея. Изучение флоры и фауны села. Камеральая обработка данных экскурсий. Участие в конкурсе исследовательских работ МАНШ.

Исследовательские работы «Исследование почв микрорайона школы», «Экологические проблемы моего села».

Проект-презентация «Экология села»

Раздел 4. Основы экотуризма (12 ч.)

Экотуризм в мире, Башкортостане. Участие в конкурсе юных экологов и лесоводов 2020. Экотуристическое снаряжение. Условия выживания в лесу. Аптечка. Оказание первой помощи. Составление экотуристического маршрута по онлайн карте Планета Земля.

Практикум «Юные Робинзоны»

Проект-презентация «Экотуристический маршрут по Башкирии».

Раздел 5. Наш дом − Земля (20 ч.)

Дни Земли, Воды. Экологические проблемы внутренних вод.

Экосуббота. Экосубботник.

Экскурсия по изучению внутренних вод . Экскурсия на молочный цех ИП Оганесян села. Экскурсии на предприятие молочный цех ИП Оганесян.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

п/п

Тема

Виды внеурочной деятельности

Количество часов занятий

Общее кол-во часов

Дата

Теорети-ческих

Практи-ческих

по плану

по факту


Раздел 1. Введение в экологию (10 ч.)

1-2

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Участие на республиканском конкурсе сочинений «Пою мою Республику» о природе родного края.

анкетирование, коллективно-творческое дело, игра

1

1

2

3.10


3-4

2

Экскурсия «Святой источник села».

экскурсия, исследование


2

2

10.10


5-6

3

Участие во всероссийском конкурсе «Разноцветные капли».

Экосубботник.

коллективно-творческое дело, выставка,

систематизация знаний

1

1

2

17.10


7-8

4

Всероссийский интерактивный экоурок «Наш дом. Ничего лишнего».

Школьный этап всероссийской олимпиады по экологии.


экоурок-игра, олимпиада,

1

1

2

24.10


9-10

5

Камеральная обработка, исследование воды

систематизации исследовательских материалов


1

1

2

7.11





Раздел 2 «История и культура чувашского народа, основа для агротуризма» (6 ч.)

11-12

1

Подготовка к празднику Дня села Нижнеулу-Елга. История заселения чувашского народа на территории Ермекеевского района

систематизации исследовательских материалов

защита, практикум в библиотеке, презентации, практикум в библиотеке.

1

1

2

14.11


13-14

2

Обычаи и традиции чувашского народа моего села. Экскурсия в краеведческий музей села.

Экскурсия, систематизации исследовательских материалов, экскурсия, видеоурок, встреча с ветеранами села

1

1

2

21.11


15-16

3

Проект-презентация «Агротуризм с. Нижнеулу-Елга»

защита презентации


2

2

28.11



Раздел 3. « Экология с. Нижнеулу-Елга» (16 ч.)

17-18

1

Экология села.

систематизации исследовательских материалов

1

1

2

5.12


19-20

2

Оформление исследовательской работы «Исследование почв микрорайона школы»

защита проекта, игра


2

2

13.12


21-22

3

Характеристика растительного и животного мира лесостепей.

игра, анализ карт атласа


2

2

19.12


23-24

4

Растения и животные экотропы с. Нижнеулу-Елга

практикум картографического анализа


2

2

26.12


25-26

5

Подготовка к МАНШ по экологии исследовательской работы «Экологические проблемы моего села».

систематизации исследовательских материалов проект, анализ защита проекта, анкетирование

1

1

2

13.01


27-28

6

Подготовка ко всероссийской экоолимпиаде


2


2

16.01


29-30

7

Подготовка презентации к исследовательской работе

презентация проектной работы, выставка


2

2

23.01


31-32

8

Проект-презентация «Экология села»

Защита презентации, оформление исследовательской работы


2

2

30.01



Раздел 4. Основы экотуризма (12 ч.)

33-34

1

Подготовка к конкурсу юных экологов и лесоводов 2020. Основы гидоэкологии, почвоведения, ботаники и зоологии.

практикум,

систематизация знаний

1

1

2

6.02


35-36

2

Экотуристическое снаряжение. Условия выживания в лесу. Практикум «Юные Робинзоны»

практикум

1

1

2

13.02


37-38

3

Аптечка. Оказание первой помощи.

практикум


2

2

20.02


39-40

4

Подготовка выступления экологической агидбригады

коллективно-творческое дело коллективно-творческое дело, выставка,

систематизация знаний,

систематизация знаний


2

2

27.02


41-42

5

Экотуризм в мире. Составление презентации «Экотуристический маршрут по Башкирии».

презентация

1

1

2

5.03


43-44

6

Составление экотуристического маршрута по онлайн карте Планета Земля.

практикум, карты- онлайн


2

2

12.03







Раздел 5. «Наш дом − Земля» (20 ч.)

45-46

1

День Земли

киноурок

1

2

2

19.03.



47-48

2

День Воды.

игра


2

2

20.03


49-50

3

Экосуббота

коллективно-творческое дело, игра


2

2

2.04


51-52

4.

Экологическая неделя.

«Наш дом-Земля»

игра, презентация, киноурок

1

1

2

9.04


53-54

5

Экскурсия «Река Ря»

экскурсия, экодесант


2

2

16.04


55-56

6

Камеральная обработка и составление презентаций

систематизации исследовательских материалов

защита презентации


2

2

23.04


57-58

7

Экосубботник

экосубботник, экодесант


2

2

7.05


59-60

8

Экскурсия на молочный цех ИП Оганесян села

экскурсия, встреча с бизнесменами села


2

2

14.05


61-62

9

Камеральная обработка и составление презентаций

экскурсия, экодесант


2

2

21.05


63-64

10

Итоговый урок

круглый стол

2


2

28.05
















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Технические средства обучения:

-ноутбук

-фотоаппарат

-проектор

-экран
Обучающие видеофильмы, фонотека:
Электронные материалы:

  • «Времена года» стихи русских поэтов о природе)

  • « Экологические игры» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова

  • « Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1

  • «Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • «Дом» » (BBC :Живая природа)

  • Мастер – класс учителя химии 8-11 класс (электронное интерактивное приложение «Планета», 2016 г.)

  • Мастер – класс учителя географии 6-11 класс (электронное интерактивное приложение «Планета», 2016 г.)
    Учебно-наглядные пособия:

  • - Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнцаю

  • Демонстрационные картины и динамические модели

  • Экологические знаки «Как вести себя в лесу»

  • Карты: мира, полушарий, России, Республики Башкортостан.

  • Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам»

  • Календари природы (настенный, настольный)

  • Глобус

  • Компасы
    Оборудование и материалы.
    - Оборудование для игры «Собираемся в поход»
    - Приборы-помощники: штатив, лупы, микроскопы, магниты
    - Колбы, ёмкости
    - Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы.
    - Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы.

-Коллекция полезных ископаемых

-Коллекция солей

-Коллекция металлов и их сплавовю

-Коллекция кислот

-Коллекция щелочей.
- Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, шапочки, пипетки, весы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Нормативные правовые документы

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.);

  • Приказ МОРФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Закон РФ «ОБ образовании»;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;


1.Список литературы, рекомендованный педагогам.


  1. Андреева В.Н.Предметная неделя геграфии в школе.− Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.− 224 с.

  2. Артёмова Э.К., Дмитриев Е.В. Основы общей биооргонической химии: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2011.− 248 с.

  3. Захлебный, А.Н. Экологическое образование: проблемы и решения.−М.: Просвещние, 1992. − 123 с.

  4. Ласкина Л.Д. Экологическое образование школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы.− Волгоград: Учитель, 2012. − 170 с.

  5. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с

  6. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

  7. Ткаченко Л.Т. Мир химии. 7 класс. Книга для учителя.− Ростов-на-Дону: Легион, 2017.− 128 с.

  8. Уроки географии с применением информационных технологий.6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/авт.- сост,: С.В. Долгорукова, И.А. Кургут.− 2-изд., стереотип.- М.: Глобус, 2010.− 298 с.

  9. Чертков И.Н. Химический эксперимент с малым количеством реактивов: Кн. Для учителя.−М.: Просвещение,1989.−191 с.

2.Список литературы, рекомендованной учащимся

  1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П.Экология.9 класс. – М.: Дрофа, 1995.− 220 с.

  2. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование .−М.: Просвещение,1990.−159 с.

  3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с. 

  4. Энциклопедия. Ермекеевский район. Республика Башкортостан.− Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2010.− 200 с