СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Юный эколог" для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Программа кружка "Юный эколог"»

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Миссией образовательного учреждения является созда­ние социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная  необходимость гармонизации своего образа жизни с  окружающим социальным и природным миром,   необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной  педагогической деятельности коллектива яв­ляется образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.  Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5.  Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

•  принцип единства сознания и деятельности; 

•  принцип наглядности; 

•  принцип личностной ориентации; 

•  принцип системности и целостности; 

•  принцип экологического гуманизма; 

• принцип практической направленности

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

•  Земля - единая экосистема. 

•  Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

•  Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе. 

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игры, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог». 

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении класс­ных комнат, участие в организации экологических праздников.





ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

Личностными   результатами   изучения  курса являются: 

  Показатели в личностной  сфере  ребёнка:

-   интерес к познанию мира природы; 

-   потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-   осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-   преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. 

Метапредметными   результатами   изучения  курса являются:

·     умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

·      освоение норм и правил   социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах  разного типа (класс, школа, семья и др.);

·     способность работать с моделями изучаемых объектов  и явлений  окружающего мира. 

Предметными    результатами   изучения  курса  являются:

·     овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде;

·     усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для  природной и социальной  действительности;

·     умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;

·     владение навыками устанавливать и выявлять  причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; 

Учащиеся должны знать:

-   планета Земля - наш большой дом;

-   Солнце - источник жизни на Земле;

-   неживое и живое в природе;

-   основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-   влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

-   значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-   значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек  - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

-   способы сохранения окружающей природы;

-   что такое наблюдение и опыт;

-   экология - наука об общем доме;

-   экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

- заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

-   наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

-   оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-   ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- оценивать  поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

-проявлять  нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

 - выражать  свое отношение к природе и людям в игре и про­дуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления  сказок, мини-сочинений и т. п. 

Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.  



Программа курса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

4

2

Неживая природа

20

3

Живая природа

28

4

Мой дом

14

5

Обобщение

2

Итого

68 часов

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (4 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? Экология и мы.

Неживая природа (20 ч). Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Экскурсия на водоем. Берегите воду! Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Наблюдения за сезонными изме­нениями в неживой при­роде.

Проект: «Экологический календарь».

Живая природа (28 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие растений. Дикорастущие растения и куль­турные растения. Хвойные и лиственные растения. Охрана растений. Экологические памятки для де­тей и взрослых. Группы животных. Дикие и домашние животные. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц». Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.  Брейн-ринг «В мире животных». Агитбригада «Береги живое!». Экскурсия в музей, Проекты: «Красная книга», «Животные нашего края».

Мой дом (14 ч). Дом, где мы живем. Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. Домашние животные, уход за ними. «Наши меньшие братья» - аквари­умные рыбки. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего города.

Проект: «Огород на окошке»

Обобщение (2 ч). Итоговый тест. Анкетирование. Поле чудес «Знатоки природы». 

 

 Тематическое планирование на 2017/2018 учебный год

                    Тема

Кол-во

часов

Дата

Примечание


план.

факт.

1.

Вводное занятие.  

1

 04.09



2.

Мы – жители планеты Земля. 

1

 07.09



3.

Что такое экология?

1

 11.09



4.

Экология и мы. 

1

 14.09



5.

Солнце - источник тепла и света. 

1

18.09


 

6, 7.

Вода, ее признаки и свойства

2

21.09

25.09


 

8, 9.

Экскурсия на водоём. 

2

28.09

02.10


 

10.

Берегите воду! 

1

05.10


 

11.

Воздух и здоровье человека 

1

09.10


 

12, 13.

Почва. Состав и виды почвы. 

2

12.10

16.10


 

14.

Охрана почвы. 

1

19.10


 

15.

Погода, климат. 

1

23.10


 

16, 17.

Предсказания погоды по народным признакам. 

2

26.10

06.11


 

18, 19.

Времена года. 

2

09.11

13.11


 

20.

Наблюдения за сезонными изме­нениями в неживой природе.

1

16.11


 

21-24.

Проект: «Экологический календарь».

4

20.11

23.11

27.11

30.11


 

25, 26.

Экологические связи неживой и живой природы.

2

04.12

07.12


 

27.

Растение – живой организм. 

1

11.12


 

28.

Вода и воздух в жизни растений. 

1

14.12


 

29.

Разнообразие растений. 

1

18.12


 

30.

Дикорастущие растения и куль­турные растения. 

1

21.12


 

31,32.

Хвойные и лиственные растения. 

2

25.12

28.12


 

33.

Охрана растений. 

1

11.01


 

34.

Экологические памятки для де­тей и взрослых . 

1

15.01


 

35, 36.

Группы животных. 

2

18.01

22.01


 

37.

Дикие и домашние животные. 

1

25.01


 

38, 39.

Экскурсия в городской краеведческий музей

29.01

01.02


 

40-43.

Проект «Животные нашего края»

4

05.02

08.02

12.02

16.02


 

44.

Птицы нашего двора. 

1

26.02


 

45, 46.

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц». 

2

01.03

05.03


 

47.

Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.   

1

12.03

 


48-50.

Проект «Красная книга» 

3

 15.03

19.03

22.03



51.

Брейн-ринг «В мире животных». 

1

26.03 



52.

Агитбригада «Береги живое!». 

1

 29.03



53.

Дом, где мы живем.

1

 02.04



54.

Гигиена моего дома. Уборка квартиры. 

1

 05.04



55.

Моя школа, мой класс. 

1

 16.04



56.

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». 


 19.04



57.

Комнатные растения. 

1

 23.04



58.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». 

1

 26.04



59, 60.

Проект: «Огород на окошке»

2

 30.04

03.05



61.

Посадка цветов на школьной клумбе.

1

 07.05



62.

Домашние животные, уход за ними.

1

 10.05



63.

«Наши меньшие братья» - аквари­умные рыбки. 

1

 14.05



64.

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? 

1

 17.05



65, 66.

Экология моего города. Экологический десант. 

2

 21.05

24.05



67.

Итоговый тест. Анкетирование.

1

 28.05



68.

Поле чудес «Знатоки природы».

1

 31.05