Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром, необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип практической направленности
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
• Земля - единая экосистема.
• Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
• Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игры, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации экологических праздников.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса являются:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
· овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
· умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;
· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Учащиеся должны знать:
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
-проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Программа курса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Неживая природа | 20 |
3 | Живая природа | 28 |
4 | Мой дом | 14 |
5 | Обобщение | 2 |
Итого | 68 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (4 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? Экология и мы.
Неживая природа (20 ч). Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Экскурсия на водоем. Берегите воду! Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.
Проект: «Экологический календарь».
Живая природа (28 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие растений. Дикорастущие растения и культурные растения. Хвойные и лиственные растения. Охрана растений. Экологические памятки для детей и взрослых. Группы животных. Дикие и домашние животные. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. Брейн-ринг «В мире животных». Агитбригада «Береги живое!». Экскурсия в музей, Проекты: «Красная книга», «Животные нашего края».
Мой дом (14 ч). Дом, где мы живем. Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. Домашние животные, уход за ними. «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего города.
Проект: «Огород на окошке»
Обобщение (2 ч). Итоговый тест. Анкетирование. Поле чудес «Знатоки природы».
Тематическое планирование на 2017/2018 учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план. | факт. |
1. | Вводное занятие. | 1 | 04.09 | | |
2. | Мы – жители планеты Земля. | 1 | 07.09 | | |
3. | Что такое экология? | 1 | 11.09 | | |
4. | Экология и мы. | 1 | 14.09 | | |
5. | Солнце - источник тепла и света. | 1 | 18.09 | | |
6, 7. | Вода, ее признаки и свойства | 2 | 21.09 25.09 | | |
8, 9. | Экскурсия на водоём. | 2 | 28.09 02.10 | | |
10. | Берегите воду! | 1 | 05.10 | | |
11. | Воздух и здоровье человека | 1 | 09.10 | | |
12, 13. | Почва. Состав и виды почвы. | 2 | 12.10 16.10 | | |
14. | Охрана почвы. | 1 | 19.10 | | |
15. | Погода, климат. | 1 | 23.10 | | |
16, 17. | Предсказания погоды по народным признакам. | 2 | 26.10 06.11 | | |
18, 19. | Времена года. | 2 | 09.11 13.11 | | |
20. | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе. | 1 | 16.11 | | |
21-24. | Проект: «Экологический календарь». | 4 | 20.11 23.11 27.11 30.11 | | |
25, 26. | Экологические связи неживой и живой природы. | 2 | 04.12 07.12 | | |
27. | Растение – живой организм. | 1 | 11.12 | | |
28. | Вода и воздух в жизни растений. | 1 | 14.12 | | |
29. | Разнообразие растений. | 1 | 18.12 | | |
30. | Дикорастущие растения и культурные растения. | 1 | 21.12 | | |
31,32. | Хвойные и лиственные растения. | 2 | 25.12 28.12 | | |
33. | Охрана растений. | 1 | 11.01 | | |
34. | Экологические памятки для детей и взрослых . | 1 | 15.01 | | |
35, 36. | Группы животных. | 2 | 18.01 22.01 | | |
37. | Дикие и домашние животные. | 1 | 25.01 | | |
38, 39. | Экскурсия в городской краеведческий музей | 2 | 29.01 01.02 | | |
40-43. | Проект «Животные нашего края» | 4 | 05.02 08.02 12.02 16.02 | | |
44. | Птицы нашего двора. | 1 | 26.02 | | |
45, 46. | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». | 2 | 01.03 05.03 | | |
47. | Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. | 1 | 12.03 | | |
48-50. | Проект «Красная книга» | 3 | 15.03 19.03 22.03 | | |
51. | Брейн-ринг «В мире животных». | 1 | 26.03 | | |
52. | Агитбригада «Береги живое!». | 1 | 29.03 | | |
53. | Дом, где мы живем. | 1 | 02.04 | | |
54. | Гигиена моего дома. Уборка квартиры. | 1 | 05.04 | | |
55. | Моя школа, мой класс. | 1 | 16.04 | | |
56. | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». | | 19.04 | | |
57. | Комнатные растения. | 1 | 23.04 | | |
58. | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». | 1 | 26.04 | | |
59, 60. | Проект: «Огород на окошке» | 2 | 30.04 03.05 | | |
61. | Посадка цветов на школьной клумбе. | 1 | 07.05 | | |
62. | Домашние животные, уход за ними. | 1 | 10.05 | | |
63. | «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. | 1 | 14.05 | | |
64. | Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? | 1 | 17.05 | | |
65, 66. | Экология моего города. Экологический десант. | 2 | 21.05 24.05 | | |
67. | Итоговый тест. Анкетирование. | 1 | 28.05 | | |
68. | Поле чудес «Знатоки природы». | 1 | 31.05 | | |