МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Управление образования Администрации Неклиновского района
МБОУ В-Вознесенская СОШ
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Дубовая Г.П. Протокол пед.совета №2 от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Синеокова Е.П. Приказ №350 от «30» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
краеведческого кружка "Юный краевед"
для обучающихся 7 - 8 классjd
с. В-Вознесенка, 2024
ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Любовь к родному краю,знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться ростдуховной культуры всего общества.
Д.С.Лихачёв
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. С краеведением связана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Представленная программа рассчитана на учащихся 8 класса. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии, работа в музее и архивах.
Тема «Мой дом, моё село, моя школа» нацелена на воспитание любви, уважения к школе, как к своему второму дому, своей улице и селу как к малой родине.
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа.
Ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Неклиновского района, встречи и беседы с интересными людьми.
В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Данная программа базируется на принципах проектной деятельности.
Цели:
Создание условий для овладения знаниями о культурно-исторических и природно-географических факторах Ростовской области и Неклиновского района.
Создание условий для расширения кругозора обучающихся через изучение культуры, истории, географии родного края и малой родины.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей странына примере истории родного края и малой родины.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о краеведении как о предмете исторического и культурного развития общества;
Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего села, школы;
Развивающие:
Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;
Способствовать развитию креативных способностей и умению самостоятельно работать с источниками;
Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу, способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
Способствовать воспитанию волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории;
Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю.
Место кружка «Юный краевед»
Рабочая программа кружка «Юный краевед» разработана на 34 часа: 1 час в неделю, в соответствии с календарным учебным графиком школы на 2024-2025 учебный год. Занятия проводятся во внеурочное время.
Основные направления кружка «Юный краевед» - краеведение, изучение родного края. Программа представляет собой интегрированный курс, вводящий обучающихся в мир истории и культуры наших предков.
Принципы построения программы:
Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и обучающегося;
Принцип научности, предполагающий отбор материала инаучных источников, проверенных практикой;
Принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основные методы обучения:
Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность болеедетального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, составление презентаций PowerPoint, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений обучающихся.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед», необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в кружке «Юный краевед» помогут обучающимся достичь следующих личностных иметапредметных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного края, страны; представление о правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов нашей страны; – духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;
– эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии;
– трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
– экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической культуры;
– ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
– базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование на основе регионального материала; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;
– работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации, извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям; – эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие беседа (1 час)
Задачи, содержание программы на учебный год.
2. Разгадываем загадки Тихого Дона (4 часа)
2.1.Донской край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)
Практические занятия:
Виртуальные экскурсии в Танаис, Саркел.
2.2. Зарождение Донского казачества
Славная битва на Куликовом поле; покорение Сибири Ермаком; Михаил Романов и казаки; Азовское сидение.
Практические занятия:
Виртуальные экскурсии в Азов, Новочеркасск; выпуск презентаций в PowerPoint об истории Донского казачества.
2.3. Дон в XVII -XVIII веке, казаки Дона в войне 1812 года
Матвей Иванович Платов; Бородинское сражение; ратная служба; Крымская война
Практические занятия:
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей Ростова – на – Дону,
конкурс «Что? Где? Когда?»
2.4. Культурные традиции Донского казачества
Православие в жизни казаков; одежда, быт, нравы казаков; Дон литературный; наши земляки – художники; старинный и современный фольклор.
Практические занятия:
Виртуальная экскурсия по чеховским местам г. Таганрога,
сбор фольклорного материала в селе и прилегающих поселках и хуторах;
выпуск презентаций о культурных традициях казачества.
3. Знакомимся с Ростовской областью (3 часа)
3.1 География Ростовской области
История возникновения; географическое положение, границы, территория; полезные ископаемые; реки, озёра, каналы, водохранилища.
Практические задания:
Выпуск презентаций в PowerPoint о географическом положении Ростовской области; выпуск газет с вопросами викторины «Что? Где? Когда?» для обучающихся различных параллелей; разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.
3.2 Города и районы области
Большие и малые города области; Ростов – на - Дону – областной центр; Таганрог – город великого прошлого и большого будущего; Азов – город казачьей доблести; малые города; районные центры; культурные и исторические достопримечательности.
Практические занятия:
Интеллектуальные игры «Знаешь ли ты Землю Донскую?»; оформление альбомов о городах Ростовской области; выпуск презентаций PowerPoint о Ростове – на Дону, с. В-Вознесенка, п.Приазовский.
4. Знакомимся с Неклиновскимрайоном (2 часа)
ГеографияНеклиновскогорайона,природныедостопримечательности; культурные и историческиедостопримечательности; знаменитые люди района, район в годы ВОВ.
Практические занятия:
Посещение краеведческих музеев района, работа в краеведческом музее.
5. Село, в котором мы живём (3 часа)
Расположение Платовского поселения на карте; история заселения; происхождение географических названий;героическая роль в военных событиях прошлых веков; знаменитые земляки.
Практические занятия:
Разработка герба поселения и села, экскурсия в поселковую библиотеку; создание буклетов о знаменитых земляках.
6. Моя родная школа (3 часа)
Знакомство с историей школы; школьный архив; традиции моей школы; учителя и судьбы выпускников.
Практические занятия:
Сбор информации об учителях и выпускниках школы, оформление альбомов.
7. Музей нашей школы (10 часов)
Результаты поисковых работ: обработка и пополнение школьного музея; пропагандистская работа среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества; сотрудничество со средствами массовой информации, составление летописи поискового движения; фонды музея, их значение.
Практические занятия:
Разработка текстов экскурсий – обзорной и тематической, организация поиска по направлению «Летопись моей школы»; оформление экспозиций, стендов; создание презентаций на основе собранного материала.
8. Мой дом, моя семья (3 часа)
История моей семьи, происхождение фамилии; история моего дома, улицы.
Практические занятия:
Составление генеалогического древа (родословной семьи); создание альбомов-презентаций о доме, улице.
9. Туристские навыки (2 часа)
Туристическое снаряжение,техника безопасности туриста; туристические маршрутыПлатовского поселения, Неклиновского района, Ростовской области.
Практические занятия:
Поход выходного дня; разработка туристических маршрутов.
10. Охрана природы (2 часа)
Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе; охрана рек, родников, водоёмов; охрана птиц и животных; ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся; Красная книга.
Практические занятия:
Поход выходного дня; экологический субботник; учебно-познавательная игра – «Учись, играя»
11. Итоговое занятие (1 час)
Конкурс «Юный краевед» - презентация работ.
Календарно-тематическое планирование
№ раздела /темы | Разделы и темы программы | Кол-во часов | Планируемая дата |
1 | Вводное занятие | 1 | 04.09.2024 |
2 | Разгадываем загадки Тихого Дона | 4 | |
1 | Донской край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов) | 1 | 11.09.2024 |
2 | Зарождение Донского казачества | 1 | 18.09.2024 |
3 | Дон в 17 -18 веках, казаки Дона в войне 1812 года | 1 | 25.09.2024 |
4 | Культурные традиции Донского казачества | 1 | 02.10.2024 |
3 | Знакомимся с Ростовской областью | 3 | |
1 | География Ростовской области | 1 | 09.10.2024 |
2 | Города и районы области | 2 | 16.10.2024 23.10.2024 |
4 | Знакомимся с Неклиновским районом | 2 | |
1 | География Неклиновского района. Культурные и исторические достопримечательности | 1 | 06.11.2024 |
2 | Район в годы ВОВ | 1 | 13.11.2024 |
5 | Село, в котором мы живём | 3 | |
1 | История возникновения, природа | 1 | 20.11.2024 |
2-3 | Знаменитые люди поселения | 2 | 27.11.2024 04.12.2024 |
6 | Моя родная школа | 3 | |
1 | История школы | 1 | 11.12.2024 |
2 | Учительский коллектив | 1 | 18.12.2024 |
3 | Выпускники школы | 1 | 25.12.2024 |
7 | Музей нашей школы | 10 | |
1 | Сохранение памяти о жизни предшествующих поколений. Назначение музея. Фонды музея | 1 | 15.01.2025 |
2-6 | Поисковая работа по сбору материала для школьного музея. | 5 | 22.01.2025 29.01.2025 05.02.2025 12.02.2025 19.02.2025 |
7-10 | Оформление экспозиций, стендов. Создание презентаций на основе собранного материала. | 4 | 26.02.2025 05.03.2025 12.03.2025 19.03.2025 |
8 | Мой дом, моя семья | 3 | |
1 | Мой дом | 1 | 02.04.2025 |
2-3 | Моя родословная | 2 | 09.04.2025 16.04.2025 |
9 | Туристские навыки | 2 | |
1 | Туристическое снаряжение, техника безопасности туриста | 1 | 23.04.2025 |
2 | Туристические маршруты Платовского поселения, Неклиновского района, Ростовской области | 1 | 30.04.2025 |
10 | Охрана природы | 2 | |
1 | Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе | 1 | 07.05.2025 |
2 | Охрана рек, родников, водоёмов. Охрана птиц и животных Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся Красная книга | 1 | 14.05.2025 |
11 | Итоговое занятие | 1 | 21.05.2025 |
| Итого | 34 | |
Литература для учителя и учащихся
1. Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004
2. Донская история в вопросах и ответах/ под редЕ.И.Дулимова.- Изд-во ДЮИ: Ростов н/Д, 1997
3. Кислицын С.А. История Донского края XX век. - Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004
4. СамаринаН.В., Витюк О.Г. История Донского края XVII-XIX век .- Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2006
Учебно-методическое обеспечение
1. Ивлиева, О.В. Тесты по комплексному краеведению Ростовской области (с аннотациями) / Г.П. Долженко, О.В. Трунникова, Южный федеральный университет, О.В. Ивлиева .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2013
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие – Воронеж, 2006
3. Методические рекомендации по созданию региональной сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов от 25.06.2020