СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный краевед"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный краевед"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ростовской области

Управление образования Администрации Неклиновского района

МБОУ В-Вознесенская СОШ





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________

Дубовая Г.П.

Протокол пед.совета №2

от «30» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Синеокова Е.П.

Приказ №350

от «30» августа 2024 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


краеведческого кружка "Юный краевед"

для обучающихся 7 - 8 классjd















с. В-Вознесенка, 2024

ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Любовь к родному краю,знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться ростдуховной культуры всего общества.

Д.С.Лихачёв


Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. С краеведением связана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на учащихся 8 класса. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии, работа в музее и архивах.

Тема «Мой дом, моё село, моя школа» нацелена на воспитание любви, уважения к школе, как к своему второму дому, своей улице и селу как к малой родине.

Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа.

Ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Неклиновского района, встречи и беседы с интересными людьми.

В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

Данная программа базируется на принципах проектной деятельности.


Цели:

Создание условий для овладения знаниями о культурно-исторических и природно-географических факторах Ростовской области и Неклиновского района.

Создание условий для расширения кругозора обучающихся через изучение культуры, истории, географии родного края и малой родины.

Создание условий для формирования и развития у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей странына примере истории родного края и малой родины.


Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о краеведении как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего села, школы;

  • Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе;

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;

  • Способствовать развитию креативных способностей и умению самостоятельно работать с источниками;

  • Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу, способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;

  • Способствовать воспитанию волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю.

Место кружка «Юный краевед»

Рабочая программа кружка «Юный краевед» разработана на 34 часа: 1 час в неделю, в соответствии с календарным учебным графиком школы на 2024-2025 учебный год. Занятия проводятся во внеурочное время.


Основные направления кружка «Юный краевед» - краеведение, изучение родного края. Программа представляет собой интегрированный курс, вводящий обучающихся в мир истории и культуры наших предков.


Принципы построения программы:

  • Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и обучающегося;

  • Принцип научности, предполагающий отбор материала инаучных источников, проверенных практикой;

  • Принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основные методы обучения:

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность болеедетального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, составление презентаций PowerPoint, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений обучающихся.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед», необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Занятия в кружке «Юный краевед» помогут обучающимся достичь следующих личностных иметапредметных результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного края, страны; представление о правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов нашей страны; – духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;

эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии;

трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической культуры;

ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные учебные познавательные действия:

базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование на основе регионального материала; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;

работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации, извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

Универсальные учебные регулятивные действия:

самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям; – эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;

принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие беседа (1 час)

Задачи, содержание программы на учебный год.

2. Разгадываем загадки Тихого Дона (4 часа)

2.1.Донской край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)

Практические занятия:

Виртуальные экскурсии в Танаис, Саркел.

2.2. Зарождение Донского казачества

Славная битва на Куликовом поле; покорение Сибири Ермаком; Михаил Романов и казаки; Азовское сидение.

Практические занятия:

Виртуальные экскурсии в Азов, Новочеркасск; выпуск презентаций в PowerPoint об истории Донского казачества.

2.3. Дон в XVII -XVIII веке, казаки Дона в войне 1812 года

Матвей Иванович Платов; Бородинское сражение; ратная служба; Крымская война

Практические занятия:

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей Ростова – на – Дону,
конкурс «Что? Где? Когда?»

2.4. Культурные традиции Донского казачества

Православие в жизни казаков; одежда, быт, нравы казаков; Дон литературный; наши земляки – художники; старинный и современный фольклор.

Практические занятия:

Виртуальная экскурсия по чеховским местам г. Таганрога,
сбор фольклорного материала в селе и прилегающих поселках и хуторах;
выпуск презентаций о культурных традициях казачества.

3. Знакомимся с Ростовской областью (3 часа)

3.1 География Ростовской области

История возникновения; географическое положение, границы, территория; полезные ископаемые; реки, озёра, каналы, водохранилища.

Практические задания:

Выпуск презентаций в PowerPoint о географическом положении Ростовской области; выпуск газет с вопросами викторины «Что? Где? Когда?» для обучающихся различных параллелей; разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.

3.2 Города и районы области

Большие и малые города области; Ростов – на - Дону – областной центр; Таганрог – город великого прошлого и большого будущего; Азов – город казачьей доблести; малые города; районные центры; культурные и исторические достопримечательности.

Практические занятия:

Интеллектуальные игры «Знаешь ли ты Землю Донскую?»; оформление альбомов о городах Ростовской области; выпуск презентаций PowerPoint о Ростове – на Дону, с. В-Вознесенка, п.Приазовский.

4. Знакомимся с Неклиновскимрайоном (2 часа)

ГеографияНеклиновскогорайона,природныедостопримечательности; культурные и историческиедостопримечательности; знаменитые люди района, район в годы ВОВ.

Практические занятия:

Посещение краеведческих музеев района, работа в краеведческом музее.

5. Село, в котором мы живём (3 часа)

Расположение Платовского поселения на карте; история заселения; происхождение географических названий;героическая роль в военных событиях прошлых веков; знаменитые земляки.

Практические занятия:

Разработка герба поселения и села, экскурсия в поселковую библиотеку; создание буклетов о знаменитых земляках.

6. Моя родная школа (3 часа)

Знакомство с историей школы; школьный архив; традиции моей школы; учителя и судьбы выпускников.

Практические занятия:

Сбор информации об учителях и выпускниках школы, оформление альбомов.

7. Музей нашей школы (10 часов)

Результаты поисковых работ: обработка и пополнение школьного музея; пропагандистская работа среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества; сотрудничество со средствами массовой информации, составление летописи поискового движения; фонды музея, их значение.

Практические занятия:

Разработка текстов экскурсий – обзорной и тематической, организация поиска по направлению «Летопись моей школы»; оформление экспозиций, стендов; создание презентаций на основе собранного материала.

8. Мой дом, моя семья (3 часа)

История моей семьи, происхождение фамилии; история моего дома, улицы.

Практические занятия:

Составление генеалогического древа (родословной семьи); создание альбомов-презентаций о доме, улице.

9. Туристские навыки (2 часа)

Туристическое снаряжение,техника безопасности туриста; туристические маршрутыПлатовского поселения, Неклиновского района, Ростовской области.

Практические занятия:

Поход выходного дня; разработка туристических маршрутов.

10. Охрана природы (2 часа)

Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе; охрана рек, родников, водоёмов; охрана птиц и животных; ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся; Красная книга.

Практические занятия:

Поход выходного дня; экологический субботник; учебно-познавательная игра – «Учись, играя»

11. Итоговое занятие (1 час)

Конкурс «Юный краевед» - презентация работ.





















Календарно-тематическое планирование

№ раздела /темы

Разделы и темы программы

Кол-во часов

Планируемая дата

1

Вводное занятие

1

04.09.2024

2

Разгадываем загадки Тихого Дона

4


1

Донской край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)

1

11.09.2024

2

Зарождение Донского казачества

1

18.09.2024

3

Дон в 17 -18 веках, казаки Дона в войне 1812 года

1

25.09.2024

4

Культурные традиции Донского казачества

1

02.10.2024

3

Знакомимся с Ростовской областью

3


1

География Ростовской области

1

09.10.2024

2

Города и районы области

2

16.10.2024

23.10.2024

4

Знакомимся с Неклиновским районом

2


1

География Неклиновского района. Культурные и исторические достопримечательности

1

06.11.2024

2

Район в годы ВОВ

1

13.11.2024

5

Село, в котором мы живём

3


1

История возникновения, природа

1

20.11.2024

2-3

Знаменитые люди поселения

2

27.11.2024

04.12.2024

6

Моя родная школа

3


1

История школы

1

11.12.2024

2

Учительский коллектив

1

18.12.2024

3

Выпускники школы

1

25.12.2024

7

Музей нашей школы

10


1

Сохранение памяти о жизни предшествующих поколений. Назначение музея. Фонды музея

1

15.01.2025

2-6

Поисковая работа по сбору материала для школьного музея.

5

22.01.2025

29.01.2025

05.02.2025

12.02.2025

19.02.2025

7-10

Оформление экспозиций, стендов. Создание презентаций на основе собранного материала.

4

26.02.2025

05.03.2025

12.03.2025

19.03.2025

8

Мой дом, моя семья

3


1

Мой дом

1

02.04.2025

2-3

Моя родословная

2

09.04.2025

16.04.2025

9

Туристские навыки

2


1

Туристическое снаряжение,

техника безопасности туриста

1

23.04.2025

2

Туристические маршруты Платовского поселения, Неклиновского района, Ростовской области

1

30.04.2025


10

Охрана природы

2


1

Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе

1

07.05.2025


2

Охрана рек, родников, водоёмов.

Охрана птиц и животных

Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся

Красная книга

1

14.05.2025


11

Итоговое занятие

1

21.05.2025


Итого

34




Литература для учителя и учащихся


1. Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004

2. Донская история в вопросах и ответах/ под редЕ.И.Дулимова.- Изд-во ДЮИ: Ростов н/Д, 1997

3. Кислицын С.А. История Донского края XX век. - Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004

4. СамаринаН.В., Витюк О.Г. История Донского края XVII-XIX век .- Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2006


Учебно-методическое обеспечение

1. Ивлиева, О.В. Тесты по комплексному краеведению Ростовской области (с аннотациями) / Г.П. Долженко, О.В. Трунникова, Южный федеральный университет, О.В. Ивлиева .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2013

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие – Воронеж, 2006

3. Методические рекомендации по созданию региональной сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов от 25.06.2020