Программа кружка
«Моделирование из бумаги»
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Моделирование из бумаги» является модифицированной программой социально-педагогической направленности.
Актуальность программы
Данная направленность способствует социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения.
Программа "Моделирование из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, аппликация, оригами, торцевание дает возможность поверить в себя, в свои способности. Занятия с бумагой позволят детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и обрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи и отличительные особенности данной программы
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Важно обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Не подгонять развитие детей, а предупреждать возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей и корригировать имеющие отклонения. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Разработанная программа адаптирована для учащихся коррекционной начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в различных техниках. На занятиях кроме овладения техниками работы с бумагой, дети углубляют свои познания об окружающем мире.
Цель программы –
Организация досуговой деятельности. Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствование их систематизации;
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Формирование умения следовать устным инструкциям.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в различных техниках.
Развивающие:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомер.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к бумажному творчеству.
Гармонизация общения и взаимоотношений детей.
Расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных.
Воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально адекватными способами, стремления соблюдать нравственно – этические нормы.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Условия реализации программы
(Возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий, наполняемость групп).
Возраст детей, на который расчитанна программа:7-12лет.
В связи со спецификой формирования классов срок реализации программы: _______________________.
Занятия проводятся 1 раз в неделю для каждой группы, с ноября по май.
Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять 6-7 человек.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты и способы их выявления
В результате обучения в кружке в течение четверти предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с различными техниками работы с бумагой (конструирование, аппликация, оригами, торцевание и др.);
научатся основным приемам работы с бумагой;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы выявления – педагогическое наблюдение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту | |
Раздел 1. Ознакомительное занятие ( 1 час) |
1 | ТБ. Знакомство с историей бумаги. | 1 | | | |
Раздел 2. Оригами (7 часов) |
2-3 | Знакомство с техникой оригами | 2 | | | |
4 | Приемы складывания бумаги | 1 | | | |
5-6 | Основные элементы в оригами | 2 | | | |
7-8 | Создание фигур оригами | 2 | | | |
Раздел 3. Торцевание (6 часов) |
9-10 | ТБ. Знакомство с техникой торцевания. | 2 | | | |
11-12 | Основные приемы торцевания | 2 | | | |
13-14 | Создание изделий в технике торцевание | 2 | | | |
Раздел 4. Аппликация (6 часов) |
15-16 | Знакомство с техникой аппликация | 2 | | | |
17-18 | Основные способы резания и надрезания бумаги | 2 | | | |
19-20 | Создание композиций | 2 | | | |
Раздел 5. Конструирование (8 часов) |
21-22 | Знакомство с техникой конструирование | 2 | | | |
23-24 | Создание геометрических фигур из бумаги | 2 | | | |
25-26 | Создание игрушек из бумаги | 2 | | | |
27-28 | Выполнение поделок | 2 | | | |
Раздел 6. Оформление выставочных работ ( 7 часов) |
29 | ТБ при выполнении работы | | | | |
30-31 | Содержание плана работы | | | | |
32-33 | Выполнение этапов изготовления изделия | | | | |
34-35 | Оформление работ | | | | |
Итого: | 35 часов |
Содержание программы
Ознакомительное занятие (1час)
Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами.
Знакомство с историей бумаги.
Оригами (2часа)
Знакомство с историей оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «Базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Складывания изделий на основе простых базовых форм.
Торцевание (2часа)
Беседа по теме занятия. Знакомство с техникой, показ приемов. Изготовление плоскостных и объемных изделий.
Аппликация (1час)
Беседа по теме занятия. Создание плоскостных и объемных композиций. Упражнение в вырезании, надрезании, вырезании мелких деталей, наклеивании. Отработка навыков применения инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)
Конструирование (1час)
Беседа по теме занятия. Конструирование поделок и игрушек из разных видов бумаги. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.
Оформление выставочных работ (1час)
Оформление выставок работ учащихся.
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия: • Научная, специальная, методическая литература.
(См. Список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
Стенд «Базовые формы, условные знаки, принятые в оригами»;
образцы изделий;
таблица рекомендуемых цветовых сочетаний;
конспекты занятий.
Тексты выступлений:
1.Доклад на педсовете «Коррекционная направленность занятий оригами. Особенности работы со слабовидящими детьми».
2.Доклад на методобъединении «Занятия оригами как средство развития и коррекции познавательных процессов младших школьников с отклонениями в развитии».
Материальное обеспечение программы
• Учебные столы и стулья
• Выставочные стенды
• Журналы и книги по работе с бумагой
• Альбом для лучших работ
• Белая бумага (Офисная)
• Цветная бумага для аппликаций
• Цветная бумага (офисная)
• Цветная бумага двухсторонняя
• Цветной картон
• Гофрированная бумага
• Калька
• Бумага для акварели
• Салфетки
• Линейки
• Треугольники
• Простые карандаши
• Цветные карандаши
• Стирательные резинки
• Фломастеры
• Краски акварельные
• Гуашь
• Ножницы
• Клей ПВА
• Клей карандаш
• Кисточки для клея
• Кисточки для красок
• Бумажные салфетки