СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Мой край родной"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Мой край родной"»




Муниципальное казенное образовательное учреждение

Баклушинская средняя школа





Приоритетный национальный проект образования «Страна талантов»



Номинация: рабочая программа

Тема: Программа краеведческого кружка

«Мой родной край» (Павловский)







Работу выполнила:

Учитель истории и обществознания

Хабиева Халимя Мансуровна



















2016 год



Введение


Сегодня в практике школы вопрос о патриотическом воспитании без преувеличения может быть назван центральным. Актуальность этого вопроса обусловлена обновлением содержания и качества обучения, осуществления единства трудового, нравственного и патриотического воспитания учащихся, необходимостью укреплять связь обучения с жизнью, формировать у учащихся приемы и способы самообразования. Школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы;

- научить их учиться;

- научить жить;

- научить жить вместе;

- научить работать и зарабатывать;

Я предлагаю программу кружка «Мой родной край» (Павловский).

Содержание программы «Мой край родной» нацелено на формирование у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм. При этом необходимо помнить, что гражданином мира может быть только тот человек, который научился быть гражданином своей страны и своего народа, который является патриотом не на славах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, его достижения и культуру. Подлинный патриотизм воспитывается на лучших чувствах к родным местам, к отчему краю. Лев Николаевич Толстой писал «Без своей ясной Поляны я не смог бы представить всю Россию и моё отношение к ней, не смог бы до пристрастия любить Отечество».

Чтобы по – настоящему любить свой край, надо хорошо его знать. Причём, недостаточно быть, только в курсе дел нынешних. Следует иметь ясное представление об историческом прошлом родных мест, о том, как жили здесь предшествующие нам поколения людей.

Хорошо сказал как-то Герцен: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего».

Главным в данной программе является изучение родного края. Программа помогает приобщить детей к мировому историческо – культурному наследию, особенностям организации разными народами мира окружающего пространства.

Учащиеся должны знать:

даты событий, термины, понятия истории родного края;  

исторические памятники и культовые места села (района);

 сведения о жизни и деятельности земляков уметь:

анализировать исторические источники, документы;

 описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними;  

Кружок рассчитан на учащихся 7-9 классов.

Срок реализации программы: 1 год (по 2 час в неделю)

Работа краеведческого кружка «Мой родной край» осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, 
самостоятельные работы).
2.    Практическом (экскурсии, практикумы в музее, творческие отчёты, записи).

Цель программы:

Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Павловского района, села Муратовка и села Баклуши; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи:

1.Изучение прошлого и настоящего Павловского района, села Муратовка и села Баклши, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном районе и селах.

3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры

7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.


Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность


Формы и методы проведения занятий:

- Беседа.

- Экскурсия.

- Сообщения.

- Беседы – встречи.

- Конкурсы.

- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.

- Презентации.

- Конференции.

       

Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание презентаций: «Мой родной Павловский край», «Родная глубинка» (о истории села Муратовка), «Моя малая родина» (о истории с. Баклуши), «Помним все подвиг Н.Шутова».

Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

                 

































Учебно – тематический план

Темы

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1.

Введение.

* Краеведение – наука о родном крае.

* Что изучает краеведение. *Источники изучения родного края. *Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

2

1

1

2.

Наш край на карте СССР. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир

2

1

1

3

Среди лесов дремучих

*История населения земли Павловской

*Времена крепостничества

*Освобождение крестьян»

*Эхо первой русской революции

4

4

-

1

1

1

1

1

-

1

1

-

4.

Советский период:

Коллективизация сельского хозяйства.

Упрочнение колхозного строя

Ремесло торговля

Духовная жизнь района

Культура и искусство

Просвещение

Становление здравоохранения

(Павловская ЦРБ,

Баклушинский ФАП)

Они заслонили Отчизну собой (герои Великой Отечественной)

ОВД (отдел внутренних дел)

14

9

5

1

1

-

2

1

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

2


1

1


1

1


1

1


-

5

Выдающиеся люди района

*Школьник с Правительственной наградой (Филиппов П.Е.)

*Михаил Андреевич Суслов

* Посол Советского Союза (Виноградов С.А.)

*Сибгат Гафуров

*Певец из Холстовки (Роман Трифонов)

* Старший колхозник (Герасимов П.И.)

* Председатель совета (Козлов Н.И.)

* И в труде как в бою ( Станков В.П.)

*Дважды удостоен (Панферов В.И.)

*Доярка А.А. Богатова

2




1

1

6.

Павловский край сегодня

2

1

1

7.

Я и мое село. Рождение сел. (Муратовка и Баклуши). Сбор материала для создания папки.

1

1

1

8.

Названия улиц нашего села. История в названиях улиц. С. Муратовка. С. Баклуши).

3

2

1

9.

Наши земляки и Великая Отечественная война. Тыл во имя Победы. (Сбор материала для создания папки)

5

1

1

10

Обработка собранного материала

5

2

3

11

Создание презентации

2

-

2


Основные даты и события истории Павловского района

1

1

1

12

Выступлениев в конференции

1

1

1


Итого

44

25

19

















I. Дидактический материал:

1. Путеводитель по экспозициям музея;

2. Карточки с незаконченными предложениями;

3. Анкеты;

4. Вопросники;

II. Материально-техническая база:

Фотоаппарат;

Видеокамера;

III.Список литературы

  1. Павловка и Павловский край: Исторические очерки, предания. Картинки, рисунки и фотографии о Павловском районе в популярном изложении. Авторикий коллектив: А.А. Калачев, А.А. Панферов. Н.Н. Устюхин. О.Г. Шейпак. Ульяновск: ООО «Издательский центр «пресса», 2003. – 176 с., ил.

  2. «Павловска и Павловский край. Над альбомом работали: Н.Д. Макаров, Р.Ф. Ахмеров – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения». 2013. – 240 с. . ил.

  3. Природные условия Ульяновской области. Под редакцией А.П. Дедкова. Издательство Казанского университета, 1978 г.

  4. Особо хораняемые природные территории Ульяновской области. Под редакцией В.В. Благовещенского. Ульяновск: Дом печати, 1977 г.

  5. Ульяновская – Симбирская энциклопедия в двух томах. Ульяновск: Симбирская книга, 2000 и 2004 г.г.

  6. Материалы школьного музея «Боевой и трудовой Славы».