Муниципальное казенное образовательное учреждение
Баклушинская средняя школа
Приоритетный национальный проект образования «Страна талантов»
Номинация: рабочая программа
Тема: Программа краеведческого кружка
«Мой родной край» (Павловский)
Работу выполнила:
Учитель истории и обществознания
Хабиева Халимя Мансуровна
2016 год
Введение
Сегодня в практике школы вопрос о патриотическом воспитании без преувеличения может быть назван центральным. Актуальность этого вопроса обусловлена обновлением содержания и качества обучения, осуществления единства трудового, нравственного и патриотического воспитания учащихся, необходимостью укреплять связь обучения с жизнью, формировать у учащихся приемы и способы самообразования. Школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы;
- научить их учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать;
Я предлагаю программу кружка «Мой родной край» (Павловский).
Содержание программы «Мой край родной» нацелено на формирование у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм. При этом необходимо помнить, что гражданином мира может быть только тот человек, который научился быть гражданином своей страны и своего народа, который является патриотом не на славах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, его достижения и культуру. Подлинный патриотизм воспитывается на лучших чувствах к родным местам, к отчему краю. Лев Николаевич Толстой писал «Без своей ясной Поляны я не смог бы представить всю Россию и моё отношение к ней, не смог бы до пристрастия любить Отечество».
Чтобы по – настоящему любить свой край, надо хорошо его знать. Причём, недостаточно быть, только в курсе дел нынешних. Следует иметь ясное представление об историческом прошлом родных мест, о том, как жили здесь предшествующие нам поколения людей.
Хорошо сказал как-то Герцен: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего».
Главным в данной программе является изучение родного края. Программа помогает приобщить детей к мировому историческо – культурному наследию, особенностям организации разными народами мира окружающего пространства.
Учащиеся должны знать:
даты событий, термины, понятия истории родного края;
исторические памятники и культовые места села (района);
сведения о жизни и деятельности земляков уметь:
анализировать исторические источники, документы;
описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними;
Кружок рассчитан на учащихся 7-9 классов.
Срок реализации программы: 1 год (по 2 час в неделю)
Работа краеведческого кружка «Мой родной край» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее, творческие отчёты, записи).
Цель программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Павловского района, села Муратовка и села Баклуши; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи:
1.Изучение прошлого и настоящего Павловского района, села Муратовка и села Баклши, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном районе и селах.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры
7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
- Конференции.
Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание презентаций: «Мой родной Павловский край», «Родная глубинка» (о истории села Муратовка), «Моя малая родина» (о истории с. Баклуши), «Помним все подвиг Н.Шутова».
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Учебно – тематический план
№ | Темы | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические часы | Практические часы |
1. | Введение. * Краеведение – наука о родном крае. * Что изучает краеведение. *Источники изучения родного края. *Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае | 2 | 1 | 1 |
2. | Наш край на карте СССР. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир | 2 | 1 | 1 |
3 | Среди лесов дремучих *История населения земли Павловской *Времена крепостничества *Освобождение крестьян» *Эхо первой русской революции | 4 | 4 | - |
1 | 1 | 1 |
1 | 1 | - |
1 | 1 | - |
4. | Советский период: Коллективизация сельского хозяйства. Упрочнение колхозного строя Ремесло торговля Духовная жизнь района Культура и искусство Просвещение Становление здравоохранения (Павловская ЦРБ, Баклушинский ФАП) Они заслонили Отчизну собой (герои Великой Отечественной) ОВД (отдел внутренних дел) | 14 | 9 | 5 |
1 | 1 | - |
2 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 |
1 | 1 | - |
1 | 1 | - |
1 | 1 | - |
2 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 |
1 1 | 1 1 | - |
5 | Выдающиеся люди района *Школьник с Правительственной наградой (Филиппов П.Е.) *Михаил Андреевич Суслов * Посол Советского Союза (Виноградов С.А.) *Сибгат Гафуров *Певец из Холстовки (Роман Трифонов) * Старший колхозник (Герасимов П.И.) * Председатель совета (Козлов Н.И.) * И в труде как в бою ( Станков В.П.) *Дважды удостоен (Панферов В.И.) *Доярка А.А. Богатова | 2 | 1 | 1 |
6. | Павловский край сегодня | 2 | 1 | 1 |
7. | Я и мое село. Рождение сел. (Муратовка и Баклуши). Сбор материала для создания папки. | 1 | 1 | 1 |
8. | Названия улиц нашего села. История в названиях улиц. С. Муратовка. С. Баклуши). | 3 | 2 | 1 |
9. | Наши земляки и Великая Отечественная война. Тыл во имя Победы. (Сбор материала для создания папки) | 5 | 1 | 1 |
10 | Обработка собранного материала | 5 | 2 | 3 |
11 | Создание презентации | 2 | - | 2 |
| Основные даты и события истории Павловского района | 1 | 1 | 1 |
12 | Выступлениев в конференции | 1 | 1 | 1 |
| Итого | 44 | 25 | 19 |
I. Дидактический материал:
1. Путеводитель по экспозициям музея;
2. Карточки с незаконченными предложениями;
3. Анкеты;
4. Вопросники;
II. Материально-техническая база:
Фотоаппарат;
Видеокамера;
III.Список литературы
Павловка и Павловский край: Исторические очерки, предания. Картинки, рисунки и фотографии о Павловском районе в популярном изложении. Авторикий коллектив: А.А. Калачев, А.А. Панферов. Н.Н. Устюхин. О.Г. Шейпак. Ульяновск: ООО «Издательский центр «пресса», 2003. – 176 с., ил.
«Павловска и Павловский край. Над альбомом работали: Н.Д. Макаров, Р.Ф. Ахмеров – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения». 2013. – 240 с. . ил.
Природные условия Ульяновской области. Под редакцией А.П. Дедкова. Издательство Казанского университета, 1978 г.
Особо хораняемые природные территории Ульяновской области. Под редакцией В.В. Благовещенского. Ульяновск: Дом печати, 1977 г.
Ульяновская – Симбирская энциклопедия в двух томах. Ульяновск: Симбирская книга, 2000 и 2004 г.г.
Материалы школьного музея «Боевой и трудовой Славы».