СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка _Подвижные игры_ 5-9 классы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Подвижные игры" для 5-9 классов разработана на 1 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка _Подвижные игры_ 5-9 классы»

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с следующими нормативными документами

Нормативно-правовое обеспечение программы

Международные акты и документы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Федеральные акты и документы

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изменением от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660).

5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).

7. Письмо Минобразования РФ от 20.05.2003 № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».

8. Письмо Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей. Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей»).

9. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

10. Письмо Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 06-1260 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»).

11. Письмо Минобрнауки РФ № 3242 от 18.11.2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

12. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2015г. «Методические рекомендациии по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

Региональные акты и документы

13. Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2013№ 1698).

14. Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 г. № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» (в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737-пп).

15. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 348-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013-2018 годы».


Цель и задачи Программы

Цель программы: развивать физические качества обучающихся 5-9 классов и совершенствовать двигательные, удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.


Задачи программы

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других.

Развивающие:

  • Развивать скоростно-силовых качеств, ловкость, уважение к товарищам;

  • развивать активность и творчество обучающихся, любознательность, честность;

Образовательные:

  • повысить интерес обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

  • обучить правилам подвижных игр различной направленности, элементам спортивных игр.


2. Планируемые результаты

Организация деятельности по программе создаст условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

Личностными результатами освоения являются следующие умения:

  1. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

  2. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

  3. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

  4. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметные результаты

Метапредметными результатами освоения являются следующие умения:

  1. Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.

  2. Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.

  3. Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.

  4. Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.

  5. Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

  6. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.

  7. Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

  8. Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.

  9. Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.

  10. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

  11. Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.


Предметные результаты

Предметными результатами  освоения являются следующие умения:

  1. Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека.

  2. Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.

  3. Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  4. Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.

  5. Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

  6. Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.

  7. В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

  8. Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.

  9. Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.

  10. Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


3. Содержание программы

Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини -футбол), правила соревнований.

В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию

общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.

В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Методы и формы обучения:

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт.

Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю.

Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы

проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.

Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы:

-методы упражнений;

-игровой;

-соревновательный;

-круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

-в целом;

-по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у уча щихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения.

Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления. Направление движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Повороты в движении.

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях — наклоны, повороты туловища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения с предметами.

Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.

Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами— броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2—4 кг).

Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.

Акробатические упражнения.

Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).

Подвижные игры и эстафеты.

Игры с мячом;

игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;

эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения.

Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500 м.

Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста).

Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.

Метания.

Гимнастические упражнения.

Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца;

опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для развития силы.

Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.

Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.

Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.

Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).

Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.

Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.

Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.

Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То

же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).

В упоре лежа хлопки ладонями.

Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.

Сжимание теннисного (резинового) мяча.

Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).

Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.

Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.

Упражнения для развития быстроты.

Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях).

Бег с изменением направления (до 180°). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. д. Челночный бег 2x10 м, 4X5 м, 4X10 м, 2X15 м и т. п. Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. Бег боком и спиной вперед (на 10-20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками, стоящими или медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).

Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).

Упражнения для развития ловкости.

Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др. Упражнения для развития специальной выносливости.

Переменный и повторный бег с мячом.

Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности.

Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.

Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.

Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге).

Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.

Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега — выпадом, прыжком и переступанием.

Техника и тактика игры

Техника игры. Удары по мячу ногой. Резаные удары внешней и внутренней частями подъема по летящему мячу. Удар «подсечка» (носком). Бросок мяча подъемом. Переводы мяча стопой и грудью. Удары на точность, силу и дальность, Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с поворотом до 180°. Удары в прыжке с падением. Удары на точность, силу и дальность.

Остановка мяча. Остановка с поворотом до 180° — внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча, грудью — летящего мяча. Остановка подъемом опускающегося мяча. Остановка мяча в движении. Ведение мяча. Ведение мяча изученными способами, выполняя рывки и обводку. Ложные движения (финты). Имитируя желание овладеть мячом, катящимся навстречу или сбоку, неожиданно пропустить мяч между ног или сбоку (для партнера). Перенести правую ногу через мяч влево и, наклоняя туловище влево, послать мяч внутренней частью подъема левой ноги слева от соперника, обежать его справа и продолжить ведение мяча (финт Месхи). Выполнение двух следующих один за другим финтов (если первый финт противник сумел разгадать). Отбор мяча. Отбор мяча в «полушпагате», «шпагате» и подкате. Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча с разбега. Техника игры вратаря. Отбивание мяча кулаком в прыжке на выходе из ворот. Отбивание мяча ногой, катящегося или низко летящего вблизи вратаря. Действия вратаря против вышедшего с мячом противника; ловля мяча без падения и с броском в ноги (в группировке и без группировки). Повторный бросок на мяч.

Тактика игры. В нападении. Создание численного перевеса в атаке за счет скоростного маневрирования по фронту и за счет подключения из глубины обороны полузащитников и защитников. Смена флангов атаки путем точной длинной передачи мяча на свободный от игроков соперника фланг (со своевременным подключением партнера). Взаимодействие при развитии атак вблизи ворот противника и завершении атаки ударом по воротам. Комбинации с переменой мест. В защите. Игра центральных защитников по зонному принципу. Создание численного превосходства в обороне. Действия при начале атаки соперника из стандартных положений вблизи своих ворот. Перестройка от обороны к началу и развитию атаки.

Тактика вратаря. Выбор места в штрафной площади при ловле мяча на выходе и на перехвате. Руководство игрой партнеров по обороне. Ввод мяча в игру. Организация контратаки. Инструкторская и судейская практика.















4. Календарно-тематический план


Тема занятия

Дата

Примечание

План

Факт

Т/Б и правила поведения на спортивной площадке и в спортивном зале. Подвижные игры с элементами футбола. Правила игры.

7.09.



Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма.

14.09



Совершенствование ударов по мячу, остановки мяча.

21.09



Совершенствование остановки мяча внутренней стороной стопы и подошвой.

28.09



Остановка катящего мяча внешней стороной стопы.

5.10



Остановка мяча грудью.

12.10



Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы.

19.10



Совершенствование остановки мяча.

26.10



Совершенствование культуры передачи мяча и остановки мяча в парах, тройках.

9.11



Совершенствование передачи мяча на месте и в движении.

16.11



Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема; внешней стороной подъема, носком.

23.11



Удар по неподвижному мячу внешней частью подъема.

30.11



Обводка с помощью обманных движений (финтов).

7.12



Игра вратаря. Ловля катящегося мяча.

14.12



Ловля мяча, летящего навстречу. Ловля мяча сверху в прыжке.

21.12



Отбивание мяча кулаком в прыжке.

28.12



Игра в защите. Отбор мяча ударом ногой.

11.01



Отбор мяча перехватом, корпусом, в подкате.

18.01



Совершенствование техники отбора мяча.

25.01



Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.

08.02



Розыгрыш свободного удара.

15.02



Розыгрыш штрафного удара.

22.02



Розыгрыш углового удара.

01.03



Игра в «Стенку».

15.03



Тактика игры. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3.

22.03



Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

5.04



Судейская практика. Судейство игры в футбол.

12.04.



Подстраховка игроков.

19.04



Учебная игра с тактическими задачами.

26.04



Игра в квадрате с минимальным касанием мяча.

3.05



Двусторонняя учебная игра с разбором ошибок.

10.05



Пробитие 11 метрового удара.

17.05



Совершенствование розыгрыша стандартов. Учебная игра.

24.05



Разбор игры. Домашнее задание на каникулы.

30.05





5. Список использованной литературы:

  1. А.Власов «Мини-футбол в школу!», «Спорт в школе», № 23, 2006

  2. С. Андреев, Э. Алиев «История развития мини-футбола», «Спорт в школе», № 5, 2006

  3. А. Полозов «Обучение футболу в разных странах», «Спорт в школе», № 6, 2007

  4. С.Ю.Тюленьков, А.А.Федоров «Футбол в зале: система подготовки» - М, 2000



























Приложение № 1

Наблюдение за отношением детей к занятиям

(методика Ветровой В.В.)


Отношение к занятиям оценивается по семибалльной шкале:

1.Положительное, заинтересованное поведение, активность, включенность, сохраняется интерес после окончания занятия, преобладают радость и восторг ( + 3 балла);

2.Заинтересованность и участие проявляются в выполнении всех необходимых действий, в доброжелательном отношении, в активности (+2балла);

3.Ребенок участвует в занятии, не проявляя ярких чувств, но при этом сохраняет интерес, не «выпадает», не отвлекается (+1балл);

4. Интереса у ребенка к занятиям нет, не включается, не отвечает на вопросы, бездействует, задания не выполняет (0 баллов);

5.Быстро устает, невнимателен, начинает мешать, не выполняет заданий, проявляет негативные эмоции, скуку, стремится прилечь, уйти в сторону (-1 балл);

6.Мешает другим, ребенок рассеян, не включен, заданий не выполняет, ссорится с детьми, проявляет негативные стороны поведения (-2 балла);

7.Занятия напрягают, сжимается в комок, смотрит исподлобья, старается уйти от общения, эпизодов внимания не наблюдается, тревожен, защитно-оборонительная позиция, неконтактен (-3балла).

Первые три формы поведения означают положительное отношение к занятию и отличаются разной степенью интенсивности.

Нулевое отношение к занятию, если оно не связано с недомоганием и конкретным настроением в данный момент, означает неготовность ученика к участию в данных занятиях (но это не значит, что ребенка надо исключить из группы, так как само участие в ней готовность развивает). Педагогу надо помочь ребенку включиться в занятия.

Отрицательное отношение к занятиям – свидетельство определенных проблем в развитии личности ребенка. Число таких детей не должно превышать численности ребят с позитивным отношением к занятиям.

21