«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ им. Героя Советского Союза Н.Г.Маркелова с. Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области» __________/Нестерова Е.С./ « » ______2018 г. | «Утверждено» Директор МОУ«СОШ им. Героя Советского Союза Н.Г.Маркелова с. Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области» __________/Крюкова Т.А./ Приказ №______. от « »_______2018 г. |
Рабочая программа
кружка «Сохраняем народные традиции»
основного общего образования
6 класс
Рассмотрено на заседании педагогического
совета школы протокол №_____от «___»_______2018 г.
2018–2019 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Сохраняем народные традиции»
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание курса внеурочной деятельности «Сохраняем народные традиции»
Вводное занятие
Народы России, их духовно – нравственная культура.
Россия – Родина моя
Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, ее географическое положение, природа, население. Россия – многонациональное государство. Древние города России, их памятники культуры. Древние образы в народном искусстве.
Неофициальные символы России. Исследовательский проект.
Выявление неофициальных символов России (одежды, обуви, растения, животного, предмета быта, музыкального инструмента и т. д.)
Происхождение неофициальных символов России и их история.
Виды жилища на Руси
Русская изба. Внутренний мир русской избы.
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Конструкция и декор предметов народного быта.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная одежда на Руси
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Народные праздничные обряды.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Семейные праздники
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Глиняные и деревянные игрушки.
Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Русские народные промыслы.
Гжель
Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Элементы гжельской росписи.
Городецкая роспись.
Зарождение и развитие городецкой росписи. Основные элементы росписи.
Современное развитие городецкого промысла.
Хохлома
История зарождения и развития хохломской росписи. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок.
Жостово.
История развития промысла. Стиль росписи: чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Современное развитие промысла.
Дымковские игрушки
История глиняной игрушки — свистульки.
Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Современное развитие промысла.
Павловопосадские шали
Производство набивных платков и шалей. Основные этапы производства. Современное развитие промысла.
Итоговое занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
Календарно- тематическое планирование
курса внеурочной деятельности в 6 классе
«Сохраняем народные традиции»
№ п/п | Тема занятия | ИКТ | Дата |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Народы России. | | | |
2 | Россия – Родина моя. Древние образы в народном искусстве. | Презентация | | |
3 | Древние города России, их памятники культуры. | | | |
4 | Красота природы России. Экскурсия | | | |
5 | Исследовательский проект «Неофициальные символы России». Сбор и анализ данных. | | | |
6 | Подготовка презентации проекта. | | | |
7 | Защита проекта «Неофициальные символы России» | | | |
8 | Виды жилища на Руси Русская изба. | Презентация | | |
9 | Внутренний мир русской избы. | | | |
10 | Конструкция и декор предметов народного быта. | | | |
11 | Боярские палаты. | | | |
12 | Терема, украшенные резьбой по дереву. | Презентация | | |
13 | Традиционная одежда на Руси. Функциональный характер одежды в старину. | | | |
14 | Народный праздничный костюм. | Презентация | | |
15 | Головные уборы девушек и женщин, украшения. | | | |
16 | Роль в костюме орнамента-оберега | Презентация | | |
17 | Народные праздничные обряды. Христианские праздники. | | | |
18 | Происхождение Масленицы. Масленичные обряды | | | |
19 | Старинные религиозные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. | Презентация | | |
20 | Праздник «Русские посиделки» | | | |
21 | Семейные праздники. | | | |
22 | Быт крестьянской и городской семьи. | | | |
23 | Летние и зимние забавы на Руси. | | | |
24 | Русские народные промыслы. Древние образы в современных народных игрушках. | | | |
25 | История появления матрешки. Виды матрешек. | Презентация | | |
26 | Праздник русской матрешки. | | | |
27 | История глиняной игрушки. | Презентация | | |
28 | Искусство Гжели. | | | |
29 | Городецкая роспись. | Презентация | | |
30 | Золотая Хохлома. | | | |
31 | Красота букетов Жостово. | Презентация | | |
32 | Праздник «В гостях у народных умельцев» | | | |
33 | Павловопосадские шали | Презентация | | |
34 | Итоговое занятие «Чему мы научились». Организация творческой выставки. | | | |