СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА КРУЖКА внеурочной деятельности «Мир логики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КРУЖКА внеурочной деятельности «Мир логики»»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

городского округа город Буй Костромской области






СОГЛАСОВАНО

с заместителем по воспитательной работе МОУ СОШ № 9 г. Буя


____________ ___________________

«___»________ 2019 г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 9 г. Буя:


_________ Л.В.Румянцева

Приказ №____

от «____» _________2019 г




Программа кружка

внеурочной деятельности

«Мир логики»

(предмет «Математика»)

Направление: Общеинтеллектуальное










Возраст учащихся: 9-10 лет

Составитель: Кавкаева Лариса Константиновна

первая квалификационная категория








2019





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей. Курс «Мир логики» состоит в том, чтобы обеспечить достаточно высокую интеллектуальную готовность детей. Это означает более широкие, чем обычно, возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно - логического и творческого мышления.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.






Место в учебном плане


Программа курса «Мир логики» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 9-10 лет. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1час в неделю (первое полугодие 16 часов). Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

Продолжительность каждого занятия 30минут, что соответствует требованиям СанПиНа.


 Цель программы:

Развитие логического мышления, познавательных интересов, умение ориентироваться в пространстве, отстаивать свою точку зрения.






Для достижения этой цели программа ставит следующие задачИ:


1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2. Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки пространственных отношений.

3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4.Учить распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.

5. Уметь делать доступные выводы и обобщения

6.Обосновывать свои мысли.



Основные методы:

 

1. Словесный метод:

Рассказ, беседа,    обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников);

Словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

 

2. Метод наглядности:

Наглядные пособия и иллюстрации.

 

3. Практический метод:

Тренировочные упражнения;

Практические работы.

 

4. Объяснительно-иллюстративный:

Сообщение готовой информации.

 

5. Частично-поисковый метод:

Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. Преобладающие  формы занятий– групповая и индивидуальная.

Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.



Формы и режим занятий


Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).








Содержание программы

  1. класс

1.Учимся выделять признаки. Математические игры, кроссворды.

Знакомство с курсом "Мир логики".  Игра на внимание "Повтори-отличись", беседа о различиях, упражнение "Чем отличаются?" Сходство ( игра на внимание "Руки-ноги", упражнение "Найти общее", работа в группах "Чем похожи?", упражнение "Проверь себя").


2. Учимся сравнивать. Упражнение на сравнение.

Правила сравнения (игры на внимание "Эстафеты", упражнение на сравнение игр, работа в парах "Где ошибка?", работа в группах "Сравнение объектов").

Значение сравнения ( игры на внимание "Разминка"; беседа о значении сравнения, работа в группах упражнение "Проверь себя").


3. Решение занимательных задач в стихах.

Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.


4.Учимся отгадывать ребусы. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка.


5. Практикум «Подумай и реши». Составление математических задач.

Задачи повышенного уровня сложности: на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задачи на внимание, задачи-шутки.


6. Развитие пространственного воображения. Игра-соревнование «Лучше всех».

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


7. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.


8. Решение олимпиадных задач. Задания повышенной трудности.

Решение заданий повышенной трудности.


9. Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. Интеллектуальный конкурс " Отгадай-ка".

Занимательные задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Таблицу знаю».Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации.


10. Проекты на лучшую загадку, на лучший ребус.


11. Работа в парах. Построение конструкции по заданному образцу.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание  нескольких форм в соответствии с условием. Проверка выполненной  работы.


12. Числовые головоломки, анаграммы, шарады.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


13. Математический КВН

Групповая работа. Конкурс «Самый сообразительный».


14. Круглый стол «Подведем итоги»

Беседа. Игры. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе






УЧЕБНЫЙ ПЛАН










Тема занятия

Теория

Практика

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные занятия



Итого

1

Учимся выделять признаки. Математические игры, кроссворды.



1



1

2

Учимся сравнивать. Упражнение на сравнение.


1



1

3

Решение занимательных задач в стихах.

1




1

4

Учимся отгадывать ребусы. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».




1


1

5

Практикум «Подумай и реши». Составление математических задач.


2



2

6

Развитие пространственного воображения.

Игра-соревнование «Лучше всех».


1



1

7

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.


1




1

8

Решение олимпиадных задач.

Задания повышенной трудности.




2


2

9

Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. Интеллектуальный конкурс.


1



1

10

Проекты на лучшую загадку, на лучший ребус.




1

1

11

Работа в парах.

Построение конструкции по заданному образцу.




1

1

12

Числовые головоломки. Анаграммы, шарады.


1



1

13

Математический КВН

Конкурс «Самый сообразительный».



1


1

14

Круглый стол «Подведем итоги»



1


1


Итого

2

7

5

2

16









Тематическое планирование





Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Учимся выделять признаки. Математические игры, кроссворды.


05.09


2

Учимся сравнивать. Упражнение на сравнение.

12.09


3

Решение занимательных задач в стихах.

19.09


4

Учимся отгадывать ребусы. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

26.09



5

Практикум «Подумай и реши».

Составление математических задач. (работа с дидакт.матер.)

03.10

10.10


6

Развитие пространственного воображения.

Игра-соревнование «Лучше всех».

17.10


7

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.


24.10


8

Решение олимпиадных задач.

Задания повышенной трудности.


07.11

14.11


9

Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.

Интеллектуальный конкурс " Отгадай-ка"


21.11


10

Проекты на лучшую загадку, на лучший ребус.


28.11


11

Работа в парах.

Построение конструкции по заданному образцу.


05.12


12

Числовые головоломки. Анаграммы, шарады.


12.12


13

Математический КВН.

Конкурс «Самый сообразительный».

19.12


14

Круглый стол «Подведем итоги»

Беседа. Игры. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе.

26.12









Основные виды деятельности учащихся:


  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность, творческие работы

  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Место реализации программы:


1.Выпуск математической газеты

2.Интеллектуальные конкурсы

3. Математический КВН.

4. Турнир «Смекалистых».

5.Проекты (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения данного курса  обучающиеся получат возможность формирования:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

 проговаривать последовательность действий;

 учиться высказывать свое предположение (версию);

 учиться работать по предложенному педагогом плану;

 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

 учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

 использовать свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами (линейкой)

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении

предметов; определять последовательность действий;

 находить истинные и ложные высказывания;

 наделять предметы новыми свойствами.






Методическое обеспечение программы

На занятиях внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению используются следующие формы работы: комбинированное занятие, беседа, практическая работа, экскурсия, урок – выставка, конкурсы, игры, просмотры видеофильмов и обсуждение.

Для реализации программы «Мир логики» необходимы следующие условия:



№ п\п

Название объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

1

Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы)



А.П Тонких Логические игры и задачи на уроках математики

Ярославль « Академия развития» 1997

О.В.Узорова Олимпиадные работы по математике и учебник

«1200 задач и примеров по математике»

3

2

Печатные пособия



школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, фишки и т. д.

27

3

Технические средства обучения



Проектор

1


Ноутбук

1


Экранно- звуковые пособия



Презентации , видеофрагменты

10









Используемая литература

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.