Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
городского округа город Буй Костромской области
| СОГЛАСОВАНО с заместителем по воспитательной работе МОУ СОШ № 9 г. Буя ____________ ___________________ «___»________ 2019 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 9 г. Буя: _________ Л.В.Румянцева Приказ №____ от «____» _________2019 г |
Программа кружка
внеурочной деятельности
«Мир логики»
(предмет «Математика»)
Направление: Общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 9-10 лет
Составитель: Кавкаева Лариса Константиновна
первая квалификационная категория
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей. Курс «Мир логики» состоит в том, чтобы обеспечить достаточно высокую интеллектуальную готовность детей. Это означает более широкие, чем обычно, возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно - логического и творческого мышления.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Место в учебном плане
Программа курса «Мир логики» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 9-10 лет. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1час в неделю (первое полугодие 16 часов). Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
Продолжительность каждого занятия 30минут, что соответствует требованиям СанПиНа.
Цель программы:
Развитие логического мышления, познавательных интересов, умение ориентироваться в пространстве, отстаивать свою точку зрения.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачИ:
1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
2. Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки пространственных отношений.
3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4.Учить распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.
5. Уметь делать доступные выводы и обобщения
6.Обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1. Словесный метод:
Рассказ, беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
Словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2. Метод наглядности:
Наглядные пособия и иллюстрации.
3. Практический метод:
Тренировочные упражнения;
Практические работы.
4. Объяснительно-иллюстративный:
Сообщение готовой информации.
5. Частично-поисковый метод:
Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. Преобладающие формы занятий– групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Формы и режим занятий
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Содержание программы
класс
1.Учимся выделять признаки. Математические игры, кроссворды.
Знакомство с курсом "Мир логики". Игра на внимание "Повтори-отличись", беседа о различиях, упражнение "Чем отличаются?" Сходство ( игра на внимание "Руки-ноги", упражнение "Найти общее", работа в группах "Чем похожи?", упражнение "Проверь себя").
2. Учимся сравнивать. Упражнение на сравнение.
Правила сравнения (игры на внимание "Эстафеты", упражнение на сравнение игр, работа в парах "Где ошибка?", работа в группах "Сравнение объектов").
Значение сравнения ( игры на внимание "Разминка"; беседа о значении сравнения, работа в группах упражнение "Проверь себя").
3. Решение занимательных задач в стихах.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
4.Учимся отгадывать ребусы. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка.
5. Практикум «Подумай и реши». Составление математических задач.
Задачи повышенного уровня сложности: на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задачи на внимание, задачи-шутки.
6. Развитие пространственного воображения. Игра-соревнование «Лучше всех».
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
7. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
8. Решение олимпиадных задач. Задания повышенной трудности.
Решение заданий повышенной трудности.
9. Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. Интеллектуальный конкурс " Отгадай-ка".
Занимательные задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Таблицу знаю».Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации.
10. Проекты на лучшую загадку, на лучший ребус.
11. Работа в парах. Построение конструкции по заданному образцу.
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких форм в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
12. Числовые головоломки, анаграммы, шарады.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
13. Математический КВН
Групповая работа. Конкурс «Самый сообразительный».
14. Круглый стол «Подведем итоги»
Беседа. Игры. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
| | |
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | Итого |
1 | Учимся выделять признаки. Математические игры, кроссворды. | | 1 | | | 1 |
2 | Учимся сравнивать. Упражнение на сравнение. | | 1 | | | 1 |
3 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | | | | 1 |
4 | Учимся отгадывать ребусы. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | | | 1 | | 1 |
5 | Практикум «Подумай и реши». Составление математических задач. | | 2 | | | 2 |
6 | Развитие пространственного воображения. Игра-соревнование «Лучше всех». | | 1 | | | 1 |
7 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | | | | 1 |
8 | Решение олимпиадных задач. Задания повышенной трудности. | | | 2 | | 2 |
9 | Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. Интеллектуальный конкурс. | | 1 | | | 1 |
10 | Проекты на лучшую загадку, на лучший ребус. | | | | 1 | 1 |
11 | Работа в парах. Построение конструкции по заданному образцу. | | | | 1 | 1 |
12 | Числовые головоломки. Анаграммы, шарады. | | 1 | | | 1 |
13 | Математический КВН Конкурс «Самый сообразительный». | | | 1 | | 1 |
14 | Круглый стол «Подведем итоги» | | | 1 | | 1 |
| Итого | 2 | 7 | 5 | 2 | 16 |
Тематическое планирование
| |
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Учимся выделять признаки. Математические игры, кроссворды. | 05.09 | |
2 | Учимся сравнивать. Упражнение на сравнение. | 12.09 | |
3 | Решение занимательных задач в стихах. | 19.09 | |
4 | Учимся отгадывать ребусы. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | 26.09 | |
5 | Практикум «Подумай и реши». Составление математических задач. (работа с дидакт.матер.) | 03.10 10.10 | |
6 | Развитие пространственного воображения. Игра-соревнование «Лучше всех». | 17.10 | |
7 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 24.10 | |
8 | Решение олимпиадных задач. Задания повышенной трудности. | 07.11 14.11 | |
9 | Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. Интеллектуальный конкурс " Отгадай-ка" | 21.11 | |
10 | Проекты на лучшую загадку, на лучший ребус. | 28.11 | |
11 | Работа в парах. Построение конструкции по заданному образцу. | 05.12 | |
12 | Числовые головоломки. Анаграммы, шарады. | 12.12 | |
13 | Математический КВН. Конкурс «Самый сообразительный». | 19.12 | |
14 | Круглый стол «Подведем итоги» Беседа. Игры. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе. | 26.12 | |
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность, творческие работы
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Место реализации программы:
1.Выпуск математической газеты
2.Интеллектуальные конкурсы
3. Математический КВН.
4. Турнир «Смекалистых».
5.Проекты (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
использовать свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами (линейкой)
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении
предметов; определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами.
Методическое обеспечение программы
На занятиях внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению используются следующие формы работы: комбинированное занятие, беседа, практическая работа, экскурсия, урок – выставка, конкурсы, игры, просмотры видеофильмов и обсуждение.
Для реализации программы «Мир логики» необходимы следующие условия:
№ п\п | Название объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
1 | Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы) | |
| А.П Тонких Логические игры и задачи на уроках математики Ярославль « Академия развития» 1997 О.В.Узорова Олимпиадные работы по математике и учебник «1200 задач и примеров по математике» | 3 |
2 | Печатные пособия | |
| школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, фишки и т. д. | 27 |
3 | Технические средства обучения | |
| Проектор | 1 |
| Ноутбук | 1 |
| Экранно- звуковые пособия | |
| Презентации , видеофрагменты | 10 |
Используемая литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.