Пояснительная записка Программа кружка «Знатоки природы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования. В настоящее время исследования учёных доказали, что талантливых детей много. Задача заключается лишь в том, чтобы развить мышление ребёнка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Дети любознательны и полны желания получать новую информацию. На уроках идёт конкретный учебный материал, усвоение терминов, понятий, фактов. Очень мало времени остаётся на дополнительный материал и игры с повышенным уровнем сложности, поэтому, чтобы развивать познавательный интерес у учащихся, их интеллектуальные возможности, и организованы занятия в кружке «Знатоки природы». На занятиях кружка дети научаться анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, расширят знания по предметам. Цель данного курса: развитие интеллектуально-творческих возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. Основные задачи курса: 1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. 2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия воображения; 3.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4.Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 5.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 6.Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Сроки реализации: Сентябрь 2020 – май 2021 Формы занятий: игры, беседы, викторины, КВН. Режим занятий Один раз в месяц по 40 минут. Предполагаемые результаты: - повышение интеллектуального уровня учащихся; - участие в школьных и районных олимпиадах; - повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса В результате изучения данного курса в 3-ем классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД: Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Учебно-тематическое планирование № п/п | Тема занятия | Цели занятия | Практическая часть | Дата проведения | план | факт | Знатоки окружающего мира (9 часов). | 1. | Удивительные млекопитающие. | Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. | Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями. | | | 2. | Забавные пернатые друзья. | Познакомить учащихся с наиболее интересными представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память. | Игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими энциклопедиями. | | | 3. | Бабочки и мотыльки. | Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы. | Игра « Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии). | | | 4. | Тайны растений. | Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. | Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление описания экзотического фрукта. | | | 5. | В царстве грибов. | Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. | Игра «Узнай и расскажи о грибе». | | | 6. | Загадки под водой. | Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по те | Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями. | | | 7. | Самые известные заповедники России. | Познакомить учащихся с самыми известными заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать память, творческое мышление. | Рисование природоохранных знаков. | | | 8. | Решение олимпиадных заданий. | Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся. | Решение олимпиадных заданий. | | | 9. | КВН «Знатоки природы» | Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения. | Выполнение заданий по теме. | | | 1.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2016 2. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал 3. Ресурсы сети интернет. |