Утверждаю
Директор государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
_________________ Ю.К. Амекачев
«____» ___________________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружок изобразительное искусство «Фантазия»
на 2019-2020 учебный год
Рекомендуется для обучающихся 5-8 классы
Разработчик программы:
Агашкова Екатерина Юрьевна
учитель высшей категории
ГБОУ Уфимская КШИ № 59
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника поможет кружок нетрадиционного рисования.
Кружок нетрадиционного рисования – это мастерская фантазии, чувств и эмоций. На занятиях ребенок активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- программы:
1. Программа специального (коррекционного)общеобразовательного учреждения VIII вида 5-9кл. под ред. Воронкова В.В. Москва, изд-во ВЛАДОС 2000г.
2. И. А. Грошенков «Изобразительная деятельность в спец. кор. школе VIII вида», Москва, изд-во «Академия» 2002г.
3. О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» пособие для учителей, Москва, ВЛАДОС, 2003г.
Для реализации рабочей программы использовались программы:
4. Н. Г. Воробьева «Точечная роспись курс для начинающих» - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.-64 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. № 16 по стратегическому развитию и национальным проектам план мероприятий федерального проекта «Современная школа»;
- поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 4 мая 2016 г. Концепция предметной области «Технология»;
- указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
- локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).
Цель программы:
Создание условий для формирования художественного мышления и развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе нетрадиционного рисования. Обучение включает теоретический и практический материалы. В его задачи входит:
- развить общетрудовые умения и навыки и на их основе с корригировать психофизическое состояние обучающихся;
- овладение основами нетрадиционного рисования, практическими навыками в разных видах изобразительного искусства, развитие художественно-изобразительных способностей;
- коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, зрительно-двигательного взаимодействия в процессе практической работы, развитие мелкой моторики, самоконтроля, умения планировать свою работу.
- развить речь обучающихся на основе их практической деятельности;
- выработать у обучающихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами;
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Структурно и содержательно программа для обучающихся рассчитана на 1 год с 5-8 класс. На реализацию данной программы отводится 175 часов в год, 5 часов в неделю.
Кружок изобразительного искусства «Фантазия» ведётся по программе:
1. Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида 5-9кл. под ред. Воронкова В.В. Москва, изд-во ВЛАДОС 2000г.
2. И. А. Грошенко «Изобразительная деятельность в спец. кор. школе VIII вида», Москва, изд-во «Академия» 2002г.
3. О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» пособие для учителей, Москва, ВЛАДОС, 2003г.
Для реализации рабочей программы использовались программы:
4. Н. Г. Воробьева «Точечная роспись курс для начинающих» - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.-64 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).
В тексте программы используется система условных обозначений:
ОУ - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья далее;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
ОТ – охрана труда;
ТБ – техника безопасности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО КРУЖКА
«ФАНТАЗИЯ»
Кружковая деятельность по художественному направлению в специальном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми обучающимися. Система художественного воспитания, объединяющая все формы занятий нетрадиционного рисования, должна способствовать социализации обучающегося в обществе, формированию духовных способностей ребенка, развитию мелкой и крупной моторики.
Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с определённым видом изобразительного искусства.
В результате занятий у обучающихся развивается: внимание, воображение, фантазия, память, наблюдательность, творческое мышление, глазомер, пространственное представление, общая и мелкая моторика, моторно-зрительная координация.
Основные технологии обучения:
- личностно-ориентированные;
- разноуровнего и дифференцированного обучения;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- проблемно-поисковые;
- исследовательские.
Типы занятий: комбинированные.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Выбор методов обучения зависит от характера учебного материала и учебных задач.
Педагогические принципы программы:
- постепенное овладение техникой рисования;
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- принцип творческого развития;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип увлеченности.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный (демонстрации иллюстраций);
- репродуктивный (работа по образцам);
- частично-поисковый (выполнение вариативных задач);
- творческий (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательский (исследование свойств бумаги свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
Для повышения мотивации к художественной деятельности используются исследовательская деятельность (20 %).
Логические связи кружка «Фантазия» с остальными предметами (разделами) учебного предмета.
Занятия, если необходимо, связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляется межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что обучающиеся узнают на уроках по трудовому обучению. А именно:
- русский язык (основные понятия и профессиональные термины, расширение активного словарного запаса, развитие связной грамотной речи);
- математика (расчет расходных материалов и количество деталей, требуемых для выполнения работ, составление эскизов);
- история (изучение истории развития художественных техник рисования, жанров, оформление культуры дома.);
- обществознание (трудовой кодекс);
- черчение (изучение чертежей изделий из дерева, эскизы).
Материал регионального компонента используется на каждом уроке.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В ПЛАНЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Образовательная область, к которой относится программа – коррекционно-развивающая в системе дополнительного образования.
Сроки изучения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения с 5 -8 классы, 5 часов в неделю 2 раза в неделю по 2.30 академических часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КРУЖКА «ФАНТАЗИЯ»
Уметь:
развивать образное восприятие и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции;
планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;
использовать величинный контраст в лепке и рисунке; светлотный контраст — при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке;
сравнивать части в целой конструкции по величине;
рисовать круг в условиях перспективы;
рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов);
изображать гуашью фон в рисунке способом тонирования кистью;
получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов (голубой, розовый и др.);
Знать о:
способах получения других цветов (красный и желтый, красный и зеленый и тд.);
видах изобразительных искусств;
виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
Владеть:
Техникой рисования;
Ориентироваться на альбомном листе;
планировать предстоящую работу с опорой на образец;
особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
видами аппликаций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Нетрадиционные техники рисования.
Рисование с натуры
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление различных композиций из стилизации, абстракции с использованием орнаментов и узоров; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно
располагая их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;
выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у обучающихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного
искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа проходит с помощью нетрадиционной техники рисования, в легкой атмосфере.
Формообразование макетирование, оригами развитие и совершенствование целенаправленное восприятия объемных предметов. Формирование понятия архитектура, геометрическое формообразование, растительный и животный мир в искусстве моделирования из бумаги и картона.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
всего |
I | Рисование с натуры. | 40 |
II | Декоративное рисование. | 50 |
III | Рисование на темы. | 50 |
IV | Беседы об изобразительном искусстве. | 10 |
V | Формообразование . | 15 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
I полугодие Сентябрь |
1 | 02.09 | Введение. Основные и дополнительные цвета. Цвета спектра. Спектральный круг. Взаимодополнительные цвета. Смешение цветов. Упражнение по цветоведению. | 2.30 |
2 | 07.09 | «Цветик-семицветик». Техника рисования граттаж. Рисование на затанированной бумаге. | 2.30 |
3 | 09.09 | «Пуантилизм». Беседа. «Осенний натюрморт». Рисование точками. | 2.30 |
4 | 14.09 | «Добрая бабочка». Монотипия предметная. Рисование зентакгл, кляксография. | 2.30 |
5 | 16.09 | «Осень. Листопад». Рисунок с натуры. Мазки. | 2.30 |
6 | 21.09 | «Калинка, калинка, калинка моя…». Тиснение. | 2.30 |
7 | 23.09 | «Осенние фантазии» (стилизация, отпечатки листьев). | 2.30 |
8 | 28.09 | «Осенний пейзаж» (витраж, отпечатки листьев). | 2.30 |
9 | 30.09 | «Разноцветные рыбки» (витраж). | 2.30 |
| | Октябрь | |
10 | 05.10 | «Как прекрасен этот мир» (монотипия пейзажа). | 2.30 |
11 | 07.10 | «Домика-теремочка». Восковые мелки + акварель. | 2.30 |
12 | 12.10 | «Грибное лукошко» (тиснение). | 2.30 |
13 | 14.10 | «Грустный дождик, улыбнись!» (Набрызг, распыление). | 2.30 |
14 | 19.10 | «Осьминожки» (рисование ладошками). | 2.30 |
15 | 21.10 | Пушистые животные (тычок жесткой кистью, рисование ладонями). «Волшебный лес». Рисование нитками. | 2.30 |
| | Ноябрь | |
17 | 09.11 | «Фрукты». Натюрморт. (Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой). Рисунок с натуры. | 2.30 |
18 | 11.11 | «Волшебное дерево». Тычок жесткой полусухой кистью. | 2.30 |
19 | 16.11 | «Невиданный зверь». Монотипия предметная. | 2.30 |
20 | 18.11 | «Осенний пейзаж». Монотипия пейзажная. | 2.30 |
21 | 23.11 | «Космические дали». (Жидкий акрил). | 2.30 |
22 | 25.11 | «Зайка». (Рисование мелом на доске. Рисование фломастером на доске). | 2.30 |
23 | 30.11 | «Фантазия». (Монотипия пейзажная. Жидкий акрил. Эбру рисование). «Современное искусство». Беседа. Путешествие в виртуальный мир Лувра. | 2.30 |
Декабрь |
25 | 02.12 | «Зимний лес» (акварель по сырой бумаге) | 2.30 |
26 | 07.12 | Элементы Городецкой росписи. | 2.30 |
27 | 09.12 | «Цветы». Городецкая роспись. | 2.30 |
28 | 14.12 | «Букет». Городецкая роспись. Зимние узоры (жидкий акрил) | 2.30 |
29 | 16.12 | «Дворец Деда Мороза» (граттаж). | 2.30 |
30 | 21.12 | «Голубь, канарейка». Оригами, украшение на елку. | 2.30 |
31 | 23.12 | «Шар, куб, квадрат». Формообразование, макетирование. | 2.30 |
32 | 28.12 | «Веселый новый год». Рисование гуашью с помощью ватной палочки методом тычка и тампования. | 2.30 |
II полугодие Январь |
33 | 18.01 | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету). | 2.30 |
34 | 20.01 | Снегири на ветке (метод тычка). «Зимняя пора». Жидкий акрил. | 2.30 |
35 | 25.01 | Цветы в вазе. Восковые мелки + акварель. | 2.30 |
36 | 27.01 | «Салют». Свеча + акварель. «Закат солнца». Граттаж цветной | 2.30 |
Февраль |
39 | 01.02 | Ветка рябины. (Витраж). | 2.30 |
40 | 03.02 | «Зимние развлечения». | 2.30 |
41 | 08.02 | Натюрморт «Ваза и яблоко» (акварель) | 2.30 |
42 | 10.02 | «Матрешка». | 2.30 |
43 | 15.02 | Бабочки (монотипия) | 2.30 |
44 | 17.02 | «Ваза с цветами» (техника мозаичное рисование кисточкой) | 2.30 |
45 | 22.02 | «Аленький цветочек для мамы» (техника рисования «брызги») | 2.30 |
46 | 24.02 | «Вечерний город». | 2.30 |
Март |
47 | 01.03 | «Натюрморт с маками в технике пуантилизм». Рисование точками. | 2.30 |
48 | 03.03 | «Отражение в воде». Жидкий акрил. | 2.30 |
49 | 10.03 | «Журавль». Оригами. | 2.30 |
50 | 15.03 | «Схема лисы». Паперкрафт. Формообразование. | 2.30 |
51 | 17.03 | «Лиса». Паперкрафт. Формообразование. | 2.30 |
52 | 22.03 | «Лиса». Паперкрафт. Формообразование. | 2.30 |
53 | 24.03 | «Лиса». Паперкрафт. Формообразование. | 2.30 |
Апрель |
53 | 0504 | «Лиса». Паперкрафт. Формообразование. | 2.30 |
54 | 07.04 | «Художники прошло, настоящего». Виртуальная экскурсия. Беседа. | 2.30 |
55 | 12.04 | «Космический панно». (жидкий акрил). | 2.30 |
56 | 14.04 | «Цветной дождь». Техника набрызга. | 2.30 |
57 | 19.04 | Мозаика. (Витраж) | 2.30 |
58 | 21.04 | «Веселый лужок». (На выбор граттаж, рисование мелом по тонированной бумаге. рисование мелом на доске. Рисование фломастером на доске). | 2.30 |
59 | 26.04 | «Волшебная ночь». (Монотипия пейзажная. Жидкий акрил). | 2.30 |
60 | 28.04 | Ветка цветущей вишни. Эбру рисование. «Декоративно-прикладное искусство». Беседа, виртуальное путешествие. | 2.30 |
Май |
61 | 03.05 | «Весеннее настроение». Рисунок точками. | 2.30 |
62 | 05.05 | «Пришла весна». Монотипия пейзажная. «Победный май». (Жидкий акрил). | 2.30 |
63 | 10.05 | «Морская волна». Монотипия пейзажная. | 2.30 |
64 | 12.05 | «Элементы ягодок». Узор и орнамент». Роспись посуды Хохломской росписью. | 2.30 |
65 | 17.05 | «Элемент листа». Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью. | 2.30 |
66 | 19.05 | «Букет». Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью. | 2.30 |
67 | 24.05 | «Весенняя капель». Набрызг. «Цветы весны». (Граттаж). | 2.30 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Интерактивная доска;
мольберты настольные, напольные;
видео материалы, презентации;
репродукции, музыкальный фон;
компьютер с художественным программным обеспечением;
цифровой фотоаппарат;
ксерокс и цветной принтер;
бутафория.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида 5-9кл. под ред. Воронкова В.В. Москва, изд-во ВЛАДОС 2000г.
2. И. А. Грошенков «Изобразительная деятельность в спец. кор. школе VIII вида», Москва, изд-во «Академия» 2002г.
3. О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» пособие для учителей, Москва, ВЛАДОС, 2003г.
Для реализации рабочей программы использовались программы:
4. Н. Г. Воробьева «Точечная роспись курс для начинающих» - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.-64 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).
Дополнительный список литературы
Выготский В.С. Развитие воображения и творчества в детском возрасте.-
М., 1998.
Горячев Б. Древний Городец «Малый Китеж» - Москва, «Былина», 1993.
Коновалов А. Городецкая роспись: Рассказы о народном искусстве. Волго-Вятское кн. изд. 1988.
Интернет ресурсы
https://infourok.ru/backOffice/setting;
https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-kak-sredstvo-korekcionoi-raboty-dlja-detei-s-narusheniem-zrenija-536191.html;
https://www.b17.ru/article/httpswwwb17rumy_articlefractal/.
Протокол № _____
от «____» __________________ 2020 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Уфимская коррекционная
школа – интернат №59 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья Е.Г.Федина
наименование учреждения