СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружковой деятельности по изо Фантазия

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой деятельности по изо Фантазия»

Утверждаю

Директор государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

_________________ Ю.К. Амекачев

«____» ___________________ 2019 г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружок изобразительное искусство «Фантазия»


на 2019-2020 учебный год






Рекомендуется для обучающихся 5-8 классы






Разработчик программы:

Агашкова Екатерина Юрьевна

учитель высшей категории

ГБОУ Уфимская КШИ № 59

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника поможет кружок нетрадиционного рисования.

Кружок нетрадиционного рисования – это мастерская фантазии, чувств и эмоций. На занятиях ребенок активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- программы:

1. Программа специального (коррекционного)общеобразовательного учреждения VIII вида 5-9кл. под ред. Воронкова В.В. Москва, изд-во ВЛАДОС 2000г.

2. И. А. Грошенков «Изобразительная деятельность в спец. кор. школе VIII вида», Москва, изд-во «Академия» 2002г.

3. О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» пособие для учителей, Москва, ВЛАДОС, 2003г.

Для реализации рабочей программы использовались программы:

4. Н. Г. Воробьева «Точечная роспись курс для начинающих» - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.-64 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. № 16 по стратегическому развитию и национальным проектам план мероприятий федерального проекта «Современная школа»;

- поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 4 мая 2016 г. Концепция предметной области «Технология»;

- указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;

- постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

- локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).

Цель программы:

 Создание условий для формирования художественного мышления и развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе нетрадиционного рисования. Обучение включает теоретический и практический материалы. В его задачи входит:

- развить общетрудовые умения и навыки и на их основе с корригировать психофизическое состояние обучающихся;

- овладение основами нетрадиционного рисования, практическими навыками в разных видах изобразительного искусства, развитие художественно-изобразительных способностей;

- коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, зрительно-двигательного взаимодействия в процессе практической работы, развитие мелкой моторики, самоконтроля, умения планировать свою работу.

- развить речь обучающихся на основе их практической деятельности;

- выработать у обучающихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами;

- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Структурно и содержательно программа для обучающихся рассчитана на 1 год с 5-8 класс. На реализацию данной программы отводится 175 часов в год, 5 часов в неделю.

Кружок изобразительного искусства «Фантазия» ведётся по программе:

1. Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида 5-9кл. под ред. Воронкова В.В. Москва, изд-во ВЛАДОС 2000г.

2. И. А. Грошенко «Изобразительная деятельность в спец. кор. школе VIII вида», Москва, изд-во «Академия» 2002г.

3. О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» пособие для учителей, Москва, ВЛАДОС, 2003г.

Для реализации рабочей программы использовались программы:

4. Н. Г. Воробьева «Точечная роспись курс для начинающих» - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.-64 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).

В тексте программы используется система условных обозначений:

ОУ - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья далее;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ОТ – охрана труда;

ТБ – техника безопасности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО КРУЖКА

«ФАНТАЗИЯ»


Кружковая деятельность по художественному направлению в специальном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми обучающимися. Система художественного воспитания, объединяющая все формы занятий нетрадиционного рисования, должна способствовать социализации обучающегося в обществе, формированию духовных способностей ребенка, развитию мелкой и крупной моторики.

Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с определённым видом изобразительного искусства.

В результате занятий у обучающихся развивается: внимание, воображение, фантазия, память, наблюдательность, творческое мышление, глазомер, пространственное представление, общая и мелкая моторика, моторно-зрительная координация.

Основные технологии обучения:

- личностно-ориентированные;

- разноуровнего и дифференцированного обучения;

- информационно-коммуникационные;

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- проблемно-поисковые;

- исследовательские.

Типы занятий: комбинированные.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.

Выбор методов обучения зависит от характера учебного материала и учебных задач.

Педагогические принципы программы:

- постепенное овладение техникой рисования;

- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- принцип творческого развития;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип увлеченности.

Методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный (демонстрации иллюстраций);

- репродуктивный (работа по образцам);

- частично-поисковый (выполнение вариативных задач);

- творческий (творческие задания, эскизы, проекты);

- исследовательский (исследование свойств бумаги свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).

Для повышения мотивации к художественной деятельности используются исследовательская деятельность (20 %).

Логические связи кружка «Фантазия» с остальными предметами (разделами) учебного предмета.

Занятия, если необходимо, связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляется межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что обучающиеся узнают на уроках по трудовому обучению. А именно:

- русский язык (основные понятия и профессиональные термины, расширение активного словарного запаса, развитие связной грамотной речи);

- математика (расчет расходных материалов и количество деталей, требуемых для выполнения работ, составление эскизов);

- история (изучение истории развития художественных техник рисования, жанров, оформление культуры дома.);

- обществознание (трудовой кодекс);

- черчение (изучение чертежей изделий из дерева, эскизы).

Материал регионального компонента используется на каждом уроке.


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В ПЛАНЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Образовательная область, к которой относится программа – коррекционно-развивающая в системе дополнительного образования.

Сроки изучения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения с 5 -8 классы, 5 часов в неделю 2 раза в неделю по 2.30 академических часа.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КРУЖКА «ФАНТАЗИЯ»

Уметь:

  1. развивать образное восприятие и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

  2. изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции;

  3. планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;

  4. использовать величинный контраст в лепке и рисунке; светлотный контраст — при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке;

  5. сравнивать части в целой конструкции по величине;

  6. рисовать круг в условиях перспективы;

  7. рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов);

  8. изображать гуашью фон в рисунке способом тонирования кистью;

  9.  получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов (голубой, розовый и др.);
    Знать о:

  1. способах получения других цветов (красный и желтый, красный и зеленый и тд.);

  2. видах изобразительных искусств;

  3. виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

  4. отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

  5. основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

Владеть:

  1. Техникой рисования;

  2. Ориентироваться на альбомном листе;

  3. планировать предстоящую работу с опорой на образец;

  4. особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

  5. отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;

  1. видами аппликаций.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Нетрадиционные техники рисования.

Рисование с натуры

Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование

Составление различных композиций из стилизации, абстракции с использованием орнаментов и узоров; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно

располагая их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;

выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у обучающихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного

искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа проходит с помощью нетрадиционной техники рисования, в легкой атмосфере.

Формообразование макетирование, оригами развитие и совершенствование целенаправленное восприятия объемных предметов. Формирование понятия архитектура, геометрическое формообразование, растительный и животный мир в искусстве моделирования из бумаги и картона.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

всего

I

Рисование с натуры.

40

II

Декоративное рисование.

50

III

Рисование на темы.

50

IV

Беседы об изобразительном искусстве.

10

V

Формообразование .

15



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема занятия

Количество часов

I полугодие

Сентябрь

1

02.09

Введение. Основные и дополнительные цвета. Цвета спектра. Спектральный круг. Взаимодополнительные цвета. Смешение цветов. Упражнение по цветоведению.

2.30

2

07.09

«Цветик-семицветик». Техника рисования граттаж. Рисование на затанированной бумаге.

2.30

3

09.09

«Пуантилизм». Беседа. «Осенний натюрморт». Рисование точками.

2.30

4

14.09

«Добрая бабочка». Монотипия предметная. Рисование зентакгл, кляксография.

2.30

5

16.09

«Осень. Листопад». Рисунок с натуры. Мазки.

2.30

6

21.09

«Калинка, калинка, калинка моя…». Тиснение.

2.30

7

23.09

«Осенние фантазии» (стилизация, отпечатки листьев).

2.30

8

28.09

«Осенний пейзаж» (витраж, отпечатки листьев).

2.30

9

30.09

«Разноцветные рыбки» (витраж).

2.30



Октябрь


10

05.10

«Как прекрасен этот мир» (монотипия пейзажа).

2.30

11

07.10

«Домика-теремочка». Восковые мелки + акварель.

2.30

12

12.10

«Грибное лукошко» (тиснение).

2.30

13

14.10

«Грустный дождик, улыбнись!» (Набрызг, распыление).

2.30

14

19.10

«Осьминожки» (рисование ладошками).

2.30

15

21.10

Пушистые животные (тычок жесткой кистью, рисование ладонями). «Волшебный лес». Рисование нитками.

2.30



Ноябрь


17

09.11

«Фрукты». Натюрморт. (Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой). Рисунок с натуры.

2.30

18

11.11

«Волшебное дерево». Тычок жесткой полусухой кистью.

2.30

19

16.11

«Невиданный зверь». Монотипия предметная.

2.30

20

18.11

«Осенний пейзаж». Монотипия пейзажная.

2.30

21

23.11

«Космические дали». (Жидкий акрил).

2.30

22

25.11

«Зайка». (Рисование мелом на доске. Рисование фломастером на доске).

2.30

23

30.11

«Фантазия». (Монотипия пейзажная. Жидкий акрил. Эбру рисование). «Современное искусство». Беседа. Путешествие в виртуальный мир Лувра.

2.30

Декабрь

25

02.12

«Зимний лес» (акварель по сырой бумаге)

2.30

26

07.12

Элементы Городецкой росписи.

2.30

27

09.12

«Цветы». Городецкая роспись.

2.30

28

14.12

«Букет». Городецкая роспись. Зимние узоры (жидкий акрил)

2.30

29

16.12

«Дворец Деда Мороза» (граттаж).

2.30

30

21.12

«Голубь, канарейка». Оригами, украшение на елку.

2.30

31

23.12

«Шар, куб, квадрат». Формообразование, макетирование.

2.30

32

28.12

«Веселый новый год». Рисование гуашью с помощью ватной палочки методом тычка и тампования.

2.30

II полугодие

Январь

33

18.01

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету).

2.30

34

20.01

Снегири на ветке (метод тычка). «Зимняя пора». Жидкий акрил.

2.30

35

25.01

Цветы в вазе. Восковые мелки + акварель.

2.30

36

27.01

«Салют». Свеча + акварель. «Закат солнца». Граттаж цветной

2.30

Февраль

39

01.02

Ветка рябины. (Витраж).

2.30

40

03.02

«Зимние развлечения».

2.30

41

08.02

Натюрморт «Ваза и яблоко» (акварель)

2.30

42

10.02

«Матрешка».

2.30

43

15.02

Бабочки (монотипия)

2.30

44

17.02

«Ваза с цветами» (техника мозаичное рисование кисточкой)

2.30

45

22.02

«Аленький цветочек для мамы» (техника рисования «брызги»)

2.30

46

24.02

«Вечерний город».

2.30

Март

47

01.03

«Натюрморт с маками в технике пуантилизм». Рисование точками.

2.30

48

03.03

«Отражение в воде». Жидкий акрил.

2.30

49

10.03

«Журавль». Оригами.

2.30

50

15.03

«Схема лисы». Паперкрафт. Формообразование.

2.30

51

17.03

«Лиса». Паперкрафт. Формообразование.

2.30

52

22.03

«Лиса». Паперкрафт. Формообразование.

2.30

53

24.03

«Лиса». Паперкрафт. Формообразование.

2.30

Апрель

53

0504

«Лиса». Паперкрафт. Формообразование.

2.30

54

07.04

«Художники прошло, настоящего». Виртуальная экскурсия. Беседа.

2.30

55

12.04

«Космический панно». (жидкий акрил).

2.30

56

14.04

«Цветной дождь». Техника набрызга.

2.30

57

19.04

Мозаика. (Витраж)

2.30

58

21.04

«Веселый лужок». (На выбор граттаж, рисование мелом по тонированной бумаге. рисование мелом на доске. Рисование фломастером на доске).

2.30

59

26.04

«Волшебная ночь». (Монотипия пейзажная. Жидкий акрил).

2.30

60

28.04

Ветка цветущей вишни. Эбру рисование. «Декоративно-прикладное искусство». Беседа, виртуальное путешествие.

2.30

Май

61

03.05

«Весеннее настроение». Рисунок точками.

2.30

62

05.05

«Пришла весна». Монотипия пейзажная. «Победный май». (Жидкий акрил).

2.30

63

10.05

«Морская волна». Монотипия пейзажная.

2.30

64

12.05

«Элементы ягодок». Узор и орнамент». Роспись посуды Хохломской росписью.

2.30

65

17.05

«Элемент листа». Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью.

2.30

66

19.05

«Букет». Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью.

2.30

67

24.05

«Весенняя капель». Набрызг. «Цветы весны». (Граттаж).

2.30

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Интерактивная доска;

  2. мольберты настольные, напольные;

  3. видео материалы, презентации;

  4. репродукции, музыкальный фон;

  5. компьютер с художественным программным обеспечением;

  6. цифровой фотоаппарат;

  7. ксерокс и цветной принтер;

  8. бутафория.


СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида 5-9кл. под ред. Воронкова В.В. Москва, изд-во ВЛАДОС 2000г.

2. И. А. Грошенков «Изобразительная деятельность в спец. кор. школе VIII вида», Москва, изд-во «Академия» 2002г.

3. О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» пособие для учителей, Москва, ВЛАДОС, 2003г.

Для реализации рабочей программы использовались программы:

4. Н. Г. Воробьева «Точечная роспись курс для начинающих» - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.-64 с.: ил.- (Мастер-класс на дому).


Дополнительный список литературы

  1. Выготский В.С. Развитие воображения и творчества в детском возрасте.-

М., 1998.

  1. Горячев Б. Древний Городец «Малый Китеж» - Москва, «Былина», 1993.

  2. Коновалов А. Городецкая роспись: Рассказы о народном искусстве. Волго-Вятское кн. изд. 1988.

Интернет ресурсы

  1. https://infourok.ru/backOffice/setting;

  2. https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-kak-sredstvo-korekcionoi-raboty-dlja-detei-s-narusheniem-zrenija-536191.html;

  3. https://www.b17.ru/article/httpswwwb17rumy_articlefractal/.


Протокол № _____

от «____» __________________ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Уфимская коррекционная

школа – интернат №59 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья Е.Г.Федина

наименование учреждения