СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Формирование личности младших школьников через игровые технологии в учебной и внеурочной деятельности."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект явяляется среднесрочным , его реализация рассчитана на год. В ходе деятельности осуществляется работа по формированию и развитию личности младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Формирование личности младших школьников через игровые технологии в учебной и внеурочной деятельности."»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казенное общеобразовательное

учреждение Пензенской области

«Головинщинская школа - интернат для обучающихся

по адаптированным образовательным программам»

(ГКОУ «Головинщинская школа – интернат»)







Программа курса

«Формирование личности младших школьников через игровые технологии в учебной и внеурочной деятельности.»


Возраст детей: 7-11 лет.

Срок реализации: 1 год.







Автор-составитель: Учитель начальных классов

Мандрыгина Светлана Николаевна


















Содержание.


Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая часть.

Игровые технологии как фактор обучения и развития личности

младшего школьника………………………………………………………...............4

1.1 Роль игры в развитии и формировании личности младшего

школьника……………………………………………………………………………4

1.2 Развивающие игры как фактор развития и формирования личности……….7

1.3 Дидактические игры как метод обучения……………………………………...9

Глава 2. Практическая часть.

Влияние игровых технологий на универсальные учебные действия……………………………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………….18

Литература…………………………………………………………………………..18


































Введение.


Автор проекта: Мандрыгина Светлана Николаевна

Место работы автора: ГКОУ Головиншинская школа-интернат»

Место реализации проекта: ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»

Тема проекта: Формирование личности младших школьников через игровые технологии в учебной и внеурочной деятельности.

Предметное или внепредметное направление: личностное воспитание.

Целевая аудитория (возрастной контингент обучающихся): школьники

7– 11 лет.

Проблемы всестороннего развития и воспитания школьников, а также сохранения их здоровья всегда была и остаётся важнейшей государственной проблемой.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью социума в сильной (волевой), самостоятельной и способной преодолевать трудности личности. Особенность младшего школьного периода в том, что в это время личность ребёнка поддаётся формированию через игровые процессы. Возможность стать героем и пережить настоящие приключения вместе со сверстниками, эмоциональность и азартность игры обеспечивают привлекательность игры для детей.

Наша проблема была сформулирована следующим образом: формирование личности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности c помощью игровых технологий. Решение этой проблемы стало целью исследования.

Объект исследования: формирование и развитие личности младшего школьника.

Предмет исследования: игровые технологии как условие развития и формирования личности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что если разработать банк игр, который сможет помочь в формировании и развитии личности младшего школьника, то результатом работы будет сборник методических рекомендаций и дидактических игр для учителя начальных классов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить роль игры в развитии и формировании личности младшего школьника.

  2. Рассмотреть развивающие игры как фактор развития личности и дидактические игры как метод обучения младших школьников.

  3. Провести мониторинг результатов деятельности.

  4. Создать сборник игр, который будет способствовать развитию и формированию личности младшего школьника.




Реализация проекта.

Проект является среднесрочным, его реализация рассчитана на год. В ходе деятельности осуществляется работа по формированию и развитию личности младшего школьника.

Этапы и сроки реализации.

Этапы реализации

Направление деятельности

Сроки реализации

Первый этап диагностический





Второй этап








Третий этап практический






Четвертый этап аналитический



1. Анализ затруднений.

2. Выявление проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.


4. Определение целей и задач проекта.

5. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

6.Прогнозирование результатов.


7.Внедрение опыта работы.

8.Формирование методического комплекса.

9. Корректировка работы.


10. Мониторинг текущих результатов.

11. Подведение итогов.

12.Оформление результатов работы.

сентябрь-октябрь






ноябрь








ноябрь-апрель







май


Инструмент исследования: игровые технологии.

Ожидаемые результаты.

В ходе мониторинга будет выявлена картина успешности деятельности учащихся, степень овладения ими умений, что позволит сделать вывод об уровне формирования БУД у обучающихся.

Ожидаемые результаты - продукты: сборник игр.

Перспективы дальнейшего развития.

В дальнейшем, после создания сборника игр, планируется обновлять полученный сборник новыми играми, способствующих формированию базовых учебных действий и личностному развитию ребёнка.


Глава 1. Игра как фактор обучения, развития и формирования личности младшего школьника

    1. Роль игры в развитии и формировании личности младшего школьника.


Огромная роль в развитии и воспитании школьника принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Игра выступает как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.

Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает её, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра-практика развития. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа

деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина – «кризис 7 лет»). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.

Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».

Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.

Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.

Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.

Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.

В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.

Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов.

На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игр, дающих так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество. Грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

Итак, в данном разделе была раскрыта роль игры в развитии личности младших школьников, эффект влияния игры на личность школьника.





1.2 Развивающие игры как фактор развития и формирования личности


Развивающие игры — игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры тренируют собственные мышление, изобретательность, креативность, воображение.

Типы, характер, содержание и оформление определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Начало применения развивающих игр в педагогических целях в игре допускается в возрасте от (0)1 года, и в зависимости от развития ребенка в каждом частном случае.

Классификация: по возрастным группам (для детей от 0 до 1 года, для детей от 1 года до 3-х лет, для детей от 3-х лет до 7 лет, для детей старше 7 лет и взрослых); по типу ( масса для лепки, тесто для лепки, пластилин, аппликации, головоломки, конструкторы).

Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2—3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей.

Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Итак, в данном разделе было раскрыто понятие развивающей игры, их классификация и сфера применения развивающих игр.




1.3 Дидактические игры как метод обучения


Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.

  1. Игры-путешествия.

  2. Игры-поручения.

  3. Игры-предположения.

  4. Игры-загадки.

  5. Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Не труден ли для детей термин «путешествие»? Он может быть объяснен более простым словом «поход». Но в этом не возникает необходимости: слово «путешествие» бытует во многих привлекательных для детей передачах по радио, телевидению, оно живет в обиходе взрослых, совершающих многие путешествия, иногда вместе с детьми. Это — наша современность. Игра-путешествие -игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия-форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Содержание экскурсии планируется, имеет четкую структуру занятия: цель, задача, пояснение, наблюдение или выполнение практических работ, итог.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии
или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Начиная игру, учитель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: («Заводы не могли бы работать—например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди (опоздали бы на работу» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».
Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были* здоровы».. .

Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг
друга.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение взрослого с детьми, детей с взрослым, и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета— темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Проведение игры-беседы требует от учителя большого искусства, сочетания обучения и игры. Первым требованием к руководству такой игрой является определение «малых доз» познавательного материала, но достаточных, чтобы игра была интересной для детей. Познавательный материал должен обусловливаться темой — содержанием игры, а игра соответствовать возможности усвоения этого содержания без нарушения интереса детей и свертывания игровых действий. Одним из условий проведения игры-беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры — вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций. Например, на внеурочном занятии.

Подводя итоги можно сказать, что в данном разделе было раскрыто определение дидактических игр, дана их классификация, область их применения в процессе обучения младших школьников.






Глава 2.Практическая часть.

Влияние игровых технологий на базовые учебные действия.


Хочется рассмотреть влияние игровых технологий на формирование личности младшего школьника, т.е. на базовые учебные действия. Почему именно БУД, да потому что, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «базовых учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В младшем школьном возрасте  основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном   процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

 Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительным и эмоционально окрашенным процесс обучения, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе игровых действий  (подражания, угадывания.) формирование знаний и умений у ребенка происходит эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры внимание детей легче активизировать, удерживать на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в окружении сверстников. Такое же эффективное воздействие имеют и дидактические игрушки, использование которых в качестве учебного материала позволяет педагогу учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, многократно упражняясь в названии цвета, формы, величины, производя простейшую классификацию.

 Игровые приемы чрезвычайно эффективны в тех случаях, когда учебная задача требует многократных упражнений, так как они влияют на снижение интереса.

Игровые приемы направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности школьника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй следует стимулировать мышление, фантазии детей, подталкивать их к осознанию эмоций и переживаний окружающих

 Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так, то...), объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать зависимости и т. д.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается учениками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно- игровом плане.

При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:

- соответствие игры учеников целям урока

- доступность для учащихся данного возраста

- умеренность в использовании игр на уроке

Проблемная игровая ситуация поможет детям младшего школьного возраста задуматься над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.

На начальном этапе в 1 классе была проведена диагностика личностных результатов в соответствии с ФГОС с целью выяснить уровень овладения БУД у школьников до использования игровых технологий.

Исходя из того, что игры влияют на формирование БУД положительно, в классе были проведены следующие игры.

Игровая ситуация: «Что на свете одно?».

Детям дается задание: перечислить, что в мире есть только одно, (например: солнце, луна, небо, родина). Все перечисленное записывается на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два-три коротких предложения, не называя его. Например, оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. ( Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это занятие можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т.д.

 Вывод: это занятие учит детей тому, что необходимо ценить то, что у тебя есть, беречь и хранить в душе самое главное, что есть на Земле, чаще всего, это главное бывает в единственном экземпляре (одна Мама, одна Земля, Я один единственный, неповторимый).

Рисунок «Звезда мечты».

Не отрывая карандаша от бумаги, детям предлагается нарисовать пятиконечную звезду и в ее середине то, о чем они больше всего мечтают. Затем все звезды вывешиваются на доске. Дети делятся на группы, выбирают чью-либо звезду и придумывают «пять мудрых шагов» к исполнению той или иной мечты. На лучах звезды дети предлагают записать все, что они придумали. Например, чтобы изучить иностранный язык, надо: 1) понять, для  чего он нужен; 2) каждый день заниматься языком; 3) слушать песни на языке; 4) общаться с человеком, говорящим на языке; 5) найти интересную книгу на языке. После этого  дети рассказывают, какие «пять мудрых шагов» они придумали, и вместе с педагогом обсуждают, какие советы самые мудрые и почему.

 Вывод: на данном занятии дети задумываются над понятием «мудрость». Учатся различать сиюминутные желания и истинные потребности.

При работе в парах можно предложить следующие задания:

 - детям выдаются трафареты рукавичек; надо украсить их так, чтобы они составили пару;

- игра «эскалатор», где дети первого варианта, двигаясь по колонке, назад дают задание второму варианту;

- игра «учитель-ученик».

Вывод: работа детей в этих играх формирует у них умение работать совместно и контролировать действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры способствуют моделированию социальных отношений, разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.

Использование сюжетно-ролевых игр создает на уроке творческую атмосферу, помогает детям в усвоении материала урока.

И много других.

Все проведённые с детьми игры можно показать в следующей таблице:


Сроки реализации

Направленность игр

Виды игр

Октябрь

Игры на знакомство, на установление доверительных отношений

«Веревочка», «Диалог», «Паутинка», «кто Я», «Паровозик», «Поезд добродетелей», «Бип»

Ноябрь

Игры на установление доверительных отношений, на формирование гуманистических чувств

«Ласковые шаги», «Какой я хороший», «Пресс-конференция», «На корабле», «Эскалатор»

Декабрь

Игры на формирование культуры поведения, поддержание положительного эмоционального фона

«Жизнь взрослых», «Таможня», «Пойми меня», «Скульптор», «Артисты пантомимы», «Окно», «Театр-экспромт»

Январь

Игры на сотрудничество, сплочение коллектива

«Золотой ключик», «Мост», «Башни», «Сиамские близнецы», «Что на свете одно?»

Февраль

Игры на сотрудничество, формирование культуры поведения

«Баба-Яга», «Согласованные движения», «Спина к спине», «Платформы», «Фигуры», «Скала», «Продолжи сказку»

Март

Игры на коллективное доверие, внимание, расслабление, создания положительного настроения

«Море, суша, небо», «Гроза», «Болото», «Вопрос соседу», «14 предметов», «Хохотунья», «Звезда мечты», «Учитель-ученик».


Проведя диагностику на четвёртом, аналитическом этапе, мы получили положительные результаты.


Проанализировав результаты до проведения игровых технологий и после, мы можем сделать вывод, что игровые технологии действительно способствуют положительной динамике развития БУД у младших школьников, что в свою очередь формирует и развивает личность ребёнка.




Заключение


Таким образом, считаю, что задачи исследовательской работы выполнены, цель достигнута, подтвердилась гипотеза, что если разработать банк игр, который сможет помочь в формировании и развитии личности младшего школьника, то результатом работы будет сборник методических рекомендаций и дидактических игр для учителя начальных классов. Кроме того мы убедились на практике, что применение игр в урочной и внеурочной деятельности положительно сказывается на результатах работы по формированию БУД (базовых учебных действий).






Литература


  1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М.1991 год

  2. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. «Педагогика» М.: Просвещение, 1987

  3. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С. А., Чиндилова О. В. – М.: Баласс, 2012

  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

  5. Газман О.С. Харитонова Н.Е.  « В школу с игрой »М.,1991

  6. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967

  7. Князев А.М. Основы активно-игрового обучения. - М.: Просвещение,2005

  8. Макаревич М.А. Нравственное самосовершенствование личности. М., 1989.

  9. Минич О.А. Хаткевич О.А. «Педагогические игры» М.,2005

  10. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М., 1981.

  11. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении- М.: Просвещение, 1992. Д.Б. «Психология игры» М.1999

  12. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение,1974.

  13. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.



22