ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель курса: подготовка обучающихся к волонтерской деятельности, позиции вожатого, обладающего необходимыми организаторскими компетенциями.
Задачи курса:
- способствование приобретению умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием;
- способствование овладению содержанием, различными формами и методами воспитательной работы с детьми в летний период;
- развитие социальных и коммуникативных навыков;
- развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.
Рабочая программа предусматривает обучение в объёме 1 часа 1 раза в неделю в течение одной учебной четверти, что составляет 8 часов.
Результаты освоения курса:
Личностными результатамиявляются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- системы значимых межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные позиции в деятельности;
- способность ставить цели.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- учиться самостоятельности планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества;
- учиться построению индивидуальной образовательной траектории.
Познавательные УУД:
- планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
- способности анализировать реальные психологические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных психологических ролей.
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- формулировать свое собственное мнение и позицию;
- учиться толерантному отношению к другому человеку.
Предметными результатами освоения являются:
обучающийся научится:
- определять, кто такой вожатый, его основные должностные обязанности, способы взаимодействия с администрацией ОО;
- знает права и обязанности вожатого, особенности работы с детскими коллективами;
- умеет применять простейшие технологии организации детского самоуправления, игровой деятельности.
обучающийся получит возможность научиться:
- умению учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- осуществлению наблюдений и экспериментов;
Воспитательные результаты
Предполагаемые результаты реализации программы
– с применением известных шаблонных способов (описанных в литературе
или увиденных в практике педагогической работы вожатых);
–на творческом уровне (организация творческой деятельности с учащимися)
Репродуктивный уровень:
–создание простых методических продуктов (стенгазета, листовка, брошюра);
–проведение мероприятий по готовым планам-сценариям.
Конструктивный уровень:
– создание электронных методических продуктов (презентаций, сайта,
страницы в Интернете);
– разработка планов-сценариев мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа носит практикоориентированный характер. В составе курса - теоретические занятия, на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива;
практические занятия, цель которых - применение полученные теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.
Тематическое планирование
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов | Форма проведения занятия | ЦОР/ЭОР |
1. | Введение | Кто такой вожатый? Обязанности вожатого. Этические нормы в работе вожатого: кодекс поведения, характеристика личностных качеств, имидж | 1 | Лекция; Беседа; Работа в группах; | https://forum.planerochka.org/ |
2. | Психолого- педагогические основы знаний вожатого. | Возрастные особенности детей. Методы работы с детьми младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений детей. Приёмы воздействия на нарушителей, ограничения при наказании | 1 | Беседа; Работа в группах; Практическая работа; | https://uucyc.ru/camps/ |
3. | Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и здоровья детей, режимные моменты. | Санитарно- гигиенические нормы вожатого. Техника безопасности. Понятие «Режим дня». Предупреждение и предотвращение внештатных и экстремальных ситуаций. | 1 | Лекция; Беседа; Практическая работа; | https://summercamp.ru/ |
4. | Конфликты и стратегии выхода из них | Конфликтология. Типы конфликтов. Формы проявления конфликтов. Причины и последствия. Способы разрешения конфликта. | 1 | Лекция; Работа в группах; Практическая работа; | https://forum.planerochka.org/ |
5. | Система взаимодействия вожатого на смене | Взаимодействие вожатого в педагогическом коллективе. Соблюдение субординациии. Виды взаимодействия «Вожатый-Воспитатель», «Вожатый-Педагог-организатор». Виды взаимодействия «Вожатый-Вожатый», «Вожатый-Ребенок» | 1 | Беседа; Работа в группах; Практическая работа; | https://uucyc.ru/camps/ |
6. | Игровая деятельность | Игротехника вожатого как технология. Правила и требования к организации игр | 1 | Практическая работа; | https://forum.planerochka.org/ |
7. | Творческая деятельность в работе вожатого | Отрядные и общелагерные мероприятия. Виды и формы. Методы организации и проведения творческого мероприятия. Распределение обязанностей при подготовке. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия. Структура сценария. Проведение детской игровой программы в ГПД. Основы актерского мастерства. Механизмы работы с залом. Публичное выступление. Основы оформительского искусства. Оформление газет. Отрядный уголок. Имидж отряда. | 2 | КТД; Отрядное дело; Оформительский практикум. | https://uucyc.ru/camps/ |