П
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия №40 имени Ю.А. Гагарина
рограмма курса внеурочной деятельности
«Математика. За страницами учебника...»
для учащихся 8-х классов
г. Калининград,
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» имеет интеллектуальную направленность и разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010г. № 1897 (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654), СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993), планом внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 75». Внеурочная деятельность по математике в 8 классе проводится из расчёта 34 часа в учебном году (1 час в неделю). Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию математической информации. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими практическими вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Данная программа расширяет и углубляет базовый компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа внеурочной деятельности применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.
Включение темы «проценты» в данный курс обусловлено непродолжительным её изучением на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, но в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочные навыки обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Содержание темы «проценты» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека. Познавательный материал темы будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Содержание темы «модуль» направлено на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Навыки в решении уравнений и неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы ученику, желающему не только успешно сдать экзамены, но и успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах.
Цель:
Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-8 классов.
Задачи:
•сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
•решать основные задачи на проценты и более сложные экономические задачи;
•научить учащихся выполнять преобразование выражений, содержащих модуль, решать уравнения и неравенства, содержащих модуль, строить графики элементарных функций, содержащих модуль;
привить учащимся основы экономической грамотности.
Результаты изучения курсапредставлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
Личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначального представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
Решать типовые задачи на проценты;
Применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных
задач;
Использовать формулы начисления “сложных процентов” и простого процентного роста при решении задач;
Решать задачи на сплавы, смеси, растворы;
Производить прикидку и оценку результатов вычислений;
При вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
Уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
Преобразовывать выражения, содержащие модуль;
Решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
Выполнять построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, уверенно владеть системой определений, алгоритмов.
Система оценивания: без оценочная, зачёт на основании промежуточных и итогового тестирований.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Основные формы организации учебных заданий: рассказ, беседа, семинар, практическое занятие. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Программа может быть использована для учащихся 8 классов с разной степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся.
Структура курса:
№п/п | Наименование темы курса | Всего часов | Количество часов. |
ПРОЦЕНТЫ 8 ч |
| Проценты. Основные задачи на проценты | 2 | |
1 | История появление процентов. Основные задачи на проценты. | | 1 |
2 | Решение задач на проценты | | 1 |
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 2 | |
3 | Базовые понятия экономики | | 1 |
4 | Процентные расчеты в жизни человека. | | 1 |
| Задачи на смеси, сплавы, растворы | 2 | |
5 | Задачи на смеси, сплавы, растворы | | 1 |
6 | Решение задачна смеси, сплавы, растворы | | 1 |
| Решение задач на проценты | 2 | |
7 | Решение задач банка ОГЭ | | 1 |
8 | Решение задач банка ОГЭ | | 1 |
МОДУЛЬ Преобразованиевыражений, содержащих модуль 8ч |
9 | Модуль. Общие сведения. | | 1 |
10 | Преобразование выражений, содержащих модуль | | 1 |
11 | Решение уравнений, содержащих модуль | | 1 |
12 | Решение уравенств, содержащих модуль | | 1 |
13 | Построение графиков функций, содержащих модуль | | 1 |
14 124Ё14 | Построение графиков функций, содержащих модуль | | | | 1 |
15 | Решение задач по теме «Модуль»из банка ОГЭ | | 1 |
16 | Решение задач по теме «Модуль»из банка ОГЭ | | 1 |
17 | Итоговое занятие | | 1 |
Итого: 17ч.
Содержание программы:
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (2ч).
История появления процентов. Решение основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Арифметические и алгебраические приемы решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (2ч).
Применение в жизни процентных расчетов. Введение основных базовых понятий экономики: процент прибыли, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках, процентный прирост, определение начальных вкладов.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3.Задачи на смеси, сплавы, растворы (2ч).
Понятия: концентрация вещества, процентное содержание; закон сохранения массы.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4. Решение задач по теме «Проценты» (2ч)
Обобщение полученных знаний и умений, решение задач по теме.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 5. Модуль. Преобразование выражений, содержащих модуль (2ч).
Общие сведения: определение, свойства, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 6. Решение уравнений, содержащих модуль (2ч).
Решение уравнений ,содержащих модуль..
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 7. Графики функций, содержащих модуль (2ч).
Построение графиков функций. содержащих модуль.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 8. Решение задач по теме «Модуль» (2ч).
Обобщение полученных знаний и умений, решение задач по теме.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 9. Решение задач по всему курсу (1ч).
Обобщение полученных знаний и умений, решение задач по всему курсу. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
№ п/ п | Тема | Основное содержание | Количество ча- phr | Основные понятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 |
1 | | Проценты. История появление процентов. Основные задачи на проценты | | Понятие процента Правила действий Перевод дроби в проценты и наоборот |
2 | ПРОЦЕНТЫ 8ч | Решение задач на проценты | 2 | 1)Нахождение процента от числа 2)нахождение числа по его проценту. |
3-4 | Базовые понятия экономики. Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 2 | процент прибыли, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Понятие процентный прирост, определение начальных вкладов. |
5-6 | Задачи на смеси, сплавы, растворы | 2 | концентрация вещества, процентное содержание; закон сохранения массы |
7-8 | Решение задач по теме «Проценты» | 2 | 1)нахождение процента от числа (величины); нахождение числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого. |
Тематическое планирование курса
9-10 | МОДУЛЬ 8ч | Модуль. Преобразование выражений, содержащих модуль | 2 | Определение, свойства, геометрически смысл модуля. Преобразование выражений, содержащ! модуль. |
11-12 | Решение уравнений, содержащих модуль | 2 | 1)Преобразование выражений, содержащих модуль. |
13-14 | Графики функций, содержащих модуль | 2 | |
15-16 | | Решение задач из банка ОГЭ | 2 | |
17 | | Решение задач по всему курсу | 1 | |
| | | | |
12 | | | Решение задач по теме «Модуль | 3 | |
9
1