СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для работающих по специальной программе детей

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности»

П

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия №40 имени Ю.А. Гагарина


рограмма курса внеурочной деятельности
«Математика. За страницами учебника...»
для учащихся 8-х классов

г. Калининград,
2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» имеет интеллектуальную направленность и разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010г. № 1897 (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654), СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993), планом внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 75». Внеурочная деятельность по математике в 8 классе проводится из расчёта 34 часа в учебном году (1 час в неделю). Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию математической информации. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими практическими вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Данная программа расширяет и углубляет базовый компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа внеурочной деятельности применима для различных групп школь­ников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Включение темы «проценты» в данный курс обусловлено непродолжительным её изуче­нием на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусмат­ривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, но в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Однако прак­тика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочные навыки обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Содержание темы «проценты» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека. Познавательный ма­териал темы будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков про­центных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и со­держанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Содержание темы «модуль» направлено на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Навыки в реше­нии уравнений и неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы ученику, желающему не только успешно сдать экзамены, но и успешно выступить на математических конкурсах и олимпиа­дах.

Цель:

Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-8 классов.

Задачи:

•сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для примене­ния в практической деятельности;

•решать основные задачи на проценты и более сложные экономические задачи;

•научить учащихся выполнять преобразование выражений, содержащих модуль, решать уравнения и неравенства, содержащих модуль, строить графики элементарных функций, содержащих модуль;

привить учащимся основы экономической грамотности.

Результаты изучения курсапредставлены на нескольких уровнях - личностном, мета­предметном и предметном.

Личностные:

  1. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к само­развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной и других ви­дах деятельности;

  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить приме­ры и контрпримеры;

  4. первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития значимости для развития цивилизации;

  5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказыва­ния, отличать гипотезу от факта;

  6. креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;

  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельно­сти;

  8. формирование способности к эмоциональному восприятию математических объек­тов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

  1. способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель­ных задач;

  1. умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  2. способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  3. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуж­дения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  4. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  5. развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования по­зиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отста­ивать своё мнение;

  6. формирование учебной и обще пользовательской компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  7. первоначального представление об идеях и о методах математики как об универ­сальном языке науки и техники;

  8. развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  9. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  10. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  11. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимо­сти их проверки;

  12. понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соот­ветствии с предложенным алгоритмом;

  13. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для реше­ния учебных математических проблем;

  14. способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

  1. Решать типовые задачи на проценты;

  2. Применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных

задач;

  1. Использовать формулы начисления “сложных процентов” и простого процентного ро­ста при решении задач;

  2. Решать задачи на сплавы, смеси, растворы;

  3. Производить прикидку и оценку результатов вычислений;

  4. При вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, ис­пользовать приемы, рационализирующие вычисления;

  5. Уметь соотносить процент с соответствующей дробью;

  6. Преобразовывать выражения, содержащие модуль;

  7. Решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

  8. Выполнять построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, уве­ренно владеть системой определений, алгоритмов.

Система оценивания: без оценочная, зачёт на основании промежуточных и итогового тестирований.

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Основные формы организации учебных заданий: рассказ, беседа, семинар, практическое занятие. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Программа может быть использована для учащихся 8 классов с разной сте­пенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономиче­ской грамотности, мышления учащихся.

Структура курса:

п/п

Наименование темы курса

Всего

часов

Количество часов.

ПРОЦЕНТЫ 8 ч


Проценты. Основные задачи на проценты

2


1

История появление процентов. Основные задачи на проценты.


1

2

Решение задач на проценты


1


Процентные вычисления в жизненных си­туациях

2


3

Базовые понятия экономики


1

4

Процентные расчеты в жизни человека.


1



Задачи на смеси, сплавы, растворы




2


5

Задачи на смеси, сплавы, растворы



1

6

Решение задачна смеси, сплавы, растворы



1


Решение задач на проценты

2


7

Решение задач банка ОГЭ


1

8

Решение задач банка ОГЭ


1

МОДУЛЬ Преобразованиевыражений, со­держащих модуль



9

Модуль. Общие сведения.


1

10

Преобразование выражений, со­держащих модуль


1

11

Решение уравнений, содержащих модуль


1

12

Решение уравенств, содержащих модуль


1

13

Построение графиков функций, содержащих модуль


1

14 124Ё14

Построение графиков функций, содержащих модуль




1

15

Решение задач по теме «Модуль»из банка ОГЭ


1

16

Решение задач по теме «Модуль»из банка ОГЭ


1

17

Итоговое занятие


1

Итого: 17ч.





Содержание программы:

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (2ч).

История появления процентов. Решение основных задач на проценты: а) нахождение про­цента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процен­та одного числа от другого. Арифметические и алгебраические приемы решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (2ч).

Применение в жизни процентных расчетов. Введение основных базовых понятий эконо­мики: процент прибыли, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ста­вок процентов в банках, процентный прирост, определение начальных вкладов.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3.Задачи на смеси, сплавы, растворы (2ч).

Понятия: концентрация вещества, процентное содержание; закон сохранения массы.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 4. Решение задач по теме «Проценты» (2ч)

Обобщение полученных знаний и умений, решение задач по теме.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 5. Модуль. Преобразование выражений, содержащих модуль (2ч).

Общие сведения: определение, свойства, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 6. Решение уравнений, содержащих модуль (2ч).

Решение уравнений ,содержащих модуль..

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 7. Графики функций, содержащих модуль (2ч).

Построение графиков функций. содержащих модуль.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 8. Решение задач по теме «Модуль» (2ч).

Обобщение полученных знаний и умений, решение задач по теме.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 9. Решение задач по всему курсу (1ч).

Обобщение полученных знаний и умений, решение задач по всему курсу. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

п/

п

Тема

Основное со­держание

Количество ча-

phr

Основные понятия

1

2

3

4

6

1


Проценты. История появление процентов. Ос­новные задачи на проценты


  1. Понятие процента

  2. Правила действий

  3. Перевод дроби в проценты и наоборот

2

ПРОЦЕНТЫ 8ч

Решение задач на проценты

2

1)Нахождение процента от числа

2)нахождение числа по его проценту.

3-4

Базовые понятия экономики. Процентные вы­числения в жиз­ненных ситуа­циях

2

  1. процент прибыли, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др.

  2. Понятие процентный прирост, определение начальных вкладов.

5-6

Задачи на смеси, сплавы, раство­ры

2

  1. концентрация вещества,

  2. процентное содержание;

  3. закон сохранения массы

7-8

Решение задач по теме «Про­центы»

2

1)нахождение процента от числа (величи­ны);

  1. нахождение числа по его проценту;

  2. нахождение процента одного числа от другого.



Тематическое планирование курса


9-10

МОДУЛЬ 8ч

Модуль. Преоб­разование вы­ражений, со­держащих мо­дуль

2

  1. Определение, свойства, геометрически смысл модуля.

  2. Преобразование выражений, содержащ! модуль.

11-12

Решение урав­нений, содер­жащих модуль

2

1)Преобразование выражений, содержащих модуль.

13-14

Графики функ­ций, содержа­щих модуль

2


15-16


Решение задач из банка ОГЭ

2


17


Решение задач по всему курсу

1









12



Решение задач по теме «Мо­дуль

3





9



1