Современная экологическая ситуация – результаты неразумной, безответственной деятельности людей по отношению к природе. Уровень экологической культуры большинства современных младших школьников недостаточно высок.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важных и актуальных задач всей системы школьного образования. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Так как именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, позволяющие говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность.
При составлении данной рабочей программы использованы материалы из следующих образовательных авторских программ:
В результате изучения данного курса у младших школьников будут сформированы следующие личностные, метапредметные и предметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, (умение ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений);
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, (умение поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере – наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере – овладение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
| Разделы и темы | Содержание | Кол-во часов | Формы организации и виды деятельности |
1 класс (1-й год обучения) |
1 | Природа и человек | Мир вокруг нас. Живая и неживая природа на Земле. Природа и человек. Что такое экология? | 3 | Виртуальная экскурсия Интерактивные занятия на природе Экологическое лото Экологическая викторина |
2 | Экология человека. Экологические проблемы современности | Экологические проблемы современного общества | 2 | Составление серии рисунков и плакатов для иллюстрации предложенной темы Конкурс рисунков Моделирование Экологические игры |
3 | Правильное питание – основа здоровья человека | Разнообразие питания. Самые полезные продукты для людей Правила и режим питания человека Хлеб, овощи и фрукты в питании детей Принципы составления меню на завтрак, обед и ужин. Правила накрытия стола Как сделать кашу вкусной? Польза мяса и рыбы Способы утоления жажды Витамины в пище в разное время года Особенности питания спортсменов и школьников. Народные праздники и традиционные меню разных народов | 19 | Конструирование и моделирование ситуаций Работа с галереей изображений и набором наклеек из рабочей тетради «Разговор о правильном питании» Дидактические игры Практические занятия Проекты «Что готовили наши прабабушки?», «Как мы накроем стол к празднику?» |
4 | Братья наши меньшие | Домашние питомцы. Пернатые друзья | 3 | Конкурс рисунков и поделок Создание книжки-раскладушки Изготовление простых кормушек для птиц |
5 | Мой садик на окошке | Зимний и весенний сад на окне | 1 | Практическое занятие по уходу за комнатными растениями Стенгазета «Зимний сад на моем окне» |
6 | Чудеса в мире природы | Чудеса живой и неживой природы | 1 | Создание книжки-малышки на основе собранной информации |
7 | Где на Земле обитают живые организмы? | Особенности водных обитателей Особенности обитателей почвы Особенности обитателей наземно-воздушной среды | 4 | Дидактические игры Создание стенгазеты Изучение особенностей живых организмов на основе видеоряда Конкурс «Кто как «разговаривает»?» Групповая презентация типичных представителей различных сред обитания |
8 | Как себя вести при встрече с природой (итоговое занятие) | Правила поведения при встрече с природой | 1 | Игра-тренинг Составление правил поведения на природе |
Итого: 33 часа |
2 класс (2-й год обучения) |
1 | Введение. Воздействие экологических факторов на живые организмы | Воздействие температуры как экологического фактора на живые организма (холод, жара) Приспособления животных к передвижению по рыхлому снегу и по насту. Приспособления растений и животных, связанных с возрастанием сухости воздуха Приспособления животных, связанные с маскировкой и защитой от врагов | 7 | Работа с комиксами, инсценирование, моделирование. Работа с экологическими сказками. Экологические дидактические игры Инсценирование фрагментов рассказов о природе. |
2 | Особенности экологических связей в некоторых природных сообществах | Перенос вещества и энергии на примерах различных цепей и пирамид питания. Жизнь в лесу Природные сообщества степей и пустынь и их особенности. Природные сообщества гор. Сообщества животных в реках и морях. | 10 | Составление схем. Просмотр и обсуждение видеофрагментов Инсценирование. Дидактические игры и комиксы. |
3 | Воздействие человека на природные сообщества | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природные сообщества. | 3 | Моделирование природных экологических катастроф Дидактическая игра «Сортировка мусора» |
4 | Особенности размножения живых организмов | Особенности размножения растений (на примере природного сообщества «Лес»). Особенности размножения основных групп животных (на примере природных сообществ «Лес» и «Водоем»). | 6 | Дидактические игры. Моделирование. Наблюдение. Составление сборника экологических задач «Размножение животных» |
5 | Биологические ритмы живых организмов | «Времена жизни» в природе на примере природных сообществ «Лес», «Луг», «Водоем». | 4 | Виртуальная экскурсия Изготовление стенгазет Конкурс иллюстраций к прочитанным произведениям о природе. |
6 | Итоговое обобщение | Подготовка и защита проектных работ о жизни обитателей изученных природных сообществ | 4 | Тренинг по защите проектов Защита проектных работ |
Итого: 34 часа |
3 класс (3-й год обучения) |
1 | Введение | Мы – жители планеты Земля | 1 | Дидактические игры. Моделирование |
2 | Человек и природа | Мир вокруг нас. Человек в этом мире | 1 | Наблюдения. Составление схем и моделирование. Дидактические игры. |
3 | Экологические проблемы человечества (на конкретных примерах) | Экология и мы. Экологические взаимодействия. Экологические проблемы человечества и возможные пути их решения. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | 2 | Виртуальные экскурсии. Моделирование ситуаций. Решение экологических задач. |
4 | Неживое в природе | Абиотические природные факторы. Влияние Солнца на жизнь на Земле. | 1 | Экскурсии. Практические работы. Схематизация и моделирование. |
5 | Живое в природе | Биотические природные факторы. Солнце и здоровье человека. | 1 | Дидактические игры. Экскурсии (реальные и виртуальные). Наблюдения и практические работы. Решение экологических задач. |
6 | Среда обитания живых организмов на Земле | 4 среды обитания живых организмов на Земле. Особенности водной, наземно-воздушной, почвенной сред обитания. Организм как среда обитания. Разнообразие растений и животных в различных средах обитания, их адаптации. | 12 | Работа с различными источниками информации. Наблюдения (реальные и виртуальные). Дидактические игры. Решение экологических задач. Викторины. |
7 | Дом, в котором я живу | Жилище человека как способ защиты от воздействия окружающей среды. Элементарные представления об экологии жилища. Городской дом в разные эпохи человечества. Необходимое обеспечение городских домов для комфортного существования человека. Экономное использование ресурсов – одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. Что такое «Экологический дом»? Домашняя обстановка, предметы домашнего обихода. Природные и синтетические материалы в городских домах. Украшение жилища – одна из древнейших потребностей человека. Семейные традиции и праздники. | 11 | Наблюдения. Практические работы. Дидактические и сюжетно-ролевые игры. Решение экологических задач. |
8 | О городах и горожанах: человек в городе | Кочевой образ жизни древних людей. Возникновение поселений. Появление городов. Изменение естественной (природной) среды в городе. Зависимость города от окружающей его среды. Экологические проблемы города (шум, загрязнение, накопление промышленных и бытовых отходов). Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. | 4 | Наблюдения. Практические работы. Экскурсии. Проектная деятельность. Дидактические игры. |
9 | Футурология – наука о будущем | Научные прогнозы дальнейшего развития городов на Земле. Различные проекты городов будущего. | 1 | Подготовка и защита индивидуальных минипроектов |
Итого: 34 часа |
4 класс (4-й год обучения) |
1 | Экологические системы | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система. Понятие «экосистема». Природные и искусственные экосистемы. Типы природных экосистем (лес, водоем, болото, тундра и пустыня). Суточные и сезонные колебания в популяциях растений и животных. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Влияние человека на природные экосистемы. | 14 | Наблюдения. Экскурсии. Практические работы. Моделирование. Решение экологических задач. Дидактические и сюжетно-ролевые игры. Решение проектных задач. Комиксы на экологические темы. |
2 | Многообразие экологических связей | Биологическая экология как наука. Простейшая классификация экологических связей. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания, сети питания. Пищевая пирамида. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных. Общение животных. Способы передачи информации. Подражание и обучение животных как способ усвоения навыков поведения. | 12 | Моделирование и схематизация. Наблюдения. Решение экологических задач. Практические работы. Дидактические игры. |
3 | Общий дом – общие проблемы | Почему возникают и как решаются экологические проблемы. Увеличение численности населения. Рост потребностей человека. Сокращение многообразия видов живых организмов. Истощение природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды. Продовольственная проблема. Возможные пути решения экологических проблем. Охраняемые природные территории и объекты. Десять правил разумного отношения к окружающей среде. | 8 | Работа с информацией. Моделирование. Схематизация. Проектная деятельность. Практические работы. Дидактические игры. Решение экологических задач. |
Итого: 34 часа |
Итого за четыре года обучения: 135 часов |
| Тема | Количество часов |
1 класс |
1 | Здравствуй, чудо-природа! | 1 |
2 | Что такое экология? Природа и человек | 1 |
3 | Викторина «Будь природе другом!» | 1 |
4 | Экология человека. Экологические проблемы современного человека. | 2 |
5 | Правильное питание – основа здоровья человека. Разнообразие питания Самые полезные продукты Правила и режим питания человека Хлеб в питании детей Завтрак. Обед. Ужин. Что важно знать? Из чего варят каши? Как сделать кашу вкусной? Чем полезны мясо и рыба? Всякому овощу своё время. Как утолить жажду? Где найти витамины в разное время года? Питание спортсменов и школьников На вкус и цвет товарищей нет Как правильно накрыть стол? Народные праздники и традиционные меню разных народов Здоровое питание – отличное настроение Проект «Что готовили наши прабабушки?» | 19: 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
6 | Братья наши меньшие | 2 |
7 | Пернатые друзья | 1 |
8 | Зимний и весенний сад на окне | 1 |
9 | Чудеса живой и неживой природы | 1 |
10 | Где обитают живые организмы на нашей планете? Особенности водных обитателей Особенности обитателей почвы Особенности обитателей наземно-воздушной среды | 4: 1 1 2 |
11 | Игра-тренинг «Как вести себя на природе» | 1 |
| Итого: | 33 часа |
2 класс |
1 | Введение. | 1 |
2 | Воздействие экологических факторов на живые организмы: воздействие температуры как экологического фактора на живые организма (холод, жара) приспособления животных к передвижению по рыхлому снегу и по насту приспособления растений и животных, связанных с возрастанием сухости воздуха приспособления животных, связанные с маскировкой и защитой от врагов | 6: 2 1 1 2 |
3 | Особенности экологических связей в некоторых природных сообществах: перенос вещества и энергии на примерах различных цепей и пирамид питания, природные сообщества в лесу, природные сообщества степей и пустынь и их особенности, природные сообщества гор, сообщества животных в реках и морях. | 10: 2 3 2 1 2 |
4 | Воздействие человека на природные сообщества: | 3 |
5 | Особенности размножения живых организмов: особенности размножения некоторых растений (на примере природного сообщества «Лес»), особенности размножения основных групп животных (на примере природных сообществ «Лес» и «Водоем»). | 6: 2 4 |
6 | Биологические ритмы живых организмов: «Времена жизни» в природе на примере природных сообществ «Лес», «Луг», «Водоем». | 4 |
7 | Итоговое обобщение. Подготовка и защита групповых проектных работ по выбранным природным сообществам. | 4 |
| Итого: | 34 часа |
3 класс |
1 | Мы – жители планеты Земля. | 1 |
2 | Мир вокруг нас. Человек в этом мире. | 1 |
3 | Экология и мы. Экологические взаимодействия | 1 |
4 | Экологические проблемы человечества (на конкретных примерах) | 1 |
5 | Влияние человека на природу (на конкретных примерах положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую среду) | 1 |
6 | Абиотические факторы. Влияние Солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье человека. | 1 |
7 | Среда обитания живых организмов. | 1 |
8 | Водная среда обитания. Её особенности | 1 |
9 | Разнообразие растений и животных в водной среде обитания. Их адаптации. | 2 |
10 | Почва как среда обитания живых организмов. Её особенности. | 1 |
11 | Разнообразие растений и животных в почвенной среде обитания. Их адаптации. | 2 |
12 | Наземно-воздушная среда обитания живых организмов. Её особенности. | 1 |
13 | Разнообразие растений и животных в наземно-воздушной среде обитания. Их адаптации. | 3 |
14 | Организм как среда обитания других организмов. Особенности данной среды обитания. Особенности живых организмов, обитающих в другом организме как среде обитания. Их адаптации. | 1 |
15 | Жилище человека как способ защиты от воздействия окружающей среды. | 1 |
16 | Элементарные представления об экологии жилища. | 1 |
17 | Городской дом в разные эпохи человечества. | 1 |
18 | Необходимое обеспечение городских домов для комфортного существования человека. | 2 |
19 | Экономное использование ресурсов – одно из условий сохранения окружающей среды. | 1 |
20 | Что такое «Экологический дом»? | 1 |
21 | Домашняя обстановка, предметы домашнего обихода. | 1 |
22 | Природные и синтетические материалы в городских домах. | 1 |
23 | Украшение жилища – одна из древнейших потребностей человека. | 1 |
24 | Семейные традиции и праздники. | 1 |
25 | Кочевой образ жизни древних людей. Возникновение поселений. Появление городов. | 1 |
26 | Изменение естественной (природной) среды в городе. Зависимость города от окружающей его среды. | 1 |
27 | Экологические проблемы города (шум, загрязнение, накопление промышленных и бытовых отходов). | 1 |
28 | Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. | 1 |
29 | Футурология – наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов на Земле. Различные проекты городов будущего. | 1 |
Итого: | 34 часа |
4 класс |
1 | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии | 1 |
2 | Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система. | 1 |
3 | Понятие «экосистема». Природные и искусственные экосистемы. | 1 |
4 | Лес как природная экосистема | 2 |
5 | Водоем как природная экосистема | 2 |
6 | Болото как природная экосистема | 1 |
7 | Тундра как природная экосистема | 1 |
8 | Пустыня и полупустыня как природные экосистемы | 1 |
9 | Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. | 1 |
10 | Влияние человека на природные экосистемы. | 1 |
11 | Биологическая экология как наука. Простейшая классификация экологических связей. | 2 |
12 | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания, сети питания в экосистеме. Пищевая пирамида. | 6 |
13 | Внутривидовые отношения растений и животных. Временные и постоянные группы животных. Общение животных. Способы передачи информации. | 3 |
14 | Подражание и обучение животных как способ усвоения навыков поведения. | 1 |
15 | Наш общий дом – планета Земля. Как возникают и решаются экологические проблемы. | 2 |
16 | Увеличение численности населения. Рост потребностей человека. Продовольственная проблема. | 1 |
17 | Сокращение многообразия видов живых организмов. Красная книга РФ | 2 |
18 | Истощение природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды. | 2 |
19 | Возможные пути решения экологических проблем. | 1 |
20 | Охраняемые природные территории и объекты. Заповедники, заказники, национальные парки, отдельные природные объекты. | 1 |
21 | Десять правил разумного отношения человека к окружающей среде (итоговое занятие-деловая игра). | 1 |
Итого: | 34 часа |
Итого за четыре года обучения: 135 часов |
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. – М.: АBF, 1996
Довбня С.Е., Ердаков Л.Н., Молодцова З.В. Программа по экологии начальной общеобразовательной школы. «Играя, обучаемся», сборник материалов по экологическому просвещению. № 2. ИСАР-Сибирь. – Новосибирск, 1999
Ердаков Л.Н. Экология для детей (приспособление к среде обитания). Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений образования. – Новосибирск: Изд. НИПКиПРО, 2001
Ердаков Л.Н., Довбня С.Е. Программа для дошкольного обучения. Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь вып.2. – Новосибирск, 1999
Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Как Эколобок путешествовал (все выпуски). Книжка-раскраска для преподавания в детских садах и начальной школе. – Новосибирская область, пос. Краснообск: ИПЦ «Юпитер», 2000
Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки (Экология для детей). Учебно-методическое пособие. Вып.1, 2, 3, 4. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001
Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998
Молодцова З.В. Сборник экологических задач для начальной школы (вып. 1, 2). – Новосибирск: изд-во НГПИ, 1997
Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2014
www.forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&I_op=viewlink&cid=277 – Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по окружающему миру
www.skolki-project.com –сборник проектных идей по экологии для младшей школы
www.obuchonok.ru – исследовательские работы и проекты по экологии
Сборник серий мультфильмов об экологии/ Смешарики 2D – YouTube
www.Ecology.pskovlib.ru – Детям об экологии, Эко-новости
www.prav-pit.ru – учебно-методический комплект «Формула правильного питания»