Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 25.08.2021 года | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «СОШ № 9» ______________/Е.Ю.Тетерина/ Приказ № 192-Д от 27.08.2021 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по курсу внеурочной деятельности
«Мир географии».
9 класс
Составитель:
Уланова Татьяна Юрьевна,
учитель географии высшей кв. категории
г. Ревда, 2022 г.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
овладеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознать ценность географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформировать устойчивые установки социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты.
сформируют эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.
приобретут способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
сформируют и разовьют посредством географического знания познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
научатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты.
сформировать представления о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
формировать первичные навыки использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Учащиеся будут иметь представление:
о формировании облика планеты и жизни на Земле;
о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
природе материков, океанов, стран;
Учащиеся узнают:
историю формирования нашей планеты Земли;
знать закономерности формирования географической оболочки.
знать особенности природы материков
примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран
Учащийся научатся:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
выделять причины стихийных явлений в геосферах;
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
определять на карте местоположение географических объектов;
понимать смысл собственной действительности;
формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Учащиеся получат опыт:
сотрудничества,
взаимопомощи,
самостоятельного выбора будущей профессии,
в процессе учебной деятельности.
При проведении занятий используются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.
Содержание курса.
Раздел 1. Путешествия по картам (24 часа).
Тема 1. Топографическая карта (7 часов).
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб.
Игра - «Географический марафон».
Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие). Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).
Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие).
Комплексный анализ содержания топографической карты.
Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте.
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа).
Пр. работа. Мы определяем географические координат.
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.
Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России.
Пр. работа. Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта России (1 час.)
Политико-административная карта России.
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа).
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности. Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов).
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой».
Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения.
Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород.
Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. Планетарные особенности Земли.
Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.
Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.
Раздел 2. Мы изучаем Россию – 9 часов.
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами.
Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.
Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (3 часа).
Численность и естественное движение населения России и отдельных регионов.
Определение плотности населения. Работа с таблицей «Естественное движение населения России». Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России».
Пр. работа. Определение миграционного прироста населения.
Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
Тема 9. Экономика России (1 час).
Регионы России. Путешествуем по России.
Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий.
Викторина. Определи регион России по описанию.
Тема 10. Мы познаем мир (3 часа).
Типология стран. Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи страну по описанию.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Раздел 1. Тема 1. Топографическая карта | 7 |
2 | Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России. | 3 |
3 | Тема 3. Политико-административная карта России. | 1 |
4 | Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России. (по карте часовых поясов) | 2 |
5 | Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. | 7 |
6 | Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. | 4 |
7 | Раздел 2. Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. | 2 |
8 | Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: «Население России». | 3 |
9 | Тема 9 Экономика России. | 1 |
10 | Тема 10. Мы познаем мир | 3 |
| | 33 часа |
Поурочное планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Раздел 1. Тема 1. Топографическая карта | 7 |
1 | Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. | 1 |
2 | Игра - «Географический марафон». | 1 |
3 | Стороны горизонта. Определение расстояний и направлений. (Практическое занятие). | 1 |
4 | Определение азимутов. (Практическое занятие). | 1 |
5 | Изображение неровностей. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие). | 1 |
6 | Комплексный анализ содержания карты. | 1 |
7 | Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности. | 1 |
2 | Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России. | 3 |
8 | Пр. работа. Мы определяем координаты. Протяженность страны, высоты объектов. | 1 |
9 | Пр. работа. Расположение городов по высоте над уровнем моря. Границы России. | 1 |
10 | Определение стран, с которыми Россия имеет границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу. | 1 |
3/11 | Тема 3. Политико-административная карта России. | 1 |
4 | Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России. (по карте часовых поясов) | 2 |
12 | Определение поясного времени. | 1 |
13 | Определение поясного времени. | 1 |
5 | Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. | 7 |
14 | Политико-административная карта. | |
15 | Работа с физическими картами. | |
16 | Работа с геологической картой. | |
17 | Работа с картой почв. | |
18 | Работа с климатической картой. | |
19 | Работа с картой природных зон. | |
20 | Работа с картой водных ресурсов. | |
6 | Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. | 3 |
21 | Анализ климатограмм. | |
22 | Анализ карты высоты снежного покрова. | |
23 | Составление климатограмм. | |
7 | Раздел 2. Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. | 3 |
24 | Природные ресурсы. | |
25 | Природные комплексы. | |
26 | Заповедники России. | |
8 | Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: «Население России». | 3 |
27 | Численность и естественное движение населения России и отдельных регионов. | |
28 | Определение плотности населения. Работа с таблицей «Естественное движение населения России». | |
29 | Пр. работа. Определение миграционного прироста населения. Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения. | |
9/30 | Тема 9 Экономика России. | 1 |
10 | Тема 10. Мы познаем мир | 3 |
31 | Типология стран. | |
32 | Видеопутешествие по странам мира. Викторина. | |
33 | Определи страну по описанию. | |
| Итого: | 33 часа |