Программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» адресована учащимся уровня начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Брянска 2 класса и составлена на основе:
- приказа Министерства образования и науки РФ от31.12.2015 г. №1576 "О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г.№373;
- методического пособия «Занимательный русский язык. 2 класс» Л.М.Мищенковой, а также планируемых результатов реализации программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Секреты орфографии».
Количество часов в неделю - 1 час.
Количество часов за год - 34
Количество контрольных работ - 0
Количество практических работ – 0
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
Обучающийся научится:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Содержание курса внеурочной деятельности
Слово-13 часов
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание-3 часа
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст-14 часов
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения- 4 часа
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Тематическое планирование во 2 б классе
№ п/п | Дата | Тема занятия | Основные виды деятельности обучающихся |
по плану | факти-чески |
Слово 13 ч. |
1 | 06.09 | | Слово. Значение слово | Анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания. |
2 | 13.09 | | Многозначные слова | Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. |
3 | 20.09 | | Омонимы | Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок |
4 | 27.09 | | Омофоны, омоформы | Различать омофоны и омоформы |
5 | 04.10 | | Синонимы | Различать слова, которые по -разному звучат, но называют одно и тоже,подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. |
6 | 11.10 | | Антонимы | Подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. |
7 | 18.10 | | Фразеологизмы | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. |
8 | 25.10 | | Фразеологизмы | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. |
9 | 08.11 | | Фразеологизмы | Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. |
10 | 15.11 | | Пословицы | Объяснять и применять пословицы в своей речи. |
11 | 22.11 | | Загадки | Узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. |
12 | 29.11 | | Изобразительные средства языка. Сравнение. | Составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. |
13 | 06.12 | | Изобразительные средства языка. Олицетворение | Учиться применять изобразительные средства речи |
Предложение и слово - 3 часа |
14 | 13.12 | | Текст. Тема текста. Заглавие | Нназывать признаки текста. Правильно озаглавливать текст. |
15 | 20.12 | | Опорные слова | Выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. |
16 | 10.01 | | Опорные слова | Выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. |
Текст - 14 ч |
17 | 17.01 | | План текста | Делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. |
18 | 24.01 | | Виды плана | Различать картинный план, цитатный план. |
19 | 31.01 | | Виды плана | Различать картинный план, цитатный план. |
20 | 07.02 | | Связь между предложениями в тексте. | Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ |
21 | 14.02 | | Связь между частями текста | Находить в тексте части и как они связаны друг с другом. |
22 | 21.02 | | Работа с деформированным текстом | Устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. |
23 | 28.02 | | Работа с деформированным текстом | Устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. |
24 | 06.03 | | Редактирование текста | Составлять по вопросам описание предмета, существа |
25 | 13.03 | | Типы текста. Описание. | Составлять по вопросам описание предмета, существа |
26 | 20.03 | | Типы текста. Описание. | Составлять по вопросам описание предмета, существа |
27 | 03.04 | | Текст – сравнительное описание | Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. |
28 | 10.04 | | Типы текста. Повествование | Составлять текст по опорным словам и по плану. |
29 | 17.04 | | Типы текста. Рассуждение | Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? |
30 | | | Типы текста. Рассуждение | Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? |
Культура общения 4 часа | | |
31 | 08.05 | | Сочинение на тему: «Мой выходной день» | Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст. |
32 | 15.05 | | Редактирование текста | Н и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте. |
33 | 22.05 | | Повторение пройденного | Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. |
34 | | | Повторение пройденного | Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. |