МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Управление образования администрации города Шахтерска
Шахтерская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №2
управления образования администрации г. Шахтерска
СОГЛАСОВАНО: ГОУДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» Протокол заседания Учёного совета от «___»____________2017 г. № ____ | УТВЕРЖДЕНО: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Приказ от «____» __________2017 г. № ____ |
Программа летнего оздоровления детей
«Лето на отлично»
для детей 6-10 лет
(в течении лагерной смены)
Автор
Царенко Екатерина Валерьевна,
учитель начальных классов
Шахтерской ОШ I-III ступеней № 2
ШАХТЁРСК – 2017
Содержание
Информационная карта программы
Нормативно-правовая база
Пояснительная записка
Содержание программы
Механизм реализации программы
Система контроля реализации программы
Кадровое обеспечение и фунциональнные обязанности
Материально-техническое обеспечение
Критерии оценки эффективности
Содержание смены
Циклограмма работы лагеря
План-сетка
Режим работы
Методическое обеспечение
Список использованной литературы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Муниципальное образование | Шахтерская общеобразовательная школа I-III ступеней №2 |
Название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Лето на отлично!» |
Автор программы | Царенко Екатерина Валерьевна |
Цель | Организация летнего отдыха и оздоровления детей в интересной активной форме, создание условий для максимального раскрытия и развития творческого потенциала каждого. |
Задачи | - Организовать интересный и познавательный досуг - Создать благоприятную психологическую среду, атмосферу дружбы, братства созидания и ответственности за себя и других . - Развивать коммуникативные навыки в детском коллективе, позитивные интересы детей их полезную деятельность с целью профилактики. Антисоциального поведения. |
Направления деятельности | Спортивно-оздоровительное; Организация активного досуга; Гражданско-патриотическое |
Сроки реализации программы | Краткосрочная, т.е. в течении лагерной смены |
Возрастной состав | 6-10 лет |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Закон ДНР «Об образовании» ( с изменениями) от 07.07.2015 №55-ІНС
Конституция Донецкой Народной Республики
Инструкция по ведению деловой документации в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденная приказом МОН Украины от 23.06.2000 №240
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении;
Акт приемки лагеря.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.
Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:
принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
принцип коллективной деятельности;
принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
принцип самостоятельности.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой для здоровья. Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Цели и задачи программы
Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одно временного воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей; формирование гражданской позиции каждого воспитанника.
Задачи:
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью.
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
8. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности.
9. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
10. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
11. Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе;
Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.
Формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
Включить в мотивационную структуру личности подростка те положительные качества, которые определяют его эстетическое отношение к природе, экологическую культуру поведения в целом.
Формы реализации программы
Формы работы |
Теоретического плана | Практического плана |
лекции | прогулки |
беседы | викторины |
обзоры | презентации |
экскурсии | игры |
интернет-ресурсы | соревнования |
| видеоролики |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Любая деятельность должна быть посильной, но одновременно содержательно и технологически сложной для конкретной личности, требовать интеллектуального, физического, эмоционального напряжения. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Каждый день – это маленький шаг в преодоление трудностей. Программа объединяет мероприятия разные по характеру деятельности, психологические и педагогические, образуя единый своеобразный фон, этим является творчество. Это и своеобразная школа саморазвития, главное достоинство которой состоит в том, что ребенок поставлен в условия, когда он незаметно для самого себя включается в процесс активного творчества. Программа направлена на включение воспитанников в совместную творчески-развивающую деятельность, позволяющую осмыслить каждому свою индивидуальность, раскрыть свои желания, реализовать потребности, испытать свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.
Основные направления работы:
Спортивно – оздоровительное направление
Цель: формирование ценностей здорового образа жизни и развитие физической подготовленности учащихся посредством спортивных мероприятий; формирование восприятия спорта как важнейшего средства физического развития человека;
Задачи:
1. Провести витаминизацию питания детей.
2. Вовлечение детей в различные формы спортивно-оздоровительной работы.
3. Выработка и укрепление гигиенических навыков.
4. Расширение знаний об охране здоровья.
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика;
спортивные игры;
эстафеты и соревнования;
спортивные празники;
осмотр детей медицинским работником;
организация здорового питания детей;
организация пешеходных экскурсий;
принятие солнечных и воздушных ванн;
организация спортивно-массовых мероприятий.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»; «Укусы клещей-чем они опасны?» Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» ;
Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением социального работника школы;
Профилактическая беседа о вреде наркотиков;
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
профилактическая
- правила поведения в общественных местах, профилактика возможных девиаций в поведении;
коммуникативная
– развитие способности учащихся устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, способности понимания ситуации и предмета общения в ситуации межличностного взаимодействия;
творческая
- развитие умения видеть в обыденном, привычном нечто особенное, явившееся результатом творческой деятельности человека; развитие стремления проявить свои творческие способности;
досугово-развлекательная
– формирование культуры отдыха, обеспечение гибкости влияния молодежной субкультуры на жизнедеятельность детей;
- создание условий для духовного нравственного общения, закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
отдых дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают занятия по интересам.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
Проведение мониторингов в начале смены и по ее завершению
Огонёк «Расскажи мне о себе»
Коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,
«Назовись».
Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас» «Двенадцать записок», «Лесная Карусель», «Морской Бой», «Сокровища Инков».
Работа по развитию творческих способностей детей
Оформление отрядных уголков, стенных газет;
Ярмарка идей и предложений;
Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
Коллективно-творческие дела: «Сказочный винегрет», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!»
Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,Green Peace, мастер-класс от мастеров центра «Берегиня»
Итоговая выставка поделок, рисунков .
Гражданско-патриотическое направление
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Задачи:
сформировать основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Донецкой Народной Республики.
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам ДНР.
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительностью.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. В программу летних каникул включены ролевые игры, круглые столы, дискуссии по истории государства.
Формы:
посещение школьной (городской) библиотеки
конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
военно-спортивная игра «Дорога мужества»;
интеллектуально-конкурсная программа « Ты моя Республика»
беседы, викторины по истории родного края ( района, города) школы, символике ДНР;
конкурсы, праздники, утренники, посещение музеев, выставок;
Работа по привитию навыков самоуправления
Выявление лидеров, генераторов идей;
Распределение обязанностей в отряде;
Закрепление ответственных по различным видам поручений;
Дежурство по столовой, игровым комнатам;
Ожидаемые результаты:
общее оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей;
улучшение социально-психологического климата в лагере;
снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
воспитание негативного отношения к вредным привичкам;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
личностный рост участников;
формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Название этапов | Содержание работы |
I | Подготовительный этап | Разработка программы; Подбор кадрового состава и распределение функциональных обязанностей; Разработка планов мероприятий по обозначенным направлениям; Организация творческих мастерских; Взаимодействие с структурами профилактики; Организация взаимосвязей с социумом. |
II | Организационный этап | Знакомство; Выявление и постановка целей развития коллектива личности; Формирование законов и условий совместной работы; Подготовка к дальнейшей деятельности по программе; |
III | Основной этап | Родители, дети, воспитатели, общественные организации – познают, отдыхают, трудятся; Делают открытия в себе, в окружающем мире; Развивают способность доверять себе и другим; Укрепляют своё здоровье; Оформление отрядных уголков; |
IV | Заключительный этап | |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
-
| Информирование родителей о возможных формах занятости и отдыха детей в летний период | В начале смены | Начальник лагеря |
-
| Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями | В течении смены | Воспитатели |
| Анкетирование детей в конце смены, позволяющие выявить оправдание ожиданий | В конце смены | Социальный педагог |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Кадровое обеспечение
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Основные функции:
- обеспечение выполнения плановых показателей набора детей в летний оздоровительный лагерь,
Начальник летнего оздоровительного лагеря
Основные функции:
руководство в работе нормативными документами Учредителей, органов исполнительной власти и надзорных организаций, выполнение должностных инструкций начальника летнего оздоровительного лагеря,
Воспитатели
Основные функции:
ежедневная проверка посещаемости и состояния учащихся (внешний вид, головной убор, состояние здоровья), ежедневная проверка;
Социальный педагог
Основные функции:
проведение профилактических бесед, занятий, направленных на профилактику правонарушений, девиантного поведения;
- ведение систематического наблюдения за поведением и эмоциональным состоянием детей, подростков и взрослых, работа над созданием психоэкологичной атмосферы, гуманных отношений «взрослый – ребенок»,
- участие в оперативных и инструктивных планерках, в воспитательных мероприятиях.
Педагог-психолог
Основные функции:
Медицинский работник
Основные функции:
контроль за санитарным состоянием игровых комнат и участка,
осмотр детей (педикулез, кожные заболевания и т.д.)
контроль за здоровьем детей в лагере,
контроль за организацией питания и качеством приготовления пищи. Осуществление суточной пробы и хранение её,
Руководитель физического воспитания
Основные функции:
развитие физических качеств и укрепление здоровья детей через физическую культуру,
развитие интереса к организационно-спортивной деятельности,
воспитание по установлению спортивных контактов в духе взаимопонимания, уважения и добра,
ежедневное проведение зарядки,
проведение спортивных занятий в отрядах по легкой атлетике, шашкам, подвижным играм,
проведение состязания за звание «Чемпион лагеря»,
организация общелагерных спортивных мероприятий.
Заведующий по хозяйственной части
Основные функции:
обеспечение необходимыми материалами, хозяйственными, канцелярскими товарами и предметами первой необходимости для бесперебойного функционирования лагеря,
обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения лагеря (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, вывоз мусора, работа средств связи, охрана),
составление двухнедельного меню,
обеспечение бесперебойной работы пищеблока,
работа с поставщиками и обеспечение необходимого запаса продуктов,
обеспечение качественного и своевременного кормления детей.
Материально-техническое обеспечение
Для детей оборудованы помещения:
Методическое обеспечение
Разработка целевых мероприятий и подпрограмм;
Диагоностика летнего оздоровления и занятости учащихся;
Разработка требований и Положений к проведению оздоровительных мероприятий;
Подготовка нормативно - правовой базы;
Создание банка данных о занятости учащихся и их оздоровлении в летний период.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью различных методов оценки: опрос, анализ, экспертиза материалов, социологическое исследование, изучение документации.
При оценке эффективности реализации мероприятий программы используются следующие показатели:
Количественные показатели (охват несовершеннолетних, детей находящихся в сложных жизненных ситуацияхи лишенных родительской опеки, количество мероприятий и т.д.)
Показатели социальной адаптации (снижение риска асоциальных явлений, активность участников, повышение уровня социальной успешности)
Показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность, отклик в СМИ)
Технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм сотрудников)
СОДЕРЖАНИЕ СМЕНЫ
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Лето на отлично» с социумом
-

-
-
-


-
-
Режим дня
у нас таков состоит он из стихов
| |
| |
| Линейка На линейке все ребята о себе и о друзьях, О победах, неудачах без утайки говорят. |
| |
| Игры «Лишь заслышав зов игры, побежали быстро мы» |
| Развлечения В игры разные играем, отдыхаем, загораем, Мы поем, рисуем, пляшем, Не грустим в семействе нашем. |
| Отрядные дела Если ты час посвятишь сей отряду, Будет всем весело, будут все рады! |
| |
| Досуг В это время приглашаем Песни петь и танцевать! |
| |
-
-
-
-
-
План-сетка
| | | |
| | | |
| | Огонёк «Расскажи мне о себе» Игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», | |
| | Конкурс «Мисс и мистер Лето-2017» Праздник « Ты моя Республика» Меропр. с родителями «семейный выходной» | |
| | «Путешествие по станциям жизни и творчества поэта» Викторина по произведениям Пушкина; Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина; | |
| | | |
| | Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» «Чтобы не было войны!» Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» | |
| | | |
| | военно-спортивная игра «Дорога мужества»; Беседа «Укусы клещей-чем они опасны?» Практические занятия «Снаряжение туриста» | |
| | | |
| | «Волшебные мелки» «Сказочный винегрет» Игра-спектакль «Вживание в образ» | |
| | «Алло, мы ищем таланты» (конкурс) спортивно-игровая программа «Путешествие с Незнайкой на планету Игралия» «Караоке» - песенный конкурс | |
| | «Умники и умницы» Рассказ про одну букву «Фантазеры и выдумщики» | |
| | «Самый, самый…» Игра «Через книгу - к добру и свету» «Быстрее, сильнее, выше….» Праздник добрых молодцев | |
| | | |
| | Костер дружбы Закрытие лагерной смены Игра «Найди вожатого» «До свиданья, лагерь!» | |
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Экран настроения
-
Всё плохо! Отлично! Можно и лучше!
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Подсказки для воспитателей и вожатых:
Уголок обязательно должен содержать:
название отряда
девиз отряда
отрядная песня
расписание кружков
распорядок дня (лагерный и отрядный)
списки детей
списки именинников текущей смены
адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)
Варианты названий для отрядов:
«Лунатики» — Ходим ночью, ходим, днем, никогда не устаем.
«Светлячок» — Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.
«Черепашки» — Тише едешь ~ дальше будешь.
«Винни-Пух» — Хоть ты лопни, хоть ты тресни, Винни-пух на первом месте.
«Улыбка» — Жить без улыбки — просто ошибка, всюду улыбки — повсюду добро.
«Утята» — Кря! Кря? Кря! Не крякай зря.
«Капитошка» — Дождик каплет по дорогам, но совсем не скучно нам. Мы играем и поем, очень весело живем.
«Одуванчик» — Держаться вместе, чтоб не сдуло.
«Радуга» — Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда.
«Апельсин» '. Словно дольки апельсина, мы дружны и неделимы!
«Звоночек» — Звеним, звеним мы целый день, звонить, однако, нам не лень.
«Робинзон» — Не нужны нам няни. Мы — островитяне.
«Искрята» — Мы веселые ребята, потому что мы — Искрята!
«Друг», «Бременские музыканты», «Неунывайки», «Карапузы», «Тигры», «38 попугаев», «Братцы кролики».
Готовясь к встрече с ребятами, Вам, конечно же, необходимо продумать, чем Вы с ними будете заниматься в течение всей смены. Но неплохо было бы узнать, что же ждут от смены ребята, какой они представляют интересную смену. Поэтому не торопитесь, посоветуйтесь с детьми.
Вы можете использовать:
1. ПОЛЯНУ ЖЕЛАНИЙ
Заготовьте заранее большой лист бумаги, из бумаги вырежьте цветочки (такие, чтобы на них можно было что-то написать). Попросите ребят написать свои пожелания и " посадить" цветочки на поляну.
2. СТЕНУ ОТКРОВЕНИЙ
Большой лист бумаги разрисуйте под кирпичную стену и предложите на ней написать свои пожелания.
3. ЛАРЕЦ ЖЕЛАНИЙ
Заранее подготовьте красивый ларец (коробку, обклеенную цветной бумагой или красиво разрисованную), сделайте прорезь для того, чтобы можно было опускать в ларец записки с пожеланиями по организации работы.
4. АУКЦИОН ИДЕЙ
Подготовьте небольшие карточки двух цветов: на карточках одного цвета напишите форму проведения мероприятия (викторина, брэйн-ринг, турнир, эстафета и т. д. ), на карточках другого цвета — существительные (этих карточек должно быть больше). Предложите ребятам выбрать 1 карточку одного цвета (форма ) и 2 -3 карточки другого цвета и пофантазировать, какие бы мероприятия они смогли придумать, используя эти слова (существительные можно изменять, образовывая необходимые однокоренные слова. ) Например, даны слова: "викторина", "природа", "загадка". Используя их, можно придумать такие варианты: викторина "Загадки природы", викторина "Загадочная природа" или "Природа загадывает..." Придумав свои варианты, ребята должны будут их "защитить": рассказать, как они представляют это мероприятие.
Чередование творческих поручений
Весь отряд делится на микрогруппы по количеству поручений. Меняются поручения через 2-3 дня. Предлагаю вам следующие поручения для ЧТП:
Группа «Досуг». Эта группа помогает воспитателю организовывать различные отрядные мероприятия, готовиться к общелагерным мероприятиям. Поощряйте интересные идеи ребят, помогайте в их реализации.
Группа «Дежурная». Осуществляет проверку порядка в комнатах отряда. Наводит порядок в столовой за своими столами.
Группа «Оформитель» выпускает ежедневную отрядную газету о жизни коллектива и лагеря в целом.
Группа «Уют» должна внести свой вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа «Сюрприз». Само название указывает на то, что отряд не должен догадываться о том, что задумала эта группа. В течение дня ребята этой группы должны удивить отряд каким-то приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление или маленькие подарки всем – всё, что угодно. Если у кого-то день рождения, группа должна позаботиться о поздравлении.
Группа «Мастер». Эти ребята должны пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят в ходе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
Рубрики для отрядного уголка:
Календарь.
План на смену («План-сетка»; «Еще не вечер»; «Ни дня без приказа»; «Веселыми тропинками лета»; «Наша стратегия).
Сегодня («Сегодня у нашего костра»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «А у нас сегодня…»).
Поздравляем («Гип-гип, ура!!!»; «Маэстро, музыку!»; «Целуем в щечку»).
Спорт («От старта до финиша»; «Точно в кольцо!»; «Наша стометровка»; «Назло рекордам»; «Физподготовка»).
Список отряда («Знакомьтесь, это мы!»; «Ба, знакомые все лица!»).
За бугром («В других отрядах»; «За горами, за долами»; «А в это время у соседей»).
Наша песня («А мы поем…»; «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»; «Музыкальный граммофон»).
Наши достижения («Страна должна знать своих героев»; «Наши взлеты и падения»).
Добьемся.
Всякая всячина («А вы знаете, что всяко разно…»).
Очень важная информация («Скоро в отряде»; «Что пишут в газетах»).
Наше настроение («Дерево настроения»).
Книга жалоб и предложений («Бочка жалоб и предложений»; «Озеро доверия»; «Отрядная почта»).
Законы отряда («Это должен каждый знать обязательно на пять»).
Законы и традиции лагеря
Зачем в лагере законы?
Выполнение их дисциплинирует детей, приучает быть более ответственными. Но важно, чтобы законы не насаждались взрослыми, а предлагались, обсуждались и принимались детьми. Принятые таким образом законы легче воспринимаются и лучше выполняются ребятами.
Какими могут быть законы?
Закон доброго слова.
Закон уважения к старшим.
Закон уважительного отношения друг к другу.
Закон бережного отношения к природе.
Закон 0:0 (бережного отношения ко времени).
Закон чистоты.
Закон справедливости и т.д.
Закон 00:
Законы надо выполнять,
Нельзя друзей заставить ждать.
Закон правой руки:
В лагере закон един:
Все молчат, когда говорит один.
Закон территории:
Здесь хозяин ты и житель,
За оградой – нарушитель.
Закон зелени:
Прекрасен лагеря зеленый наряд,
О добрых руках нам цветы говорят.
Кто в группе:
1. …самый умный -
2. …самый смелый -
3. …самый болтливый -
4. …самый красивый -
5. …самый опаздывающий -
6. … наша гордость -
1. С кем из ребят отряда тебе всегда интересно?
__________________________________________________________________
2. Кого бы ты взял с собой в поход?
__________________________________________________________________
3. Его называют « душа компании»: __________________________________________________________________
4. Он всегда меня поддержит: __________________________________________________________________
Спасибо!
__________________________________________________________________
Что тебе понравилось в летнем городке?
__________________________________________________________________
Что тебе не понравилось?
__________________________________________________________________
Изменился (-ась) ли ты как личность за время пребывания в летнем городке?
Если изменился (-лась), то, что с тобой произошло?
_________________________________________________________________________
Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?
_________________________________________________________________________
Какие из мероприятий летнего городка оказали наибольшее влияние на тебя? На всех? __________________________________________________________________
Было ли скучно в летнем городке?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в летнем городке? О чем? _____________________________________________________________________
Что из того, что ты получил (-а) в летнем городке, ты можешь использовать в своей
повседневной жизни уже сейчас? ____________________________________________
_________________________________________________________________________
Что бы ты хотел (-а) пожелать себе?
_________________________________________________________________________
Что бы ты хотел (-а) пожелать другим ребятам?
_________________________________________________________________________
Что бы ты хотел (-а) пожелать педагогам?. _________________________________________________________________________
Самое важное событие в летнем городке? Было или оно? _________________________________________________________________________.
Переживал ли ты здесь такие состояния?:
Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/ Уверенность в себе/
/“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ “ Счастье“/ (подчеркни)
– Что нового ты узнал про себя? _________________________________________________________________________
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в летнем городке? _________________________________________________________________________Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей из летнего городка)?
СПАСИБО! за______________________________(КОМУ?)_______________________
СПАСИБО! за_______________________________(КОМУ?)______________________
СПАСИБО! за________________________________(КОМУ?)_____________________
Закончи предложения:
Я рад, что …………………………………………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………...
Твое имя, фамилия и автограф на память
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
Дети в пионерском лагере. Сборник материалов для летнего отдыха детей. - М., 2000.
Леонов Н.И. «Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения» – СПб., 2005
Методическое сборник «Родительский всеобуч», Нижневартовск, 2007г.
Сысоева М. Н.. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год;
Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – М., 1994.