СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего оздоровительного лагеря патриотической направленности "Патриот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего оздоровительного лагеря патриотической направленности "Патриот"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа

села Сара имени Героя Советского Союза генерала

Григория Андреевича Белова



“Рассмотрено и одобрено»

на педагогическом совете

Протокол № от 27.02.2023г.


“Утверждаю”

Директор МОУ СШ с. Сара им. Героя Советского Союза генерала Г.А.Белова

______С.Г.Вахитова

Приказ №____

Дата: 27.02.2023г.






Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

смены летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «РАДУГА»

социально-гуманитарного (патриотического) направления «Патриот»


Период реализации: 01.06.-22.06.2023 г

Возраст: с 6 -16 лет




Автор программы: Дмитриева Галина Владимировна

Должность: учитель начальных классов















Пояснительная записка

По-настоящему сильным растет тот человек, который силен духом, который умеет любить и уважать свою Родину, своих близких, другого человека.


Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к национальным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула стала правилом для организаторов каникулярных дней и, особенно, летних месяцев отдыха школьников.

Специфика воспитательной работы в летнее время заключается в том, что в этот момент педагоги могут уделять гораздо больше внимания творческой, нравственной, спортивной и организаторской деятельности, расширяя тем самым кругозор ребёнка.

К числу важных условий воспитания детей во время летних каникул относится природная и социальная среда – всё то, что окружает ребёнка во время отдыха. Поэтому не стоит забывать о духовно – нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников, о бережном отношении к окружающему миру, о чутком отношении к своим родным местам. Изучение истории родного города, края, исторических мест своей малой родины не в школьном кабинете, а летом, не навязчиво, в игровой форме, играют немаловажную роль в развитии и воспитании ребят. Через материал, изучаемый с учащимися можно воспитывать нравственные, патриотические чувства к Отечеству, родному краю, селу, школе, окружающим людям.

Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Ежегодно для обучающихся, проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МОУ СШ села Сара. Обязательным является вовлечение в лагерь обучающихся с ОВЗ, детей-сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Основная идея программы предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.

Деятельность программы способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в духовно- нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе. Основная деятельность лагеря дневного пребывания « Патриот» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.

Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.


Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровые комнаты, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Программа включает в себя патриотическое воспитание школьника, но объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы «Патриот» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, патриотическое воспитание, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Данная программа имеет социально-гуманитарное (патриотическое) направление, основной упор ложится на патриотическое воспитание детей, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания подростков. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в период летних каникул.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конституция РФ;

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197 – ФЗ;

- Об учреждения порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688;



Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Поэтому данная смена имеет особое направление: волонтёрское.

 Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 


Цели и задачи программы:

Цели:

  • воспитывать ценности гражданственности,    патриотизма, толерантности, определяющие  модель их жизненного поведения;

  • сохранять  и развивать чувства гордости за свое страну и народ;

  • изучать героическое прошлое нашей страны;

  • воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

  • формирование  эффективной системы  патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических  ценностей, взглядов и убеждений.


Задачи:

Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.

Создать условия для самореализации детей и подростков в различных видах активной деятельности посредством вовлечения в туристско-краеведческие патриотические игры, соревнования и проекты.

Способствовать формированию ответственного отношения к истории родной страны, к ее культурному наследию, к обычаям и традициям народов, населяющих Российскую Федерацию.

Способствовать воспитанию у детей и подростков командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества, приобретению навыков и походного дела через организацию КТД и прикладных игр патриотического содержания.

Организовать сотрудничество детей и взрослых на основе самоуправления.

Создать условия для активного занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом.



Принципы программы.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности

Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;

· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

· активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

· необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

· оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

7. Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

8. Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

· грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

· грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

· грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

· грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим человеком право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

· грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

9. Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

· при развитии детского самоуправления;

· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

10. Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.



Место и сроки проведения, условия отдыха и занятости детей и подростков

Летний лагерь является лагерем с дневным пребыванием учащихся работает в летнее каникулярное время, в июне месяце. В лагерь принимаются дети всех классов, а так же по желанию и по рекомендациям классных руководителей, органов социальной защиты. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям, состоящим на внутришкольном профилактическом учете, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Обеспечивается двухразовое горячее питание на базе школы. Лагерь работает в течение 21 дня.

Программа «Патриот» учитывает задачи оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря, а также максимальное включение ролевых игр.

Все учащиеся школы объединены в два отряда.

Патриотическое направление:

-организация проектной деятельности социально-значимой и патриотической направленности;

-экскурсионная деятельность,

-организация деятельности народных творческих и спортивных объединений мастерских «Ремесленный ряд», «Театральная студия», «Мы помним, мы гордимся», «Быстрее, выше, сильнее», «Шахматный клуб».

-поисковая деятельность «Война в истории моей семьи», «Летопись родного села»

-Военно-спортивных игр: «Зарница», «Тропа испытании», «Снайпер».

Организация      оздоровления детей посредством занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни;

-профилактика здорового и безопасного образа жизни через проведение игровых программ «Сто затей для ста друзей», социально-значимых акций «Письмо водителю – совет пешеходу» (умею сам – научу другого – сделаем безопасность на улицах нашего поселка реальностью), организацию туристического и спортивных кружков.

-вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность (спортивно-массовые мероприятия «Там, на неведомых дорожках» (спортивное ориентирование), «Большие маневры» (спортивное многоборье).

Организация работы творческих объединений «Шахматный клуб».

Организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы, инсценировки)

Организация работы пресс-центра экспедиции.

Каждый день смены – пункт назначения экспедиции - имеет единую направленность, все дела дня объединены темой. Логика построения дня такова, что в основном носит познавательную направленность (мастерские, творческие объединения, спортивные объединения, кружки, экскурсии, акции, проекты), досугово-развлекательная (праздники, викторины, фестивали).

  1. Сведения об участниках проекта




Участниками проекта являются обучающиеся МОУ СШ села Сара имени Героя Советского Союза генерала Григория Андреевича Белова в возрасте от 6 до 16 лет, в колличестве 20 человек, поделенных на два разновозрасных отряда.



Этапы и сроки реализации программы.

I этап. Подготовительный : март - май

Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

-проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

-издание приказа по школе о проведении летней кампании;

-разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ;

-подготовка методического материала для работников лагеря;

-отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

-составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

-проведение «Школы вожатых»

2 этап – организационный.

«С чего начинается Родина? 
С тропинки, ребятами пройденной, 
От дома до школьных дверей»

В этот период происходит знакомство с лагерем, идет открытие смены, знакомство с проектом, составление плана действий, проведение и реализация про­грамм, направленных на сплочение коллектива, формируется орган самоуправления, благоустраиваются лагерные помещения и территории.

Основные составляющие организационного периода: создание у ребят благоприятного эмоционального настроя (ситуация успеха); помощь каждому ребенку в адаптации к новым условиям; знакомство с правилами и законами жизни в лагере.

Задачи этапа:

-выявить интересы, склонности и способности детей;

-мотивировать на игровое взаимодействие;


 3 этап основной этап проходит под девизом:



 « Лето – время чудес и открытий,
Время солнца, улыбок, проказ.
Школьный лагерь – одно из событий –
Приготовило лето для нас!»

-проведение мероприятий, ориентирующих личность ребёнка на общечеловеческие ценности, включая историю родного края и социум;

-создать условия для реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области истории;

- патриотические акции;

-обеспечить полноценный отдых детей.

-спортивные игры и праздники.

Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, поэтому данный этап способствует раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Ребята учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования, социометрия и  диагностика.


 4 этап – заключительный.

« Лето – целая смена
Мы были как одна семья.
Так быстро время пролетело,
Вы не поверите, друзья»

Задачи этапа:

-подведение итогов смены; оформление презентации по итогам наработок лагерной смены патриотической направленности;

-выработка перспектив деятельности организации;

-анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.


Условия реализации программы.


Основное условие реализации программы: проведение мероприятий по решению поставленных задач.

Для успешной реализации программы нужно:

  • педагоги в качестве помощников и консультантов для решения поставленных задач;

  • столовая для осуществления здорового питания;

  • здание школы и пришкольный участок для отдыха;

  • фотоаппарат, видеокамера, канцелярские принадлежности, призы для поощрения;

  • компьютеры для оформления творческих работ;

  • спортивный инвентарь для проведения спортивных мероприятий;

  • методическая литература для проведения мероприятий;

  • музыкальные колонки и флеш карты, для проведения праздников.


Методы и формы работы.



  • методы театрализации (знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни);

  • методы состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);

  • методы равноправного духовного контакта (отношения между детьми и взрослыми построенные на гуманизме и доверии);

  • методы импровизации (развивает творческую и практическую предприимчивость);

  • методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);

  • методы музыкотерапии (стимулирует творческий полет мысли, снимает внутреннее напряжение);

  • методы изо терапии (стимулирует творческое самовыражение; оказывает релаксационное, сублимирующее действие);

  • методы танцевальной терапии (снимает внутреннее напряжение и стимулирует творческое самовыражение)

  • методы игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального опыта).



План мероприятий.


Список мероприятий

Сроки

Исполнители

Участники

  1. Воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей

1.1.День знакомства. (открытие смены)

июнь

начальник лагеря

воспитатели

вожатые


учащиеся

1.2.Знакомство с законами лагеря «Патриот»

июнь

начальник лагеря

воспитатели

вожатые


учащиеся

1.3.Рождение отрядов Создание атрибутов (герб, девиз) отрядов.

Защита атрибутов отрядами.

июнь

воспитатели

вожатые

учащиеся

1.4.  Маршрутная игра «Тропа испытаний».

июнь

воспитатели

вожатые

библиотекарь

учащиеся

1.5. «Там, на неведомых дорожках» - спортивное ориентирование.

Мини – проекты: «Мультфильмы по мотивам русских сказок и былин».


июнь

воспитатели

вожатые

учащиеся

1.6. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о России «Россия – родина моя»


июнь

воспитатели

вожатые

учащиеся

1.7. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»


июнь

воспитатели

вожатые

Учащиеся




1.8.Спортивная игра «В поисках клада»

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

1.9.Беседа « Правила дорожного движения, знайте как таблицу умножения»


июнь

воспитатели

вожатые

учащиеся

1.10. Диспут «Защита границы».

«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» - игра по станциям.

июнь

воспитатели

вожатые

учащиеся

1.11.Конкурс гербариев, рисунков, поделок.

июнь

воспитатели

вожатые

учащиеся

1.12. Мастер-классы по изготовлению авторских игрушек, макетов военной техники.


июнь

начальник лагеря

воспитатели

вожатые



учащиеся

2.Воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей.

2.1.Беседа о правилах этикета.

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

2.2. «Талант всегда многогранен» - ярмарка талантов.


июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

2.3. Строевая подготовка. Конкурс смотра строя и песни.

Соревнования по военно-прикладным видам спорта.


июнь

воспитатели

вожатые

учащиеся

2.4.Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. Акция «Украсим школьный дворик»

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

2.5. Развлекательная игра: «Говорящие вещи»

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

2.6.Экскурсия в лесополосу.

Сбор материала для гербариев.

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

2.7. Шашечный турнир 

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

2.8. «В поисках сокровищ» театрализованный спортивный праздник

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

2.9. Игры на сплочение коллектива: «Почта», «Привет»

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

3.Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности.


3.1. Экскурсии в школьный и сельский историко-краеведческий музей.

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

3.2.«Кто наблюдательнее?» (познавательная игра)

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

3.4.Сбор информации о ветеранах - учителях школы.


июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

3.5. Создание книги об ветеранах учителях школы.

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

3.6.Отходы в доходы. Уборка территории школы.

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

3.7. Создание кинофильма «Один день из жизни лагеря»


июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

4.Приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек

4.1. Военно-спортивная игра «Зарница».

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

4.2 Конкурс рисунков «Звездная пыль»

Игра «12 записок или в поисках новых цивилизаций».


июнь

воспитатели

вожатые

библиотекарь


учащиеся

4.3.День здоровья.

июнь

воспитатели

вожатые

фельдшер

учащиеся

  • 4.4. «Один день армейской жизни». Строевая подготовка


июнь





воспитатели

вожатые

учащиеся

4.5.Спортивные состязания «Сарские потехи»


июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

5. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся

 

5.1.Поездка на «Никольскую гору»

Творческий отчет о поездке

июнь

воспитатели

вожатые

начальник лагеря

учащиеся

5.2. Соревнования по мини футболу.

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

5.3. Поездка в Сурский историко-краеведческий музей

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

5.4. Поход в кино.

июнь

воспитатели

вожатые


учащиеся

5.5.«В будущее с надеждой» Торжественное построение с подведением итогов.

Просмотр презентации «Как мы отдыхали»

июнь

начальник лагеря

воспитатели

вожатые


учащиеся


Организаторы и соорганизаторы проекта.


СПК «Маяк», с. Сара (зерносклад, мастерские сельскохозяйственной техники).

ПЧ-122

Модульная библиотека с. Сара

Дом культуры с. Сара


План – сетка на 21 день

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

День защиты детей

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна.

Операция «Уют»

Экскурсия по лагерю, Огонек «Будем знакомы»

День грандиозных планов

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна.

Знакомство с законами лагеря «Патриот»

Рождение отрядаов Создание атрибутов (герб, девиз) отрядов.

Защита атрибутов отрядами.


День открытия лагеря

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна.

Маршрутная игра «Тропа испытаний».


Игры на сплочение отряда, на выявление лидера, оформление комнат.

Дискотека

Дружба народов День русского языка

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

«Там, на неведомых дорожках» - спортивное ориентирование.



День сказок

Пушкинский день

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Мини – проекты: «Мультфильмы по мотивам русских сказок и былин».


6 день

7 день

8 день

9 день

10 день

День здоровья

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Конкурсы песен, пословиц, поговорок о России «Россия – родина моя»

Спортивная игра «В поисках клада»

День Друзей

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия!»

Огонек «Просторы родины»

День фильма

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна


Беседа об истории кинематографии, викторина « Кто в каком фильме?», выпуск стенгазеты «у нас свой фильм», КТД «Немое кино», просмотр фильма.

День эколога

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна


Обсуждение экологич проблем. Загадки, стихи о природе, мероприятие «Эта хрупкая планета»

Огонек «Я и зеленый мир»

День Нептуна

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна


Подготовка к КТД (разучивание песен, стихов, создание костюмов), КТД «День Нептуна», игры и конкурсы на воде, на песке.

Дискотека.


11 день

12 день

13 день

14 день

15 день

День ПДД

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Беседа «Правила дорожного движения, знайте как таблицу умножения»

Отходы в доходы. Уборка территории школы.

Огонек «Чему мы научились сами»

Родительский день

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Сбор информации о ветеранах - учителях школы.

Создание книги об ветеранах учителях школы.

«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» - игра по станциям.



День независимости России

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна


Беседа об истории России, гимн РФ, мероприятие«Страницы из истории России»,


«Россия – родина моя», викторина, русские народные игры


Огонек « Просторы родины»

День Ивана Купалы

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна


Викторина, т праздник на свежем воздухе «День Ивана купалы», игры.

День искусства

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна


Беседа об искусстве, конкурс стихов, рисунков, песен, танцев, КТД « Театр начинается…»,


огонек

«Машина времени»

16 день

17 день

18 день

19 день

20 день

День добрых дел

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Беседа « Спешите делать добро!», подвижные игры, трудовой десант, час добрых дел,

Огонек « Письмо солдату»

В гостях у народов России

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна


Парад национальных костюмов, концертная программа( сценки, конкурсы, загадки),

День цветов

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Конкурс гербариев, рисунков, поделок.

Игры «На цветочной поляне», поделки, викторина про цветы, подготовка конкурсу «Королева цветов»



День Патриота

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна Строевая подготовка. Конкурс смотра строя и песни.

Соревнования по военно-прикладным видам спорта.



День воспоминаний

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Создание кинофильма «Один день из жизни лагеря»

«Кто наблюдательнее?» (познавательная игра)

21 день День закрытия лагеря

День памяти и скорби

Торжественное построение, поднятие флага, исполнение гимна

Экскурсии в школьный и сельский историко-краеведческий музей.

Возложение цветов к Памятнику погибшим воинам





Кадровое обеспечение программы.


Ф.И.О.

Должность

Основная специальность

Образование

Квалифи-кационная категория

1.

Дмитриева Галина Владимировна

начальник лагеря

Учитель начальных классов

высшее

первая

2.

Дмитриева Марина Анатольевна

воспитатель

Учитель начальных классов

высшее

первая

3.

Агафонова Светлана Вячеславовна

воспитатель

Учитель истории и обществознания

высшее

первая

4.

Комиссарова Анастасия Алексеевна

физрук

Советник при директоре по воспитательной работе

высшее

высшая

5.

Шлюгина Надежда Ростиславовна

Уборщица служебных помещений




6.

Фролова Ирина Юрьевна

повар

повар

среднее специальное


7.

Фролова Оксана Васильевна

повар

повар

среднее специальное





 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации ожидается:

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;

- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;

-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.

  • Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.

  •  Формирование у школьников готовности к защите Родины.

  •  Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.

  • Активизация творческого потенциала школьников.

  • Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.

  • Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.

  • Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.

  • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.

  • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.

  • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.




Критерии оценки эффективности реализованных мероприятий.


  • Эмоциональное состояние детей;

  • Личностный рост;

  • Физическое и психологическое здоровье;

  • Приобретение опыта общения со сверстниками;

  • Самореализация в творческой и познавательной деятельности;

  • Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;

  • Удовлетворенность детей.

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг по игровой легенде «Путешествие во времени».

Ребята – члены поискового отряда, которые проводили раскопки и обнаружили порталы времени, а также карту, на которой показано когда и в какой время открывается той или иной портал. Таким образом, ребята и педагоги в течение смены являются свидетелями и непосредственными участниками большой игры.

В основе игры – маршрутная карта путешествия по ленте времени с планом-заданием для каждого определенного дня. В карте – 21 пункт назначения (каждый день смены). Отряд - путешественники во времени со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. Отряд, выполняя задания игрового дня, получает «артефакт». По количеству «артефактов» в конце смены определяется победитель.

Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – получают личную книжку «Охранный амулет». В неё заносятся все достижения путешественника: выполнение норм ГТО, специальности, которые может получить воспитанник лагеря за работу в творческих мастерских, достижения в туристическом и спортивном кружках: журналист, туртехник, спортсмен, мастеровой, игротехник.


Материально-технический ресурс:


 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Классный кабинет

Материальная база школы:

 закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Физрук


Спортивная площадка

Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе,  спортивные состязания

Материальная база

школы

Физрук

Спортивная площадка

Занятия на природе, изготовление гербариев


Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря патриотической направленности



Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед.





Фонд социального страхования, местный бюджет

Заведующая пищеблоком

Комнаты гигиены

Туалет, раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал



Рефлексия для педагогов

1. "Рефлексивная мишень"

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия.

Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.).

Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени. После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

2. "Футбольное поле"

Для анализа прошедшего мероприятия предлагается лист с изображением "игроков" на футбольном поле, каждый из которых находится в определенном игровом положении: забивает гол, стоит на воротах, сидит на скамейке запасных, принимает душ, размышляет в задумчивой позе или… лежит на носилках.

В зависимости от индивидуального анализа и оценки своего продвижения педагогу предлагается обозначить фигурку на футбольном поле, наиболее точно передающую его состояние на данном занятии. Алгоритм рефлексивной деятельности следующий: индивидуальная оценка, обмен мнениями в группе, обобщение ведущего для получения общей картины.

3. "Все у меня в руках!"

На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.

Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

4. "Плюс-минус-интересно".

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.

 В графу «И» - «интересно» - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.




Диагностика коллектива в летнем лагере

В первые дни смены в лагере необходимо провести диагностику, которая способствует быстрому получению информации о воспитанниках, выявлению способностей, склонностей, интересов детей, а также с целью предотвращения конфликтов и коррекции поведения. В своей работе я использую материалы из замечательного методического пособия по организации работы с детьми в летнем оздоровительном лагере "Я, Ты, Он, Она..." составители:Жиляева Н.В. руководитель ППС, Филатова Е.В. педагог-психолог. В нем вы найдете все что необходимо педагогу-психологу для работы в летнем лагере.

Пояснительная записка.

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о сво­их непосредственных воспитанниках в рамках кратковременного пребывания разновозрастного коллектива. Учитывая ограниченность времени лагерной смены, рекомендуется использовать приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализиро­вать ее.

Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, провести педагогическую ди­агностику личности детей, с которыми ему предстоит вме­сте прожить летнюю смену в лагере.

Проводя педагогическую диагностику, нуж­но неукоснительно следо­вать ряду правил:

1.Соблюдение скрытой педагогической позиции по от­ношению к детям, о которых хотите получить педаго­гически значимую информацию.

2.Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.

3.При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.

4. Необходимо создавать условия максимально возмож­ной автономности воспитанника во время его диагностиро­вания, сохранение анонимности полученных по­казателей

Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведени­ем, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.

Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:

- простота проведения и обработки результатов исследования;

- непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

- наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

Методическое пособие рекомендовано для работы педагогов, психологов, социальных педагогов, воспитателей, вожатых.

В пособии представлены диагностические мероприятия, направленные на изучение детского коллектива на разных этапах лагерной смены. Диагностика может проводиться в индивидуальной, групповой форме.

Возможно использование представленного диагностического материала в работе с классным коллективом.

КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК.

ПОДРАЗДЕЛЫ НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ

РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)

«Давайте познакомимся» или «Расскажи нам о себе» Анкетирование. Изучение потребностей и интересов ребенка

Живая анкета «Давайте познакомимся»

Методика «Дерево»

Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков

Анкета "Цветок"

Получение первичной информации о ребенке

Анкета "Я выбираю"

Изучение интересов и желаний ребенка

Анкета "Фантастический выбор"

Изучение нравственных ценностей

" Волшебное озеро"

Получение информации о

качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику

Анкета "Семь желаний"

"Самый-самый"

Изучение направленности ребенка

"Самооценка"

Изучение самооценки ребенка

Анкета «Кто я?»

Исследование черт характера

Познай себя

Рисуночный тест "Какой я?"Получение информации о характере ребенка

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД)

Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом

Мониторинг - карта

Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня”

Мишень настроения

Получение информации о настроении ребенка

Эмоциональная цветопись

Изучение эмоционального самочувствия ребенка

"Градусник"

Выявление эмоциональных состояний ребенка

Изучение временного детского коллектива

"Рисунок-образ"

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

"Рисунок-символ"

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

"Аналогия"

Получение характеристики детского коллектива

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

Вот и настало время проститься нам с тобой

Анкетирование

Выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы объединения, группы в течение всей смены

Игра "Чудо-дерево"

Рейтинг личностного роста

Определение развития собственной личности

3. Анкета "Согласен-несогласен"

Получение информации о том, почему подростку понравилось пребывание в лагере

4. Методика "Поляна цветов"

Анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах

5. Методика "Строим дом"

Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах

РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (организационный период)

Анкетирование.

Имя, фамилия____________________ Возраст____________

  1. Бывал(а) ли ты в других лагерях, если да, то, что тебе в них понравилось, а что нет?

2. С каким настроением ты приехал(а) в лагерь

а) восторженное, активное

б) радостное, теплое

в) светлое, приятное

г) спокойное, ровное

д) грустное, печальное

е) тревожное, тоскливое

ж) состояние крайней неудовлетворенности

  1. В каких мероприятиях лагеря ты хотел(а) бы участвовать?.

  2. Какие у тебя интересы, увлечения, хобби?

  3. Какие кружки ты хотел(а) бы посещать в лагере?

6. Что ты ждешь от лагеря? (отметить нужное, может быть несколько вариантов)

а) найти друзей

б) приобрести новые знания, умения

в) укрепить свое здоровье

г) лучше узнать и понять себя

д) просто отдохнуть, весело провести время

Методика «Дерево» также может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.

Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.

Инструкция дается в следующей форме: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию

№ 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Живая анкета "Давайте познакомимся!"

Цель: диагностика интересов и потребностей детей .

Подготовка: определить людей-счетчиков, объяснить правила живой анкеты – каждый должен из предложенных 4 вариантов выбрать один.

Условные обозначения:

  • красный цвет ("К") – 1й вариант;

  • синий ("С") – 2й вариант;

  • зеленый ("З") – 3й вариант;

  • желтый ("Ж") - 4й вариант.

Необходима группа наблюдателей за эмоциональной реакцией ребят в ходе игры.

1.Я в лагере для того, чтобы:

"К" - отдохнуть;

"С" - найти себе новых друзей;

"З" - научиться чему-либо новому;

"Ж" - потому что так получилось.

2. Воспитателя представляю как:

"К" - старшего друга;

"С" - командира;

"З" - организатора всех дел;

"Ж" - консультанта, советчика в трудных ситуациях.

3. В моем отряде мне нравится:

"К" - девчонки и мальчишки;

"С" - воспитатели;

"З" - то, что не скучно, всегда что-то делаем;

"Ж" - никак не могу понять.

4. Мое самое любимое занятие - это:

"К" - читать книги, узнавать что-то новое;

"С" - петь, танцевать, слушать музыку;

"З" - заниматься спортом;

"Ж" - что-то мастерить своими руками.

5. Мои первые впечатления о лагере:

"К" - мне здесь очень нравится;

"С" - все хорошо, но скучаю по дому;

"З" - здесь есть чем заниматься;

"Ж" - нормально, могло быть и лучше.

6. Каким должно быть наш лагерь?

"К" - без разницы, я не думал об этом;

"С" – каждый отряд живет и работает сам по себе, когда нужно встретимся.

"З" – жизнь в лагере должна быть дружной и веселой, для этого нужны интересные дела для всех;

"Ж" - разнообразной, где каждый смог бы выбрать дело по душе, независимо от того, кто из какого объединения.

[endif]--Анкета "Цветок" ![endif]--

На обратной стороне лепестков цветка напиши ответы на заданные вопросы

Анкета "Я выбираю…"

Для выбора детям предлагается список творческих мастерских, имеющихся в лагере. Подчеркни, в каких мастерских ты бы хотел заниматься в эту лагерную смену:

  1. Мастерская творческих игр.

  2. Мастерская "Познай самого себя"

  3. Мастерская развивающих игр.

  4. Мастерская шахматной задачи.

  5. Театральная мастерская.

  6. Салон красоты.

  7. Природа и искусство.

  8. Изомастерская.

  9. Мастерская "Чудеса из бумаги".

  10. Мастерская песни.

Изучение нравственных ценностей и

направленности личности детей и подростков

Методика "Фантастический выбор"

Игра "Фантастический выбор" помогает выявить личностные ценности ребят. Им предлагаются примерно такие задания:

"Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?"

"Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?"

"Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: "Чего тебе надобно?" Ответь ей".

"У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?"

"Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь для себя".

На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Подросткам такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей и подростков.

Методика "Волшебное озеро"

Инструкция: закройте глаза. Совершим небольшое путешествие. Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и шумят стройные сосны. Под ногами ярко-зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облака.

По тропинке подходим к озеру. Это необычное озеро. Оно – волшебное. В его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть – со своими качествами, чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые показывают, какой вы человек.

Посмотрите в озеро. Что отражается на его поверхности? А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. Откроем глаза.

Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере?

Обсудим наши впечатления.

Методика "Семь желаний"

(составлена И.М. Витковской)

Методика помогает выявить направленность интересов младших школьников.

Ход проведения: каждый ребенок изготавливает цветок со съемными лепестками. Затем воспитатель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желания на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:

п/п

Имя Ф.

Ж Е Л А Н И Я Р Е Б Е Н К А (номера лепестков)

для себя

для родных

и близких

для отряда

и лагеря

для всех

людей

1

Витя А.

3

1, 2, 6

4, 5

7

2

Аня Р.

1

2, 7

3, 4

5, 6

16

Вова Г.

2

5, 6

7

1, 3, 4

Познай себя

Методика "Самый-самый"

Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.

Самый Умный Самый добрый Самый красивый Самый трудолюбивый

I I I I

I I I I

I I I I

Самый Глупый Самый жестокий Самый некрасивый Самый ленивый

Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.

Анкета "Самооценка"

1. За что тебя хвалят воспитатели?

2. За что тебя любят родители?

3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?

4. Какие положительные качества присущи тебе?

5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?

6. На какие недостатки указывают воспитатели?

7. На какие недостатки обращают внимание родители?

8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?

Анкета "Кто ты?"

Инструкция:

Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.

1. Уважаешь ли ты дружбу?

2. Привлекает ли тебя что-то новое?

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?

5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

6. Коллекционируешь ли что-нибудь?

7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?

8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.

Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.

Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.

Свыше 6 очков:

Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков:

Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.

Менее 3 очков:

Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.

Рисуночный тест "Какой я?"

Инструкция: «Посмотрите на следующие фигуры: Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1.

Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

После выполнения задания педагог информирует детей о том, фигура, которая выбрана первой - это основная фигура. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.

Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Круги:

- это чувствительные, мягкие люди, не любят ссориться,

- хотят, чтобы всем было хорошо,

- умеют сопереживать, сочувствовать другим,

- им необходимо научиться отстаивать свою точку зрения.

Треугольники:

- упорные, энергичные,

- уверены в себе,

- хотят быть первыми во всем,

- любят рисковать,

- необходимо научиться прислушиваться к мнению других.

Квадраты:

- упорны, умеют доводить начатое до конца,

- терпеливы, пунктуальны, аккуратны,

- во всем любят порядок,

- любят планировать любое дело,

- необходимо научиться быть более эмоциональными.

Зигзаг:

Творческие, независимые,

видят необычное, новое в будничном, привычном,

любят мечтать,

любят разнообразие,

- нужно научиться доводить начатое дело до конца.

Прямоугольники

- любознательные;

- открыты и легко усваивают новые идеи, ценности, способы мышления и жизни;

- стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы;

- в поведении быстрые, крутые, непоследовательны и непредсказуемы;

- имеют, как правило, низкую самооценку

-необходимо научиться быть менее доверчивым, внушаемым, избегать манипулирования другими

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (основной период)

Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом

Мониторинг – карта

Заполни карту:

Отряд ______________________ дата

1. Что случилось? (положительное).

2. Что не получилось? (негативное).

3. Предложение.

4. Настроение.

5. Выводы.

Выносим благодарность:

Условная оценка степени развития коллектива на сегодня по мониторингу: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел".

Какой у нас коллектив?

Образное описание стадий развития коллектива

(по А.Н. Лутошкину)

Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песча­ная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».

«ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время заметь — ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок — отнесет часть песка. Есть группы людей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по се­бе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.

«МЯГКАЯ ГЛИНА». В руках организатора этот материал превращается в ис­кусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не прило­жить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношений. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внима­тельны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

«МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасы­вает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преоб­ладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе естьорганизатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ре­бята мало проявляют инициативы.

«АЛЫЙ ПАРУС». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу "один за всех, все за одного". В отряде товарищеские взаимоот­ношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.

«ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ». В отряде - тесная дружба, взаимопонимание, ответст­венность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собст­венных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Ус­воив значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую сту­пень.

«Мишень настроения».

Заполняется членами отряда ежедневно в конце дня .

Методика "Эмоциональная цветопись"

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет - невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния. Его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.

При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как отряд, отрядные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купание, посещение столовой, кружок и так далее. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде "ромашки" (рис. 2).

Инструкция: вожатый предлагает детям игру-задание "Какое у меня настроение". Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настроения. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например: радостное - красный; безразличное -белый; спокойное - зеленый; скучное - серый.

Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний, возможно, вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.

Обработка результатов. Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно записать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны два варианта обработки.

Качественный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеиваются цветополоски, определенные отрядом для данной зоны. В итоге получается эмоциональный ковер - образ лагерной жизни. Очень важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настроении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.

Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В ней он перед сном фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет. Красный - восторженное, оранжевый - радостное, желтый - спокойное, зеленый - уравновешенное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное, черный - унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, насколько оно стабильно.

Что же может повлиять?

1. Состояние здоровья

2. Очень личное.

3. Погода.

4. Жизнь дома.

5. Жизнь группы (семьи).

6. Мастерская.

7. Общеколлективное дело.

8. Отношения с детьми.

9. Отношения с взрослыми.

10. Успехи (неуспехи).11. Не было ничего ново

12. Не было свободы и раскованности.

13. Просто устал.

14. Скучаю по дому.

15. Недовольство собой.

16. Мне здесь интересно.

17. Чему-то научился, узнал новое.

18. Походы, спорт.

19. Хорошо (плохо) кормят.

20. Что еще?

Методика "Градусник"

С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:

1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.

Изучение временного детского коллектива

Рисунок - образ

Какой образ возникает у тебя, когда ты думаешь о своем коллективе.

Нарисуй (или опиши словами), что представляет собой ваш коллектив.

Рисунок - символ

"Когда я думаю о моем отряде, выражение моего лица становится ________ __________________________ таким ________________________________" (нарисовать).

Методика "Аналогия"

Для определения характеристики детского коллектива много может дать игра в аналогии. Группа сравнивает себя с каким-либо предметом (корабль, школьный звонок, дерево и т. д.)

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (заключительный период)

Вот и настало время проститься нам с тобой

Анкетирование в конце лагерной смены

Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе понравилось в лагере?

Что тебе не понравилось?

С кем из ребят ты подружился?

Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?

Было ли скучно в лагере?

Было ли тебе страшно?

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.

Самое важное событие в лагере? Было или оно?

Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..

Игра "Чудо-дерево"

Поможет выявить отношение каждого к содержанию работы объединения, группы. Участникам игры дается рисунок какого-либо дерева и четыре разноцветных кружка (красный, желтый, синий, белый). На кругах красного цвета ребята должны написать, какие два дела понравились больше всего и почему. Синий цвет - те дела, о которых бы не хотелось вспоминать, объяснить почему. Желтый цвет - дела, которые не получились потому, что их участники не смогли договориться друг с другом, понять друг друга. На белых - предложения в будущий план работы. Затем все кружки прикрепляются к "кроне дерева", а у его "подножия" каждый подписывает свою фамилию. А это уже оценка нашей работы.

Рейтинг личностного роста

Форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности. Рейтинг определяется ежедневно на вечернем круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.

Цветовая гамма знаков - символов рейтинга:

I ступень - "Искатель"

II ступень - "Исследователь"

III ступень - "Первооткрыватель"

Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.

Методика "Согласен – не согласен"

Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением.

Мне понравилось в моем отряде, потому что:

  • здесь мои друзья;

  • мы организовывали различные полезные дела;

  • у нас был хороший руководитель;

  • в отряде каждого уважали и ценили;

  • у нас была красивая форма и интересные значки;

  • мы помогали младшим и старшим;

  • в отряде никого не обижали;

  • здесь я многое узнал(а), многому научился(ась).

Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.

Методика "Поляна цветов"

В отрядном уголке крепятся кружки с именами и фамилиями детей. За каждое участие в жизни лагеря или отряда ребенок награждается одним лепестком, который крепится к кружочку. Таким образом, к концу смены в уголке вырастает поляна цветов.

Ребенок, у которого в цветке окажется больше всего лепестков, выдвигается на торжественное награждение на лагерной линейке в конце смены.

Дети, имеющие меньшее количество заработанных лепестков, награждаются поощрительными грамотами и подарками внутри отряда.

Список используемой литературы



  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

  4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

  5. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

  6. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.

  7. Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980.

  8. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.

  9. Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г.

  10. Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007г.

  11. Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.

  12. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

  13. Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.;