ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ГБОУ СОШ с. Надеждино
«Литературный кружок»
Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное
Класс: 2-4
Составитель:
Учебный год: 2019-2020
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Надеждино
муниципального района Кошкинский Самарской области
РАССМОТРЕНО: на заседании экспертного совета № __1__ от « 30 » августа 2019г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/Романова Т.А./ «__30_»__августа___20__19г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ___________/Романов А.И./ Приказ №______ от «_30_»____августа_20___19_г. |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ГБОУ СОШ с. Надеждино
«Литературный кружок»
Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное
Класс: 2-4
Составитель:
Учебный год: 2019-2020
Пояснительная записка.
Программа учебного курса «Литературный кружок» составлена на основе на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12. 2012 № 1060);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
Методические рекомендации МОиН РФ по вопросам введения ФГОС основного общего образования от 07.08.2015
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598);
Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности. («Об организации занятий внеурочной деятельности в образовательных организациях Самарской области, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам»)
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с. Надеждино
Программа кружка «Литературный кружок» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 2-4 классов «Литературный кружок» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Этот курс необходим по ряду причин:
количество базисных часов уменьшилось (с 5 часов - 4 часа в неделю, а в дальнейшем - 3 часа);
перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге;
в программе по литературному чтению на произведения таких писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др. отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание ребёнка;
программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Цель данной программы- мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, данная программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
формировать у детей интерес к книге;
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
учить отвечать на вопросы по содержанию;
учить пересказу;
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа ориентирована на воспитанников 8-10 летнего возраста. предназначена для учащихся 2-4 классов .
Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературный кружок» рассчитана на 3 года обучения, из расчета 34 часа в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Краткое обоснование ценностных ориентиров.
Содержание программы кружка «Литературный кружок» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы и режим занятий.
Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Ожидаемые результаты.
В результате освоении программы кружка «Литературный кружок» формируются следующие
предметные умения,соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы 2 класс.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 5 |
3 | Рассказы и сказки о животных.- | 6 |
4 | Люблю природу русскую. Стихотворения о временах года. | 4 |
5 | Писатели-детям. | 9 |
6 | Твои защитники. | 3 |
7 | Художественные произведения о матерях и детях. | 2 |
8 | Рассказы о твоих сверстниках. | 2 |
9 | Научно-популярная литература. | 2 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Литературный кружок» 2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Книга – твой лучший друг. | 1 | 02.09.2019 |
Устное народное творчество (5ч.) |
2. | Русские народные сказки о животных. | 1 | 09.09.2019 |
3. | Русские народные сказки. Секреты волшебных сказок. | 1 | 16.09.2019 |
4. | Сказки разных народов. Украинская сказка «Колосок» | 1 | 23.09.2019 |
5. | Сказки разных народов. Венгерская сказка. «Два жадных медвежонка». | 1 | 30.09.2019 |
6. | Сказки разных народов. Нанайская сказка «Айога», татарская сказка «Три дочери». | 1 | 07.10.2019 |
7. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | 14.10.2019 |
Рассказы и сказки о животных (6 ч.) |
8 | Литературная сказка. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». | 1 | 21.10.2019 |
9 | Рассказы о людях и животных. К.Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | 28.10.2019 |
10. | Рассказы о людях и животных. Е.Чарушин «Кошка- Маруська». | 1 | 11.11.2019 |
11 | Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». | 1 | 18.11.2019 |
12. | В.Сутеев и его сказки | 1 | 25.11.2019 |
13 | Библиотечный урок. | 1 | 02.12.2019 |
14. | Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года. Поэзия осени. | 1 | 09.12.2019 |
Писатели-детям (9ч.) |
15 | Рассказы Николая Николаевича Носова. Рассказ Н.Н.Носова «Заплатка». | 1 | 16.12.2019 |
16. | Рассказы Николая Николаевича Носова. Рассказ Н.Н.Носова «Мишкина каша». | 1 | 23.12.2019 |
17. | Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». | 1 | 30.12.2019 |
18. | Путешествие в страну сказок Корнея Ивановича Чуковского. | 1 | 13.01.2020 |
19. | К.И.Чуковский «Мойдодыр» | 1 | 20.01.2020 |
20. | Путешествие по веселым стихам Сергея Владимировича Михалкова. | 1 | 27.01.2020 |
21. | С.В. Михалков «Дядя Степа». | 1 | 03.02.2020 |
22. | Леонид Пантелеев «Честное слово» . | 1 | 10.02.2020 |
23. | Борис Степанович Житков о смелых и отважных людях. Б.С. Житков «Помощь идет». | 1 | 17.02.2020 |
24 | Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года. Чтение стихотворений о зиме. | 1 | 02.03.2020 |
Твои защитники (3ч.) |
25 | С.Баруздин «Шел по улице солдат» | 1 | 16.03.2020 |
26. | Л.Кассиль «Твои защитники» | 1 | 06.04.2020 |
27. | Н.Богданов « Солдатская каша» | 1 | 13.04.2020 |
Художественные произведения о матерях и детях(2ч). |
28 | М.Скребцова «Сердце матери», Б. Емельянов «Мамины руки», Е.Благинина.Стихи. | 1 | 20.04.2020 |
29. | Нельзя оставлять человека в беде. Рассказ Л.Воронковой «Что сказала бы мама?» | 1 | 27.04.2020 |
Рассказы о твоих сверстниках (2ч.) |
30 | В.Драгунский «Денискины рассказы» | 1 | 04.05.2020 |
31 | Жизнь дана на добрые дела. Рассказы Е.Пермяка о доброте и отзывчивости. | 1 | 11.05.2020 |
Научно-популярная литература (2ч.) |
32. | «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. | 1 | 18.05.2020 |
33 | О чем рассказывают детские журналы. | 1 | 25.05.2020 |
34 | Люблю природу русскую.Стихотворения о временах года.Стихотворения о весне. | 1 | 30.05.2020 |
Содержание программы 3 класс.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Лето с героями любимых книг. | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 6 |
3 | Авторские сказки | 5 |
4 | Люблю природу русскую. Стихотворения о временах года. | 5 |
5 | Жизнь дана на добрые дела. | 8 |
6 | Произведения о природе . | 2 |
7 | Писатели- детям. | 7 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Литературный кружок» 3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Лето с героями любимых книг. | 1 | 04.09.2019 |
Устное народное творчество (6ч.) |
2. | Признаки и особенности волшебной сказки «Царевна-лягушка». | 1 | 11.09.2019 |
3. | Наш кинозал. Просмотр мультипликационного фильма «Царевна-лягушка» | 1 | 18.09.2019 |
4. | Сказка мудростью богата. Чтение и обсуждение русских народных сказок. | 1 | 25.09.2019 |
5. | Сказка мудростью богата. Бытовая сказка «Мудрая дева» | 1 | 02.10.2019 |
6. | Сказки водят хоровод. Викторина-эстафета по русским народным сказкам. | 1 | 09.10.2019 |
7. | Сказки народов мира. | 1 | 16.10.2019 |
Авторские сказки (5 ч.) |
8 | А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»(чтение отдельных глав) | 1 | 23.10.2019 |
9 | А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»(чтение отдельных глав) | 1 | 06.11.2019 |
10. | А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»(викторина) | 1 | 13.11.2019 |
11 | А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»(иллюстрирование обложки книги). | 1 | 20.11.2019 |
12. | Наш кинозал. Просмотр мультипликационного фильма «Буратино» | 1 | 27.11.2019 |
Люблю природу русскую. Стихотворения о временах года. (5 ч.) |
13. | Моя осень. Стихотворения об осени. | 1 | 04.12.2019 |
14. | Моя зима. Стихотворения о зиме. | 1 | 11.12.2019 |
15. | Моя весна. Стихотворения о весне. | 1 | 18.12.2019 |
16. | Мое лето. Стихотворения о лете. | 1 | 25.12.2019 |
17. | Конкурс чтецов «Золотая осень» | 1 | 15.01.2020 |
Жизнь дана на добрые дела. (8ч.) |
18. | Путь к поступку (по произведению Е.И. Носова «Белый гусь»). Чтение и обсуждение. | 1 | 22.01.2020 |
19. | «Жизнь дана на добрые дела»(по сказке А.Гайдара «Горячий камень») | 1 | 29.01.2020 |
20. | «Жизнь дана на добрые дела»(по сказке А.Гайдара «Горячий камень») | 1 | 05.02.2020 |
21. | Театрализация по сказке А.Гайдара «Горячий камень». | 1 | 12.02.2020 |
22. | Мотив добра и зла в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». | 1 | 19.02.2020 |
23. | Театрализация по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». | 1 | 26.02.2020 |
24. | Урок-размышление по сказке О.Уайльда «Мальчик –звезда». Что может нести людям красота? | 1 | 04.03.2020 |
25. | Наш кинозал. Просмотр художественного фильма «Звездный мальчик». | 1 | 04.03.2020 |
Произведения о природе (2ч). |
26. | Зимы ждала,ждала природа. Чтение произведений о зиме. | 1 | 11.03.2020 |
27. | Конкурс чтецов стихотворений о зиме и праздновании Нового года. | 1 | 18.03.2020 |
Писатели детям (7ч.) |
28. | Славный народ собаки (по рассказу А.П. Чехова «Каштанка») | 1 | 01.04.2020 |
29. | Ю.П. Мориц «Большой секрет для маленькой компании». Чтение и заучивание наизусть стихотворений. | 1 | 08.04.2020 |
30. | Вчера и сегодня. Творчество С.Я. Маршака | 1 | 15.04.2020 |
31. | Юные герои книг А.Л. Барто. | 1 | 22.04.2020 |
32. | Л.Кассиль «У классной доски» | 1 | 29.04.2020 |
33. | Мы хозяева нашей Земли. Чтение рассказов В.П. Астафьева «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля» | | 06.05.2020 |
34. | Итоговое занятие. Рекомендации по летнему чтению. | 1 | 13.05.2020 |
Содержание программы 4 класс.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Книги –мои друзья. | 2 |
2 | Волшебный мир сказок. | 6 |
3 | Книги о ребятах и их делах. | 5 |
4 | Родные поэты. | 6 |
5 | Притча- ступенька мудрости. | 4 |
6 | Книги о природе и человеке. | 4 |
7 | Произведения о дружбе и верности. | 2 |
8 | Никто не забыт, ничто не забыто. | 5 |
Календарно-тематическое планирование кружка Литературный кружок» 4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Книги мои друзья (2ч.) |
1. | Самые интересные книги,прочитанные летом. Выставка книг. | 1 | 06.09.19 |
2. | «Мы идем в библиотеку». Экскурсия в библиотеку. | 1 | 13.09.19 |
Волшебный мир сказок (6ч.) |
3. | Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. Выставка книг. | 1 | 20.09.19 |
4. | Русская народная сказка в пересказе А.Н. Афанасьева«Волшебное кольцо». | 1 | 27.09.19 |
5. | Сказы П.П.Бажова «Каменный цветок». | 1 | 04.10.19 |
6. | П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка». | 1 | 11.10.19 |
7. | П.П.Бажов «Медной горы хозяйка». | 1 | 18.10.19 |
8. | Викторина по русским народным сказкам и сказам П.Бажова. | 1 | 25.10.19 |
Книги о ребятах и их делах (5 ч.) |
9 | А.П. Гайдар и его повесть «Тимур и его команда». | 1 | 08.11.19 |
10. | Чтение и обсуждение повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». | 1 | 15.11.19 |
11. | Чтение и обсуждение повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». | 1 | 22.11.19 |
12 | Чтение и обсуждение повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». | 1 | 29.11.19 |
13. | Дискуссия: Чему учит повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Написание отзыва о книге. | 1 | 06.12.19 |
Родные поэты (6 ч.) |
14. | А.Т. Твардовский и его стихи о родине и природе. «О Родине», «Рожь,рожь..», «Осень». | 1 | 13.12.19 |
15. | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 | 20.12.19 |
16. | М.В.Исаковский «Детство», «Вишня», «Попрощаться с теплым летом». | 1 | 27.12.19 |
17. | М.В. Исаковский- поэт песенник. | 1 | 17.01.2020 |
18. | Волшебница-поэзия. Учимся сочинять стихи. | 1 | 24.01.2020 |
19. | Подготовка и проведение литературной гостиной «Родные поэты». | | 31.01.2020 |
Притча – ступенька мудрости (4ч.) |
20. | Литературный жанр- притча. «О сеятеле», «Веник». | 1 | 07.02.2020 |
21. | Притча «Шрамы на сердце», «Царь и кузнец». Составление отзыва о прочитанном. | 1 | 14.02.2020 |
22. | Библейские притчи. Притча «О добром самаренине». | 1 | 21.02.2020 |
23. | Уроки нравственности в притче «О блудном сыне». Составление инструкции: «Как научиться прощать». | 1 | 28.02.2020 |
Книги о природе и человеке(4ч). |
24. | М.М.Пришвин и его сказка-быль «Кладовая солнца». | 1 | 07.03.2020 |
25. | Где дружба и совет- там и свет. Занятие –игра по сказке М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | 14.03.2020 |
26. | Наш кинозал. Просмотр художественного фильма «Ветер странствий»(по сказке М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | 21.03.2020 |
27. | Доброта и сострадание в рассказе К.Паустовского«Заячьи лапы». | 1 | 04.04.2020 |
Произведения о дружбе и верности (2ч.) |
28. | Преданность, верность, дружба в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель». | 1 | 11.04.2020 |
29. | Н.Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». | 1 | 18.04.2020 |
Никто не забыт, ничто не забыто (5ч.) |
30. | Книги о Великой Отечественной войне. Выставка книг. | 1 | 25.04.2020 |
31. | Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». | 1 | 02.05.2020 |
32. | Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». | 1 | 16.05.2020 |
33. | Литературно – музыкальная композиция «Салют Победе!». | 1 | 23.05.2020 |
34. | Диагностирование читательского кругозора. Рекомендации по летнему чтению. | 1 | 30.05.2020 |
Выход за пределы аудитории.
Согласно Плану предполагается 1-2 экскурсии в библиотеку (см. Календарно-тематическое планирование).
Портфель достижение школьника.
В качестве портфеля достижений ученика учащиеся будут вести читательский дневник.
Материально-техническое обеспечение
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий,
постоянное пополнение информационною банка (периодические издания,
вновь издаваемая популярная литература);
доступность Интернета;
компьютер;
программы на электронных носителях;
видеопроектор;
возможность для проведения экскурсий.
Список литературы.
Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005.
Н. Н. Светловская О.В. Джежелей. Внеклассное чтение в 1-4 классе. М. 1983.
И.Г. Сухин. Литературная кроссворд - азбука. С.-П. 1999.
Н. Н. Светловская. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Начальная школа № 4-6 2005.
Е.С. Гостимская М.И.Мишина Внеклассное чтение 2,3, 4 Класс. М. 2006.
И.Ф.Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс Москва, «ВАКО» 2006,
С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению», 3 класс, Москва, «ВАКО» 2007,
С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс Москва, «ВАКО» 2006.
Материалы сети Интернет с литературными презентациями..
29