СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Малышкина школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

. С целью подготовки к учебной деятельности в МБОУ «СОШ № 2»  организованы курсы для будущих первоклассников.

Рабочая программа  субботней школы развития детей «Малышкина школа» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта первого поколения (дошкольное  образование)

Просмотр содержимого документа
«Программа "Малышкина школа"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Чебаркуль 2019г























« Малышкина школа»





Составитель:

Уварова Ольга Викторовна,

учитель первой квалификационной категории











  1. Пояснительная записка

Школа – это серьезный, переломный этап в жизни ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьезный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребенок, привыкший играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребенку нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для 7-летнего ребенка – это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей – непосильный. Вполне очевидно, что для преодоления всех этих трудностей, требуется определенная зрелость всех систем организма, сформированность пространственных, речевых и других функций. С целью подготовки к учебной деятельности в МБОУ «СОШ № 2» организованы курсы для будущих первоклассников.

Рабочая программа субботней школы развития детей «Малышкина школа» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта первого поколения (дошкольное образование)

Программа и тематическое планирование курсов представляют собой единую систему занятий по развитию внимания, восприятия, памяти, логического мышления, творческого воображения детей.

В основу программы положена неразрывная взаимосвязь мышления и речи со всеми компонентами: произношением, словарем, фразой, интонацией.

На этих занятиях дети не только пополняют свой словарный запас, но и учатся устанавливать причинно-следственные связи, изучают временные и пространственные понятия.

От занятия к занятию постепенно усложняются задания, идет развитие от конкретного восприятия к абстрактному, от общего к частному.

Включаются упражнения для развития мелкой моторики руки и зрительно - двигательной координации.

Занятия носят воспитывающий характер и помогают восполнить недостаточность социально-нравственного и познавательного опыта 6-летних детей.

Предлагаемые занятия дают возможность определить готовность детей к обучению в школе. Программа не подменяет и не дублирует школьную программу, а дает последовательную подготовку руки детей к письму, внимание к словам, развивает речь, обогащает активный словарь ребенка, учит делать умозаключения и планировать свою деятельность.


Программа разработана в трех направлениях:

  1. Развитие речевой деятельности и графических навыков будущих первоклассников.

  2. Развитие математической деятельности.

  3. Развитие познавательных процессов.


Основополагающие идеи программы:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

  • создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;

  • формирование психологической готовности к школе.


Цель программы - создание педагогических и социально-психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

      • мотивационный;

      • интеллектуальный;

      • произвольно-регулятивный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).  


Реализация цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;

  • формирование учебной мотивации;

  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

  • развитие фонематического слуха;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие творчески активной личности;

  • развитие координации движений.

В построении данного курса используются принципы:

  • Доступность – изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением.

  • Занимательность – дети 6 – 7 лет чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, они впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется частая смена видов деятельности, разнообразие заданий.

  • Наглядность – на занятиях к детям приходят сказочные персонажи и любимые игрушки; используются картинки и иллюстрации, таблицы, раздаточный материал.

  • Опора на жизненный опыт ребенка – используют свои знания для составления предложений, в беседе.


Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребёнка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.


Обязательными условиями проведения занятий являются:

  • использование игровых методов преподавания;

  • смена видов деятельности;

  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося;

  • отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.


Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.

Итоги реализации данной образовательной программы осуществляются в итоговой диагностике (анкеты, тесты), в развлекательных мероприятиях.

II. Описание места учебного предмета в учебном плане

Настоящая программа предусматривает обучение детей 5 - 7 лет. В этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы. Срок реализации программы – 8 месяцев (с 14 сентября по 14 мая).

Режим занятий: один раз в неделю по три занятия. Продолжительность занятий - 25-30 минут. Между занятиями предусмотрены 15-минутные перемены. Так как занятия рассчитаны на детей не только «домашних», но и посещающих дошкольные учебные заведения, проводятся они по субботам.

Для работы с детьми применяется цикл из 30 занятий.

III. Общая характеристика учебного предмета

В 6 – 7 лет ребёнок должен уметь:

ВНИМАНИЕ – выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

ПАМЯТЬ – запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

МЫШЛЕНИЕ – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА – называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; составлять предложения из 5-6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ – называть своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города, столицы, Родины; последовательность времён года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.


IV. Содержание учебного предмета


1. Развитие речевой деятельности и графических навыков

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. Обогащение словаря, развитие навыков связной речи и речевой культуры.

  2. Знакомство с началом грамматического и фонетического строения русского языка.

  3. Развитие зрительно-двигательной координации ребенка, мелкой мускулатуры кисти руки.

  4. Развитие навыка слушать и выполнять инструкции учителя.

  5. Развитие умений составлять рассказ по картинкам.


2. Развитие математической деятельности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. Развитие умений наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов (по размеру, форме, цвету, расположению в пространстве).

  2. Знакомство с цифрой: последовательность чисел, зрительное восприятие цифры, умение соотносить называемое число с предметами.

  3. Ознакомление с практическими действиями: прибавить; стало; больше, меньше; столько же.

  4. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами.


3. Развитие познавательных процессов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. Развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания.

  2. Развитие свойств восприятия, осмысленности, обобщенности, целостности, константности, объема. Развитие простых видов восприятия: величины, формы, цвета, восприятие пространства, времени, движения.

  3. Развитие памяти, объема, прочности, точности, организованности. Развитие памяти по виду анализаторов: слуховой, зрительной, смешанной. Развитие оперативной смысловой памяти.

  4. Развитие мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации.

  5. Развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения.

  6. Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойствами, задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев, задачи на поиск применения предмета, задачи на психологический барьер.

Прогнозируемые результаты программы

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся научатся:


Личностные результаты

- принимать и выполнять правила школьного распорядка:

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице и в быту;

-понимать красоту природы и бережно относиться.

-выполнять правила личной гигиены.

Метапредметные результаты :

-владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи урока;

-оценивать свои успехи и неуспехи;

-владеть первоначальными умениями выполнения логических действий : анализа , синтеза, сравнения;

- уметь слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения;

-уметь применять полученные знания на практике, в жизни;

Предметные результаты:

- отвечать на вопросы, участвовать в диалогической речи;

- пересказывать не сложный текст по зрительной опоре;

- составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;

- составлять слоги и слова;

-конструировать словосочетания и предложения;

- правильно произносить звуки, находить его условные обозначения;

- классифицировать звуки на согласные и гласные;

-выделять звук в начале, конце и середине слова;

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-штриховать, обводить по контуру, писать буквы;

-сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;

-называть последовательно дни недели и времена года;

-различать животных холодных и жарких районов;

-различать овощи и фрукты;

-различать виды транспорта;

-называть свой адрес, название страны;

-называть сезонные изменения в природе ;

- производить вычисления с числами в пределах 10

-решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание

-распознавать и изображать геометрические фигуры;

-ориентироваться во времени,пространстве;



Календарно-тематическое планирование

1. Развитие речевой деятельности и графических навыков



занятия

Тема занятия

Дата

Факт

1

Предложение. Знакомимся со школой.



2

Слова и слоги. Домашние птицы. Домашние животные.



3

Ударение. Перелетные птицы и оседлые.



4

Звуки. Одежда.



5

Гласные звуки: [a], [o], [у], [э], [и], [ы]. Составление рассказа на тему «Осень».



6

Согласные звуки. Животные жарких стран.



7

Твердые и мягкие согласные звуки. Рыбы



8

Согласные звуки: [м], [м’], [н], [н’]. Сказка «Маша и медведь»



9

Согласные звуки: [р], [р’], [л], [л’]. Сказка «Репка».



10

Согласные звук [й’]. Молочные продукты.



11

Согласные звуки: [т], [т’], [п], [п’]. Сказка «Теремок».



12

Согласные звуки: [к], [к’], [х], [х’]. Сказка «Колобок»



13

Согласные звуки: [ф], [ф’]. Сказка К.И.Чуковского «Федорино горе»



14

Двойные звуки: [й’о], [й’у]. Моя семья.



15

Двойные звуки: [й’а], [й’э]. Овощи и фрукты.



16

Звонкие и глухие согласные звуки. Моя семья.



17

Звуки: [в]- [ф], [в’]-[ф’]. Наземный транспорт.



18

Звуки: [б]- [п], [б’]-[п’]. Профессии.



19

Звуки: [д]- [т], [д’]-[т’]. Лес. Деревья. Составление рассказа по картине.



20

Звуки: [г]- [к], [г’]-[к’]. Город. Названия улиц, бульваров.



21

Звуки: [з]- [с], [з’]-[с’]. Спорт



22

Непарные согласные звуки. Звуки: [ч’], [щ’]. Моя семья.



23

Звук [ц]. Звуки: [ц]- [с], [ц]-[ч’]. Садовые цветы. Полевые цветы. Комнатные цветы.



24

Звуки: [ж], [ш]. Звуки: [ж]- [з], [ш]-[щ’], [ш]- [с]. Сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».



25

Буква ъ. Весна.



26

Буква ь. Луг, поле.



27

Повторение. Буквы а,о,у.ы,э,я.е,ё,ю,и. Ягоды.



28

Повторение. Буквы й.м.л,н,п,т,г,к,х. Грибы.



29

Повторение. Буквы ж.ш,щ,ц.ч,р,в,б,ф,з,с.д. Лето.



30

Урок-игра «Шифровальщик». Стихи про школу.











2. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



занятия

Тема занятия

Дата

Факт

1

Путешествие в страну Знаний.



2

Сравнение предметов: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий.



3

Сравнение предметов: широкий – узкий, толстый – тонкий.



4

Расположение предметов в пространстве: перед, за, между, рядом.



5

Прямой счет предметов.



6

Цвет. Соотношение цифры 1 с предметом.



7

Размер. Соотношение цифры 2 с количеством предметов.



8

Расположение предметов в пространстве: вверх, вниз, влево, вправо.



9

Форма предметов. Соотношение цифры 3 с количеством предметов.



10

Количественное сравнение на основе наглядности. Треугольник.



11

Сравнение фигур наложением и приложением. Соотношение цифры 4 с количеством предметов.



12

Анализируем предметы по цвету и размеру.



13

Анализируем предметы по форме. Соотношение цифры 5 с количеством предметов.



14

Сходство предметов. Цвет, форма, размер.



15

Отличительные признаки.



16

Сериация. Соотношение цифры 6 с количеством предметов.



17

Отрицание. Игры на развитие памяти.



18

Ограничение. Игры на развитие внимания.



19

Отрицание. Игра «Путаница». Соотношение цифры 7 с количеством предметов.



20

Обобщение предметов по форме, цвету.



21

Ограничение. Игра на развитие логического мышления.



22

Обобщение предметов. Поиск закономерностей. Соотношение цифры 8 с количеством предметов.



23

Умозаключение по аналогии.



24

Классификация по цвету и форме.



25

Существенные и несущественные признаки. Соотношение цифры 9 с количеством предметов.



26

Сериация предметов по назначению.



27

Игры на развитие внимания, памяти. Соотношение числа 10 с количеством предметов.



28

Суждение. Слова: все, некоторые, ни один.



29

Логические задачи. «Логика вокруг нас».



30

Урок-повторение







3. Развитие познавательных процессов

занятия

Тема занятия

Дата

Факт

1

Знакомимся со школой.



2

Признаки предметов. Аппликация домашние животные.



3

Дополни группу предметов. Домашние птицы из отпечатка ладони.



4

Найди лишний предмет. Изготовление поделки из природного материала.



5

Игры на соответствие.



6

Элементы целого.



7

Сравнение предметов. Забавные картинки.



8

Счет по образцу и заданному числу. Прижми и отпечатай.



9

Прямая последовательность чисел.



10

Обратная последовательность чисел.



11

Деление объекта на равные части. Аппликация. Ёлочка.



12

Ось симметрии. Деление фигур. Рисуем сказку.



13

Симметрия в буквах и цифрах. Узоры из веревки



14

Различение и называние геометрических фигур.



15

Моделирование из геометрических фигур.



16

Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.



17

Ознакомление с пространственными и временными отношениями.



18

Ориентация в пространстве и на плоскости.



19

Временные представления.



20

Сопоставление предметов со временами года. Смешай краски. Разговор о цвете.



21

Что сначала, что потом. Апликация из нестандартного материала.



22

Конструирование фигур. Конструируем из геометрических фигур. Робот, машина.



23

Графический диктант.



24

Хитрые задачки. Аппликация. Весенний пейзаж.



25

Хитрые задачки.



26

Придумай свою задачу.



27

Работа с пластилином и крупой. Вазочка.



28

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству



29

Оригами. Бабочка.



30

Праздник «Умники и умницы».





Дошкольное детство – время рождения личности. Осознавая свое «Я», ребенок проявляет первые моменты самоутверждения («Я сам!»), стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения «я и другие». В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям. К шести годам у детей проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Формируются основы самосознания, социальная мотивация поведения, ребенок пытается ориентироваться в своем поведении на оценку окружающих. Педагогическая технология должна помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое «Я», научиться строить на гуманистической основе взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях повседневного общения.

Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Однако не всякая деятельность развивается. Эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование – ценностность, которая определяет избирательность и самореализацию субъекта в той или иной деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта детской деятельности требует специальной педагогической технологии.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей. Каждый ребенок уникален. Сохранить эту уникальность, создать благоприятные условия для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей – важнейшие задачи педагогической технологии. Их решение связано с созданием условий для творческой активности, стимулирования воображения, желания включаться в деятельность с творческой направленностью, в которой дошкольник способен занять позицию субъекта.





Учебно-методический комплекс

  1. Н.Терентьева. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Математика.

  2. Тетрадь с заданиями для развития детей. Дошкольные прописи в линию. \ В двух частях\

  3. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам.\в двух частях\

  4. Рабочая тетрадь дошкольника. 30 занятий для успешной подготовки к школе.6 лет.\в двух частях\ Серия «Мои первые тетрадки»

  5. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту.\в двух частях\

  6. Е.А.Ульева. Логика. Серия «Скоро в школу»

  7. Л.Е.Тарасова. Азбука от буквы к слову. Серия «Скоро в школу»