Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Днепровская средняя школа»
Рассмотрено Протокол №1 от _________2017г. Руководитель ШМО ____/Н.А.Николаева | Согласовано Заместитель директора по УВР ____/Н.А.Николаева/ _________2017г. | Принято педагогическим советом Протокол № 1 от ______2017г Председатель педсовета ___/С.А.Шашкова/ | Утверждено Приказ №___ от ________2017г. Директор МКОУ «Днепровская СШ» _____ / С.А.Шашкова / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
Математический практикум
9 класс
Составитель: учитель математики
Роженкова Лариса Владимировна
с. Днепровское
2017 - 2018 учебный год
Введение
Данный факультатив имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Цели курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания по отдельным темам курса Алгебра 5-9 класс и Геометрия 7-9 класс;
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Согласно школьному учебному плану на изучение факультатива отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
личностные:
1)ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2)формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3)умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4)первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5)критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6)креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
метапредметные:
1)способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2)умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3)способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4)умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5)умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6)развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7)формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
предметные:
1)умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2)владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3)умения пользоваться изученными математическими формулами;
4)умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Ученик научится или получит возможность научиться
- общим универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА;
- основным приемам мыслительного поиска.
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения» (по тесту).
Содержание учебного курса
Тема 1. Проценты
Решение задач на проценты. Сложный процент.
Тема 2. Числа и выражения. Преобразование выражений
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 3. Уравнения
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно- рациональных и уравнений высших степеней).
Тема 4. Системы уравнений
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Тема 5. Неравенства
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 6. Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 7. Текстовые задачи
.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 8. Уравнения и неравенства с модулем
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром
Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.
Тема 10. Геометрия
Параллельные прямые. Треугольник. Четырехугольник. Окружность.
Тема 11. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА
Решение задач из контрольно измерительных материалов для ГИА.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Количество часов |
| Проценты | 3 |
| Числа и выражения. | 1 |
| Преобразование выражений | 2 |
| Уравнение | 3 |
| Системы уравнений | 3 |
| Неравенства | 3 |
| Функции | 3 |
| Текстовые задачи | 4 |
| Уравнения и неравенства с модулем | 2 |
| Уравнения и неравенства с параметром | 3 |
| Параллельные прямые | 1 |
| Треугольник. | 1 |
| Четырехугольник | 1 |
| Окружность | 1 |
| Обобщающее повторение | 1 |
| Решение заданий для подготовки к ГИА | 1 |
| Решение заданий для подготовки к ГИА | 1 |