СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа МБОУ "СШ №7" по выявлению способностей обучающихся "Одаренные дети"
Рассмотрена | Утверждена |
на МС школы протокол № от | приказом директора МБОУ "СШ № 7" от 28.12.2018 №128/1-д |
ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
МБОУ "СШ № 7"
на период с 2019 по 2021 год
Смоленск
2018
1.I. Паспорт программы
Наименование программы | «Одаренные дети» |
Основания для разработки программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральная целевая программа развития образования на 2017- 2022 годы. утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года. № 497) - Конвенция о правах ребенка. - Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения - Санитарно-эпидемиологические правила Сан Пин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» - Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г. - Устав и локальные акты МБОУ «СШ № 7» |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «СШ № 7» |
Задачи программы | 1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний. 3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся. 4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. |
Срок реализации программы | 2019 - 2021 годы |
Этапы реализации программы | Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2019 году. Он включает в себя: -создание нормативно-правовой базы; -обеспечение материально-технической базы; -создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы; -изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития; -отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми; -создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений; -организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности; -разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов. Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2020г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется: -апробация экспериментальных авторских программ; -отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; -отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми; -углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей; -методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов; -отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция; -систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий; -пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик; -психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей. Третий этап в 2021 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается: -сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей; -мониторинг личных достижений учащихся; -анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми; -создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы; -определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. |
Составители программы | Рабочая группа |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив школы |
Соисполнители | Учащиеся, родители учащихся |
Ожидаемые конечные результаты программы | 1.Активизацию инициативы и творчества учащихся в разных областях наук; 3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми. 4. Формирование интереса учащихся к творческой самореализации. 5. Повышению качества образования и воспитания школьников. |
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методического совета, педагогических советах, родительских собраниях. |
2.1. Пояснительная записка
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, муниципальных и региональных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволяет более эффективно управлять формированием комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся.
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Прежде всего, это цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
2.Концепция работы с одарёнными детьми.
Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
В своей работе мы опираемся на следующее определение одарённых детей:
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2) имеют доминирующую, активную познавательную потребность;
3) испытывают радость от умственного труда.
Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
1) дети с высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях;
2) дети с признаками умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим требованиям:
- школа должна давать современное образование;
-в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;
- дети должны учиться в красивой, уютной школе;
- в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (нешаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя, работающие в 5-9, 10-11 классах должны продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
3.Стратегия работы с одаренными детьми
Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно в различии уровня силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов) Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
-как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
-как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
-как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Стратегические направления программы:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы);
- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных, муниципальных, областных мероприятиях).
Подготовительная работа – нацелена на создание единой программы работы с одаренными детьми.
Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «День Науки».
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
1.Координационное направление:
-организация работы всего коллектива школы;
-интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
-обеспечение нормативно-правовой базы;
-ресурсное обеспечение;
-контроль и анализ деятельности.
2.Диагностическое направление:
-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
-проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
-проведение диагностики одаренных детей;
-диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
-создание банка данных «Одаренные дети школы».
3.Кадровое направление:
-определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
-повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
-оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
-создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
-создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
4.Развивающее направление:
-создание образовательной среды для развития одаренных детей;
-организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
-обеспечение материально-технической базы;
-создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
-использование информационно-коммуникационных технологий.
5.Информационное направление:
-привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
-организация работы библиотеки;
-создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
-информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
4.Формы работы с одаренными детьми
-индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
-дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
-участие в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, английский язык, литература и др.);
-психологические консультации, тренинги, тестирование;
-конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
-посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
-использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
-создание детских портфолио.
5.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
-принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
-принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
-принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
6.Участники реализации программы
Руководители:
директор школы;
заместители директора по УВР, ВР;
рабочая группа координационного совета.
Творческая группа:
-учителя начальных классов;
-учителя-предметники;
-школьный библиотекарь;
-педагоги дополнительного образования;
-тренеры-преподаватели спортивных секций.
А так же:
-учащиеся школы;
-родители учащихся.
7.Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности | 1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4.Способность к рефлексии. 5.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. 6.Уровень коммуникативной культуры | Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации». |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе | 1.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе. 2.Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3.Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. | Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе. Тест школьной тревожности Филипса. |
Конкурентоспособность одаренных учащихся | 1.Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. 2.Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. 3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. | Методики статистического анализа данных, их динамика. |
8.План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2019-2021 годы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Подготовительная работа | |||
1 | Формирование банка данных «Одаренные дети»: - Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных учащихся начальной школы; - Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении; - Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся | 2019 | Координационный совет
Учителя начальной школы, психолог
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР |
2 | Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка | 2019 | Зам. директора по УВР, по ВР, классные руководители |
3 | Создание информационной системы дополнительного образования детей, включая: банк данных образовательных программ дополнительного образования. | 2019 | Учреждения дополнительного образования, зам. директора по ВР |
4 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка | 2019 | Творческие группы учителей-предметников |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | 2019 | Администрация школы, зам. директора по ВР |
2 | Создание системы психолого-медико-социального сопровождения | 2019 | Зам. директора по УВР
|
3 | Продолжение внедрения диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2019 | Психолог, классные руководители, учителя-предметники |
4 | Внедрение программ развития и поддержки одаренности | С 2019 года | Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
5 | Корректировка банка данных, включающая сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса | 2019-2021 | Методический совет |
6 | Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми | 2019-2020 | Администрация |
7 | Создание нормативной, материально-технической, методической базы | 2019 | Администрация |
8 | Организация методического совета «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» | 2019 | Зам. директора по УВР и ВР |
9 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2019-2020 | Психолог, классные руководители |
10 | Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2019-2020 | Зам. директора по УВР |
11 | Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся | 2019-2020 | Директор, родительский комитет |
12 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2019-2020 | Зам. директора по УВР |
13 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2019-2020 | Педагоги школы |
14 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться | 2019-2020 | Зав. библиотекой, педагоги |
15 | Деятельность координационного совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников | 2019-2021 | Директор, зам. директора по УВР, рабочая группа методического совета |
Социально-экономическое | |||
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи | 2019-2021 | Директор, родительский комитет |
2 | Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, конкурсов | 2019 | Директор |
3 | Создание среды общения, самореализации, социализации: - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация смотров творческих достижений; - организация проектной деятельности; - Организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности
| 2019-2021 |
Директор
Зам. директора по УВР
Руководители творческих групп Учителя-предметники
Зам. директора по ВР |
9.Организация и функциональное обеспечение программы
1. Общее руководство за разработкой и реализацией программы осуществляет директор школы.
2. Обеспечивает реализацию программы заместитель директора по учебной работе:
- организация;
- координация;
- контроль.
3. Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными детьми:
- организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
- разработка рабочих программ для работы с одарёнными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах школьного, муниципального, регионального уровня;
- контроль выполнения рабочих программ и их практической части;
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми.
4. Организация и содержание учебного процесса:
- ориентирование на достижения в области гуманитарных и естественнонаучных знаний;
- ориентирование на участие в научно-исследовательской деятельности учащихся;
- внедрение современных педагогических технологий, оптимизирующих и интенсифицирующих учебный процесс;
-учёт особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов и склонностей.
10. Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно - биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
I. Диагностика
1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности, емкости.
2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
7.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих способностей
1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.
2. Проведение школьных олимпиад.
3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;
- выполнение проектов;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий.
5. Углубленное изучение отдельных предметов.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.
IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.
2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям.
4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
11.Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы. |
Консультативная, Научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УР. |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся | Классные руководители, Учителя Учителя, педагоги дополнительного образования. |
12. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правоове обеспечение: О проведении школьного этапа олимпиад О проведении предметной недели (декады) О конкурсах, викторинах и т.п. 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 2. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 3. Мониторинг работы системы. |
13.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма | Задачи |
Элективные курсы | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Предметная неделя (декада) | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. |
Кружки, студии, объединения | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Список литературы:
1.Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.
2.Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.
3.http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/odarennye-deti
4.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
5.Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
6.Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
7.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.
8.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.
9.Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.
10.Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
11.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
12.Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. :Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
13.Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
14.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
15.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
16.Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
17.Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / Ред. Н. И. Чуприкова.- М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
18.Лай В.А. Экспериментальная дидактика. – С-Петербург, Изд-во И.Д.Сытина, 1914, Гл.У. (Одаренность и оценка). С.465-497.
19.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
20.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000
21.Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.
22.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
23.Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
24.Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.
25.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
26.Пидкасистый П.И., Чудновская В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Пед. общество России,1999.
27.Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.
28.Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.
29.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.
30. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.
31.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.
32.Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
33.Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
34.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
35.Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.
36.Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
37.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
38.Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.
39.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
Приложение 1
Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
При поступлении в школу для родителей, будущих первоклассников, будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Приложение 2
Родительское исследование (заполняют родители)
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
Он очень любит рисовать (Да / нет)
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? ___________________________________________________________________________
С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. ___________________________________________________________________________
Приложение 3.
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
математика и техника (1-й столбец листа ответов);
гуманитарная сфера (2-й столбец);
художественная деятельность (3-й столбец);
физкультура и спорт (4-й столбец);
коммуникативные интересы (5-й столбец);
природа и естествознание (6-й столбец);
труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите своё имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Собирать технический конструктор.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
Самостоятельно рисовать.
Играть в спортивные, подвижные игры.
Руководить играми детей.
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
Ухаживать за домашними растениями.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Участвовать в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Приложение 5.
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
творческая (2-й столбец);
академическая (3-й столбец);
художественно-изобразительная (4-й столбец);
музыкальная (5-й столбец);
литературная (6-й столбец);
артистическая (7-й столбец);
техническая (8-й столбец);
лидерская (9-й столбец);
спортивная (10-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите своё имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется общением со сверстниками.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-либо инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
Любит игры-драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Приложение 6.
Психодиагностические обследования среди учащихся
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
анкетирование родителей и учителей;
специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
диагностику видеомоторной коррекции;
вербальный тест Айзенка;
опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
тесты для интеллектуалов.
Приложение 7.
Портфолио учащихся и учителей
Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.
Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.
Образец портфолио для детей
Портфолио Ф.И.О. , ученика (цы) ____ класса «___» МБОУ «СШ № 7»
| Тайна моего имени: | Карта моих интересов |
Знак зодиака: | ||
Я родился (родилась) в год: | ||
Я занимаюсь в кружках, секциях: | ||
Мои любимые занятия, увлечения: | ||
Участие в конкурсах | Участие в концертах | Участие в олимпиадах |
Участие в общественной жизни школы и класса | Мои добрые и полезные дела | Награды и достижения |
Карта моих интересов
№ п/п | Вопросы | Ответ (да / нет) |
1 | Есть ли у тебя друзья? |
|
2 | Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? |
|
3 | Тебе нравятся уроки математики? |
|
4 | А русского языка? |
|
5 | Чтение книг – твое любимое занятие? |
|
6 | Нравится ли тебе получать хорошие отметки? |
|
7 | Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? |
|
8 | С радостью ли ты ходишь в школу? |
|
9 | Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? |
|
10 | Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? |
|
11 | Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? |
|
12 | Тебе нравится решать математические задачи? |
|
13 | Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? |
|
14 | Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? |
|
15 | Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? |
|
16 | Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? |
|
17 | Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? |
|
18 | Ты подкармливаешь животных зимой? |
|
19 | Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? |
|
20 | Ты любишь рисовать? |
|
21 | Ты любишь узнавать новое о великих художниках? |
|
22 | Ты посещаешь кружки? |
|
23 | А спортивные секции? |
|
24 | Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? |
|
25 | Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? |
|
26 | Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? |
|
27 | Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? |
|
28 | Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? |
|
29 | Есть ли у тебя домашние обязанности? |
|
30 | С удовольствием ли ты выполняешь их? |
|
Приложение 8.
Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный;
проективный.
Формы:
нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
ролевые игры;
консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Приложение 9.
Предметные олимпиады
Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.
Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.
Целесообразно в начальной школе проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.
Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.
Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.
Олимпиады в 7 – 11 классах проводятся по таким предметам как: математика, русский язык, литература, биология, химия, география, технология, физическая культура, обществознание, история, английский язык, физика, ОБЖ.
Приложение 10.
Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли
Ф.И.учащегося ________________________________________________________________
Дата: _________________________________________________________________________
Школа _________ класс _________ возраст ________ учитель __________________________
Как давно вы знаете этого ребенка? ________________________________________________
Инструкция
Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.
Список класса:
№ п/п | Фамилия Имя учащегося |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Характеристики | № учащегося по списку класса | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 1 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Шкала 1. Познавательные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - -- и умножьте на соответствующее количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сложите полученные числа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий показатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала 2. Мотивационные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Легко впадает в скуку от обычных заданий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Стремится к совершенству, отличается самокритичностью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - -- и умножьте на соответствующее количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сложите полученные числа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий показатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала 3. Творческие характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч, а в дискуссии настойчив |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Может рисковать, имеет склонность к приключениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Проявляется склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: «Что будет, если…», занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов, систем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Не подвержен влиянию группы; не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - -- и умножьте на соответствующее количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сложите полученные числа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий показатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала 4. Лидерские характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проявляет ответственность, делает то. Что обещает, и обычно делает это хорошо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Может находиться с людьми, общителен, предпочитает не оставаться в одиночестве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - -- и умножьте на соответствующее количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сложите полученные числа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий показатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|