УТВЕРЖДАЮ
Приказ №66
От 30.08. 2019 г.
Программа деятельности школьного музея
«Боевой и Трудовой славы»
МКОУ Баклушинская средняя школа
Программа рассчитана на 2019 – 2024 учебный год
Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Поэтому очень важно знать историю своей страны, своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
История прошлого – это память народов, в ней корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей, это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах, и они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Цели программы:
Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своей страны, школы.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение истории своей родины.
Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:
1. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного музея.
2. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
3. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
4. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности учителей школы и выпускников.
5. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с вдовами ветеранов войны, «дети войны» и ветеранами локальных войн.
6. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
Обоснование значимости программы.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".
Образовательное пространство:
Школьный музей взаимодействует с музеями: Краеведческий музей (р.п. Павловка) и школьные музеи (павловский район), кабинетом истории, библиотекой, Интернет-ресурсами и Советом Ветеранов.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Основные виды деятельности школьного музея:
1.Экскурсионная работа.
2. Фондовая работа.
3. Организационно-методическая работа.
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ НА
2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1. | Организационно-методическая работа. - Провести инвентаризацию и оформить паспорт музея; - Участие в смотре школьных музеев - Составление и утверждение календарного плана работы музея. - Создание Совета музея. - Активное привлечение школьников к внеклассной деятельности; -Организация работы творческой группы экскурсоводов музея. - Организация работы с Советом ветеранов Павловского района -Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею. Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы: 24 января – день снятия блокады Ленинграда; 15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана; 23 февраля – День Защитника Отечества; 9 мая – День Победы (праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся); - Организация конкурсов между классами, приуроченных к памятным датам; - Организация встреч с ветеранами локальных войн; -Организация работы по дополнению экспозиций музея; - Участие в методологическом объединении руководителей школьных музеев; - Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие по работе музея по военно-историческому направлению; -Разработка и составление плана работы на следующий год; - Активное сотрудничество с другими школьными музеями города. - Размещение информации о музее на сайте школы. | В течение учебного года. Сентябрь Сентябрь В течение года в течение года в течение года в течение года В течение года В течение года в течение года в течение года в течение года сентябрь, май май май в течение года в течении года |
2. | Фондово - архивное. - Инвентаризация имеющихся музейных предметов. - Систематизация музейных предметов по разделам и темам. - Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. - Создание картотеки музейных предметов. - Работа по развитию экспозиции музея: -оформление стендов Выставки книг и творческих достижений учащихся; - Пополнение коллекции музея новыми экспонатами. | В течение года . |
3. | Научно-исследовательская работа. - Изучение истории школы, привлечение учащихся к беседам с учителями и администрацией; -Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка. - Встречи с ветеранами локальных войн, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране. | Ежегодно |
4. | Экскурсионная работа. Обзорные и тематические экскурсии по музею: 1. «Наш музей Боевой и Трудовой Славы» (обзорная) 2. «История 10-181 Сталинградской стрелковой дивизии войск НКВД» (Тематическая) 3. «Снятие блокады Ленинграда» (тематическая) 4. «Война в Афганистане» (тематическая) 5. Война в Чечне 6. «Ветераны педагогического труда» (тематическая) 7. «Ветераны войны – наши земляки» (тематическая) 8 «История нашей школы» (тематическая) 9. «Жил такой парень» (Н.Шутов) | 2019 -2020 уч. г. Ежегодно В течение года Приурочено к памятным датам Второе полугодие |
5. | Проведение бесед, музейных уроков, классных часов, конкурсов: 2. Час общения «Специфика музея Боевой и Трудовой славы». 3.. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях: - День Защитника Отечества; - Восьмое марта; - День Победы. 4. Проведение конкурса газет и плакатов, посвященных дню освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. | Ежегодно Декабрь, январь Второе полугодие. январь |
6. | Переписка музея: С выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами локальных войн и их родственниками | По мере необходимости. |
Составила:
Руководитель школьного музея
МКОУ Баклушинская средняя школа
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Приказ №66 от 29.08.2019 г
МКОУ Баклушинская СШ ____\Косинская О.В.
Протокол №1 от 27.08. 2019 г.
МУЗЕЙ
Боевой и трудовой славы
Совет содействия музея
Главный хранитель материальных ценностей – Хабиева Халимя Мансуровна
Секретарь совета музея и ответственный за переписку –
Абуталипова Василя Рустямовна
Ответственный за военно – патриотическое
воспитание – Абуталипов Надир Джиганшееви
Учителя русского языка и литературы – Абуталипова Сания Искандеровна
Дин – Мухаметова Сайря Назыфовна
Краеведы школьного музея
Ямбаева Алсу
Букина Александра
Зайцева Валерия
Актив школьного музея
Алькина Юлия - Президент республики «СМИД»
Халикова Гульсум – оформитель
Трофимова Снежанна – оформитель
Члены поисковой группы
Лигай Инна
Кононенко Софья
Табакарев Кирилл
№ п/п | Дата | Тема экскурсии (обзорная или тематическая) | Посетители музея (школьники, ветераны, педагоги, другие категории посетителей) | Количество посетителей музея |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |