СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа музея

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа музея»

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №66

От 30.08. 2019 г.











Программа деятельности школьного музея

«Боевой и Трудовой славы»

МКОУ Баклушинская средняя школа

Программа рассчитана на 2019 – 2024 учебный год

















Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Поэтому очень важно знать историю своей страны, своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов, в ней корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей, это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах, и они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Цели программы:

Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своей страны, школы.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение истории своей родины.

Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну. 

Основные задачи:

1. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного музея.

2. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

3. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

4. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности учителей школы и выпускников.

5. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с вдовами ветеранов войны, «дети войны» и ветеранами локальных войн.

6. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.


Обоснование значимости программы.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.


Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".


Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с музеями: Краеведческий музей (р.п. Павловка) и школьные музеи (павловский район), кабинетом истории, библиотекой, Интернет-ресурсами и Советом Ветеранов.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  • Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;

  • Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;

  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

  • Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;

  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Основные виды деятельности школьного музея:

1.Экскурсионная работа.

2. Фондовая работа.

3. Организационно-методическая работа.



ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ НА

2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационно-методическая работа.

- Провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

- Участие в смотре школьных музеев

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.

- Создание Совета музея.

- Активное привлечение школьников к внеклассной деятельности;

-Организация работы творческой группы экскурсоводов музея.

- Организация работы с Советом ветеранов Павловского района

-Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею.

Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы:

24 января – день снятия блокады Ленинграда;

15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана;

23 февраля – День Защитника Отечества;

9 мая – День Победы (праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся);

- Организация конкурсов между классами, приуроченных к памятным датам;

- Организация встреч с ветеранами локальных войн;

-Организация работы по дополнению экспозиций музея;

- Участие в методологическом объединении руководителей школьных музеев;

- Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие по работе музея по военно-историческому направлению;

-Разработка и составление плана работы на следующий год;

- Активное сотрудничество с другими школьными музеями города.

- Размещение информации о музее на сайте школы.


В течение учебного года.

Сентябрь


Сентябрь

В течение года



в течение года


в течение года

в течение года


В течение года

В течение года








в течение года


в течение года


в течение года


сентябрь, май



май

май

в течение года


в течении года

2.

Фондово - архивное.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
- Создание картотеки музейных предметов.

- Работа по развитию экспозиции музея:

-оформление стендов

Выставки книг и творческих достижений учащихся;

- Пополнение коллекции музея новыми экспонатами.

В течение года

.

3.

Научно-исследовательская работа.

- Изучение истории школы, привлечение учащихся к беседам с учителями и администрацией;

-Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Встречи с ветеранами локальных войн, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежегодно

4.

Экскурсионная работа.

Обзорные и тематические экскурсии по музею:

1. «Наш музей Боевой и Трудовой Славы» (обзорная)

2. «История 10-181 Сталинградской стрелковой дивизии войск НКВД» (Тематическая)

3. «Снятие блокады Ленинграда» (тематическая)

4. «Война в Афганистане» (тематическая)

5. Война в Чечне

6. «Ветераны педагогического труда» (тематическая)

7. «Ветераны войны – наши земляки» (тематическая)

8 «История нашей школы» (тематическая)

9. «Жил такой парень» (Н.Шутов)

2019 -2020 уч. г.

Ежегодно

В течение года


Приурочено к памятным датам





Второе полугодие

5.

Проведение бесед, музейных уроков, классных часов, конкурсов:

2. Час общения «Специфика музея Боевой и Трудовой славы».

3.. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- День Защитника Отечества;

- Восьмое марта;

- День Победы.

4. Проведение конкурса газет и плакатов, посвященных дню освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

Ежегодно


Декабрь, январь


Второе полугодие.




январь


6.

Переписка музея:

С выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами локальных войн и их родственниками

По мере необходимости.

Составила:

Руководитель школьного музея














МКОУ Баклушинская средняя школа


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете Приказ №66 от 29.08.2019 г

МКОУ Баклушинская СШ ____\Косинская О.В.

Протокол №1 от 27.08. 2019 г.







МУЗЕЙ








Боевой и трудовой славы

























Совет содействия музея


Главный хранитель материальных ценностей – Хабиева Халимя Мансуровна

Секретарь совета музея и ответственный за переписку –

Абуталипова Василя Рустямовна

Ответственный за военно – патриотическое

воспитание – Абуталипов Надир Джиганшееви

Учителя русского языка и литературы – Абуталипова Сания Искандеровна

Дин – Мухаметова Сайря Назыфовна



Краеведы школьного музея


Ямбаева Алсу

Букина Александра

Зайцева Валерия


Актив школьного музея

Алькина Юлия - Президент республики «СМИД»

Халикова Гульсум – оформитель

Трофимова Снежанна – оформитель


Члены поисковой группы

Лигай Инна

Кононенко Софья

Табакарев Кирилл




























№ п/п

Дата

Тема экскурсии
(обзорная или тематическая)

Посетители музея
(школьники, ветераны, педагоги, другие категории посетителей)

Количество
посетителей
музея