Содержание
1. | Паспорт рабочей программы дисциплины | 4-6 |
| 1.1. Область применения программы | 4 |
| 1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы | 4 |
| 1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины | 4 |
| 1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины | 4 |
| 1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины | 6 |
2. | Структура и содержание дисциплины | 7-16 |
| 2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий | 7 |
| 2.2. Тематический план и содержание дисциплины | 8-17 |
3. | Условия реализации рабочей программы дисциплины | 18-20 |
| 3.1. Образовательные технологии | 18 |
| 3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 18 |
| 3.3. Информационное обеспечение обучения | 18-20 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 21-22 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО МО МГРТ подготовки кадров по специальностям 21.02.13 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», 21.02.08 «Прикладная геодезия», 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 181 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 121 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий
Вид учебных занятий | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 181 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 121 |
в том числе: | |
лекции | |
лабораторные занятия | 8 |
практические занятия, семинары | 49 |
контрольные работы | 11 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Консультации для обучающихся | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | 60 |
самост. работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
самост. работа над индивидуальным проектом (если предусмотрено) | |
внеаудиторная работа с учеником | 60 |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине | Экзамен |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов, тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Компетенции | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел Введение | | 4 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Предмет и методы физики. Взаимосвязь физики с другими науками. Современная физическая картина мира. Физические законы, границы их применимости. Система СИ | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Физические величины в СИ (основные и производные): обозначение, единицы измерения, размерность |
Раздел 1. Механика | Всего Аудиторная нагрузка Теория Практика Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа | 40 24 8 12 1 3 16 | | |
Тема 1.1. Кинематика | | 12 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Механическое движение. Относительность механического движения. Прямолинейное равномерное движение. Принцип сложения скоростей. Средняя скорость. Графики движения Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Прямолинейное равнопеременное движение. Графики движения Движение в поле тяготения Земли – частный случай равнопеременного движения. Криволинейное движение. Движение по окружности. Сравнение криволинейного и прямолинейного движений. Элементы кинематики твердого тела | |
Практические работы | 4 | |
Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение. Относительность механического движения» |
Решение задач по теме «Прямолинейное равнопеременное движение» |
Решение задач по теме «Движение в поле тяготения Земли» | |
Решение задач по теме «Криволинейное движение» |
Самостоятельная работа | 5 | | |
Движение в поле тяготения Земли Элементы кинематики твердого тела Решение задач на расчет средней скорости Решение задач по теме «Равнопеременное движение |
Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика» | 1 | ОК.1-5,8 | |
Тема 1.2. Динамика | | 13 | |
| Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы Ньютона. Силы в механике. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела Невесомость | |
Практические работы | 4 | |
Алгоритм решения задач по динамике. Решение задач на расчет механических сил. |
Решение задач на применение законов динамики |
Лабораторные работы | 1 | |
№ 1 «Исследование движение тела под действием постоянной силы» |
Самостоятельная работа | 5 | | |
Законы гидростатики Закон всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах Решение задач на применение законов динамики | |
Контрольная работа № 2 по теме «Динамика» | 1 | | |
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | | 14 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение Механическая работа. Мощность. Два вида механической энергии. Закон сохранения энергии в механике | |
Практические работы | 4 | |
Решение задач на применение закона сохранения импульса |
Решение задач на применение закона сохранения энергии |
Самостоятельная работа | 6 | | |
Реактивное движение. Успехи России в освоении космического пространства Применение закона сохранения механической энергии на практике Решение задач на применение законов сохранения в механике | |
Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике» | 1 | | |
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика | Всего Аудиторная нагрузка Теория Практика Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа | 23 14 4 7 1 2 9 | | |
Тема 2.1. Основы МКТ | | 13 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Тепловое движение. Размеры и масса молекул. Скорости молекул и их измерение. Строение твердых тел, жидкостей и газов. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение состояния идеального газа. Скорости молекул и их измерение. Температура – мера средней кинетической энергии теплового движения. Термодинамическая температура Уравнение Клапейрона-Менделеева. Газовые законы и их графики Насыщенный пар. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Капиллярность Механические свойства твердых тел. Модуль Юнга. Закон Гука. Аморфные вещества и жидкие кристаллы | |
Практические работы | 4 | |
Решение задач на основные характеристики молекул |
Решение задач на основное уравнение МКТ и уравнение состояния идеального газа |
Решение задач на газовые законы и графики изопроцессов |
Решение задач на определение влажности воздуха |
Лабораторные работы | 1 | |
№ 2 «Измерение влажности воздуха» |
Самостоятельная работа | 5 | | |
Опытное обоснование основных положение МКТ Элементы физики атмосферы Решение задач на уравнение состояния идеального газа Решение задач на построение графиков изопроцессов Решение задач на применение свойств твердых тел и жидкостей |
Контрольная работа № 4 по теме «Основы МКТ» | 1 | | |
Тема 2.2. Основы термодинамики | | 10 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Внутренняя энергия и работа газа. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Применение первого закон термодинамики к изопроцессам в газе. Адиабатный процесс Понятие фазы вещества. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Парообразование, испарение, конденсация. Кипение. Критические температуры. Уравнение теплового баланса Необратимость процессов в природе. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Цикл Карно. КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы при использовании тепловых двигателей | |
Практические работы | 3 | |
Решение задач на применение первого закона термодинамики |
Решение задач на уравнение теплового баланса |
Решение задач по теме «Тепловые двигатели» |
Самостоятельная работа | 4 | | |
Тепловые двигатели. Решение задач на применение первого начала термодинамики Решение задач на уравнение теплового баланса |
Контрольная работа № 5 по теме «Основы термодинамики» | 1 | | |
Раздел 3. Электродинамика | Всего Аудиторная нагрузка Теория Практика Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа | 48 30 11 14 2 3 18 | | |
Тема 3.1. Электрическое поле | | 17 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Принцип суперпозиции полей Энергетические характеристики электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электрическое напряжение. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в цепи | |
|
Практические работы | 6 |
Решение задач по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля» |
Решение задач на расчет энергетических характеристик электростатического поля |
Решение задач по теме «Конденсаторы» |
Самостоятельная работа | 6 | | |
Объяснение электрических явлений с точки зрения учения о строении атома Конденсаторы в современной электронике Решение задач на расчет характеристик электростатического поля Решение задач на соединение конденсаторов в цепи |
Контрольная работа № 6 по теме «Электрическое поле» | 1 | | |
Тема 3.2. Законы постоянного тока | | 17 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Постоянный электрический ток. Электрические цепи. Сила тока, электрическое напряжение, сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников Сторонние силы. ЭДС источника. Внутреннее сопротивление источника. Закон Ома для полной цепи Работа и мощность тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы | |
Практические работы | 4 | |
Решение задач на расчет электрических цепей |
Решение задач на расчет основных электротехнических характеристик |
Лабораторные работы | 2 | |
№ 3 «Изучение закона Ома» |
Самостоятельная работа | 6 | | |
Источники тока Действия электрического тока и их применение на практике Электрическое сопротивление. Виды нагрузок Решение задач на расчет электрических цепей |
| Контрольная работа № 7 по теме «Законы постоянного тока» | 1 | | |
Тема 3.3. Магнитное поле | | 14 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Вектор индукции магнитного поля.Действие магнитного поля напрямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. | |
| Практические работы | 4 | |
Решение задач на тему «Закон Ампера» |
Решение задач на тему «Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца» |
| Самостоятельная работа | 6 | | |
| Электромагнитная индукция Самоиндукция Энергия магнитного поля Решение задач на расчет электромагнитной индукции |
| Контрольная работа № 8 по теме «Магнитное поле» | 1 | | |
Раздел 4. Колебания и волны | Всего Аудиторная нагрузка Теория Практика Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа | 28 18 6 8 2 2 10 | | |
Тема 4.1. Механические колебания и волны | | 18 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. | |
| Практические работы | 4 |
| Решение задач на тему «Свободные механические колебания» |
| Лабораторные работы | 1 |
| №4 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)» |
| Самостоятельная работа | 6 | | |
| Колебательное движение. Вынужденные механические колебания. Звуковые волны. |
| Контрольная работа № 9 по теме «Механические колебания и волны» | 1 | | |
Тема 4.2. Электромагнитные колебания и волны | | 18 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | |
| Практические работы | 4 |
| Решение задач на тему «Законы Ома» |
| Лабораторные работы | 1 |
| №5 «Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока» | |
| Самостоятельная работа | 4 | | |
| Переменный ток. Применение электромагнитных волн. |
| Контрольная работа № 10 по теме «Электромагнитные колебания и волны» | 1 | | |
Раздел 5. Оптика | Всего Аудиторная нагрузка Теория Практика Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа | 10 10 4 4 2 0 0 | | |
Тема 5.1. Волновые свойства света | | 18 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. | |
| Практические работы | 4 |
| Решение задач на тему «Волновые свойства света» |
| Лабораторные работы | 2 |
| №6 «Изучение изображения предметов в тонкой линзе» |
Раздел 6. Элементы квантовой физики | Всего Аудиторная нагрузка Теория Практика Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа | 14 12 9 2 0 1 2 | | |
Тема 6.1. Квантовая оптика | | 8 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. | |
| Практические работы | 2 |
| Решение задач на законы фотоэффекта |
| Самостоятельная работа | 2 | | |
| Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта |
Тема 6.2. Физика атомного ядра | | 6 | ОК.1-5,8 | |
| Содержание учебного материала | 5 | 2 |
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. | |
| Контрольная работа № 11 по теме «Строение атома и ядерная физика» | 1 | | |
Раздел 7. Эволюция вселенной | Всего Аудиторная нагрузка Теория Практика Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа | 14 10 8 2 0 0 4 | | |
| Содержание учебного материала | 8 | ОК.1-5,8 | 2 |
Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы. | |
Практические работы | 2 |
Решение задач на применение законов Кеплера, Хаббла, расчет энергетического выхода термоядерных реакций | |
Самостоятельная работа | 4 | | |
Строение Солнца и звезд. Основные характеристики звезд Термоядерный синтез. Энергетические проблемы человечества Решение задач на применение законов Кеплера Решение задач на расчет пространственных скоростей звезд и галактик |
| Всего Аудиторная нагрузка Теория Практика Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа | 181 121 53 49 8 11 60 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Образовательные технологии
В учебном процессе, помимо лекций, аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию обучающихся.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект электроснабжения кабинета физики;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
3.3. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2015.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И.Трофимовой. — М., 2014.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффек-тивность).
www.ru/book (Электронная библиотечная система).
www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь науку»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрды тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект | Устный контроль (индивидуальный и фронтальный) Выполнение тестовых заданий подготовка сообщений Защита лабораторных работ |
Отличать гипотезы от научных теорий | Взаимоконтроль |
Делать выводы на основы экспериментальных данных | Отчёт по лабораторным работам Наблюдение и оценка выполнения практических действий |
Приводить примеры, оказывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказать ещё неизвестные явления | Устный контроль (индивидуальный и фронтальный) Проектная деятельность Подготовка сообщений |
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в медицине; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики, лазеров | Подготовка сообщений Поиск информации в Интернете Проектная деятельность |
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярны статьях | Подготовка сообщений Поиск информации в Интернете Проектная деятельность |
Применять полученные знания для решения физических задач | Письменный контроль Выполн6ение разноуровневых заданий |
Определить характер физического процесса по графику, таблице, формуле | Отчёт по лабораторным работам Тестирование Защита лабораторных работ |
Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с уч1ом их погрешностей | Отчёт по лабораторным работам Наблюдение и оценка выполнения практических действий Защита лабораторных работ |
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, транспортных средств, средств радио- и телекоммуникационной связи | Практикоориентированные задания Проектная деятельность |
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды | Подготовка сообщений Поиск информации в Интернете Проектная деятельность |
Рационального природопользования и защиты окружающей среды |
Знания: |
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная | Устный контроль (индивидуальный и фронтальный) Письменный контроль Тестирование Выполнение разноуровневых заданий Защита лабораторных работ |
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд | Устный контроль (индивидуальный и фронтальный) Письменный контроль Тестирование Выполнение разноуровневых заданий Защита лабораторных работ |
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта | Подготовка сообщений Поиск информации в Интернете |
Вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики |