СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Наглядная геометрия"1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Наглядная геометрия"1-4 классы»

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ


Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются

связи с привычными пространствами.

Г. Фройнденталь



Пояснительная записка


Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;

  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;

  • проводить простейшие построения, способы измерения;

  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометри­ческого материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление раз­личных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содер­жанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий - тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов:

    1. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

    2. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

    3. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

    4. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравне­ния, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция нахо­дит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младше­го школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание пред­ставляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и вза­имное расположение.

Решая задачу развития пространственного мышления в рус­ле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформиро­вать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а так­же способности читать графическую информацию и комментиро­вать её на языке, доступном младшим школьникам.

При разработке геометрических заданий авторы руковод­ствовались:

  • данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

  • логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

  • богатейшим опытом начального обучения геометрии, отра­жённым в методической литературе;

  • результатами исследований, связанных с изучением геоме­трического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;

  • рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

Цель курса – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие  высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно- образного мышления.  Задача педагога  «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование. 

К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).    

В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

  1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

  2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

  3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

  4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

  6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

  7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»


Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

  • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

  • формирование внутренней позиции школьника;

  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

.

Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


Предметными результатами освоения данного курса будет:

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

  • приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;

  • вычислять периметр геометрических фигур;

  • выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;


Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

  • измерять длину отрезка;

  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

  • оценивать размеры геометрических объектов


Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать плоские и кривые поверхности;

  • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.



























Содержание  программы 


Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попыта­лись реализовать на методическом уровне идею фузионизма (од­новременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.

Задачи геометрической пропедевтики:

  • развитие у младших школьников пространственных представлений;

  • ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

  • формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;

  • развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

  • формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.


1 класс

Раздел 1. Взаимное расположение предметов. (Уточняются пред­ставления детей о пространственных отношениях «справа — сле­ва», «перед - за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов

Раздел 2. Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое мож­но составить из нескольких других фигур - её частей.) – 6 часов

Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первокласс­ники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: сосед­ние, несоседние области, граница области. – 12 часов


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1 класс

3

Тема

Цель занятий

Задания

Кол-во часов

Раздел 1. Взаимное расположение предметов (15часов)

1

2

Уточнить представления о

пространственных отношениях «справа - слева», «между».

Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1-3

2

3

Ориентирование по «схеме тела» относительно произ­вольной

точки отсчёта.

Учить младших школьников ориентировать­ся по «схеме тела» и относительно произ­вольной точки отсчёта.

4-7

1

4.

5

Ориентирование по «схеме тела» относительно произ­вольной

точки отсчёта.

Продолжить формировать у первоклассни­ков умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

8—17

2

6

7

8

9

Отношения «слева - справа», «за перед», «над — под», «ближе — даль­ше». Видимые и невидимые части фигур.

Продолжить формировать у учащихся пред­ставления об отношениях

«слева - справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — даль­ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

18-20; 26-28

4

10

11

Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Про­должить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

21-25; 29,30

2

12

13

Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

Проверить усвоение учащимися отношений «слева - справа», «на», под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь­нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

31-37

2

14

15

Ориентироваться на

плоскости и в пространстве.

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.

38-41

2

Раздел 2.Целое и части (6часов)

16

Форма, размер. Конструирование

прямоугольника.

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать

умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

42, 45,

48

1

17

Конструирование геометрических фигур.

Продолжить работу, направленную на при­обретение учащимися опыта конструирова­ния геометрической фигуры из ее частей.

43, 47

1

18

Конструирование треугольников.

Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух дан­ных фигур.

44, 52

1

19

20

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

46, 49, 50, 51,53

2

21

Конструирование и составление фигур.

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це­лое) из других фигур (её частей).

54-56

1

Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки. (12 часов)

22

Плоская и кривая поверхность.

Формировать у первоклассников представ­ления о плоской и кривой поверхностях.

57-61

1

23

Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и уме­ние распознавать их на изображениях гео­метрических тел.

62-65

1

24

25

Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная

линия». Положение поверхностей в пространстве.

Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; рас­ширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаим­ное положение плоских поверхностей в пространстве.

66-73

2

26

27

Невидимые линии на рисунке.

Познакомить детей с изображением на ри­сунке невидимых линий; продолжить фор­мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

74—82

2

28

29

Понятия «об­ласть», «граница области».

Познакомить школьников с понятиями «об­ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

83-86

2

30

Со­седние и несоседние области.есоседнихе.в

фигурок из палочек.000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

Формировать у ребят представления о со­седних и несоседних областях.

87-90

1

31

32

Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Форми­ровать представление об области с «дыр­кой».

91—96

2

33

Повторение за курс 1 класса.

Систематизация знаний.


1


2 класс

Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформи­рованные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа

Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представле­ния о поверхности, продолжается работа по формированию уме­ния читать графическую информацию, дифференцировать види­мые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.


3

Тема

Цель занятий

Задания

Кол-во часов

Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.(4 часа)

1


Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.

3

1

2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).

6

1

3

Ломаная линия. Длина ломаной.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

9

1

4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия.  Луч.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

11

1

Раздел 2. Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов)

5

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

14

1

6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

17

1

7

Острый, прямой и тупой углы.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

21

1

8

Острый угол. Имя острого угла.

Урок-проект.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

23

1

9

Тупой угол. Имя тупого угла

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

26

1

10

Построение луча из вершины угла.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

29

1

11

Построение прямого и острого углов через две точки.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

31

1

12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

32

1

13

Измерение углов. Транспортир.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

34

1

14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

35

1

15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

37

1

16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.



Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

40

1

17

Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект.

41

1

18

Периметр многоугольника.

42

1

19

Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

49

1

20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

52

1

21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

44

1

22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

47

1

23

Многогранники. Грани.

Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

50

1

24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

53

1

25

Плоские фигуры и объемные тела.

58

1

26

Повторение изученного материала.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

62

1

27

Куб. Развертка куба.

Урок-проект.

Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

65

1

28

Каркасная модель куба.

Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

68

1

29

Знакомство со свойствами игрального кубика.

69

1

30

Куб. видимые невидимые грани.

Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

73

1

31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

76

1

32

Решение топологических задач.

Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

79

1

33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект.

Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.

83

1

34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

86

1


3 класс

Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, на­чатая в первом и втором классах.) – 5 часов

Раздел 2. Пересечение фигур. (Формируются представления о пере­сечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать гео­метрические фигуры.) – 22 часа

Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на пло­скости.) – 7 часов


3

Тема

Цель занятий

Задания

Кол-во часов

Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5часов)

1

2

Плоские и кривые поверхности.

Проверить сформированность представлений младших  школьников о плоских и кривых поверхностях.

1–5

2

3

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

6

1

4

Видимые и невидимые элементы многогранника.

Формировать у учащихся представления  о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

7–8

1

5

Многогранник и его элементы.

Расширить представления детей о многограннике и его элементах.

9, 10

1

Раздел 2. Пересечение фигур. (22 часа)

6

Пересечение геометрических фигур.

Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

11, 12

1

7

Пересечение геометрических фигур.

Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

13

1

8

9

10

11

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

14, 18

4

12

Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

16

1

13

Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

15

1

14

15

Чтение графической информации.

Формировать умение читать графическую информацию.

17

2

16

Пересечение лучей. Урок-проект.

Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

19

1

17

18

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

20

2

19

20

Чтение графической информации.

Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.

21

2

21

Пересечение отрезков.

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

22, 24

1

22

Пересечение углов.

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

23

1

23

Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

25

1

24

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

Формировать умение разбивать многоугольник на

части с помощью ломаной.

26

1

25

Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.

27

1

26

Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.

27

1

27

Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

28, 29

1

Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность.(7 часов)

28

Шар. Круг как сечение шара.

Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

30–33

1

29

Окружность как граница круга.

Формировать представления об окружности как о границе круга.

34, 35

1

30

Взаимное расположение окружности и круга.

Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

36, 37

1

31

Радиус окружности.

Формировать представления о радиусе окружности.

38, 39

1

32

33

Структура объекта.

Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

40, 41

2

34

Построение окружностей по определённым условиям.


Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

42, 43

1

  1. класс

Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртка­ми конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изо­бражать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов

Раздел 2. Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в простран­стве и их изображениях.) – 16 часов


3

Тема

Цель занятий

Задания

Количество часов

Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (18 часов)

1

Цилиндр – тело вращения.

Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения.

1

1

2

Конус – тело вращения.

Познакомить учащихся с конусом как телом вращения.

2

1

3

Шар – тело вращения.

Познакомить учащихся с шаром как телом вращения.

3

1

4

Усечённый конус.

Познакомить учащихся с усеченным конусом.

7

1

5

Невидимые линии на изображении объемного тела.

Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.

8

1

6

Рисунок плоской фигуры.

Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.

4

1

7

Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.

5

1

8

Плоские фигуры в разрезе конуса.

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.

6

1

9

Объемные тела.

Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.

9

1

10

Параллелепипед и пирамида.

Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

11

1

11

Развертки тел вращения.

Познакомить учащихся с развертками тел вращения.

10

1

12

13

Чтение графической информации.

Проверить умение читать графическую информацию.

12, 13

2

14

Геометрические формы в окружающих предметах.

Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.

14

1

15

16

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить.

15, 16

2

17

18

Объемные фигуры на плоскости.

Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости.

17

2

Раздел 2. Пересечение фигур. (16 часов)

19

20

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении.

18

2

21

22

Пересечение многоугольников.

Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников.

19

2

23

24

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

20

2

25

26

Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел.

21

2

27

28

Изображение конуса и его сечения.

Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения.

22

2

29

30

Изображение цилиндра и его сечения.

Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения.

23

2

31

32

Понятие «сечение объемного геометрического тела».

Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела».

24

2

33

34

Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой.

25

2








Список литературы

для учителя:


  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

«Линка – Пресс», 2012 г.

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

«Линка – Пресс», 2012 г.

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

«Линка – Пресс», 2012 г.

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

«Линка – Пресс», 2012 г.

  1. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.



для учащихся:


  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

«Линка – Пресс», 2012 г.

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

«Линка – Пресс», 2012 г.

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

«Линка – Пресс», 2012 г.

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва:

«Линка – Пресс», 2012 г.