СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Народные промыслы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа " Народные промыслы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 1 имени Б.В. Волынова»









Рассмотрено

на заседании школьного м/о

Протокол №1 от21 .08.2017 г.


Принята решением

педагогического совета

Протокол №1 от22 .08.2017 г.


Утверждена

Директор МБОУ «Школа № 1»
 ___________/Е.М. Пронякина/


Приказ № 164 от22 .08.2017 г.



Рабочая программа

«Народные промыслы»






Составитель:

Моховикова О.А,

















Прокопьевск

2017г






Содержание:

1

Пояснительная записка

3

2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

5

3

Содержание курса внеурочной деятельности

6

4

Тематическое планирование

10




































І. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом Министерства образования и науки РФ « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960, Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255 « О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», на основе СанПин 2.4.2. 2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества.

Программа предусматривает приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

Цель: духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся на уровне начального общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, Кемеровской области.

Задачи:

-формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);

-пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

-воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;

-становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;

-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

-формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России и в частности Кемеровской области.

Программа рассчитана и на работу с детьми ОВЗ

-осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения, способность сохранять цель, умение ставить новые цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;

-формирование умения планировать работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;

-развитие способности к самооценке и самоконтролю

-формирование таких интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему;

-формирование социально-коммуникативных умений: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Выделяются следующие особенности программ для одаренных детей:

  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный план;

  • поощрение глубокой проработки выбранной темы;

  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;

  • большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

  • поощрение творческого и продуктивного мышления;

  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

  • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.


І І. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа рассчитана на формирование у ребёнка ценностных ориентиров, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленых ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учиться работать по предложенному плану.

  • Учиться отличать верное выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного .

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и соблюдать их.

  • Учиться согласованно, работать в группе.

  • Воспитание в себе готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.


ІІІ. Содержание курса внеурочной деятельности

Включая во внеурочную деятельность занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в 5 классе. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В первом и втором классе необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими.

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостов, гжель, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия с детьми при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

использование интерактивной доски для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...");

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

        Дымковская игрушка(6часов)

Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно, украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.        Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы.         

         Филимоновская  игрушка.(6 часов)

Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.

         Богородская игрушка.(6 часов)

Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

Городецкая роспись.(4 часов)

Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно, украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

         Хохломская роспись. (4часов)

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

         Гжельская роспись. (4часов)

Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

         Полхов-Майдан    (4 часов)    Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.

Виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой:

-получают элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур родного края (посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

-знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в системе экскурсионно-­краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательной организации, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

-осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательной организации и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивают стихотворения, знакомятся с картинами, развивают умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

-осваивают навыки видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развивают умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное (знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх и т. д.);

-получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах художественного творчества (школьных кружках и творческих объединений, в процессе проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств и т. д.);

-участвуют вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-­краеведческой деятельности, реализации культурно­досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательной организации своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

-получают элементарные представления о стиле одежды как способе выражения душевного состояния человека;

-участвуют в художественном оформлении помещений.

Виды деятельности:

игровая;

познавательная;

досугово-развлекательная;

проблемно-ценностное общение.

Формы работы:

игра;

концерт;

спектакль;

экскурсия;

музыкальный вечер;

выставка;

кружок;

беседа;

фестиваль.

Результаты реализации программы

Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения, народные рисунки).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека, народные традиции овладение элементарными навыками народного искусства.

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии народного искусства.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  карандаш, фломастеры.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в народных промыслах. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Результатом работы являются:

-ежегодные традиционные концерты (ко Дню матери, 8 марта, поздравление ветеранов педагогического труда, Новогодний праздник, Масленица и пр.)

- фестиваль детского творчества: неделя танца. Проводится конкурс на базе школе.

- Неделя театра: неделя показов сказок. Выступают ребята, которые вовлечены во внеурочную деятельность в школе, также показывают свои таланты ученики музыкальной школы;

- участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества в школе и в городе. (выставки: Дары осени, Новогодняя игрушка, Новогодний сувенир и др.)


ІV. Тематическое планирование



1

Дымковская игрушка

2

Филимоновская  игрушка

3

Богородская игрушка

4

Городецкая роспись

5

 Гжельская роспись

6

  Полхов-Майдан        

7

 Хохломская роспись

Всего:

34ч