СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставнической деятельности по сопровождению профессионального развития молодого специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа наставнической деятельности составлена в помощь молодому специалисту для овладения педагогическим мастерством.

Просмотр содержимого документа
«Программа наставнической деятельности по сопровождению профессионального развития молодого специалиста»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №1»

____________ Ляпин А.И.

от «______» __________2019г.













Программа

наставнической деятельности по сопровождению профессионального развития молодого специалиста

(Ивановой С.А., учителя начальных классов)
































Составитель программы:

Орлова Е.С., учитель начальных классов




2019г.

Содержание программы

I Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Этапы становления молодого специалиста

    1. Цели и задачи

    2. Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.1. Критерии отбора наставника

2.2 Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами

2.3 Этапы обучения молодого специалиста

2.4 Перспективный план работы педагога -наставника с молодым специалистом

2.5 План прохождения образовательного маршрута молодого педагога

2.6 Критериальная оценка сформированности индивидуального стиля деятельности молодого специалиста

2.7 Контроль деятельности молодого специалиста

III Организационный раздел

3.1 Учебно-методическое обеспечение







































1.1 Пояснительная записка

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.

Начинающему педагогу необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, специфики коррекционной работы (слабослышащие уч-ся) , воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога­-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая примерная программа определяет приоритетные направления реализации программы:

Углубление научных знаний и повышение научно – методического уровня, формирование профессионально значимых умений, овладение научным стилем речи и культурой педагогического общения, развитие способности работать в коллективе (команде), Освоение методики работы с детьми –инвалидами по слуху.

Срок реализации программы: 1 год



1.2 Этапы становления молодого педагога

-адаптация (освоение норм профессии в работе с детьми с ОВЗ, её ценностей, приобретение автономности);

-стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);

- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).

Параметры

1- вхождение в профессиональное образовательное пространство;

2 -профессиональное самоопределение;

3 - творческая самореализация;

4 -проектирование профессиональной карьеры;

5- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;

6 -самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Направления в становлении учителя (содержание направления)

А. профессионализация;

Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо

Б. наставничество;

В. социализация.



1.3 ЦЕЛЬ:

Оказа­ние помощи учителю начальных классов с педагогическим стажем менее 3 лет в профессиональном становлении и формирование эффективного механизма взаимодействия наставника с начинающим педагогом.



ЗАДАЧИ:

  1. Обеспечить  наиболее комфортную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.

  2. Использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.

  4. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.

  5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

  6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.

  7. Способствовать планированию  карьеры  молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.

  8. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению  на основе традиций Центра..

1.4 Планируемые результаты

Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах. 

Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с детьми с ОВЗ .

Организация учебно-воспитательного процесса
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодым специалистом Стандартов , программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом. 

Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с учащимися, вовлечение их в работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.

Школьная документация в работе учителя
Необходимо обратить внимание на работу со школьной документацией.


Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи.

Методическое сопровождение молодого учителя
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.

Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.

Организация воспитательной работы в классе
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание. 

Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.

Социология образования. Ученик в социуме
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом образовательного учреждения. 

Планируемые результаты:
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.


2. Содержание раздел

2.1 Критерии отбора наставников



Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью  в общении.

Принципы наставничества

  • добровольность;

  • гуманность;

  • соблюдение прав молодого специалиста;

  • соблюдение прав наставника;

  • конфиденциальность;

  • ответственность;

  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

  • взаимопонимание;

  • способность видеть личность.

Критерии

Квалификация

  • учитель первой или высшей квалификационной категории

  • наличие опыта наставничества

Показатели результативности

  • стабильно результаты образовательной деятельности

  • обоснованное отсутствие жалоб от родителей и обучающихся

Профессиональные знания и навыки

  • глубокое знание преподаваемого предмета

  • высокий уровень коммуникативной культуры

Профессионально важные качества личности

  • умение обучать других

  • умение слушать

  • аккуратность, дисциплинированность

  • ответственность

  • ориентация на результат

  • командный стиль работы

Личные мотивы к наставничеству

  • потребность в передаче опыта педагогической деятельности




2.2 Формы и методы
работы педагога-наставника с молодыми специалистами:

  • консультирование (индивидуальное);

активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др)



2.3 Этапы профессионального обучения молодого специалиста

Содержание

Этапы

"адаптационный" 

"проектировочный" 

"контрольно-­оценочный" 

Задачи

 

Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя 

Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе

Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием 

Формы работы

 

Индивидуальная

 

Индивидуальная, коллективная

Индивидуальная, групповая, коллективная

Средства, методы

 

Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно­воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.

Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа

Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Портфолио".

Методы: информационные, творческие, проблемные, наблюдение; беседа; анкетирование

Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.

Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастер ­классы, проблемно­деловые)





2.4 Перспективный план работы наставника с молодыми педагогами








Мероприятие

Деятельность наставника

Деятельность

молодого специалиста

Результат работы

1 год

1.


Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста

Подбор/разработка диагностических материалов, методик для работы с детьми с ОВЗ. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование)

Знакомство с уставом школы, спецификой категории детей с ОВЗ, (диагноз, психологический статус)

Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста

(далее – МС)

2.

Изучение нормативно-правовой базы.

Ведение школьной документации

Деятельность по изучению Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 237-Ф3 от 29 декабря 2012 года,

локальных актов.

Помощь в выборе темы самообразования.

Составление рабочей программы.

Обучение правилам

заполнение электронного журнала «Дневник.ру»


Изучение Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 237-Ф3 от 29 декабря 2012 года,

локальных актов Выбор темы по самообразованию;

- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов, Интернета

- Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей»

Компетентность МС в заполнении школьной документации

3.

Ознакомление с профстандартом педагога и специальной методике преподавания математики в единстве с развитием речи, наглядного и понятийного мышления.




Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога.

Изучение форм организации учебного процесса в школе.

Разработка фонетических зарядок, словарная работа на уроке, развитие речи на уроке. Рекомендации по проведению занятий с детьми.

Подготовка материала для фонетических зарядок, математический словарь по темам, диалоги.

Консультация " урок в современной школе»: структура и конструирование, специфика "

Самоанализ урока. Виды анализа". Открытые уроки и их структурный анализ.

Составление памятки по работе с детьми.

Наличие программы индивидуального профессионального развития

4.

Обеспечение каналов многосторонней связи с МС

Создание на личном сайте наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты; программы «WhatsApp».

Участие в заседании методического объединения учителей начальных классов;


Возможность постоянного взаимодействия и общения

5.

Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС

Знакомство с системой специальных методов и технологий.

Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия.



Видеозапись уроков, организация работы с видеоматериалами.

Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС.

Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

- Изучение общих вопросов методики проведения уроков, внеурочных мероприятий по предмету с учащимися;

- Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету; самостоятельное проектирование урока.

- Самоанализ деятельности за предыдущий период.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока с использованием разных форм и технологий.

6.

Освоение современных

образовательных

технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы.

Организация работы педмастерской по проектированию урока с использованием конкретных и специальных технологий обучения

- Участие в заседании методического объединения учителей начальных классов;

Участие в круглом столе по теме: «Современные образовательные технологии в учебном процессе»;

Открытое занятие: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий для детей с ОВЗ


7.

Формирование позитивного имиджа педагога

Работа с портфолио.

Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры.

Сборник методических рекомендаций.

Практикумы по решению педагогических ситуаций

- Общие положения портфолио педагога;

- Структура содержания и порядок ведения портфолио;

- Оценивание материалов портфолио.

Занятия по риторике,

Содоклад на МО «Профессиональная этика учителя»

Обзор периодической педагогической печати

Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы.

8.

Мониторинг профессионального роста МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

Мотивация уч-ся, итоги контрольных работ, мониторинг психологического климата в классе, Мониторинг «Учитель- родители»

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС

9

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС

Самооценка, рефлексия

Подготовка к аттестации



2.5 План прохождения образовательного маршрута молодого педагога

Посещение уроков, внеурочных занятий, мероприятий

Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать

Мероприятия, необходимые для решения выявления проблем

Тема по самообразованию

1

2

3

4

сентябрь

Знакомство с молодым педагогом, информирование его о плане работы наставника на текущий год. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться).Консультации по планированию образовательной работы, по ведению необходимой документации

Посещение уроков, мероприятий.


Умение распределять деятельность детей на уроке;

-умение выявлять интересы и склонности детей;

- Консультация «Приёмы фонетической зарядки» Консультация

Изучение методической литературы по организации словарной работы


Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования, знакомиться с новыми педагогическими технологиями Консультация «Организация различных форм работы с детьми во внеурочное время» Консультация

Изучение методической литературы по работе с детьми.

Изучение методической литературы по организации игровой деятельности детей; подобрать


Октябрь ноябрь

Посещение занятий (общение с детьми и родителями)

Умение распределять деятельность детей


Консультация «Приёмы работы над математической терминологией на уроке»

Изучение методической литературы по организации работы с детьми с задержкой психического развития

декабрь

Открытые уроки

Применение в работе дифференцированного и индивидуального подхода.

Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профильному предмету знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения,

Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования, знакомиться с новыми педагогическими технологиями

декабрь, январь

Выбор темы по самообразованию;

- Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

- Участие в оформлении учебного кабинета;


- Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей»


Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

Семинар­-практикум "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставников и их структурный анализ


Рекомендации, памятки

февраль, март

Участие в заседании методического объединения учителей начальных классов;

Посещение уроков, классных часов,


- Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.


Консультация

«Самоконтроль речевых высказываний на уроке и внеурочное время»

Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"


- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета


апрель

Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, изучать опыт работы лучших учителей, посещать уроки коллег, проводить самоанализ профессиональной деятельности, создать собственную базу лучших уроков.


Сформировать умение анализа и самоанализа уроков

Консультация

«Информационная справка результатов деятельности»

Литература по теме самообразования

май

Мониторинг профессионального роста МС

- Отчет молодого специалиста о проделанной работе

Консультация по мониторингу роста профессионального мастерства

Отчёт по самообразованию.

- Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год.



Ожидаемые результаты



для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

  • участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;

  • наличие портфолио у каждого молодого педагога;

  • успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;

  • повышение квалификации;

  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;

  • повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.



2.6 Критериальная оценка сформированности индивидуального стиля деятельности молодого педагога

Анализ комплекса современных требований к профессиональной деятельности преподавателя позволяет выделить семь компонентов профессиональной компетентности и конкретизировать каждый рядом показателей:

  1. когнитивный компонент (специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины детям с ОВЗ, которая включает в себя наличие базовой педагогической культуры, знание концептуальных основ и положений преподаваемой дисциплины, умение устанавливать внутри и межпредметные связи, общую эрудированность);

  2. проектный компонент (компетентность в области целеполагания, планирования, проектирования, моделирования и конструирования педагогического процесса);

  3. коммуникативный компонент (психолого-педагогическая компетентность , проявляющаяся в знании психологии детей с ОВЗ ,открытости, бесконфликтности в общении, демонстрации энтузиазма в изучении темы, осуществления взаимодействия с учетом личностных, половозрастных, индивидуальных особенностей, знание возрастной психологии, и психологии детей с нарушением слуха, соблюдений требований к грамотности, членораздельности, логичности устной речи);

  4. организационный компонент (управленческая компетентность в области руководства познавательной деятельностью с учетом их возможностей и способностей, руководства научно-исследовательской работой учащихся, формированием личности в учебной и внеучебной деятельности.;

  5. методический компонент (компетентность в области способов формирования знаний, умений, применения современных образовательных технологий, умения оценивать работы учащихся своевременно, гласно, объективно, подводить итоги занятия, актуализируя достижения учащихся, определять им перспективы самообразования);

  6. рефлексивный компонент (аутопсихологическая компетентность в области объективного анализа достоинства и недостатков своей профессиональной деятельности и ее результатов, умение видеть альтернативные действия, которые позволят в следующий раз качественно улучшить результаты);

  7. личностный компонент (компетентность в области профессионально-личностного самосовершенствования).



III Организационный раздел

3.1 Учебно-методическая и справочная литература.

Название

Автор

Издательство, год издания

1

Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя

Митина Л.М

М «Просвещение» 2015

2

Развитие связанной речи

В.В. Коноваленко

М «Экзамен» 2002

3

Формирование связанной речи и логического мышления

В.В. Коноваленко

М «Экзамен» 2001

4

Пальцы помогают говорить

Г.Г. Галкина

М «Гном и Д» 2005

5

Развитие коммуникативной культуры учащихся

Н.И. Дереклеева

М «Гном и Д» 2005

6

Особенности психического развития ребенка

В.А. Синяк

М «Просвещение» 2001

7

Развитие памяти и мышления детей

Т.В. Розанова

М «Педагогика» 1979

8


Практическое мышление (специфика и проблемы развития)


В.А Бодров

М.,»Педагогика» 2005

9

Профессиональная компетентность педагога)


Генике Е.А

Библиотека «Директор школы» № 5,