СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА наставничества над молодым специалистом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа наставничества  МБОУ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №8

имени И.В.Орехова» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации,  т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный,  самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА наставничества над молодым специалистом»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №8

имени И.В.Орехова»

 

 

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/Фисенко М.П./

 

«_____» «__________ » 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено:

И.о. директора школы:

_________  /Константинова Е.Л./

 

«_____» «_________ »2022 г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

наставничества над молодым специалистом

 

 

 

 

                                                               Наставник: учитель английского языка

  Иваненко С.И.

Молодой специалист: учитель английского языка

Желябина Е.С.

 

Разработала: учитель английского языка

  Иваненко С.И.

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год







Пояснительная записка

Программа наставничества  МБОУ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №8

имени И.В.Орехова» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации,  т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный,  самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.

Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации

  • Конституция Российской Федерации;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);

  • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);

  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

         новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

         различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

         необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

Актуальность

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы   из-за   отсутствия   необходимого   опыта. Программа «Наставничество» предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Молодому специалисту необходима постоянная помощь опытных коллег, наставников. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставничество в образовании — форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.

Параметры реализации программы

        Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

1.      вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2.      профессиональное самоопределение,

3.      творческая самореализация,

4.      проектирование профессиональной карьеры,

5.      вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6.      самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

1.      Общие положения

Цель  программы:  организация  наставничества        с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении.

Задачи программы:

         обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;

         дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым учителем на основе выявленных потенциальных его возможностей;

         повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

         развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

         повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно— воспитательного процесса в образовательном учреждении;

         создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов

Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:

         планирование        деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);

         консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;

         оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;

         посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов  и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Сроки реализации программы: 1 год

Организационные основы наставничества

1.  Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

2.  Руководство        деятельностью        наставников        осуществляют        заместитель директора по методической работе, методист.

3.  Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.

 

Требования, предъявляемые к наставнику:

    знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

    разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

    изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

    знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

    вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

    проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

    оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

    личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

    участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

    подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к молодому специалисту:

    изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

    выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

    постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

    учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

    совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

    периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

 

Виды контроля работы молодого специалиста.

В работе с молодым педагогом правомерны все виды контроля, которые действуют в ОУ. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель – общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого педагога. Затем в течение всего года работы проводится предупредительный контроль. Его цель — выявить и предупредить ошибки в работе молодого педагога.

Ожидаемые результаты:

     адаптация        начинающих        педагогов        в        учреждении        и,        как        результат, закрепление молодых специалистов в школе;

     активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

     повышению        профессиональной        компетентности        молодых        педагогов        в вопросах педагогики и психологии;

     обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;

     совершенствованию        методов        работы        по        развитию        творческой        и самостоятельной деятельности обучающихся;

     использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.

2. Организация наставничества

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого учителя:

         адаптация        (освоение        норм        профессии,        её        ценностей,        приобретение автономности);

         стабилизация        (приобретение        профессиональной        компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);

         преобразование        (достижение        целостности,        самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).

Сведения о молодом специалисте

Ф.И.О

Желябина Екатерина Сергеевна

Образование и учебное заведение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет» г.Пятигорск (2016-2018)

Специальность по диплому

Квалификация. Магистр

Направление: Лингвистика

Должность

Учитель английского языка

Стаж работы

1 год

Кв. категория

 

Сведения о наставнике

Ф.И.О

Иваненко Светлана Ивановна

Образование и учебное заведение

Ставропольский государственный педагогический университет, 01.09.1991 — 30.06.1995

Столичный учебный центр, 2019

Высшее образование

Специальность по диплому

Учитель начальных классов, английского языка

Должность

Учитель начальных классов, английского языка

Стаж работы

27 лет

Кв. категория

высшая

 

 

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

НА 2022-2023 учебный год

Цель — создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы. Формирование профессиональных умений и навыков у молодого педагога для успешного применения на практике.

Задачи:

— помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;

— оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;

— выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;

— создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

— развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста и посещение уроков молодым специалистом.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

— успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;

— активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

— повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;

— обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

— совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

— использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

      Беседа: «Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы».

      Инструктаж: «Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы».

      Практическое занятие: «Планирование и организация работы по предмету» (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование).

      Изучение инструкций: «Как вести электронный журнал, мониторинг физического развития».

август- сентябрь

      Посещение молодым специалистом уроков учителя — наставника. Самоанализ урока наставником.

      Самообразование — лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

      Практикум по темам «Разработка поурочных планов».

      Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи.

Октябрь-

ноябрь

      Методические        разработки: требования  к  анализу        урока        и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока.

      Занятие: «Работа        с        школьной        документацией.        Обучение составлению отчетности по окончанию четверти».

      Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся.

      Занятие: «Современный урок и его организация».

      Практикум: «Разработка олимпиадных заданий». Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

      Беседа: «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности».

декабрь

 

      Индивидуальная беседа: «Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся».

      Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания».

январь

      Посещение уроков, мероприятий, праздников у опытных учителей школы.

      Посещение        уроков        молодого        учителя        с        целью        выявления затруднений, оказания методической помощи.

      Посещение открытого урока  молодого учителя-коллеги        с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока.

      Практикум: «Современные        образовательные        технологии, их использование в учебном процессе».

февраль

      Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).

      Беседа: «Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала».

март

    Участие молодого специалиста в заседании ШМО (выступление по теме самообразования);

    Беседа: «Содержание        формы        и        методы        работы        педагога с родителями».

апрель

      Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя.

      Анкетирование: «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе».

      Анкетирование: «Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником».

      Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

  май

 

 

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.

1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.



3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.

Риски реализации ИОМ и программы наставничества педагогических работников .

Во-первых, составление ИОМ и программы наставничества может быть формальным и в реальности не являться инструментом самосовершенствования педагога. Документ может быть составлен при помощи самых общих и обтекаемых фраз, ни к чему не обязывающих неконкретных целей и задач типа «повысить» и «углубить». Наставляемый может не обращаться к нему в течение многих месяцев. Минимизация данного риска видится на пути более тщательной экспертизы ИОМ перед его одобрением методическим объединением наставников и своевременного мониторинга промежуточных результатов выполнения дорожной карты ИОМ.

Во-вторых, ИОМ может быть составленным таким образом, что его цели не являются достаточно реалистичными и выполнимыми за определенный период времени. Минимизацией такого риска может быть своевременная коррекция ИОМ.

В-третьих, наставник может формально относиться к своим обязанностям, например, из-за отсутствия достаточного количества времени для работы с наставляемыми педагогами, вследствие чего у последних утрачивается стимул к регулярному самоконтролю в процессе выполнения ИОМ и дорожной карты к нему, а также персонализированной наставнической программы.

Минимизировать данный риск можно путем более четкого хронометража рабочего времени наставника, а также своевременной помощи со стороны методического объединения наставников и куратора.