МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
имени И.В.Орехова»
| Согласовано заместитель директора по УВР ________/Фисенко М.П./ «_____» «__________ » 2022 г. | Утверждено: И.о. директора школы: _________ /Константинова Е.Л./ «_____» «_________ »2022 г. |
ПРОГРАММА
наставничества над молодым специалистом
Наставник: учитель английского языка
Иваненко С.И.
Молодой специалист: учитель английского языка
Желябина Е.С.
Разработала: учитель английского языка
Иваненко С.И.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа наставничества МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
имени И.В.Орехова» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.
Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.
Актуальность
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Программа «Наставничество» предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Молодому специалисту необходима постоянная помощь опытных коллег, наставников. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставничество в образовании — форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.
Параметры реализации программы
Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. профессиональное самоопределение,
3. творческая самореализация,
4. проектирование профессиональной карьеры,
5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
1. Общие положения
Цель программы: организация наставничества с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении.
Задачи программы:
обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым учителем на основе выявленных потенциальных его возможностей;
повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно— воспитательного процесса в образовательном учреждении;
создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов
Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:
планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);
консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;
оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;
посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Сроки реализации программы: 1 год
Организационные основы наставничества
1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
2. Руководство деятельностью наставников осуществляют заместитель директора по методической работе, методист.
3. Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.
Требования, предъявляемые к наставнику:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Виды контроля работы молодого специалиста.
В работе с молодым педагогом правомерны все виды контроля, которые действуют в ОУ. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель – общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого педагога. Затем в течение всего года работы проводится предупредительный контроль. Его цель — выявить и предупредить ошибки в работе молодого педагога.
Ожидаемые результаты:
адаптация начинающих педагогов в учреждении и, как результат, закрепление молодых специалистов в школе;
активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии;
обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;
совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.
2. Организация наставничества
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого учителя:
адаптация (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);
стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
Сведения о молодом специалисте
Ф.И.О | Желябина Екатерина Сергеевна |
Образование и учебное заведение | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет» г.Пятигорск (2016-2018) |
Специальность по диплому | Квалификация. Магистр Направление: Лингвистика |
Должность | Учитель английского языка |
Стаж работы | 1 год |
Кв. категория | — |
Сведения о наставнике
Ф.И.О | Иваненко Светлана Ивановна |
Образование и учебное заведение | Ставропольский государственный педагогический университет, 01.09.1991 — 30.06.1995 Столичный учебный центр, 2019 Высшее образование |
Специальность по диплому | Учитель начальных классов, английского языка |
Должность | Учитель начальных классов, английского языка |
Стаж работы | 27 лет |
Кв. категория | высшая |
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
НА 2022-2023 учебный год
Цель — создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы. Формирование профессиональных умений и навыков у молодого педагога для успешного применения на практике.
Задачи:
— помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
— оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;
— выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
— создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
— развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого специалиста и посещение уроков молодым специалистом.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
— успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
— активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
— повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
— обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
— совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
— использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.
Планируемые мероприятия | Срок исполнения |
Беседа: «Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы». Инструктаж: «Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы». Практическое занятие: «Планирование и организация работы по предмету» (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование). Изучение инструкций: «Как вести электронный журнал, мониторинг физического развития». | август- сентябрь |
Посещение молодым специалистом уроков учителя — наставника. Самоанализ урока наставником. Самообразование — лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. Практикум по темам «Разработка поурочных планов». Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи. | Октябрь- ноябрь |
Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока. Занятие: «Работа с школьной документацией. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти». Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. Занятие: «Современный урок и его организация». Практикум: «Разработка олимпиадных заданий». Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. |
Беседа: «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности». | декабрь |
Индивидуальная беседа: «Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся». Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания». | январь |
Посещение уроков, мероприятий, праздников у опытных учителей школы. Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. Посещение открытого урока молодого учителя-коллеги с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока. Практикум: «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе». | февраль |
Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Беседа: «Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала». | март |
Участие молодого специалиста в заседании ШМО (выступление по теме самообразования); Беседа: «Содержание формы и методы работы педагога с родителями». | апрель |
Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя. Анкетирование: «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе». Анкетирование: «Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником». Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. | май |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.
Риски реализации ИОМ и программы наставничества педагогических работников .
Во-первых, составление ИОМ и программы наставничества может быть формальным и в реальности не являться инструментом самосовершенствования педагога. Документ может быть составлен при помощи самых общих и обтекаемых фраз, ни к чему не обязывающих неконкретных целей и задач типа «повысить» и «углубить». Наставляемый может не обращаться к нему в течение многих месяцев. Минимизация данного риска видится на пути более тщательной экспертизы ИОМ перед его одобрением методическим объединением наставников и своевременного мониторинга промежуточных результатов выполнения дорожной карты ИОМ.
Во-вторых, ИОМ может быть составленным таким образом, что его цели не являются достаточно реалистичными и выполнимыми за определенный период времени. Минимизацией такого риска может быть своевременная коррекция ИОМ.
В-третьих, наставник может формально относиться к своим обязанностям, например, из-за отсутствия достаточного количества времени для работы с наставляемыми педагогами, вследствие чего у последних утрачивается стимул к регулярному самоконтролю в процессе выполнения ИОМ и дорожной карты к нему, а также персонализированной наставнической программы.
Минимизировать данный риск можно путем более четкого хронометража рабочего времени наставника, а также своевременной помощи со стороны методического объединения наставников и куратора.