СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества над молодым специалистом

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа наставничества над молодыми специалистами

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества над молодым специалистом»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 12»



.

Согласовано

Заместитель

директора по ВР

__________

Утверждаю


Директор школы

______Шебединова М.У.







Программа наставничества

«Учитель - Учитель»

срок реализации программы 2023-2024г (1 год)



























Г.Избербаш

2023 г.


Оглавление



  1. Пояснительная записка……………………………………………….3-4

Актуальность разработки программы наставничества

Цель и задачи программы наставничества

Срок реализации программы

  1. Содержание программы.…………….……….………………………..5-6

Основные участники программы и их функции

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми учителями

Деятельность наставника

3. План реализации программы…………………………………………….7-8

4. Ожидаемые результаты……………………………………………………9

































  1. Пояснительная записка


Актуальность разработки программы наставничества

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.

Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.

Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.

Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

В школе необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма. Способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности. Решением данных проблем может стать программа наставничества «Учитель-Учитель», которая является комплексом мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Программа обоснована реализацией национального проекта «Образование» и направлена на достижение результатов федерального проекта «Современная школа», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы».

Рабочая программа наставничества «учитель-учитель» разработана на базе МБОУ «СОШ 12» в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Составленная программа тесно связана с действующими документами школы: рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, классным и электронным журналами и журналом по технике безопасности.


Целью наставничества является разработка комплекса мероприятий и формирующих их действий по взаимоотношении наставника и наставляемого способствующих успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

- адаптировать молодых и вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации;

- спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников;

- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей

профессиональной деятельности;

- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

- ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

- ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога.

Срок реализации программы

Данная программа наставничества рассчитана на 3 года.




































2. Содержание программы

Основные участники программы и их функции:

Молодой специалист:

Камалова Гюльзара Гамидиновна 13.01.2003 г.

Специальность: учитель начальных классов

Стаж работы: 1 год

Квалификационная категория: без категории

Окончила ППК им. Меджидова в 2022 г.

Учится на 2 курсе ДГПУ (факультет начальных классов)

Наставник для молодого специалиста:

Педагог-наставник: Бахмудова Заира Магомедовна

Специальность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 22 года

Квалификационная категория: соответствие


Основные участники программы и их функции:

Молодой специалист:

Сулейманова Камила Тагировна 14.08.1997 г.

Специальность: учитель начальных классов

Стаж работы: без стажа

Квалификационная категория: без категории

Окончила ППК им. Казиахмедова г.Дербент 2018 г.

Наставник для молодого специалиста:

Педагог-наставник: Магомедова Марьям Магомедовна

Специальность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 27 лет

Квалификационная категория: высшая


Основные участники программы и их функции:

Молодой специалист:

Алиева Хава Магомедрасуловна

Специальность: учитель начальных классов

Стаж работы: 1 год

Квалификационная категория: без категории

Окончила ППК им.Меджидова г.Избербаш в 2023 г.

Учится на 1 курсе ДГПУ( факультет русского языка литературы)

Наставник для молодого специалиста:

Педагог-наставник: Багомедова Патимат Магомедовна

Специальность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 11 лет

Квалификационная категория: первая


Основные участники программы и их функции:

Молодой специалист:

Гаджиева Сабина Мирзаевна 18.08.1995 г.

Специальность: учитель квалификация: Бакалавр по направлению подготовки 47.03.01 Философия

Стаж работы: ----

Квалификационная категория: без категории

Окончила: ДГУ в 2018 г. факультет Психологии и философии. Направление «Философия» (бакалавриат)

Наставник для молодого специалиста:

Педагог-наставник: Махаева Ангелина Маммаевна

Специальность: учитель истории

Педагогический стаж: 15 лет

Квалификационная категория: первая



Основные участники программы и их функции:

Молодой специалист:

Хангишиева Кавсарат Магомедэминовна 24.01.1991 г.

Специальность: учитель географии

Стаж работы: без стажа

Квалификационная категория: без категории

Окончила ДГПУ в 2013 г.

Наставник для молодого специалиста:

Педагог-наставник: Алиева Ашура Рабадановна

Специальность: учитель географии

Педагогический стаж: 45 лет

Квалификационная категория:



Основные участники программы и их функции:

Молодой специалист:

Пашаев Магомедсалам Магомедович

Специальность: педагог по физической культуре и спорту

Стаж работы:---

Квалификационная категория: без категории

Окончил Частное профессиональное образ. учреждение «ДКО»г.Дербент 2023 г.

Наставник для молодого специалиста:

Педагог-наставник

Специальность: учитель физической культуры

Педагогический стаж: 15 лет

Квалификационная категория:



Основные участники программы и их функции:

Молодой специалист:

Гаджиева Патимат Максудовна 06.12.2001 г.

Специальность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: ---

Квалификационная категория: без категории

Окончила ДГПУ в 2023 г. (филологический факультет) направление: «русский язык и литература»

Наставник для молодого специалиста:

Педагог-наставник: Магомедова Нарижат Камиловна

Специальность: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 32 года

Квалификационная категория: высшая







Для реализации поставленных в программе задач наставник выполняет две функции:

Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста и организация взаимопосещения.

3. Планирование и анализ педагогической деятельности (по четвертям).

4. Помощь молодому учителю в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся во внеучебноевремя (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Привлечение молодого педагога к участию в работе педагогических сообществ.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого педагога.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми учителями:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);

  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников и др.).

Деятельность наставника

1­-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­-й этап – контрольно-­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.

Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.

2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).

Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).

Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.

Принципы наставничества

  • добровольность; гуманность;

  • соблюдение прав молодого специалиста;

  • соблюдение прав наставника; конфиденциальность; ответственность;

  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

  • взаимопонимание; способность видеть личность.

Требования, предъявляемые к наставнику:

-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к молодому специалисту:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.







  1. План реализации программы

Срок

Планируемые мероприятия

Результат

Сентябрь

Изучение мотивации педагогической деятельности.

Составление и утверждение индивидуального плана (программы) работы Наставника с Наставляемым лицом.

Изучение нормативно – правовой базы (программы, методические пособия, ФГОС), правила внутреннего распорядка учреждения; виды и организация режимных моментов

Планирование и организация работы по учебно-воспитательной деятельности:

- составление рабочей программы по предмету;

- составление рабочей программы по внеурочной деятельности;

- работа с учебно- методической литературой;

Практическое занятие «Как вести классный (электронный) журнал».

Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.










Октябрь

Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

Посещение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий молодым специалистом у педагога-наставника.

Структура урока в условиях реализации ФГОС.

Работа молодого педагога в ШМО.

Практическое занятие «Обучение составлению отчётности по окончанию четверти».




Ноябрь

Педагогические проблемы молодого специалиста.


Мастер – класс учителя – наставника "Активные способы и методы формирования и развития универсальных учебных действий в условиях ФГОС".

Методика проведения внеклассных мероприятий.

Посещение молодым специалистом занятий наставника.


Декабрь

Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога.

Посещение занятий молодого специалиста педагогом-наставником.

Методическая разработка: «Мой первый урок».

Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся».


Январь

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся.

Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа)

Беседы с молодым педагогом по результатам второй четверти.


Февраль

Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся.

Знакомство с новыми цифровыми образовательными ресурсами.

Работа молодого педагога в ШМО

Посещение молодым специалистом занятий наставника.


Март

  • Проектная деятельность учителя. Виды уроков.

Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся.

Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций».

Апрель

Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.

Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе».

Выступление по теме самообразования на ШМО.

Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста.

.

Май

Оформление документации. Составление отчета.

Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы)

Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым специалистом за 2023-2024 учебный год.

Мониторинг результатов деятельности программы наставничества. « Мои достижения за прошедший год».


2 год


Сентябрь

Изучение мотивации педагогической деятельности.

Изучение программ, методических пособий.

Подбор, разработка диагностических материалов, методик. Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования.

Взаимопосещение уроков.


Октябрь

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий.

Заседание ШМО «Выбор темы по самообразованию».

Освоение технологии работы над выбранной темой.

Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов.


Ноябрь

Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти.

Участие в заседании методического объединения.

Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

Презентация портфолио наставником.

Посещение молодым специалистом занятий наставника.


Декабрь

Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися.

Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету.

Анализ и самоанализ уроков.

Анализ работы за первое полугодие.


Январь

Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования).

Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися.

Мониторинг профессионального роста МС.

Взаимопосещение уроков.


Февраль

Организация самостоятельного проектирования урока МС.

Введение в процесс аттестации.

Требования к квалификации.

Структура содержания и порядок ведения портфолио.

Оценивание материалов портфолио.


Март

Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др.

Участие в заседании методического объединения

Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе».

Взаимопосещение уроков.

Изучение отзывов детей и их родителей.

Анализ контрольных работ, работа над ошибками.


Апрель

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС.

Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»

Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический).

Подготовка к годовым контрольным работам.


Май

Оформление документации. Составление отчета.

Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы)

Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым специалистом за прошедший учебный год.

Мониторинг результатов деятельности программы наставничества. « Мои достижения за прошедший год».

Оказание помощи в составлении личной карты самообразования мол. учителя на следующий учебный год.




3 год


Сентябрь

Разработка рабочей программы учителя,

программы воспитательной работы с классом.

Ведение школьной документации.

Взаимопосещение уроков.


Октябрь

Изучение методических рекомендаций по учебной дисциплине.

Изучение форм и видов учебных занятий в зависимости от содержания.

Посещение стажером  урока наставника.

Разработка плана-конспекта урока совместно с наставником.

Посещение занятия стажера наставником.

Самоанализ урока.


Ноябрь

Изучение форм и видов внеклассных занятий в зависимости от содержания.

Посещение стажером  внеклассного занятия наставника.

Разработка плана-конспекта внеклассного занятия совместно с наставником.

Самоанализ внеклассного занятия.


Декабрь

Общие вопросы методики проведения уроков и внеурочных мероприятий по предмету с учащимися.

Изучение основ проектной и исследовательской деятельности с учащимися по предмету.

Взаимопосещение уроков.

Анализ работы за первое полугодие.


Январь

Портфолио молодого специалиста.

Взаимопосещение уроков.

Анализ контрольных работ, работа над ошибками.

Оказание методической помощи.


Февраль

Показать наставнику полученные на практических занятиях приемы применения ИКТ.

Показать опыт работы по применению педагогической технологии.


Март

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока.

Посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой,

участие в работе временных творческих групп.


Апрель

Подготовка к годовым контрольным работам.

Составление итоговых тестов для проверки.


Май

Оформление документации. Составление отчета.

Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым специалистом за прошедший учебный год.

Мониторинг результатов деятельности программы наставничества. « Мои достижения за прош. год».




4. Ожидаемые результаты.

Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного

самостоятельность, ответственность, креативность, сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе

приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого актуальных в данной ситуации.

Ожидаемые результаты Программы

  • Высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;

  • Усиление уверенности педагогов в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;

  • Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;

  • Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста и профессионального выгорания;

  • Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Показатели эффективности внедрения Программы

В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть:

  • Соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;

  • Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;

  • Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;

  • Наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности;

  • Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;

  • Положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.

В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в образовательной организации:

  • Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;

  • Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;

Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать:

  • Улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;

  • Нормализация уровня тревожности;

  • Оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;

  • Повышение уровня самооценки наставляемого;

  • Активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

  • Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.