Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 12»
. | Согласовано Заместитель директора по ВР __________ | Утверждаю Директор школы ______Шебединова М.У. |
Программа наставничества
«Учитель - Учитель»
срок реализации программы 2023-2024г (1 год)
Г.Избербаш
2023 г.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………….3-4
Актуальность разработки программы наставничества
Цель и задачи программы наставничества
Срок реализации программы
Содержание программы.…………….……….………………………..5-6
Основные участники программы и их функции
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми учителями
Деятельность наставника
3. План реализации программы…………………………………………….7-8
4. Ожидаемые результаты……………………………………………………9
Пояснительная записка
Актуальность разработки программы наставничества
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.
Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.
Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.
Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
В школе необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма. Способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности. Решением данных проблем может стать программа наставничества «Учитель-Учитель», которая является комплексом мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Программа обоснована реализацией национального проекта «Образование» и направлена на достижение результатов федерального проекта «Современная школа», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы».
Рабочая программа наставничества «учитель-учитель» разработана на базе МБОУ «СОШ 12» в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Составленная программа тесно связана с действующими документами школы: рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, классным и электронным журналами и журналом по технике безопасности.
Целью наставничества является разработка комплекса мероприятий и формирующих их действий по взаимоотношении наставника и наставляемого способствующих успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
- адаптировать молодых и вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации;
- спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников;
- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей
профессиональной деятельности;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога.
Срок реализации программы
Данная программа наставничества рассчитана на 3 года.
2. Содержание программы
Основные участники программы и их функции:
Молодой специалист:
Камалова Гюльзара Гамидиновна 13.01.2003 г.
Специальность: учитель начальных классов
Стаж работы: 1 год
Квалификационная категория: без категории
Окончила ППК им. Меджидова в 2022 г.
Учится на 2 курсе ДГПУ (факультет начальных классов)
Наставник для молодого специалиста:
Педагог-наставник: Бахмудова Заира Магомедовна
Специальность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 22 года
Квалификационная категория: соответствие
Основные участники программы и их функции:
Молодой специалист:
Сулейманова Камила Тагировна 14.08.1997 г.
Специальность: учитель начальных классов
Стаж работы: без стажа
Квалификационная категория: без категории
Окончила ППК им. Казиахмедова г.Дербент 2018 г.
Наставник для молодого специалиста:
Педагог-наставник: Магомедова Марьям Магомедовна
Специальность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 27 лет
Квалификационная категория: высшая
Основные участники программы и их функции:
Молодой специалист:
Алиева Хава Магомедрасуловна
Специальность: учитель начальных классов
Стаж работы: 1 год
Квалификационная категория: без категории
Окончила ППК им.Меджидова г.Избербаш в 2023 г.
Учится на 1 курсе ДГПУ( факультет русского языка литературы)
Наставник для молодого специалиста:
Педагог-наставник: Багомедова Патимат Магомедовна
Специальность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 11 лет
Квалификационная категория: первая
Основные участники программы и их функции:
Молодой специалист:
Гаджиева Сабина Мирзаевна 18.08.1995 г.
Специальность: учитель квалификация: Бакалавр по направлению подготовки 47.03.01 Философия
Стаж работы: ----
Квалификационная категория: без категории
Окончила: ДГУ в 2018 г. факультет Психологии и философии. Направление «Философия» (бакалавриат)
Наставник для молодого специалиста:
Педагог-наставник: Махаева Ангелина Маммаевна
Специальность: учитель истории
Педагогический стаж: 15 лет
Квалификационная категория: первая
Основные участники программы и их функции:
Молодой специалист:
Хангишиева Кавсарат Магомедэминовна 24.01.1991 г.
Специальность: учитель географии
Стаж работы: без стажа
Квалификационная категория: без категории
Окончила ДГПУ в 2013 г.
Наставник для молодого специалиста:
Педагог-наставник: Алиева Ашура Рабадановна
Специальность: учитель географии
Педагогический стаж: 45 лет
Квалификационная категория:
Основные участники программы и их функции:
Молодой специалист:
Пашаев Магомедсалам Магомедович
Специальность: педагог по физической культуре и спорту
Стаж работы:---
Квалификационная категория: без категории
Окончил Частное профессиональное образ. учреждение «ДКО»г.Дербент 2023 г.
Наставник для молодого специалиста:
Педагог-наставник
Специальность: учитель физической культуры
Педагогический стаж: 15 лет
Квалификационная категория:
Основные участники программы и их функции:
Молодой специалист:
Гаджиева Патимат Максудовна 06.12.2001 г.
Специальность: учитель русского языка и литературы
Стаж работы: ---
Квалификационная категория: без категории
Окончила ДГПУ в 2023 г. (филологический факультет) направление: «русский язык и литература»
Наставник для молодого специалиста:
Педагог-наставник: Магомедова Нарижат Камиловна
Специальность: учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж: 32 года
Квалификационная категория: высшая
Для реализации поставленных в программе задач наставник выполняет две функции:
● Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
● Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого специалиста и организация взаимопосещения.
3. Планирование и анализ педагогической деятельности (по четвертям).
4. Помощь молодому учителю в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся во внеучебноевремя (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Привлечение молодого педагога к участию в работе педагогических сообществ.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого педагога.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми учителями:
консультирование (индивидуальное, групповое);
активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников и др.).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Принципы наставничества
добровольность; гуманность;
соблюдение прав молодого специалиста;
соблюдение прав наставника; конфиденциальность; ответственность;
искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
взаимопонимание; способность видеть личность.
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
План реализации программы
Срок | Планируемые мероприятия | Результат |
Сентябрь | Изучение мотивации педагогической деятельности. Составление и утверждение индивидуального плана (программы) работы Наставника с Наставляемым лицом. Изучение нормативно – правовой базы (программы, методические пособия, ФГОС), правила внутреннего распорядка учреждения; виды и организация режимных моментов Планирование и организация работы по учебно-воспитательной деятельности: - составление рабочей программы по предмету; - составление рабочей программы по внеурочной деятельности; - работа с учебно- методической литературой; Практическое занятие «Как вести классный (электронный) журнал». Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. | |
Октябрь | Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. Посещение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий молодым специалистом у педагога-наставника. Структура урока в условиях реализации ФГОС. Работа молодого педагога в ШМО. Практическое занятие «Обучение составлению отчётности по окончанию четверти». | |
Ноябрь | Педагогические проблемы молодого специалиста. Мастер – класс учителя – наставника "Активные способы и методы формирования и развития универсальных учебных действий в условиях ФГОС". Методика проведения внеклассных мероприятий. Посещение молодым специалистом занятий наставника. | |
Декабрь | Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога. Посещение занятий молодого специалиста педагогом-наставником. Методическая разработка: «Мой первый урок». Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся». | |
Январь | Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа) Беседы с молодым педагогом по результатам второй четверти. | |
Февраль | Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся. Знакомство с новыми цифровыми образовательными ресурсами. Работа молодого педагога в ШМО Посещение молодым специалистом занятий наставника. | |
Март | Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций». | |
Апрель | Содержание, формы и методы работы педагога с родителями. Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе». Выступление по теме самообразования на ШМО. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста. | . |
Май | Оформление документации. Составление отчета. Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым специалистом за 2023-2024 учебный год. Мониторинг результатов деятельности программы наставничества. « Мои достижения за прошедший год». | |
2 год | |
Сентябрь | Изучение мотивации педагогической деятельности. Изучение программ, методических пособий. Подбор, разработка диагностических материалов, методик. Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования. Взаимопосещение уроков. | |
Октябрь | Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий. Заседание ШМО «Выбор темы по самообразованию». Освоение технологии работы над выбранной темой. Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов. | |
Ноябрь | Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти. Участие в заседании методического объединения. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета Презентация портфолио наставником. Посещение молодым специалистом занятий наставника. | |
Декабрь | Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися. Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету. Анализ и самоанализ уроков. Анализ работы за первое полугодие. | |
Январь | Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования). Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися. Мониторинг профессионального роста МС. Взаимопосещение уроков. | |
Февраль | Организация самостоятельного проектирования урока МС. Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. Структура содержания и порядок ведения портфолио. Оценивание материалов портфолио. | |
Март | Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др. Участие в заседании методического объединения Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе». Взаимопосещение уроков. Изучение отзывов детей и их родителей. Анализ контрольных работ, работа над ошибками. | |
Апрель | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС. Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Подготовка к годовым контрольным работам. | |
Май | Оформление документации. Составление отчета. Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым специалистом за прошедший учебный год. Мониторинг результатов деятельности программы наставничества. « Мои достижения за прошедший год». Оказание помощи в составлении личной карты самообразования мол. учителя на следующий учебный год. | |
3 год | |
Сентябрь | Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом. Ведение школьной документации. Взаимопосещение уроков. | |
Октябрь | Изучение методических рекомендаций по учебной дисциплине. Изучение форм и видов учебных занятий в зависимости от содержания. Посещение стажером урока наставника. Разработка плана-конспекта урока совместно с наставником. Посещение занятия стажера наставником. Самоанализ урока. | |
Ноябрь | Изучение форм и видов внеклассных занятий в зависимости от содержания. Посещение стажером внеклассного занятия наставника. Разработка плана-конспекта внеклассного занятия совместно с наставником. Самоанализ внеклассного занятия. | |
Декабрь | Общие вопросы методики проведения уроков и внеурочных мероприятий по предмету с учащимися. Изучение основ проектной и исследовательской деятельности с учащимися по предмету. Взаимопосещение уроков. Анализ работы за первое полугодие. | |
Январь | Портфолио молодого специалиста. Взаимопосещение уроков. Анализ контрольных работ, работа над ошибками. Оказание методической помощи. | |
Февраль | Показать наставнику полученные на практических занятиях приемы применения ИКТ. Показать опыт работы по применению педагогической технологии. | |
Март | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока. Посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп. | |
Апрель | Подготовка к годовым контрольным работам. Составление итоговых тестов для проверки. | |
Май | Оформление документации. Составление отчета. Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым специалистом за прошедший учебный год. Мониторинг результатов деятельности программы наставничества. « Мои достижения за прош. год». | |
4. Ожидаемые результаты.
Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного
самостоятельность, ответственность, креативность, сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе
приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого актуальных в данной ситуации.
Ожидаемые результаты Программы
Высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
Усиление уверенности педагогов в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста и профессионального выгорания;
Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Показатели эффективности внедрения Программы
В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть:
Соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;
Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;
Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;
Наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности;
Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
Положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в образовательной организации:
Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;
Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать:
Улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
Нормализация уровня тревожности;
Оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
Повышение уровня самооценки наставляемого;
Активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.