СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Наставника

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Наставничество» помогает непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно- методическим сопровождением.

Просмотр содержимого документа
«Программа Наставника»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Авиационный техникум»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ

«Авиационный техникум»


_________ А.Ю. Налётов

«___» ___________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«НАСТАВНИЧЕСТВО»


программа подготовки адаптации

молодого преподавателя















г. Улан-Удэ, 2020г.

Пояснительная записка


В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль преподавателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление

  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние

  • необходимое взаимодействие семьи и учебного учреждения требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.

Становление молодого преподавателя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа, по мнению её разработчиков, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:


Этапы становления молодого преподавателя включают:
  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)

  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Параметры становления профессионального мастерства молодого преподавателя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:

    • общесоциального, суть которого заключается в закреплении выпускника Вуза в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,

    • собственно профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,

    • психологического. Включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.

Программа, по мнению её разработчиков, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

      1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,

      2. профессиональное самоопределение,

      3. творческая самореализация,

      4. проектирование профессиональной карьеры,

      5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

      6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры. Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:


Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств профессионала и именно

здесь молодому педагогу необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности


Программа «Наставничество» направлена на становление молодого преподавателя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.


Цель программы: в учебном учреждении успешно работает педагогически и методически грамотный молодой педагог.


Задачи программы:
  1. активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть преподавателем

  2. организация методической работы с молодым перподавателем.

  3. организация наставничества по различным направлениям с молодым преподавателем.

  4. создание творческой группы «Школа молодого педагога» для постоянных консультаций с начинающими преподавателями


Основной подход в оказании помощи молодым преподавателям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих педагогов.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении преподавателей является первые 2-3 года работы в учебном учреждении (колледж, техникум).

Цель наставничества в этот период работы молодого преподавателя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.







План работы Школы Наставничества

2019-2020 уч. год

Содержание работы

Дата

Ответственные

  • Знакомство с учебным учреждением, представление молодых педагогов

  • Закрепление за молодыми специалистами наставников

  • Посещение уроков молодых специалистов

  • Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами

  • Помощь в подготовке УМК

Сентябрь

Директор

Руководитель УВР

Руководитель УМР


  • Организация работы наставников.

  • Составление плана работы молодого специалиста.

  • Определение темы по самообразованию.

  • Анкетирование (выявление профессиональных затруднений в работе на начало года).

  • Посещение уроков молодых педагогов

  • Проверка УМК, внесение замечаний

  • Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

Октябрь

Наставники

Руководитель УМР


  • Посещение уроков молодых специалистов.

  • Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

  • Контроль выполнения УМК


Ноябрь

Наставники

Руководитель УМР


  • Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов. Итоги адаптации.

  • Анкетирование и собеседование. Сравнение результатов.

  • Информирование о новинках литературы

Декабрь

Наставники

Руководитель УМР

Зав.библиотекой


  • Практикум «Как подготовить современный урок?»

  • Посещение уроков молодых специалистов.

  • Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

Январь

Наставники

Руководитель УМР


  • Круглый стол «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» (встреча с педагогами-новаторами)

Февраль

Наставники

Руководитель УМР


  • Подготовка методических рекомендаций в помощь молодому специалисту

  • Оказание психологической помощи специалисту по мере надобности

Март

Наставники

Руководитель УМР

Психолог


  • Круглый стол «Будущий куратор»

  • Подготовка специалиста к кураторству

  • Ознакомление с Положением о кураторстве

Апрель

Наставники

Руководитель УВР

МО кураторов

  • Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».

  • Посещение молодыми специалистами занятий опытных педагогов.

  • Анализ посещенных уроков.

Май

Наставники

Руководитель УМР


  • Подведение итогов года. Итоги стабилизации молодых преподавателей.

  • Рекомендации

  • Внесение предложений в программу «Наставничества»

Июнь

Наставники

Руководитель УМР

Руководитель УВР

МО кураторов

2020-2021 уч. год

  • Подготовка УМК молодым преподавателем

  • Контроль готовности и соответствия УМК наставниками

Сентябрь

Наставники

Руководитель УМР

  • Неделя молодого преподавателя

  • Посещение уроков молодых специалистов.

  • Анализ посещенных уроков.

Октябрь

Наставники

Руководитель УМР

  • Семинар «Нормативно-правовая база преподавателя.

  • Требования к оформлению документации».

  • Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

Ноябрь

Наставники

Руководитель УМР

  • Круглый стол «Основные проблемы начинающего педагога»

  • Посещение уроков молодых специалистов.

  • Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

Декабрь

Наставники

Руководитель УМР

  • Круглый стол «Аттестация преподавателя»

  • Помощь в составлении плана «Подготовка к аттестации».

Январь

Наставники

Руководитель УМР


  • Подготовка к преобразованию молодого педагога.

  • Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

Февраль

Наставники

Руководитель УМР


  • Повышение квалификации молодых педагогов.

  • План действий

Март

Наставники

Руководитель УМР


  • Профессионально-личностное саморазвитие педагога в системе непрерывного образования

Апрель

Наставники

Руководитель УМР


  • Анализ успехов в преобразовании молодого педагога.

  • Советы, рекомендации.

Май

Наставники

Руководитель УМР


  • Анализ и самоанализ результатов работы, выявление проблем, над которыми надо поработать. (анкетирование+ интерактивная беседа)

  • Итоги профессионально- педагогической компетентности молодого педагога

Июнь

Наставники

Руководитель УМР




Занятия с молодыми специалистами:
  • Учебный план – Нагрузка преподавателя – Индивидуальный план преподавателя.

  • Методические требования (Рабочая программа, календарно-тематический план- Контрольно-оценочные средства).

  • Работа с журналом.

  • Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.

  • Организация индивидуальных занятий с низкомотивированными на учёбу обучающимися.


Критериями оценивания педагогической деятельности молодого преподавателя наставником можно считать:



№№


Показатели

Владеют в достаточной

степени

Скорее владеют

Затруд-

няются ответить

Не владеют

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1

Уровень теоретической подготовки

по преподаваемой дисциплине





2

Умение использовать на занятиях результаты современных

исследований в области данной науки





3

Свободное владение материалом





2. Методическая готовность к практике преподавания

1

Умение самостоятельно составлять

Конспект лекции, технологическую карту.





2

Умение вызвать интерес у учащихся

к теме занятий, к изучаемой проблеме





3

Умение осуществлять контроль за

качеством освоения учебного материала учащимися (опрос)





4

Умение объективно оценивать ответ

учащегося





5

Умение применять разнообразные

методы изложения нового материала





6

Умение использовать технологии

активного обучения





7

Умение поддерживать обратную






связь с коллективом учащихся в

течение всего занятия





8

Умение организовать самостоятельную творческую работу

учащихся





9

Умение стимулировать учащихся

К выполнению домашнего задания





3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности

1

Умение анализировать собственную

преподавательскую деятельность





2

Умение свободного коллективного и

индивидуального общения на занятии





3

Владение вербальными и

невербальными средствами общения





4

Наличие чувства уверенности в себе






Оценка педагогической деятельности молодого специалиста наставником может осуществляться по следующим критериям:



№№


Показатели

Владеют в достаточной

степени

Скорее владеют

Затруд- няются

ответить

Не владеют

1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли преподавателя

1

Положительное отношение к

профессии





2

Стремление к общению с детьми и

осознанность выбора форм работы с ними.





3

Анализ и самоанализ результатов

деятельности





2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством

1

Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность





2

Умение выделять основные единицы

или блоки знаний





3

Владение навыками организации учащихся для самостоятельного

осмысления материала





4

Владение различными методами и

технологиями обучения





5

Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование

проблемных и творческих ситуаций





6

Владение технологией внеклассной работы с учащимися как по предмету. Видение структуры образовательного

пространства учебного заведения





7

Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа учащихся на занятии и во внеурочное время.






8

Владение навыками индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной

деятельности.





9

Владение проектировочными и

конструктивными умениями





3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации в процессе подготовки молодого преподавателя

1

Уровень решения профессиональных

задач





2

Умение корректировать и прогнозировать результаты

педагогической деятельности





3

Адекватность самооценки готовности

к работе в ОУ






Программа «Наставничество» безусловно должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно- методическим сопровождением.