МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Авиационный техникум»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Авиационный техникум» _________ А.Ю. Налётов «___» ___________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«НАСТАВНИЧЕСТВО»
программа подготовки адаптации
молодого преподавателя
г. Улан-Удэ, 2020г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль преподавателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
необходимое взаимодействие семьи и учебного учреждения требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.
Становление молодого преподавателя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа, по мнению её разработчиков, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
Этапы становления молодого преподавателя включают:
адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры становления профессионального мастерства молодого преподавателя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:
общесоциального, суть которого заключается в закреплении выпускника Вуза в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,
собственно профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,
психологического. Включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.
Программа, по мнению её разработчиков, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство,
профессиональное самоопределение,
творческая самореализация,
проектирование профессиональной карьеры,
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры. Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:
Направления | Содержание направления |
профессионализация | Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому педагогу необходимо наставничество. |
социализация | Появление новых качеств личности |
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого преподавателя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Цель программы: в учебном учреждении успешно работает педагогически и методически грамотный молодой педагог.
Задачи программы:
активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть преподавателем
организация методической работы с молодым перподавателем.
организация наставничества по различным направлениям с молодым преподавателем.
создание творческой группы «Школа молодого педагога» для постоянных консультаций с начинающими преподавателями
Основной подход в оказании помощи молодым преподавателям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих педагогов.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении преподавателей является первые 2-3 года работы в учебном учреждении (колледж, техникум).
Цель наставничества в этот период работы молодого преподавателя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
План работы Школы Наставничества
2019-2020 уч. год |
Содержание работы | Дата | Ответственные |
Знакомство с учебным учреждением, представление молодых педагогов Закрепление за молодыми специалистами наставников Посещение уроков молодых специалистов Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами Помощь в подготовке УМК | Сентябрь | Директор Руководитель УВР Руководитель УМР |
Организация работы наставников. Составление плана работы молодого специалиста. Определение темы по самообразованию. Анкетирование (выявление профессиональных затруднений в работе на начало года). Посещение уроков молодых педагогов Проверка УМК, внесение замечаний Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами. | Октябрь | Наставники Руководитель УМР |
Посещение уроков молодых специалистов. Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами. Контроль выполнения УМК | Ноябрь | Наставники Руководитель УМР |
Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов. Итоги адаптации. Анкетирование и собеседование. Сравнение результатов. Информирование о новинках литературы | Декабрь | Наставники Руководитель УМР Зав.библиотекой |
Практикум «Как подготовить современный урок?» Посещение уроков молодых специалистов. Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами. | Январь | Наставники Руководитель УМР |
Круглый стол «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» (встреча с педагогами-новаторами) | Февраль | Наставники Руководитель УМР |
Подготовка методических рекомендаций в помощь молодому специалисту Оказание психологической помощи специалисту по мере надобности | Март | Наставники Руководитель УМР Психолог |
Круглый стол «Будущий куратор» Подготовка специалиста к кураторству Ознакомление с Положением о кураторстве | Апрель | Наставники Руководитель УВР МО кураторов |
Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». Посещение молодыми специалистами занятий опытных педагогов. | Май | Наставники Руководитель УМР |
Подведение итогов года. Итоги стабилизации молодых преподавателей. Рекомендации Внесение предложений в программу «Наставничества» | Июнь | Наставники Руководитель УМР Руководитель УВР МО кураторов |
2020-2021 уч. год |
Подготовка УМК молодым преподавателем Контроль готовности и соответствия УМК наставниками | Сентябрь | Наставники Руководитель УМР |
Неделя молодого преподавателя Посещение уроков молодых специалистов. Анализ посещенных уроков. | Октябрь | Наставники Руководитель УМР |
Требования к оформлению документации». Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами. | Ноябрь | Наставники Руководитель УМР |
Круглый стол «Основные проблемы начинающего педагога» Посещение уроков молодых специалистов. Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами. | Декабрь | Наставники Руководитель УМР |
Круглый стол «Аттестация преподавателя» Помощь в составлении плана «Подготовка к аттестации». | Январь | Наставники Руководитель УМР |
Подготовка к преобразованию молодого педагога. Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами. | Февраль | Наставники Руководитель УМР |
| Март | Наставники Руководитель УМР |
| Апрель | Наставники Руководитель УМР |
| Май | Наставники Руководитель УМР |
Анализ и самоанализ результатов работы, выявление проблем, над которыми надо поработать. (анкетирование+ интерактивная беседа) Итоги профессионально- педагогической компетентности молодого педагога | Июнь | Наставники Руководитель УМР |
Занятия с молодыми специалистами:
Учебный план – Нагрузка преподавателя – Индивидуальный план преподавателя.
Методические требования (Рабочая программа, календарно-тематический план- Контрольно-оценочные средства).
Работа с журналом.
Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.
Организация индивидуальных занятий с низкомотивированными на учёбу обучающимися.
Критериями оценивания педагогической деятельности молодого преподавателя наставником можно считать:
№№ | Показатели | Владеют в достаточной степени | Скорее владеют | Затруд- няются ответить | Не владеют |
1. Теоретическая готовность к практике преподавания |
1 | Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине | | | | |
2 | Умение использовать на занятиях результаты современных исследований в области данной науки | | | | |
3 | Свободное владение материалом | | | | |
2. Методическая готовность к практике преподавания |
1 | Умение самостоятельно составлять Конспект лекции, технологическую карту. | | | | |
2 | Умение вызвать интерес у учащихся к теме занятий, к изучаемой проблеме | | | | |
3 | Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися (опрос) | | | | |
4 | Умение объективно оценивать ответ учащегося | | | | |
5 | Умение применять разнообразные методы изложения нового материала | | | | |
6 | Умение использовать технологии активного обучения | | | | |
7 | Умение поддерживать обратную | | | | |
| связь с коллективом учащихся в течение всего занятия | | | | |
8 | Умение организовать самостоятельную творческую работу учащихся | | | | |
9 | Умение стимулировать учащихся К выполнению домашнего задания | | | | |
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности |
1 | Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность | | | | |
2 | Умение свободного коллективного и индивидуального общения на занятии | | | | |
3 | Владение вербальными и невербальными средствами общения | | | | |
4 | Наличие чувства уверенности в себе | | | | |
Оценка педагогической деятельности молодого специалиста наставником может осуществляться по следующим критериям:
№№ | Показатели | Владеют в достаточной степени | Скорее владеют | Затруд- няются ответить | Не владеют |
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли преподавателя |
1 | Положительное отношение к профессии | | | | |
2 | Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними. | | | | |
3 | Анализ и самоанализ результатов деятельности | | | | |
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством |
1 | Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность | | | | |
2 | Умение выделять основные единицы или блоки знаний | | | | |
3 | Владение навыками организации учащихся для самостоятельного осмысления материала | | | | |
4 | Владение различными методами и технологиями обучения | | | | |
5 | Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций | | | | |
6 | Владение технологией внеклассной работы с учащимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства учебного заведения | | | | |
7 | Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа учащихся на занятии и во внеурочное время. | | | | |
8 | Владение навыками индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности. | | | | |
9 | Владение проектировочными и конструктивными умениями | | | | |
3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации в процессе подготовки молодого преподавателя |
1 | Уровень решения профессиональных задач | | | | |
2 | Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности | | | | |
3 | Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ | | | | |
Программа «Наставничество» безусловно должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно- методическим сопровождением.