Управление по образованию администрации Московского района г. Минска
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 3 г.Минска имени Героя Советского Союза К.А.Шабана»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
государственного учреждения
образования «Средняя школа
№3 г.Минска имени Героя Советского Союза К.А.Шабана» «____»________2024№________
Программа объединения по интересам
«ХОР»
(художественный профиль, базовый уровень изучения образовательной области «Музыкальное творчество»)
Разработчик:
Микуц Надежда Олеговна
дополнительного образования
первой квалификационной категории
Возраст учащихся: 6-10 лет
Срок реализации: 4 года
Минск, 2024
Общие положения
Программа объединения по интересам «Хор» предлагает учащимся обучение хоровому пению, которое в свою очередь, способствуют развитию навыков общения, формируют высокую самооценку и уверенность в собственных силах. Развивает музыкальные, вокальные и творческие способности.
Расширение эстетического кругозора происходит в процессе знакомства учащихся с широким кругом хоровых произведений различных стилей и жанров. Формирование исполнительской культуры осуществляется через приобретение знаний по вокально-хоровой грамоте, хоровому сольфеджио и практическому их освоению на материале хоровых сочинений. Приобретение опыта творческой деятельности может быть осуществлено посредством реализации системы творческих заданий.
Актуальность программы заключается в том, чтобы в процессе творческой практики учащийся мог открывать в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру, жизни. Ведь главной ценностью любого общества является физически здоровый, высоконравственный, культурный человек.
Педагогическая целесообразность программы объединения по интересам «Хор» обусловлена тем, что хоровое пение помогает развить у ребёнка чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческую активность и музыкальное воображение.
Отличительной особенностью программы является её ориентированность на изучение основ хорового пения как отправной точки, фундамента для творческой активности и самореализации личности, дальнейшего развития и саморазвития в данной области.
Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 октября 2023 года № 325.
Цель - раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся средствами вокального искусства.
Задачи:
обучающие:
обучать учащихся основам музыкальной грамоты, языку и системе выразительных средств вокально-хорового искусства;
обучать основам исполнительской культуры, сценического движения
формировать навыки правильного дыхания, дикции, интонирования;
развивающие:
развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческую фантазию;
развивать музыкально-хоровую культуру;
формировать творческие и исполнительские навыки;
формировать эмоционально осознанное восприятие и исполнение музыкального произведения;
воспитательные:
способствовать формированию культурно-духовных ценностей средствами вокально-хоровой деятельности;
воспитывать любовь к народной музыке, родному краю.
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов реализации программы проводится по окончании срока реализации программы в форме открытого занятия (первый год обучения), музыкально-театрализованного представления (второй год обучения), концертное выступление третий и четвертый год обучения).
Для подведения итогов реализации программы используется также оценка результатов участия учащихся в конкурсах различного уровня.
Формами фиксации результатов реализации программы являются: видеозапись, портфолио достижений учащихся.
Формы, методы обучения и воспитания
Основной формой организации образовательного процесса является занятие (теоретическое и практическое). Помимо традиционного занятия при реализации программы применяются следующие формы: мастер-класс, занятие-презентация, творческая мастерская, занятие-импровизация, занятие-экскурсия.
В рамках теоретического обучения предполагается ознакомить учащихся с видами и жанрами вокально-хорового искусства, с произведениями мирового и национального музыкального искусства, творчеством выдающихся композиторов, с теоретическими основами музыкального искусства. Практическая часть программы заключается в обучении учащихся основам музыкальной грамоты, языку и системе выразительных средств вокально-хорового искусства, обучении основам исполнительской культуры, сценического движения, формировании навыков правильного дыхания, дикции, интонирования и основам хорового пения, таким как певческая постановка, дыхание, артикуляционный аппарат.
Методика проведения занятия предполагает создание отличной от урока комфортной психологической обстановки, способствующей развитию ассоциативного, интуитивного, образного мышления учащегося.
Методы и приемы обучения:
словесный (объяснение/пояснение новых слов, тем, рассказ, обсуждение, беседа, диалог-консультирование, опрос);
наглядный (предполагает использование наглядных материалов: иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы, картины, плакаты, демонстрационные материалы, дидактические игры и др.);
практический (упражнение, рисование музыки по теме и др).
В качестве важных средств развития мотивированной творческой личности учащегося используются метод решения творческих задач, упражнения на активизацию творческих ресурсов, просмотры.
Повысить эффективность образовательного процесса позволяет использование игровых методов и приёмов. Используются кратковременные игровые ситуации, отдельные компоненты игры для закрепления необходимых умений и навыков.
В программе сочетаются различные познавательные и досуговые формы коллективной деятельности: посещение концертов, социокультурных и образовательных по профилю заведений г.Минска.
Для создания благоприятной творческой атмосферы может использоваться музыкальное сопровождение занятий.
Методы диагностики освоения программного материала
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляются посредством входного, промежуточного, текущего и итогового контроля.
Входной контроль проводится на первом занятии в форме прослушивания у учащихся музыкального слуха, памяти и ритмических способностей.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии посредством наблюдения за правильностью и аккуратностью выполнения творческих заданий в форме педагогической рефлексии, которая включает рекомендации и помощь педагога. Тематический контроль проходит по окончании изучения раздела программы с помощью опросов, тематических выступлений учащихся.
Промежуточный контроль осуществляется по окончании полугодия в форме прослушивания у учащихся музыкального слуха, памяти и ритмических способностей.
Итоговый контроль знаний и практических умений учащихся проводится на итоговом занятии в форме выступления, анализа и обсуждения творческих работ учащихся.
Педагогические технологии и средства обучения
В процессе реализации программы используются технологии разноуровневого обучения, технология обучения
в сотрудничестве, технология создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, технология личностно-ориентированного обучения.
Программа предполагает использование здоровьесберегающих технологий: физкультминутка, гимнастика для глаз, упражнения для поддержания правильной осанки. Обязательно уделяется внимание правилам безопасного обращения с тем или иным материалом и инструментом.
В образовательном процессе используются следующие средства обучения: наглядный демонстрационный материал; учебные пособия; схемы, таблицы; видео- и аудиоматериалы; материалы игр, викторин, творческих заданий; пособия с дидактическими и развивающими играми; рисунки и др.
Организационные условия реализации программы
Программа объединения по интересам рассчитана на 4 года обучения, возраст учащихся 6–10 лет. Уровень изучения образовательной области – базовый. Форма получения дополнительного образования – очная. Образовательная область «Музыкальное творчество», направление «Вокально-хоровое творчество» (хоровое пение).
Реализация программы осуществляется с учётом соблюдения специфических санитарно-эпидемиологических требований (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2024 г. № 502). Новая редакция.
Форма организации занятий – групповая.
Группы учащихся формируются с учётом возрастных особенностей.
Первый год обучения возраст учащихся - 6-7лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (2 учебных часа в неделю, общее количество учебных часов в год – 65). Продолжительность одного учебного часа – 35 минут.
Второй год обучения возраст учащихся -7-8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (2 учебных часа в неделю, общее количество учебных часов в год – 65). Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.
Третий год обучения возраст учащихся -8-9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (2 учебных часа в неделю, общее количество учебных часов в год – 65). Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.
Четвертый год обучения возраст учащихся - 9-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (2 учебных часа в неделю, общее количество учебных часов в год – 65). Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.
Формируются группы с постоянным составом учащихся. Наполняемость объединения по интересам – не менее 6 учащихся, занятия проводятся на платной основе.
Занятия объединения по интересам проводятся в кабинетах, соответствующих специфическим санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасного пребывания учащихся, правилам пожарной безопасности.
Материально-техническое обеспечение
В учебном кабинете должна находиться аппаратура для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыки, доска.
Первый год обучения
Задачи:
обучающие:
обучать учащихся основам музыкальной грамоты, языку и системе выразительных средств вокально-хорового искусства;
обучать основам исполнительской культуры, сценического движения
формировать навыки правильного дыхания, дикции, интонирования.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество учебных часов |
в том числе |
всего часов | теоретических | практических |
| Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
1 | Музыкальная грамота | 14 | 9 | 5 |
2 | Вокально-хоровая работа | 14 | 4 | 10 |
3 | Сценическая культура | 10 | - | 10 |
4 | Развитие музыкального кругозора | 5 | 5 | - |
5 | Работа над произведениями. Репетиционная работа. | 18 | - | 18 |
6 | Воспитательная работа и социально-значимая деятельность | 1 | 1 | - |
7 | Концертная деятельность | 1 | - | 1 |
| Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Итого | 65 | 20 (30%) | 45 (70%) |
| Всего | 65 |
Содержание программы
Вводное занятие
Организация работы объединения по интересам. Знакомство с содержанием программы объединения по интересам, режимом работы коллектива. Подбор репертуара. Правила безопасного поведения в учреждении образования. Основные правила гигиены певческого голоса.
Практические занятия
Диагностика вокальных данных учащихся (музыкальный слух, память, чистота интонирования). Определение уровня их музыкальной подготовки.
Музыкальная грамота
Музыкальный звук и его свойства: тембр, резонаторы, диапазон, регистр. Знакомство учащихся с нотами, длительностями. Нотный стан, нотные знаки, ключи «соль».
Практические занятия
Музыкальные игры. Развитие ладового слуха. Пение гамм. Чтение ритмического рисунка. Приемы звуковедения. Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений. Написание нот.
Вокально-хоровая работа
Строение голосового аппарата. Работа голосовых связок. Гортань и ее положение в процессе пения. Гигиена голоса, правила ухода и подготовки к работе голосового аппарата. Формирование основных навыков пения и певческой установки. Изучение наглядных пособий. Певческое дыхание. Постановка дыхания. Типы дыхания, принципы вдоха и выдоха, задержка дыхания, опора дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики, дыхательная разминка, практические упражнения по использованию правильной техники дыхания. Выравнивание регистров певческого голоса. Дикция и артикуляция. Гимнастика голосового аппарата. Влияние дикции и артикуляции на качество исполнения. Функции артикуляционного аппарата. Гимнастика для артикуляционного аппарата, упражнения для развития четкой дикции. Проговаривание скороговорок и различных звуков для формирования четкой речевой позиции в подготовке к пению. Пропевание вокально- интонационных упражнений с различным уровнем сложности. Атака звука, регистры голосового аппарата. Вокально-технические приемы распевания. Формирование навыков пения, филировка звука, практические упражнения пения легато, стаккато, форте, пиано. «Хоровой ансамбль», «унисон». Выработка у учащихся навыков пения в унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле: слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе звучания, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Работа над мелодическим (горизонтальным) строем.
Практические занятия.
Упражнение на развитие чувства ритма. Пение упражнений на выработку единства тембрового звучания. Выработка динамического и тембрового ансамбля. Тренировка выразительного исполнения музыкальной фразы. Работа над строем. Упражнения на выравнивание звучания гласных. Артикуляционные упражнения. Пение упражнений на кантилену. Упражнения на выработку дикции в подвижном темпе. Упражнения на строй и ансамблевое исполнение, развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования.
3.Сценическая культура
Основы сценического мастерства, сценический имидж, культура поведения на сцене. Работа над сценическим образом (костюм, макияж, прическа). Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения. Музыкально- ритмические навыки.
Практические занятия
Театрализация песни с использованием танцевальных элементов. Создание сценического образа (костюм, макияж, прическа). Жесты солиста, движение рук, кистей, глаз, тела. Правильная осанка. Мимика. Движение вокалистов на сцене.
4.Развитие музыкального кругозора
Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального произведения.
Практические занятия
Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. Игровые занятия. Музыкальные игровые моменты, тематические игровые программы.
Работа над произведениями. Репетиционная работа
Показ и прослушивание репертуарных произведений, сведения об их авторах. Формирование навыков пения в ансамбле. Формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение). Развитие навыка самоконтроля во время пения.
Практические занятия
Разучивание мелодической линии и ритмического рисунка. Чтение текста песни в ритме. Пение по цепочке, по куплетам. Работа над тембральным унисоном, единообразием манеры звукоизвлечения. Разучивание произведений по фразам в сопровождении инструмента. Тренировка вокально-технических навыков, необходимых для передачи музыкального содержания произведения. Работа над фразировкой, нюансировкой, кульминацией произведения. Работа над чистотой и устойчивостью вокальной интонации. Исполнение произведений от начала до конца. Выработка навыка выразительного исполнения.
6. Воспитательная работа и социально значимая деятельность
Подготовка тематических бесед, музыкальных викторин. Формирование традиций коллектива (именины, памятные даты).
Практические занятия
Посещение концертов, выставок, театров, филармонии. Проведение творческих встреч с выдающимися деятелями хорового искусства. Посещение репетиций ведущих хоровых коллективов региона.
Концертная деятельность
Практические занятия
Участие в праздничных, выездных, благотворительных концертах.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы. Открытое занятие.
Примерный репертуарный список произведений:
Муз.А. Безенсон, сл. Е.Горовенко. «Мая Радзiма»;
Белорусская народная песня «Ой, дуда»
Белорусская народная песня «Саўка ды Грышка»
В.Попов «Как Рыжик научился петь»;
Муз.Я.Дубравина, сл.Е Коршунова «Огонек добра»;
Муз и сл. О.Дуловой «День Победы»;
Муз. и сл. Н.Дударовой «Весна»;
Муз. А.Безенсон, сл. Т.Шуриновой «Солнечный зайчик»;
Муз.И.Гайдна «Если мы дружим с музыкой»
Канон «Камертон»
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании первого года обучения учащиеся будут
знать:
основы певческой постановки;
свойства голоса;
виды и жанры музыкального искусства;
уметь:
уметь ориентироваться в характере, темпе, ритме исполняемых песен.
уметь свободно и легко исполнить предлагаемые упражнения и песни; работать в коллективе;
владеть:
владеть навыками певческой выразительности и ансамблевого исполнения;
навыками организации и содержания в порядке своего рабочего места.
Второй год обучения
Задачи:
обучающие:
обучать учащихся основам музыкальной грамоты, языку и системе выразительных средств вокально-хорового искусства;
обучать основам исполнительской культуры, сценического движения;
формировать навыки правильного дыхания, дикции, интонирования;
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество учебных часов |
в том числе |
всего часов | теоретических | практических |
| Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
1 | Музыкальная грамота | 14 | 9 | 5 |
2 | Вокально-хоровая работа | 14 | 4 | 10 |
3 | Сценическая культура | 10 | - | 10 |
4 | Развитие музыкального кругозора | 5 | 5 | - |
5 | Работа над произведениями. Репетиционная работа. | 15 | - | 15 |
6 | Воспитательная работа и социально-значимая деятельность | 1 | - | 1 |
7 | Концертная деятельность | 2 | - | 2 |
| Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Итого | 65 | 18 (30%) | 45 (70%) |
| Всего | 65 |
Содержание программы
Вводное занятие
Организация работы объединения по интересам. Знакомство с содержанием программы объединения по интересам, режимом работы коллектива. Подбор репертуара. Правила безопасного поведения в учреждении образования. Основные правила гигиены певческого голоса.
Практические занятия
Диагностика вокальных данных учащихся (музыкальный слух, память, чистота интонирования). Определение уровня их музыкального развития.
Музыкальная грамота
Музыкальный звук и его свойства: тембр, резонаторы, диапазон, регистр. Повторение с учащимися нотной грамоты: нот, длительностей. Нотный стан, нотные знаки, ключи «соль» и «фа». Знаки увеличения длительности и сокращения нотного письма. Октава, знаки альтерации, тон и полутон, обозначение звуков по буквенной системе. Средства музыкальной выразительности: лад (мажор, минор), тональность, паузы, ритм, метр, динамика, оттенки, темп, нюансы, штрихи. Музыкальный размер, сильная и слабая доли, тактовая черта. Мелодия и виды мелодического рисунка. Начальные этапы обучения пению по нотам с показом направления движения.
Практические занятия
Музыкальные игры. Развитие ладового слуха. Пение гамм. Чтение ритмического рисунка. Приемы звуковедения. Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений. Подготовительные упражнения для перехода пения по нотам. Написание нот..
Вокально-хоровая работа
Повторение строения голосового аппарата. Работа голосовых связок. Гортань и ее положение в процессе пения. Гигиена голоса, правила ухода и подготовки к работе голосового аппарата. Продолжение формирования основных навыков пения и певческой установки. Изучение наглядных пособий. Певческое дыхание. Постановка дыхания. Типы дыхания, принципы вдоха и выдоха, задержка дыхания, опора дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики, дыхательная разминка, практические упражнения по использованию правильной техники дыхания. Выравнивание регистров певческого голоса. Дикция и артикуляция. Гимнастика голосового аппарата. Влияние дикции и артикуляции на качество исполнения. Функции артикуляционного аппарата. Гимнастика для артикуляционного аппарата, упражнения для развития четкой дикции. Проговаривание скороговорок и различных звуков для формирования четкой речевой позиции в подготовке к пению. Пропевание вокально- интонационных упражнений. Способы звукоизвлечения. Вокально-технические приемы распевания. Формирование навыков пения, практические упражнения пения легато, стаккато, форте, пиано. Закрепление понятий «хоровой ансамбль», «унисон». Выработка у учащихся навыков пения в унисон. Обучение умению пения без сопровождения и с ним. Воспитание навыков пения в ансамбле: слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе звучания, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Работа над мелодическим (горизонтальным) строем.
Практические занятия
Упражнение на развитие чувства ритма. Пение упражнений на выработку единства тембрового звучания. Выработка динамического и тембрового ансамбля. Тренировка выразительного исполнения музыкальной фразы. Использование движения корпуса во время пения. Цепное дыхание и применение его на практике. Тренировка смены дыхания во время вокальных упражнений. Упражнения на выравнивание звучания гласных. Артикуляционные упражнения. Упражнения на выработку дикции в подвижном темпе. Упражнения на строй и ансамблевое исполнение, развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования.
3.Сценическая культура
Основы сценического мастерства, сценический имидж, культура поведения на сцене. Работа над сценическим образом (костюм, макияж, прическа). Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения. Музыкально- ритмические навыки.
Практические занятия
Театрализация песни с использованием танцевальных элементов. Создание сценического образа (костюм, макияж, прическа). Жесты солиста, движение рук, кистей, глаз, тела. Правильная осанка. Мимика. Движение вокалистов на сцене. Пластичность и статичность вокалиста.
Развитие музыкального кругозора
Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального произведения. Музыкальная культура разных стран, музыка белорусских, русских и зарубежных композиторов. Творчество ведущих хоровых коллективов.
Практические занятия
Прослушивание вокально-хоровых произведений, анализ их музыкально- художественного содержания. Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. Игровые занятия. Музыкальные игровые моменты, тематические игровые программы.
Работа над произведениями. Репетиционная работа
Показ и прослушивание репертуарных произведений, сведения об их авторах. Формирование навыков пения в ансамбле. Формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение). Развитие навыка самоконтроля во время пения.
Практические занятия
Разучивание мелодической линии и ритмического рисунка. Чтение текста песни в ритме. Пение по цепочке, по куплетам. Отработка технически трудных мест. Работа над тембральным унисоном, единообразием манеры звукоизвлечения. Разучивание произведений по фразам в сопровождении инструмента. Работа над средствами музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика). Тренировка вокально-технических навыков, необходимых для передачи музыкального содержания произведения. Работа над фразировкой, нюансировкой, кульминацией произведения. Работа над хоровым ансамблем, чистотой и устойчивостью вокальной интонации (в произведениях a capella). Исполнение произведений от начала до конца. Выработка навыка выразительного исполнения, свидетельствующего о вокальной культуре исполнителя. Сводные репетиции. Объединение групп хора, совместное исполнение произведений, работа над ансамблем звучания.
Воспитательная работа и социально значимая деятельность
Подготовка тематических бесед, музыкальных викторин. Формирование традиций коллектива (именины, памятные даты).
Практические занятия
Посещение концертов, выставок, театров, филармонии. Проведение творческих встреч с выдающимися деятелями хорового искусства.
Концертная деятельность
Практические занятия
Участие в праздничных, тематических, выездных, благотворительных концертах.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы. Музыкально - театрализованное представление
Примерный репертуарный список произведений:
Муз.А. Безенсон, сл. Е.Горовенко. «Мая Радзiма»;
Белорусская народная песня «Ой, дуда»
Белорусская народная песня «Саўка ды Грышка»
В.Попов «Как Рыжик научился петь»;
Муз.Я.Дубравина, сл.Е Коршунова «Огонек добра»;
Муз и сл. О.Дуловой «День Победы»;
Муз. и сл. Н.Дударовой «Весна»;
Муз. А.Безенсон, сл. Т.Шуриновой «Солнечный зайчик»;
Муз.И.Гайдна «Если мы дружим с музыкой»
Канон «Небылицы»
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании второго года обучения учащиеся будут
знать:
знаки увеличения длительности и сокращения нотного письма.
знаки альтерации;
тон и полутон;
средства музыкальной выразительности: лад (мажор, минор);
типы дыхания, принципы вдоха и выдоха, задержка дыхания, опора дыхания;
виды и жанры музыкального искусства;
безопасные способы работы с инструментами и материалами;
уметь:
уметь сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощено;
работать самостоятельно и в коллективе;
владеть:
основными приёмами хорового пения;
навыками организации и содержания в порядке своего рабочего места;
навыками использования в работе различных певческих приемов;
владеть навыками перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения.
Третий год обучения
Задачи:
обучающие:
обучить учащихся основам музыкальной грамоты, языку и системе выразительных средств вокально-хорового искусства;
обучать основам исполнительской культуры, сценического движения
формировать навыки правильного дыхания, дикции, интонирования.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество учебных часов |
в том числе |
всего часов | теоретических | практических |
| Вводное занятие | 1 | - | 1 |
1 | Музыкальная грамота | 14 | 9 | 5 |
2 | Вокально-хоровая работа | 14 | 4 | 10 |
3 | Сценическая культура | 10 | - | 10 |
4 | Развитие музыкального кругозора | 5 | 5 | - |
5 | Работа над произведениями. Репетиционная работа. | 15 | - | 15 |
6 | Воспитательная работа и социально-значимая деятельность | 1 | - | 1 |
7 | Концертная деятельность | 2 | - | 2 |
| Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Итого | 65 | 18 (30%) | 45 (70%) |
| Всего | 65 |
Содержание программы
Вводное занятие
Организация работы объединения по интересам. Знакомство с содержанием программы объединения по интересам, режимом работы коллектива. Подбор репертуара. Правила безопасного поведения в учреждении образования. Основные правила гигиены певческого голоса.
Практические занятия
Диагностика вокальных данных учащихся (музыкальный слух, память, чистота интонирования). Определение уровня их музыкального развития.
Музыкальная грамота
Повторение основ теории музыки: музыкальный звук и его свойства: тембр, резонаторы, диапазон, регистр. Знакомство учащихся с нотами, длительностями. Нотный стан, нотные знаки, ключи «соль» и «фа». Знаки увеличения длительности и сокращения нотного письма. Октава, знаки альтерации, тон и полутон, обозначение звуков по буквенной системе. Средства музыкальной выразительности: лад (мажор, минор), тональность, паузы, ритм, метр, динамика, оттенки, темп, нюансы, штрихи. Музыкальный размер, сильная и слабая доли, тактовая черта. Изучение понятий интервал, трезвучие, аккорд, гамма, ступени лада, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие. Мелодия и виды мелодического рисунка. Начальные этапы обучения пению по нотам с показом направления движения.
Практические занятия
Музыкальные игры. Развитие ладового слуха. Пение гамм. Чтение ритмического рисунка. Приемы звуковедения. Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений. Подготовительные упражнения для перехода пения по нотам. Упражнения на пропевание интервалов. Написание нот. Чтение партитур.
Вокально-хоровая работа
Гигиена голоса, правила ухода и подготовки к работе голосового аппарата. Формирование основных навыков пения и певческой установки. Изучение наглядных пособий. Певческое дыхание. Типы дыхания, принципы вдоха и выдоха, задержка дыхания, опора дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики, дыхательная разминка, практические упражнения по использованию правильной техники дыхания. Выравнивание регистров певческого голоса. Дикция и артикуляция. Гимнастика голосового аппарата. Влияние дикции и артикуляции на качество исполнения. Функции артикуляционного аппарата. Гимнастика для артикуляционного аппарата, упражнения для развития четкой дикции. Проговаривание скороговорок и различных звуков для формирования четкой речевой позиции в подготовке к пению. Пропевание вокально- интонационных упражнений с различным уровнем сложности. Атака звука, регистры голосового аппарата. Способы звукоизвлечения. Вокально-технические приемы распевания. Формирование навыков пения, филировка звука, практические упражнения пения легато, стаккато, форте, пиано. Определение понятий «хоровая партитура», «хоровой строй», «хоровой ансамбль», «унисон». Обучение умению пения без сопровождения и с ним. Воспитание навыков пения в ансамбле: слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе звучания, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра.
Практические занятия
Упражнение на развитие чувства ритма. Пение упражнений на выработку единства тембрового звучания. Выработка динамического и тембрового ансамбля. Тренировка выразительного исполнения музыкальной фразы. Работа над строем. Упражнения с твердой и мягкой атакой. Использование движения корпуса во время пения. Цепное дыхание и применение его на практике. Тренировка смены дыхания во время вокальных упражнений. Упражнения на выравнивание звучания гласных. Артикуляционные упражнения. Пение упражнений на кантилену. Упражнения на выработку дикции в подвижном темпе. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации. Тренажер самоконтроля развития дикции.
Упражнения на строй и ансамблевое исполнение, развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования. Тренировочные программы на переходе от грудного регистра в фальцетный. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени.
Сценическая культура
Основы сценического мастерства, сценический имидж, культура поведения на сцене. Работа над сценическим образом (костюм, макияж, прическа). Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения. Музыкально- ритмические навыки.
Практические занятия
Театрализация песни с использованием танцевальных элементов. Создание сценического образа (костюм, макияж, прическа). Жесты солиста, движение рук, кистей, глаз, тела. Правильная осанка. Мимика. Движение вокалистов на сцене. Пластичность и статичность вокалиста.
Развитие музыкального кругозора
Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального произведения. Музыкальная культура разных стран, музыка белорусских, русских и зарубежных композиторов. Творчество ведущих хоровых коллективов.
Практические занятия
Прослушивание вокально-хоровых произведений, анализ их музыкально- художественного содержания. Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. Игровые занятия. Музыкальные игровые моменты, тематические игровые программы.
Работа над произведениями. Репетиционная работа
Показ и прослушивание репертуарных произведений, сведения об их авторах. Формирование навыков пения в ансамбле. Формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение). Развитие навыка самоконтроля во время пения.
Практические занятия
Разбор, анализ и изучение мелодической линии каждой хоровой партии. Разучивание мелодической линии и ритмического рисунка. Чтение текста песни в ритме. Пение по цепочке, по куплетам. Работа по партиям и партитурам. Работа с микрофоном. Отработка технически трудных мест. Работа над тембральным унисоном, единообразием манеры звукоизвлечения. Разучивание произведений по фразам в сопровождении инструмента. Работа над средствами музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика). Тренировка вокально-технических навыков, необходимых для передачи музыкального содержания произведения. Работа над фразировкой, нюансировкой, кульминацией произведения. Работа над хоровым ансамблем, строем (в многоголосных произведениях), чистотой и устойчивостью вокальной интонации (в произведениях a capella). Исполнение произведений от начала до конца. Выработка навыка выразительного исполнения, свидетельствующего о вокальной культуре исполнителя. Сводные репетиции. Объединение групп хора, совместное исполнение произведений, работа над ансамблем звучания.
Воспитательная работа и социально значимая деятельность
Подготовка тематических бесед, музыкальных викторин. Формирование традиций коллектива (именины, памятные даты).
Практические занятия
Посещение концертов, выставок, театров, филармонии. Проведение творческих встреч с выдающимися деятелями хорового искусства. Посещение репетиций ведущих хоровых коллективов региона.
Концертная деятельность
Практические занятия.
Участие в праздничных, тематических, выездных, благотворительных концертах, фестивалях и конкурсах вокально-хорового творчества.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы. Отчетный концерт.
Примерный репертуарный список произведений:
Муз.А. Безенсон, сл. Е.Горовенко. «Мая Радзiма»;
Белорусская народная песня «Рэчанька»
Белорусская народная песня «Ой, рана на Ивана»
В.Попов «Хоровое сольфеджио»;
Муз.Я.Дубравина, сл.Е Коршунова «Огонек добра»;
Муз и сл. О.Дуловой «Годы фронтовые»;
Муз. и сл. Н.Дударовой «Весна»;
Муз. А.Безенсон, сл. Т.Шуриновой «Весенняя песня»;
Муз.И.Гайдна «Если мы дружим с музыкой»
Биби «Хэтс»
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании 3-го года обучения учащиеся будут
знать:
музыкальный размер, сильная и слабая доли, тактовая черта;
понятия интервал, трезвучие, аккорд, гамма, ступени лада, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие;
как различать мелодию и виды мелодического рисунка;
виды и жанры вокально-хорового искусства;
уметь:
ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами; отличать в движении сильную долю такта;
работать самостоятельно и в коллективе;
свободно формировать навыки пения, филировки звука, практические упражнения пения легато, стаккато, форте, пиано. Определение понятий хоровая партитура, хоровой строй, хоровой ансамбль, унисон.
владеть:
основными приёмами рисования;
навыками организации и содержания в порядке своего рабочего места;
навыком выравнивания регистров певческого голоса.
Четвертый год обучения
Задачи:
обучающие:
обучить учащихся основам музыкальной грамоты, языку и системе выразительных средств вокально-хорового искусства;
обучать основам исполнительской культуры, сценического движения
формировать навыки правильного дыхания, дикции, интонирования.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество учебных часов |
в том числе |
всего часов | теоретических | практических |
| Вводное занятие | 1 | - | 1 |
1 | Музыкальная грамота | 14 | 9 | 5 |
2 | Вокально-хоровая работа | 14 | 4 | 10 |
3 | Сценическая культура | 10 | - | 10 |
4 | Развитие музыкального кругозора | 5 | 5 | - |
5 | Работа над произведениями. Репетиционная работа. | 15 | - | 15 |
6 | Воспитательная работа и социально-значимая деятельность | 1 | - | 1 |
7 | Концертная деятельность | 2 | - | 2 |
| Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Итого | 65 | 18 (30%) | 45 (70%) |
| Всего | 65 |
Содержание программы
Вводное занятие
Организация работы объединения по интересам. Знакомство с содержанием программы объединения по интересам, режимом работы коллектива. Подбор репертуара. Правила безопасного поведения в учреждении образования. Основные правила гигиены певческого голоса.
Практические занятия
Диагностика вокальных данных учащихся (тембровое распределение на партии). Определение уровня их музыкального развития.
Музыкальная грамота
Повторение основ теории музыки: музыкальный звук и его свойства: тембр, резонаторы, диапазон, регистр. Знакомство учащихся с нотами, длительностями. Нотный стан, нотные знаки, ключи «соль» и «фа». Знаки увеличения длительности и сокращения нотного письма. Октава, знаки альтерации, тон и полутон, обозначение звуков по буквенной системе. Средства музыкальной выразительности: лад (мажор, минор), тональность, паузы, ритм, метр, динамика, оттенки, темп, нюансы, штрихи. Музыкальный размер, сильная и слабая доли, тактовая черта. Изучение понятий интервал, трезвучие, аккорд, гамма, ступени лада, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие. Мелодия и виды мелодического рисунка. Начальные этапы обучения пению по нотам с показом направления движения.
Практические занятия
Музыкальные игры. Развитие ладового слуха. Пение гамм. Чтение ритмического рисунка. Приемы звуковедения. Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений. Подготовительные упражнения для перехода пения по нотам. Упражнения на пропевание интервалов. Написание нот. Чтение партитур.
Вокально-хоровая работа
Гигиена голоса, правила ухода и подготовки к работе голосового аппарата. Формирование основных навыков пения и певческой установки. Изучение наглядных пособий. Певческое дыхание. Типы дыхания, принципы вдоха и выдоха, задержка дыхания, опора дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики, дыхательная разминка, практические упражнения по использованию правильной техники дыхания. Выравнивание регистров певческого голоса. Дикция и артикуляция. Гимнастика голосового аппарата. Влияние дикции и артикуляции на качество исполнения. Функции артикуляционного аппарата. Гимнастика для артикуляционного аппарата, упражнения для развития четкой дикции. Проговаривание скороговорок и различных звуков для формирования четкой речевой позиции в подготовке к пению. Пропевание вокально- интонационных упражнений с различным уровнем сложности. Атака звука, регистры голосового аппарата. Способы звукоизвлечения. Вокально-технические приемы распевания. Формирование навыков пения, филировка звука, практические упражнения пения легато, стаккато, форте, пиано. Определение понятий «хоровая партитура», «хоровой строй», «хоровой ансамбль», «унисон». Обучение умению пения без сопровождения и с ним. Воспитание навыков пения в ансамбле: слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе звучания, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра.
Практические занятия
Упражнение на развитие чувства ритма. Пение упражнений на выработку единства тембрового звучания. Выработка динамического и тембрового ансамбля. Тренировка выразительного исполнения музыкальной фразы. Работа над строем. Упражнения с твердой и мягкой атакой. Использование движения корпуса во время пения. Цепное дыхание и применение его на практике. Тренировка смены дыхания во время вокальных упражнений. Упражнения на выравнивание звучания гласных. Артикуляционные упражнения. Пение упражнений на кантилену. Упражнения на выработку дикции в подвижном темпе. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации. Тренажер самоконтроля развития дикции.
Упражнения на строй и ансамблевое исполнение, развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования. Тренировочные программы на переходе от грудного регистра в фальцетный. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени.
Сценическая культура
Основы сценического мастерства, сценический имидж, культура поведения на сцене. Работа над сценическим образом (костюм, макияж, прическа). Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения. Музыкально- ритмические навыки.
Практические занятия
Театрализация песни с использованием танцевальных элементов. Создание сценического образа (костюм, макияж, прическа). Жесты солиста, движение рук, кистей, глаз, тела. Правильная осанка. Мимика. Движение вокалистов на сцене. Пластичность и статичность вокалиста.
Развитие музыкального кругозора
Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального произведения. Музыкальная культура разных стран, музыка белорусских, русских и зарубежных композиторов. Творчество ведущих хоровых коллективов.
Практические занятия
Прослушивание вокально-хоровых произведений, анализ их музыкально- художественного содержания. Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. Игровые занятия. Музыкальные игровые моменты, тематические игровые программы.
Работа над произведениями. Репетиционная работа
Показ и прослушивание репертуарных произведений, сведения об их авторах. Формирование навыков пения в ансамбле. Формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение). Развитие навыка самоконтроля во время пения.
Практические занятия
Разбор, анализ и изучение мелодической линии каждой хоровой партии. Разучивание мелодической линии и ритмического рисунка. Чтение текста песни в ритме. Пение по цепочке, по куплетам. Работа по партиям и партитурам. Работа с микрофоном. Отработка технически трудных мест. Работа над тембральным унисоном, единообразием манеры звукоизвлечения. Разучивание произведений по фразам в сопровождении инструмента. Работа над средствами музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика). Тренировка вокально-технических навыков, необходимых для передачи музыкального содержания произведения. Работа над фразировкой, нюансировкой, кульминацией произведения. Работа над хоровым ансамблем, строем (в многоголосных произведениях), чистотой и устойчивостью вокальной интонации (в произведениях a capella). Исполнение произведений от начала до конца. Выработка навыка выразительного исполнения, свидетельствующего о вокальной культуре исполнителя. Сводные репетиции. Объединение групп хора, совместное исполнение произведений, работа над ансамблем звучания.
Воспитательная работа и социально значимая деятельность
Подготовка тематических бесед, музыкальных викторин. Формирование традиций коллектива (именины, памятные даты).
Практические занятия
Посещение концертов, выставок, театров, филармонии. Проведение творческих встреч с выдающимися деятелями хорового искусства. Посещение репетиций ведущих хоровых коллективов региона.
Концертная деятельность
Практические занятия.
Участие в праздничных, тематических, выездных, благотворительных концертах, фестивалях и конкурсах вокально-хорового творчества.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы. Отчетный концерт другие формы подведения итогов.
Примерный репертуарный список произведений:
Муз.А. Безенсон, сл. Е.Горовенко. «Мая Радзiма»;
Белорусская народная песня «Рэчанька»
Белорусская народная песня «Ой,рана, на ивана»
В.Попов «Хоровое сольфеджио»;
Муз.Я.Дубравина, сл.Е Коршунова «Огонек добра»;
Муз и сл. О.Дуловой «Годы фронтовые»;
Муз. и сл. Н.Дударовой «Весна»;
Муз. А.Безенсон, сл. Т.Шуриновой « Весенняя песня»;
Муз.И.Гайдна «Если мы дружим с музыкой»
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании четвертого года обучения учащиеся будут
знать:
музыкальный размер, сильная и слабая доли, тактовая черта;
понятия интервал, трезвучие, аккорд, гамма, ступени лада, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие;
как различать мелодию и виды мелодического рисунка;
виды и жанры изобразительного искусства;
уметь:
ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами; отличать в движении сильную долю такта;
работать самостоятельно и в коллективе;
свободно формировать навыки пения, филировки звука, практические упражнения пения легато, стаккато, форте, пиано. Определение понятий "хоровая партитура", "хоровой строй", "хоровой ансамбль", "унисон".
владеть:
основными приёмами рисования;
навыками организации и содержания в порядке своего рабочего места;
навыком выравнивания регистров певческого голоса.
Литература и информационные ресурсы
Нормативные правовые документы
Кодекс Республики Беларусь об образовании : по состоянию на 1 сент. 2022 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.
О типовых программах дополнительного образования детей и молодёжи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 20.10.2023, № 325 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441011p. – Дата доступа: 16.07.2024.
Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27.12.2017, №164 // Академия образования. – Режим доступа: https://akademy.by/files/documents/MD-MSOP/Matematika/Perechen_docum.pdf. – Дата доступа: 26.07.2024.
Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 03.08.2022, № 227 // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: https://adu.by/images/2022/09/post-MO-RB-227-2022.pdf. – Дата доступа: 26.07.2024.
Образцы оформления библиографического описания в списке источников, приводимых в диссертации и автореферате [Электронный ресурс] : приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, 25.06.2014, № 159 : в ред. приказа Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 08.09.2016 № 206 // Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь. – Режим доступа: https://vak.gov.by/bibliographicDescription. – Дата доступа: 23.07.2024.
Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 25.07.2011, № 149 : в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 318 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238827&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 22.07.2024.
Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07.08.2019, № 525 : в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 № 29, от 31.08.2022 № 570, от 15.11.2022 № 780, от 12.07.2024 № 502 // Министерство здравоохранения Республики Беларусь. – Режим доступа: https://minzdrav.gov.by/upload/lcfiles/text_tnpa/постановление_СМ_7_августа 2019_№525.pdf. – Дата доступа: 23.08.2024.
Литература и информационные ресурсы для педагога
1. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса: учеб. пособие / О.А.Апраксина. – М., 1983.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1967.
3. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б.Гонтаренко. – Ростов Н/Д: Феникс, 2008.
4. Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н.Н.Добровольская. – М.: Музыка, 1987.
5. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В.Емельянов. – СПб.: Лань,1997.
6. Живов, В.Л. Теория хорового исполнительства / В.Л.Живов. – М., 1998.
7. Жигалко, Е.В. Музыка, фантазия, игра / Е.В.Жигалко, Е.Ю.Казанская. – СПб.: Композитор, 1999.
8. Осеннева, М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М.С.Осеннева, В.А.Самарин. – М., 2003.
9. Осеннева, М.С. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами / М.С.Осеннева, В.А.Самарин, Л.И.Уколова. – М., 1999.
10. Попов, В. Хоровой класс / В.Попов, П.Халабузарь. – М.: Сов. композитор, 1988.
11. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников / А.С.Попов // Музыкальное воспитание в школе. – 1985. – Вып. 16.
12. Севастьянов, А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания / А.И.Севастьянов. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
13. Соколов, В.Г. Работа с хором / В.Г.Соколов. – М., 1983
СОГЛАСОВАНО
Начальник управления
по образованию администрации
Московского района г. Минска
___________ А.Д.Куницкая
___.08.2024
Проверено: _____________ М.Е. Коптель-Степуро ____________
подпись дата
Проверено: _____________ Н.В. Кузьменко ____________
подпись дата
Всего прошито, пронумеровано
и скреплено печатью
_________(___________)листов
цифрами прописью
Директор школы______________Н.А.Хомякова
___ ______________________________2024г