КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
Совета техникума директор ОБПОУ
Протокол № _____ от ____ «Рыльский аграрный техникум»
_________________ Харин А.В.
приказ № ____
от «____» ______ 20 _____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 11 АСТРОНОМИЯ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рыльск 2020 г.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», укрупненная группа 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Организация – разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».
Разработчик: Дягилева Анастасия Валентиновна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия»
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК____________________________
Протокол № _____ от «_____» ___________________ 20______г.
Председатель ПЦК ____________ И.В. Кузьменко
(подпись) ф.и.о.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума
Протокол №_______ от «_____» _________________ 20______г.
Председатель методического совета _____________ И.Н. Добрынина
(подпись)
Заместитель директора по учебной работе ___________ И.Н. Добрынина
(подпись)
Методист ________________
( подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета | 6 |
условия реализации программы учебного предмета | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета | 16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», укрупненная группа 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Программа учебного предмета может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: предмет входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественным астрономическим открытиям;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;
− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания астрономических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Оформление плана-конспекта. | 2 |
Подготовка реферата. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 |
Исследовательская работа | 10 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание тем учебного предмета «Астрономия».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Предмет астрономии | 4 | |
| Содержание учебного материала: Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | 2 | |
Раздел 2 | Основы практической астрономии | 6 | |
| Содержание учебного материала: Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. | 6 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение земли вокруг солнца. Видимое движение и фазы луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. | 2 | |
Раздел 3 | Законы движения небесных тел | 2 | |
| Содержание учебного материала: Структура и масштабы солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет.. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. | 2 | 2 |
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Методы определения расстояний до тел солнечной системы и их размеров. Небесная механика | 2 | |
Раздел 4 | Солнечная система | 4 | |
| Содержание учебного материала: Происхождение солнечной системы. Система земля–луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Спутники и кольца планет. Малые тела солнечной системы. Астероидная опасность. | 2 | |
Раздел 5 | Методы астрономических исследований | 4 | |
| Содержание учебного материала: Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения вина. Закон Стефана – Больцмана. | 2 | |
Раздел 6 | Звезды | 6 | |
| Содержание учебного материала: Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. | 6 | 3 |
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Строение солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на солнце. Солнечно-земные связи | 2 | |
Раздел 7 | Наша Галактика–Млечный путь | 2 | |
| Содержание учебного материала: Состав и структура галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. | 2 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Вращение галактики. Темная материя. | 2 | |
Раздел 8 | Галактики. Строение и эволюция Вселенной | 4 | |
| Содержание учебного материала: Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия | 2 | |
Всего | | 48 | |
.
3. условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализация программы предмета имеется учебный кабинет «Физика» Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная литература для обучающихся;
- комплект методической литературы для преподавателя;
- комплект лабораторного и демонстрационного оборудования;
- комплект учебно-наглядных пособий по придмету «Астрономия».
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Воронцов-Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.:Дрофа, 2018. - 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл. (Российский учебник).
Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.
Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.
Астрономия // Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1997. - 686 с.
Гаврилов М.Г. Звездный мир: сборник задач по астрономии и космической физике. - М., 1998 - 99 с.
Дополнительные источники:
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. 11 класс .– М.: Дрофа, 2014. – 224с
http://www.astronet.ru;
http://www.sai.msu.ru;
http://www.izmiran.ru;
http://www.sai.msu.su/EAAS;
http://www.myastronomy.ru;
http://www.krugosvet.ru;
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностных: − чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественным астрономическим открытиям − готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной астрономической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; метапредметных: − использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; - использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение использовать различные источники для получения астрономической информации, оценивать ее достоверность; - умение анализировать и представлять информацию в различных видах; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; предметных: − сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; − владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; − владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; − сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников. | Оценка выполнения ответов фронтального и индивидуального опроса. Оценка выполнения индивидуальных письменных работ. Оценка выполнения групповых письменных заданий. Оценка выполнения разно уровневых тестов. Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий. Оценка выполнения решения задач. Оценка выполнения домашней работы Доклады и их презентация. Оценка выполнения докладов и презентаций Оценка выполнения контрольной работы Оценка выполнения исследовательской работы Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий. Оценка выполнения решения задач. Оценка выполнения домашней работы |