Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1
им. В.И.Кузнецова
«Утверждено» Директор МОУ Дмитровской СОШ №1 им. Кузнецова В.И. _________Чернышова Т.А. Приказ № ___ от «___» ______ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология»
класс 7 «А,Б,В»
Базовый уровень
Крайневой Ирины Николаевны,
учителя химии и биологии
2018 год
Дмитров
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897), с учетом основной образовательной программы основного общего образования МОУ Дмитровской СОШ №1 имени В.И. Кузнецова, (утвержденной приказом директора школы от 01.09.2015 №5/05),) на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В. Пасечника по предметной линии учебников «Линия жизни» (М.: Просвещение, 2011 г.) по предмету, на основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, планируемых результатов основного общего образования.
Настоящая программа составлена на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программы общего образования по биологии УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014
Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2014
Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература для учителя:
Пепеляева О.А.Биология 7-8 класс. Поурочные разработки по биологии Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.
Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
Планируемые результаты подготовки учащихся
При изучении биологии в 7 классе учащиеся получат возможность развивать
коммуникативные умения:
понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли и
задавать вопросы и отвечать на вопросы
возражать и слушать и т.д.
информационные умения:
овладеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, определителями, энциклопедиями, CD-Rom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: видеозапись, Интернет и др.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету биология
1. Работа с живыми объектами, чучелами, влажными препаратами и коллекциями:
описание и сравнивание объекта;
наблюдение за объектом;
нахождение связи строения и функций.
2. Работа с микроскопом:
приготовление микропрепарата и микроскопа к работе;
наблюдение за объектом и его описание при работе с микроскопом.
3. Классификация растений и животных
распределять растения и животных по таксонам;
сравнивать разные таксоны.
Взаимосвязь биологии с другими дисциплинами.
Изучение биологии в 7 классе предусматривает интеграцию с такими дисциплинами, как экология (взаимосвязь животного мира с другими живыми организмами), физика (роль осмоса и диффузии в физиологических процессах, связь строения животного с особенностями передвижения, плотность среды обитания животных и особенности строения тела и др.), химия (особенности химического состава физиологических жидкостей, состав костей, раковин и др.), медицина и гигиена (профилактика заболеваний, вызываемых различными животными) и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «биология»
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
5 КЛАСС
(Базовый уровень подготовки, 1 час в неделю, всего 35 часов)
Раздел 1. Введение (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Лабораторные и практические работы:
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии:
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 2 Клеточное строение организмов (11 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация:
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы:
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений.
Устройство микроскопа и приёмы работы с ним.
Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом.
Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей.
Контрольная работа: Клеточное строение организмов.
Раздел 3 Царство Бактерии (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии и их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 4 Царство Грибы (5 часов).
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация.
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы:
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Плесневый гриб мукор.
Строение дрожжей.
Раздел 5 Царство Растения (10 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация.
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные опыты.
Строение зеленых водорослей
Строение мха (на местных видах)
Строение спороносящего хвоща
Строение спороносящего папоротника
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)
Контрольная работа: Царство растений.
6 КЛАСС
(Базовый уровень подготовки, 1 час в неделю, всего 35 часов)
Раздел 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация:
Внешнее и внутреннее строение корня.
Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Строение листа.
Макро- и микростроение стебля.
Различные виды соцветий.
Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы:
1, 2. Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
Строение кожицы листа. Клеточное строение листа.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (клубень, луковица).
Строение цветка.
Различные виды соцветий.
Классификация плодов.
Раздел 2 Жизнь растений (11 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация:
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян.
Питание проростков запасными веществами семени.
Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету.
Образование крахмала.
Дыхание растений.
Испарение воды листьями.
Передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы:
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Контрольная работа № 1: Строение и жизнь растений.
Раздел 3 Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение (выбор растений зависит от специализации растениеводства в местности).
Демонстрация:
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян.
Лабораторные и практические работы:
1.Строение пшеницы (ржи, ячменя).
Раздел 4 Природные сообщества (4 часа).
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсия
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Содержание учебного предмета (7 класс)
(Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч)
Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники (6 ч)
Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека.
Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.
Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч)
Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана. Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование. Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса. Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
1.Строение плесневого гриба мукора.
2.Изучение строения зеленых водорослей.
3.Изучение строения мха.
Изучение строения папоротника.
Изучение строения хвои и шишек хвойных
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений
Изучение типов корневых систем покрытосеменных.
Изучение внутреннего строения ветки дерева.
Изучение строения листа.
Изучение строения клубня, корневища и луковицы
Изучение строения цветка.
Изучение типов плодов.
Глава 3. Многообразие животного мира (26 ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
13.Изучение многообразия свободноживущих водных простейших.
14.Изучение пресноводной гидры.
15.Изучение внешнего строения дождевого червя.
16.Изучение внешнего строения насекомого.
17.Изучение внешнего строения рыбы.
18. Изучение внешнего строения птицы.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (4 ч)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
8 КЛАСС
(Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Раздел 1 Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2 Происхождение человека (3 ч.)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация:
Модель «Происхождение человека».
Модели остатков древней культуры человека.
Электронная презентация «Человеческие расы»
Раздел 3 Строение организма (5 ч.)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация:
Разложение пероксида водорода ферментов каталазой.
Лабораторные и практические работы:
Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.
Раздел 4 Опорно-двигательная система (8 ч.)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антогонисты и синергисты. Работа склетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушение осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация:
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков.
Распилы костей.
Приёмы оказания первой помощи при травмах.
Эл. презентация.
Лабораторные работы:
Микроскопическое строение кости.
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушения осанки.
Практические работы:
Мышцы человеческого тела (выполняется дома).
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Контрольная работа №1 «Строение организма. Опорно-двигательная система»
Раздел 5 Внутренняя среда организма (3 ч.)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ. Крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитические болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло - и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус – фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа:
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 6 Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч.).
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при кровотечениях.
Демонстрации:
Модели сердца и торса человека.
Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова.
Приёмы остановки кровотечений.
Лабораторная работа:
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выявляющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7 Дыхание (5 ч).
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации: Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Опыт по обнаружении. Углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторная работа:
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Контрольная работа №2 «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхание».
Раздел 8 Пищеварение (6 ч.)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрации:
Торс человека.
Лабораторная работа:
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Раздел 9 Обмен веществ и энергии (4 ч.)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторная работа:
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Раздел 10 Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 ч.)
Наружные покровы тела человека. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрации:
Рельефная таблица «Строение кожи».
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Контрольная работа № 3 «Обмен веществ и энергии. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».
Раздел 11 Нервная система (5 ч.)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система, нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Предний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрации:
Модель головного мозга человека.
Лабораторная работа:
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Раздел 12 Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации:
Модели глаза и уха.
Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторная работа:
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Раздел 13 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч.)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации: Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки.
Лабораторные работы:
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активном работе с объектом.
Контрольная работа № 4 «Нервная система. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».
Раздел14 Железы внутренней секреции (2 ч.)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гомоны гипофиза и щитовидной железы. Их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации:
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Модель гортани со щитовидной железой.
Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15 Индивидуальное развитие организма (5 ч.)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность ироды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.% их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов т абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации:
Тесты, определяющие тип темперамента.
1
9 КЛАСС (Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 68 часов)
Раздел 1 Введение. (3 часа)
Биология - наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация: Портреты учёных, внёсших значительны вклад в развитие биологических наук.
Раздел 2 Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Демонстрации: Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы:
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 3 Клеточный уровень (15 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация: Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука, хромосом. Модели-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы:
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный и клеточный уровень организации жизни».
Раздел 4 Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация: Микропрепарат яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы:
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.
Решение генетических задач на наследование при неполном доминировании.
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.
Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Выявление изменчивости организмов.
Контрольная работа №2 по теме «Организменный уровень»
Раздел 5 Популяционно-видовой уровень (9 ч.)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция – элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация: Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы:
Изучение морфологического критерия вида.
Контрольная работа №3 по теме «Популяционно-видовой уровень»
Раздел 6 Экосистемный уровень (7 часов).
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация: Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсия: Биогеоценоз.
Раздел 7 Биосферный уровень (11 ч).
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы т теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрации: Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы:
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия В краеведческий музей, на геологическое обнажение или видеоэкскурсия.
Контрольная работа №4 по теме «Итоговый контроль»
Календарно – тематическое планирование(7 класс)
№ урока | | Наименование разделов и тем | | | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту |
7А,Б,В | 7А,Б,В |
Многообразие организмов, их классификация(2 ч) |
1. | 1.Многообразие организмов, их классификация. | 03.09 03.09 03.09 | |
2. | 2.Вид - основная единица систематики. | 06.09 04.09 05.09 | |
Бактерии, грибы, лишайники (7 ч) |
3. | 1.Бактерии доядерные организмы. | 10.09 10.09 10.09 | |
4. | 2.Роль бактерий в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий. | 13.09 11.09 12.09 | |
5. | 3.Грибы-царство живой природы. Лабораторная работа №1 Строение плесневого гриба мукора. | 17.09 17.09 17.09 | |
6. | 4.Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Плесневые грибы и дрожжи | 20.09 18.09 19.09 | |
7. | 5.Грибы-паразиты | 24.09 24.09 24.09 | |
8. | 6.Лишайники | 27.09 25.09 26.09 | |
9. | 7.Обобщающий урок (Зачёт №1) Самостоятельная работа | 01.10 01.10 01.10 | |
. Многообразие растительного мира (26 ч) |
10 | 1.Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лабораторная работа №2 Изучение строения зеленых водорослей. | 04.10 02.10 03.10 | |
11. | 2.Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человек. | 08.10 08.10 08.10 | |
12. | 3.Высшие споровые растения. | 11.10 09.10 10.10 | |
13. | 4.Моховидные. Лабораторная работа №3 Изучение строения мха. | 15.10 15.10 15.10 | |
14. | 5.Папоротниковидные. Лабораторная работа №4 Изучение строения папоротника. | 18.10 16.10 17.10 | |
15. | 6.Плауновидные, хвощевидные. | 22.10 22.10 22.10 | |
16. | 7.Голосеменные растения | 25.10 23.10 24.10 | |
17. | 8.Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа №5 Изучение строения хвои и шишек хвойных | 08.11 06.11 07.11 | |
18 | 9.Покрытосеменные, или Цветковые растения. | 12.11 12.11 12.11 | |
19. | 10.Строение семян двудольных растений | 15.11 13.11 14.11 | |
20. | 11.Строение семян однодольных растений Лабораторная работа №6 Изучение строения семян однодольных и двудольных растений | 19.11 19.11 19.11 | |
21. | 12.Виды корней. Типы корневых систем. | 22.11 20.11 21.11 | |
22. | 13.Видоизменение корней. Лабораторная работа №7 Изучение типов корневых систем покрытосеменных. | 26.11 26.11 26.11 | |
23. | 14.Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега | 29.11 27.11 28.11 | |
24. | 15. Строение стебля. Лабораторная работа №8 Изучение внутреннего строения ветки дерева. | 03.12 03.12 03.12 | |
25. | 16.Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев. | 06.12 04.12 05.12 | |
26. | 17.Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа №9 Изучение строения листа. | 10.12 10.12 10.12 | |
27. | 18.Видоизменение побегов. Лабораторная работа №10. Изучение строения клубня, корневища и луковицы | 13.12 11.12 12.12 | |
28. | 19.Строение и разнообразие цветков. Цветок и его строение. | 17.12 17.12 17.12 | |
29. | 20.Соцветия. Типы соцветий. Лабораторная работа №11 Изучение строения цветка. | 20.12 18.12 19.12 | |
30 | 21.Плоды и их классификация. Лабораторная работа №12 Изучение типов плодов. | 24.12 24.12 24.12 | |
31. | 22.Размножение покрытосеменных растений. | 27.12 25.12 26.12 10.01 09.01 | |
32. | 23.Классификация покрытосеменных растений. | 14.01 14.01 14.01 | |
33. | 24.Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые) | 17.01 15.01 16.01 | |
34. | 25.Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | 21.01 21.01 21.01 | |
35. | 26.Контрольно-обобщающий урок по теме:"Многообразие растительного мира" Зачёт №2 Самостоятельная работа | 24.01 22.01 23.01 | |
Многообразие животного мира (27 ч) |
36. | 1.Общие сведения о животном мире. | 28.01 28.01 28.01 | |
37. | 2.Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики Лабораторная №13 Изучение многообразия свободноживущих водных простейших. | 31.01 29.01 30.01 | |
38. | 3.Паразитические простейшие. | 04.02 04.02 04.02 | |
39. | 4.Ткани, органы, системы органов многоклеточных животных. | 07.02 05.02 06.02 | |
40. | 5.Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые Полипы Лабораторная работа №14 Изучение пресноводной гидры. | 11.02 11.02 11.02 | |
41. | 6.Многообразие кишечнополостных | 14.02 12.02 13.02 | |
42. | 7.Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | 18.02 18.02 18.02 | |
43. | 8.Тип Круглые черви | 21.02 19.02 20.02 | |
44. | 9.Тип Кольчатые черви, или кольчецы. Лабораторная работа №15 Изучение внешнего строения дождевого червя. | 25.02 25.02 25.02 | |
45. | 10.Тип Моллюски | 28.02 26.02 27.02 | |
46. | 11.Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | 04.03 04.03 04.03 | |
47. | 12.Тип Членистоногие. Класс: Ракообразные. | 07.03 05.03 06.03 | |
48. | 13.Тип Членистоногие. Класс: Паукообразные | 11.03 11.03 11.03 | |
49. | 14.Тип Членистоногие. Класс Насекомые Лабораторная работа №16 Изучение внешнего строения насекомого. | 14.03 12.03 13.03 | |
50. | 15.Многообразие насекомых. Отряды насекомых. | 18.03 18.03 18.03 | |
51. | 16.Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» Зачёт №3 | 21.03 19.03 20.03 | |
52. | 17.Тип Хордовые. Общая характеристика. | 01.04 01.04 01.04 | |
53. | 18.Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа №17 Изучение внешнего строения рыбы. | 04.04 02.04 03.04 | |
54. | 19.Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые | 08.04 08.04 08.04 | |
55. | 20.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. Черепахи, Крокодилы | 11.04 09.04 10.04 | |
56. | 21.Класс Птицы. Лабораторная работа №18 Изучение внешнего строения птицы. | 15.04 15.04 15.04 | |
57. | 22.Многообразие птиц. | 18.04 16.04 17.04 | |
58. | 23.Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | 22.04 22.04 22.04 | |
59. | 24.Класс Млекопитающие, или Звери. | 25.04 23.04 24.04 | |
60. | 25.Многообразие млекопитающих. | 29.04 29.04 29.04 | |
61. | 26.Домашние млекопитающие. Животноводство. | 29.04 29.04 30.04 7Б | |
62. | 27.Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные» Зачёт №4 Самостоятельная работа | 06.05 06.05 06.05 | |
Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч) |
63. | 1.Этапы эволюции органического мира. | 07.05 7Б 06.05 7В 13.05 13.05 13.05 | |
64. | 2.Освоение суши растениями животными. | 16.05 14.05 13.05 | |
65. | 3.Охрана растительного и животного мира. | 20.05 20.05 20.05 | |
Экосистемы (3 ч) |
66. | 1.Экосистема. | 23.05 21.05 22.05 | |
67. | 2.Среда обитания организмов. | 27.05 27.05 27.05 | |
68. | 3.Экологические факторы и искусственные экосистемы. | 30.05 28.05 29.05 | |
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей естествознания _________________ Хаустова О.Н. Протокол № ___ от «____» __________ 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________ Горелова Л.С. «____» ______________ 2018 г. |