ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 »
ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/Верещак Г.В./ Ф.И.О. Протокол № 1 от «31»августа 2021 г | «Согласовано» Заместитель по УВР ________/Лизина В.Н./ Ф.И.О. «31»августа 2021 г | «Утверждаю» Директор ГКОУ СОШ № 1 при ИУ ________/Леонтьев С.А./ Ф.И.О. Приказ №51-ОД от «31»августа 2021 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
физическая культура
5 класс
Составитель: учитель физической культуры Поладова Светлана Николаевна
Составлена на основе:
- рабочей программы по физической культуре.: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014;
- программы основного общего образования по физической культуре УМК «Школа России» М: Просвещение 2014г; допущенной Министерством образования и науки РФ;
Учебник: Физическая культура. 5– 7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Я. Виленский и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
Количество часов: 3 часа в неделю.
с. Кочубеевское
2021-2022 уч. год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях спортом.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи занятий, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, неразборчивые половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
Предметные результаты.
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками, оказывать им помощь при освоении новых знаний, корректно объяснять и объективно оценивать;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по и соперникам.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки;
• способность вести наблюдения за показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить.
II.Содержание учебного предмета
1.Содержание программы
5 класс
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов |
1 | Раздел 1. Основы знаний | 17 |
2 | Раздел 2.Двигательные умения и навыки |
Лёгкая атлетика | 28 |
Гимнастика | 15 |
Баскетбол | 10 |
Волейбол | 15 |
Футбол | 7 |
Плавание | 8 |
Лыжная подготовка | 5 |
| Итого | 105 |
III. Календарно-тематическое планирование
5 класс (3 часа в неделю, 105 час)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
Основы знаний |
| | Здоровье и физическое развитие человека; правила безопасности во время занятий. | 1 |
| | Влияние физических упражнений, занятий лыжами, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья | 1 |
| | Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье и т.д.) | 1 |
| | Диагностическая работа | 1 |
| | Способы саморегуляции и самоконтроля: дыхательные упражнения, измерение массы тела, тестирование физических способностей | 1 |
| | Роль зрения и слуха при движениях и передвижениях | 1 |
| | Просмотр художественного фильма «Все решает мгновение» | 1 |
| | Просмотр художественного фильма «Все решает мгновение» | 1 |
| | Обсуждение художественного фильма «Все решает мгновение» | 1 |
| | Значение закаливания для человека. Приёмы закаливания (воздушные ванны, водные процедуры, хождение босиком) | 1 |
| | Значение занятий спортом для укрепления здоровья и закаливания. | 1 |
| | Особенности дыхания, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, техника безопасности. | 1 |
| | Строение тела человека, работа органов дыхания и сердечнососудистой системы. | 1 |
| | Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе упражнений и подвижных игр | 1 |
| | Проблемы лишнего веса. Правильное питание. | |
Легкая атлетика |
| | Инструктаж по охране труда. Основы знаний: Физические упражнения, их влияние на развитие физических качеств. | 1 |
| | Занятия спортом в условиях пандемии. | 1 |
| | Спринтерский бег. Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон | 1 |
| | Высокий старт. Финальное усилие. | 1 |
| | История зарождения олимпийского движения в России. Эстафеты. | 1 |
| | Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. | 1 |
| | Развитие скоростной выносливости Исторические данные о создании и развитии ГТО (БГТО). | 1 |
| | Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. | 1 |
| | Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. | 1 |
| | Физическая культура в современном обществе. | 1 |
| | Прыжки.Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места. | 1 |
| | РК. Судьба человека – Рогачева Людмила Васильевна – Заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике. | 1 |
| | Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений | 1 |
| | Метание копья, гранаты и мяча. | 1 |
| | Первые Игры современности | 1 |
| | Великие спортсмены: Георгий и Серафим Знаменские. | 1 |
| | Спортсмены, которые претендуют на попадание в Зал славы ИААФ | 1 |
| | Просмотр кинофильма «Человек, который изменил все» | 1 |
| | Просмотр кинофильма «Человек, который изменил все» | 1 |
| | Обсуждение кинофильма Просмотр кинофильма «Человек, который изменил все» | 1 |
Гимнастика |
| | Инструктаж по охране труда. Основы знаний по гимнастике и акробатике | 1 |
| | Физическое совершенствование .Т.Б. при выполнении гимнастических и акробатических упражнений | 1 |
| | РК. Встреча с интересными людьми. Крыжановский Алексей Анатольевич – заслуженный мастер спорта по акробатике | 1 |
| | Строевые упражнения. | 1 |
| | Развитие координационных способностей. Комбинации из акробатических упражнений. | 1 |
| | РК. М и Ю Страховы. Заслуженные тренеры СССР по акробатике. | 1 |
| | Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма. | 1 |
| | Развитие олимпийского движения. Гимнастика. | 1 |
| | Кувырок вперед. Стойка на лопатках. | 1 |
| | Повороты в движении Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 |
| | Развитие координационных способностей. Техника безопасности при выполнении прыжков через короткую скакалку | 1 |
| | Повороты в движении Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 |
| | Составление и просмотр презентации из картинок по комбинации из ранее освоенных акробатических элементов. | 1 |
| | Физиологические основы классификации физических упражнений и видов спорта. | 1 |
| | Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря | 1 |
Баскетбол |
| | Правила игры в баскетбол. Терминология игры в баскетбол. | 1 |
| | Прием и передача мяча. Ведение мяча. | 1 |
| | Стойки и передвижения, повороты, остановки | 1 |
| | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
| | Просмотр к/ф «Движение вверх» | 1 |
| | Обсуждение фильма «Движение вверх» | 1 |
| | Тактика свободного нападения | 1 |
| | Бросок мяча | 1 |
| | Вырывание и выбивание мяча. | 1 |
| | Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений | 1 |
Волейбол |
| | ТБ по разделу волейбол. Стойка волейболиста. | 1 |
| | Совершенствование стойки волейболиста. | 1 |
| | Развитие двигательных качеств по средствам ОРУ. | 1 |
| | Техника приема и передачи мяча сверху. | 1 |
| | Олимпиада 2020г . Токио. Страницы истории | 1 |
| | Совершенствование техники набрасывание мяча над собой, техника приема и передачи мяча сверху. | 1 |
| | Техника приема и передачи мяча снизу | 1 |
| | Совершенствование техники приема и передачи мяча. Техника прямой нижней подачи. | 1 |
| | Совершенствование нижней прямой подачи. | 1 |
| | Совершенствование приема и передачи мяча в парах. | 1 |
| | Совершенствование технических действий волейбола. | 1 |
| | Развитие двигательных качеств | 1 |
| | Совершенствование стойки волейболиста. Техника набрасывание мяча над собой. | 1 |
| | Техника приема и передачи мяча сверху. | 1 |
| | Техника приема и передачи мяча снизу. | 1 |
Лыжная подготовка |
| | Правила поведения на уроках лыжной подготовки.. | 1 |
| | Температурный режим, одежда, обувь лыжника | 1 |
| | Техника одновременного двухшажного хода. | 1 |
| | Бесшажный ход и двухшажный ход. | 1 |
| | Лыжные гонки . Просмотр документального фильма. | 1 |
Легкая атлетика |
| | ТБ по разделу. Строевая подготовка. Беговые упражнения. | 1 |
| | Развитие скоростных способностей. | 1 |
| | Совершенствование техники метания теннисного мяча. | 1 |
| | Старт с опорой на одну руку. | 1 |
| | Стартовый разгон. Развитие выносливости. | 1 |
| | Техника старта с опорой на одну руку. | 1 |
| | Бег на короткую дистанцию. Презентация | 1 |
| | Совершенствование прыжка в длину с разбега. | 1 |
Футбол- (7часа) |
| | Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом. | 1 |
| | Основные правила футбольной игры | 1 |
| | Овладение техникой передвижений, остановок, стоек, ударов. | 1 |
| | Развитие футбола в РФ. Заслуженный тренер РФ | 1 |
| | Просмотр к/ф «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». | 1 |
| | Просмотр и обсуждение к/ф «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». | |
| | Интересные факты о футболе | |
Плавание – (5 часов) |
| | Контрольная работа за 2 полугодие | |
| | Значения плавания в жизни человека. | |
| | История и этапы развития плавания. | |
| | Плавание в системе физического воспитания. | |
| | Основные виды плавания. | |
| | Организация и методы проведения занятий по плаванию. | |
| | Организация проведения соревнований по плаванию. | |
| | Игры и развлечения на воде. | |
| | Система специальных знаний в сфере физической культуры | |
| | Обобщение представлений о физических качествах. | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет Физическая культура
Класс _____5_________
Учитель Поладова С.Н.
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |