МУНИЦИПАЛЬНОЕТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МОУ САМАРСКАЯ СОШ
Рассмотрено на заседании Утверждено
Педагогического совета приказом № _________
Протокол № ___от от «____»_________20____г
Программа дополнительного образования
хореографический кружок «АЗАРТ»
Возрастная категория, класс: 7 -13 лет, 1-8 класс
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Разработчик (автор): Домышева Анастасия Николаевна
Педагог дополнительного образования
Самара, 2018
Пояснительная записка
Данная образовательная программа творческого объединения «Азарт» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическую направленность. Основой для разработки является авторская программа по хореографии Оксаны Калининой «Прекрасный мир танца», Харьков 2012г.
Хореография - искусство, любимое детьми. Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения.
Одна из основных задач педагога - выявление и развитие творческой индивидуальности каждого учащегося.
Данная программа содержит несколько разделов: ритмика, детский танец, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы современных танцевальных стилей, культурно-национальная хореография и в мире танцев.
При составлении рабочей программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
Программа рассчитана на 2 года обучения, проводится в два этапа, возраст детей 7-9 лет и 10-14 лет, составляет 36 недель; 2 раза в неделю по два учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.
Цели и задачи программы
Основная цель программы – способность эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Учебно – музыкальные задачи:
- дать детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- опираться в обучение на основные принципы педагогики;
- научить взаимосвязи музыки и движения;
- научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении;
- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие).
Развивающие задачи:
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- пробуждать фантазию, способность к импровизации;
- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
- принимать участие в концертной жизни школы.
Первый этап обучения – освоение азов ритмики, основы классического танца, несложных элементов народного танца, разучивание детских танцев.
Задачи первого этапа обучения:
Образовательные – обучить навыкам музыкально- двигательного движения.
Развивающие – развить музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу, музыкально-двигательную память.
Воспитательные – воспитать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку.
Ожидаемый результат
-уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;
-уметь различать динамические изменения в музыке, создавать музыкально-двигательный образ;
-научиться внимательно слушать музыку.
Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способностей к танцевально-музыкальной импровизации.
Задачи второго этапа обучения:
Образовательные – обогатить детей новыми выразительными средствами.
Развивающие – совершенствовать приемы музыкально-двигательной выразительности, осанки, работы стоп, развить пластику тела, развить двигательное воображение.
Воспитательные – воспитать чувство ответственности, стремление к четкому, правильному, красивому выполнения задания, что в свою очередь требует организованности, активности, внимания.
Ожидаемый результат
- уметь самостоятельно действовать и создавать;
- уметь правильно владеть приемами музыкального движения, средствами пластики выражать задаваемый образ;
- уметь общаться в коллективе, проявлять творческую инициативу
Сроки реализации и диагностика эффективности реализации образовательной программы
Первый этап обучения(1-ый год обучения)
Программа на начальном этапе обучения рассчитана на два года. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы (75 занятий 150 часов в год). В этот период среди основных задач педагога можно выделить:
- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов;
- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
- воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало.
Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы – игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений.
Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально – двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка.
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат.
В этой связи предлагается следующая формула: от ощущений к чувствам; от них к привычке. Следовательно, формулу необходимо применить в такой последовательности:
воспринимая - ощущай
осмысливая - чувствуй
запоминая - действуй, пробуй
проверяя результат - показывай другому
Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания учителя; профессиональный показ телодвижений учителем – зрительное созерцание и осмысление; наблюдение за собой в зеркальном отражении.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.
Умение – это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично, с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания. Навык – это уже более совершенная форма владения действием.
Условно различают три стадии в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка.
Первая стадия. В двигательной зоне коры головного мозга наблюдается широкое распространение возбуждения, поэтому движение выполняется неточно, сопровождается большим количеством побочных действий, еще нет согласованности кровообращения, дыхания и других систем и органов с деятельностью двигательного аппарата.
Главные компоненты метода – музыка, музыкальное движение, музыкально – пластические игры, музыкально – психологические элементы и развитие эмоциональной выразительности.
Тело имеет в своем распоряжении два различных типа движения: произвольные и непроизвольные.
Произвольным являются движения конечностей, корпуса, шеи, лица, глаз, губ, языка. Непроизвольное движение обычно ограничивается мышцами, находящимися внутри тела.
На первом этапе обучения уместно предложить следующий музыкально – психологический рецепт: счет «и» звучит коротко, а счет «раз» - длиннее, слабая доля такта как бы прячется за сильную.
Вторая стадия. Развивается условное торможение, прежде всего дифференциальное. Этому способствуют словесные раздражители – объяснения и поправки, сделанные учителем.
Возбуждение сосредотачивается только в определенных участках чувствительно – двигательной зоны, движения становятся более точными и согласованными. Именно на второй стадии и начинает закрепляться динамический стереотип.
В этой связи исходит метод тройных передвижений. Существует пять основных чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир, однако есть еще одно чувство – это координация, чувство равновесия.
Без воспитания координации занятия танцем станут невозможными, ее необходимо развивать и закреплять постоянно. Игнорирование данного свойства организма в ходе обучения приведет к значительным трудностям в дальнейшей работе.
Начинать следует с тройных поворотов головы.
Тройные повороты головы исполняются в сочетании с боковым переступанием.
Следующим основополагающим стереотипом является тройной переменный шаг вперед и назад.
В усложненном варианте очень важно сохранить осознанное сгибание ног в коленном суставе перед началом передвижения (с акцентом). Заметная деталь стереотипа, которая постоянно используется в танцевальной практике, - это своеобразный врожденный «затакт» двигательного навыка.
Третья стадия. В результате многократных повторений движения и указаний педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного навыка. Одновременно становится согласованной работа внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности движений, в легкости и грациозности исполнения.
Залогом успешного формирования любого двигательного навыка является осознанный контроль за выполнением движений по принципу – мысль опережает движение.
Для запоминания движений можно использовать короткие образные подсказки типа детских считалок.
По мере образования динамического стереотипа отдельные элементы движений перестают осознаваться, т.е. выполняются автоматически. Если двигательный навык доведен до автоматизма в процессе подготовки к ответственному выступлению, тем дольше выученное будет сохраняться.
Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила – это способность преодолевать сопротивление или противостоять ему за счет мышечного напряжения. Выносливость – это способность к длительному сохранению работоспособности, т.е. умение противостоять утомлению.
Приемы отработки выносливости увеличивают число повторений движений; повышают интенсивность работы над движением; чередуют оба эти приема; дают предельные нагрузки.
Каждый новый элемент, усложняющий уже заученное движение, развивает ловкость как способность переключаться с одного движения на другое, изменять направление или рисунок. Это научит детей ощущать свои движения в соответствии с темпераментом музыки.
Согласованность движений в хореографии можно разделить на простые и сложные координации. Простые координации – это одновременные и однонаправленные движения рук и ног. Сложные координации – это одновременные разнонаправленные движения.
Второй этап обучения(2-й год обучения)
Ученики уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движения, развито их внимание к восприятию нового материала. Однако в средней возрастной категории есть свои трудности, особенно в работе с мальчиками. Мальчики начинают увлекаться различными видами спорта.
Учитывая эти сложности, педагог должен поддерживать интерес детей к танцу, продолжать изучение танцев-игр, делать акцент на изучение танцевальных новинок, вводить в уроки соревновательный момент, включать в занятия элементы новой танцевальной техники – джаз – танца и современной пластики, использовать для музыкального сопровождения популярные среди подростков современные произведения.
Можно познакомить учеников с основными элементами актерского мастерства – сценическим вниманием, воображением, понятием «предлагаемые обстоятельства».
Одним из необходимых элементов актерской техники является освобождение мышц, добиться которого можно при изучении основ джаз – танца и современной пластики.
Познакомив детей с элементами актерской техники, следует добиваться от них комплексного сочетания этих элементов при исполнении этюдов.
Важным компонентом обучения на данном этапе является пополнение знаний основ музыкальной культуры, следует объяснить детям выразительные возможности музыки, познакомить с произведениями разных жанров и стилей.
Дети должны понять, что любой танец есть эмоциональное пластическое выражение музыки.
Продолжается более углубленное изучение классического экзерсиса.
Репертуар танцев подобран с учетом степени заинтересованности детей, полезности с точки зрения художественного и физического развития.
Итогом обучения на втором этапе должно стать умение учащихся грациозно и органично двигаться, общаться с партнером, соотносить свои движения с услышанной музыкой.
Для второго этапа обучения желательно увеличить количество часов в неделю.
Формы и структура занятий
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура занятия.
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное занятие. К началу занятия дети переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу. Под музыку марша, начиная с правой ноги, дети идут по кругу и выстраиваются в колонны, исполняют поклон преподавателю (здороваются). Затем преподаватель сообщает тему занятия.
Во избежание растяжения мышц, проводится разминочный тренаж, чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию сложных элементов танца. В ходе разминки, включающей упражнения и игры, преподаватель следит за тем, чтобы каждый ученик выполнял разминку в полную силу.
После тренажных упражнений разучиваются танцевальные упражнения или их отдельные элементы. Далее разучиваются этюды, движения и комбинации, входящие в запланированную постановку.
К окончанию занятия дети должны занять исходные рабочие места для исполнения поклона (до свидания).
Ожидаемые результаты
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
1 этап обучения
1-й год обучения
1. Построение занятия танца
2. Представление о жанрах хореографического искусства
3. Историю возникновения и развития танца
4. Хореографический экзерсис у станка и на партере
5. Хореографическую разминку на середине зала
6. Знать репертуар танцев
2 этап обучения
2-й год обучения
1.Основы актерского мастерства
2.Характер музыкального сопровождения
3.Знать репертуар танцев
4. Анализ музыкального произведения
5. Знать репертуар танцев
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
І этап обучения
1-й год обучения
1.Контролировать себя через ощущение (направление движения)
2.Согласовывать движения с музыкой
3.Формировать слушать музыку понимать настроение, её характер
4. Выполнять движения с музыкальным настроением и темпоритмом
5. Правильно исполнять движения
ІІ этап обучения
2-й год обучения
1.Развивать творческую фантазию
2.Сочетать элементы актерской техники при исполнении этюдов
3.Творчески подходить к занятиям, к концертной программе, к постановочной работе
4.Эмоционально воспринимать, чувствовать гармонию музыки и движения.
ФОРМЫ и МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации деятельности занимающихся.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с частью коллектива.
Формы проведения занятий.
-учебное занятие;
-беседа;
-игра;
-музыкальное соревнование;
-занятие-праздник;
-концерт;
-конкурс;
- фестиваль.
Методы, используемые при работе:
- метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды;
- метод расклада, обуславливающийся следующими задачами:
проработка и закрепление пройденного программного материала;
раскрытие индивидуальности кружковца через творческое самовыражение;
воспитание художественного вкуса;
создание хореографических композиций;
выявление и развитие способностей среди участников самодеятельного ансамбля, развитие техничности.
- метод повторения;
- метод коллективного творчества;
- метод объяснения;
- метод ускорения замедления;
- метод заучивания;
- метод «одного па»;
- метод многократного повторения всевозможных движений.
Календарно-тематический план 1-ый год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Воспитательная работа, уровень |
теория | практика |
СЕНТЯБРЬ |
1. | Введение в программу | Игра - «Знакомство» | 30 м | 1ч30м | воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов; первый |
2. | Ритмика | Музыкально-танцевальные упражнения | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
3. | Музыкальная игра. Игровые этюды | 1 ч | 1ч | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
4. | Характер музыки. Маршевая и танцевальная музыка. | 1ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
5. | Темп, ритм, динамические оттенки в музыке | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
6./7. | Поклон. Ходьба. Ходьба под музыку. Ходьба с координацией рук и ног. Ходьба с остановкой. | 30 м | 1ч30м | Сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; |
2ч | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
ОКТЯБРЬ |
8. | | Ходьба с движениями рук. Бег на носках мелкими шагами. Бег с хлопками. Подскоки,. Закрепление. 10. Подскоки переменным шагом с продвижением вперед. Упражнения на подскоки. 11 Закрепление. | 30 м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
|
9. | Элементы классического танца | Позиции ног. Позиции рук. | 1ч | 1ч | Принимать участие в концертной жизни школы. |
10. | | Demi-plie. Battement tendu. | 30 мин | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
11. | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
12. | 2ч | Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку; |
13. | Port de bras(первое). Port de bras(третье). Releve.Закрепление. | 1ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
НОЯБРЬ |
14. | Элементы народного танца | Позиции ног. | 30 мин | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
15. | Позиции рук. | 30 мин | 1ч30м | Привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие). |
16. | Положения головы: голова прямо, повёрнута(вправо, влево), наклонена(вперед, направо или налево), назад. Направления движения: основные и производные | 1 ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
17. | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
21. | 1 ч 15 мин | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
| | Приседания: полуприседания . Приседания: полные приседания. | 30 м | 2 ч | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
18./19. | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
20. | Положения кисти: кисть ладонью вниз, вверх, кисть опущена вниз, кисть поднята вверх. | 1 ч | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
21. | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
22. | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
ДЕКАБРЬ |
23./26. | Детские танцы | Круг, полукруг, два круга | 30 м | 1ч 30 м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч |
| 2 ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч |
27. | Колонна по одному, по два, по четыре, шеренга | 1 ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
28. | Цепочка, змейка, круг, звездочка, шахматное построение колонны | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
| | | | | |
29. | Круг в круге, корзиночка | 30 м | 1ч 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
30. | Воротца, карусель | | 2 ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
31. | Детские танцы | Веселая зарядка: полька | 1 ч | 1ч | Развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве; |
ЯНВАРЬ |
32. | Детские танцы | Приглашение: композиция танца состоит из двух фигур. Первая фигура исполняется в медленном темпе, вторая- в быстром. | 30 м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй, третий |
33. | Смени пару: полька | 1 ч 30м | 30 м | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
34/35 | Лошадки: в основе игрового, образного танца- имитация движений запряженных в тройку лошадей. | 1ч | 1 ч | Научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении; |
36/37. | Закрепление | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
2ч |
2ч |
ФЕВРАЛЬ |
38. | В мире танцев | Знакомство с историей возникновения хореографии. | 30 м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
39./40. | В мире танцев | Разучивание детских танцев | 30 мин | 1ч 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
2ч |
41./48. | Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце. | 1час | 2 ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
2ч |
| 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
2ч |
| 2ч | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
2ч |
| 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
2ч |
МАРТ |
49. | | Отработка исполнительской техники | 30 мин | 1ч 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
50. | 2ч 30м | Сформировать осознанное отношение к занятиям. |
51./54. | Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. | 1ч30мин | 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
2ч 30м |
2ч |
| | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
55. | | | 2ч | Сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; |
56. | Создание сценического макияжа. | 30мин | 1ч 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
57. | | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
58. | | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
АПРЕЛЬ |
59. | Знакомство учащихся с разнохарактерными танцами. | 30м | 1ч 30м | Сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; |
60. | Работа над координацией движений, танцевальных комбинаций. | 30м | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
61. | 1ч 30м |
МАЙ |
62. | Знакомство учащихся с культурно-национальной хореографией региона, бытом, традицией. | 1ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
63. | Подведение итогов работы кружка | 1 ч 30 м | 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
64./66. | Подготовка видеоотчета | 1ч30м | 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч |
2ч |
2ч |
ИЮНЬ |
67. | Показ видео материала с разнохарактерными танцами. | 30м | 1ч 30м | Воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов; |
68. | 30м | 1ч30м |
69./70. | Отработка танцевальных номеров | | 2ч |
| 2ч |
71./73. | | 2ч |
2ч |
| 2ч |
74. | Концертная деятельность | | 2ч |
75. | Подведение итогов | 1ч30мин | 30м |
Итого: 75 занятий (150 часов)
Содержание изучаемого курса
1 этап обучения
Тема: Ритмика
Знакомство происходит в процессе урока на музыкально-танцевальных упражнениях, музыкальных играх, танцевальных композициях.
Происходит знакомство с характером музыки, темпом, ритмом, музыкальным размером.
Позволяет с наименьшими затратами динамическими оттенками в музыке, характером исполнения и эмоциональной выразительностью.
энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, а также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
Тема: Элементы классического танца
В классическом экзерсисе происходит постановка корпуса, а также позиций ног и рук, как на середине зала, так и у станка.
Тема: Элементы народного танца
В народном экзерсисе происходит изучение положение рук, ног, а также основных движений русского, украинского и белорусского танцев.
Тема: Детские танцы
Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца. Важно также научить их переходу из одного построения в другое.
Тема: В мире танцев
Знакомство учащихся с танцами.
1 год обучения
Тема: Ритмика
Теория:
1.Характер музыки, темп(подскоки, галоп, разные виды бега), ритм, динамические оттенки в музыке(форте, пиано), характер исполнения(легато, стаккато), длительность звука, такт, фраза, предложение, эмоциональная выразительность.
2. Строение музыкальной речи(вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы), метроритм(2-4,3-4,4-4).
3. Маршевая и танцевальная музыка.
4. Игровые этюды(«Песенка крокодилы Гена», «Я-чайник»).
Практика:
1. Поклон. Ходьба. Ходьба под музыку.
2. Ходьба с координацией рук и ног. Ходьба с остановкой.
3. Ходьба с приставным шагом. Ходьба на пятках и на носках, не сгибая колени.
4. Ходьба вперед и назад.
5. Ходьба с высоким подниманием колен и легкий бег на носках.
6. Ходьба с движениями рук.
7. Бег. Бег на носках мелкими шагами.
8. Бег с хлопками.
9. Ходьба, подскоки, остановка.
10. Подскоки переменным шагом с продвижением вперед. Упражнения на подскоки.
11 Закрепление.
Тема : Элементы классического танца
Теория:
1. Позиции ног(1,2,3). Для заучивания и закрепления позиций ног можно использовать игру «Ножки, ножки…».
Эту игру можно также использовать при заучивании позиции рук.
2. Позиции рук(1,3,2)
Практика:
1. Demi-plie.
Это упражнение заставляет сдерживать мускулы, приседая, не выпячивать ягодицы, вся фигура более сконцентрирована.
2. Battement tendu.
Это упражнение вырабатывает надёжную и прочную выворотность, чтобы впоследствии, в прыжках, ноги сами при нимали правильную, отчётливую позицию.
3. Port de bras(первое).
4. Port de bras(третье).
Это упражнение лежит в основе великой науки рук в классическом танце. Руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями; развивается мускулатура ног, манера держать корпус, но только правильное нахождения своего места для рук завершает художественный облик и дает полную гармонию танцу, голова окончательно отделывает его, дает красоту всему рисунку, а завершает его взгляд.
5. Releve.
6. Закрепление.
Тема: Элементы народного танца
Теория:
1 год обучения включает в себя следующие движения:
1. Позиции ног: пять открытых(1,2,3,4,5); пять прямых(1,2,3,4,5): пять свободных и две закрытые(1,2)
2. Позиции рук(1,2,3,4,5,6,7)
3. Положения ноги: нога вытянута, нога присогнута, подъем вытянут, подъем сокращен, положение скошенного подъема, нога на ребре стопы, нога на ребре каблука, низкие полупальцы, средние полупальцы, высокие полупальцы, нога на носке.
4. Положения рук: подготовительное, 1 и 2 положение.
5. Положения корпуса: корпус ровный, вперед, назад, в сторону.
6. Положения головы: голова прямо, повёрнута(вправо, влево), наклонена(вперед, направо или налево), назад.
7. Положения кисти: кисть ладонью вниз, вверх, кисть опущена вниз, кисть поднята вверх.
8. Направления движения: основные и производные
Практика:
Занятия народного танца у станка, особенно в начале обучения, выстраиваются не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается лицом к станку, исполняется с одной, затем с другой ноги. При составлении занятия необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в классе и многое другое, что может повлиять на состояние учащихся. Занятия включают 8-9 упражнений, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими.
Важен практический показ каждого упражнения под музыку. Должен сохраняться единый темп занятия. Объяснения упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей. Слишком высокий темп проведения занятия, большое число повторений комбинаций также недопустимы, так как это может привести к перезагрузкам тех или иных групп мышц, а порой- к их заболеванию. Для отдыха можно исполнить одно-два танцевальных движения на середине зала. Разнообразие материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный аппарат-залог успешного проведения занятия и достижения главной цели.
1.Приседания: полуприседания .
2.Приседания: полные приседания.
3.Закрепление.
Приседания вводят в работу коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, укрепляют икроножные и ягодичные мышцы, мышцы бедра, пяточное сухожилие, суставы стопы, развивают мягкость, эластичность движений, силу ног. Музыкальный размер 3/4, 2/4, 4/4, 6/8.
Эти упражнения подготавливают учащихся к освоению прыжковых движений.
Тема: Детские танцы
Теория:
Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца. Важно также научить их переходу из одного построения в другое :
1.круг, полукруг, два круга
2.колонна по одному, по два, по четыре, шеренга
3. цепочка, змейка, круг, звездочка, шахматное построение колонны
4. круг в круге, корзиночка
5. воротца, карусель
Практика:
После усвоения рисунков танца и построений создаются небольшие композиции:
1.Веселая зарядка: полька
2.Приглашение: композиция танца состоит из двух фигур. Первая фигура исполняется в медленном темпе, вторая- в быстром.
3.Смени пару: полька
4.Лошадки: в основе игрового, образного танца- имитация движений запряженных в тройку лошадей.
5.Закрепление.
Тема: В мире танцев(14ч.)
Теория:
1.Знакомство о истории возникновения хореографии.(1ч.)
Практика:
1.Разучивание детских танцев.(8ч.)
2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.(2ч,)
3.Отработка исполнительской техники(2ч.)
4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.(1ч.)
Теоретических занятий-1 час., практических- 13 час.
Календарно-тематический план 2-ой год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Воспитательная работа, уровень |
теория | практика |
СЕНТЯБРЬ |
1. | Введение в программу | Элементы классического танца | 30 м | 1ч30м | воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов; первый |
2. | Народный танец | Продолжение изучения позиций ног, и основных движений классического танца. | 30м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
3. | Элементы народного танца | 1 ч | 1ч | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
4. | Знакомство с культурой, бытом и традициями народных танцев, | 1ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
5. | Маленькие броски: с касанием пола вытянутым носком работающей ноги | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
6./7. | Маленькие броски с подскоком на опорной ноге. | 30 м | 1ч30м | Сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; |
2ч | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
ОКТЯБРЬ |
8. | | Изучение танцевальных комбинаций | 30 м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
|
9. | Современный таанец | Элементы современных танцевальных стилей | 1ч | 1ч | Принимать участие в концертной жизни школы. |
10. | | Изолированные движения: Движения головы(наклоны) Движения головы ( повороты) Движения головы( круг) Движения головы(полукруг) Движения плеч(подъем и опускание) Движения плеч(раскрытие) | 30 мин | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
11. | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
12. | 2ч | Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку; |
13. | Движения бедрами(квадрат) Движения бедрами(круг) Движения бедрами(полукруг) | 1ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
НОЯБРЬ |
14. | Изолированные движения | Движения корпуса(прямые наклоны) Движения корпуса(перегиб) | 30 мин | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
15. | Движения корпуса (глубокий наклон вперед) | 30 мин | 1ч30м | Привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие). |
16. | Координация движения(после освоения изолированных движений соединяем их в различные комбинации) Закрепление. | 1 ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
17. | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
21. | 1 ч 15 мин | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
| | Культурно-национальная хореография | 30 м | 1ч30м | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
18./19. | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
20. | Знакомство с культурой, бытом и традициями северных народов, | 1 ч 30 мин | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
21. | 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
22. | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
ДЕКАБРЬ |
23./26. | Северные танцы | Знакомство с основными движениями северных танцев. | 30 м | 1ч 30 м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч |
| 2 ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч |
27. | В мире танцев | 1 ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
28. | В мире танцев | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
29. | Показ видео материала с разнохарактерными танцами. | 30 м | 1ч 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
30. | Разучивание танцев. | 30 м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
31. | Северные танцы | Разучивание танцев. | 1 час | 1ч | Развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве; |
ЯНВАРЬ |
32. | Детские танцы | Отработка позиций рук | 30 м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй, третий |
33. | Отработка позиций рук | 1 ч 30м | 30 м | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
34. | Отработка позиций ног | 30м | 1ч30м | Научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении; |
35./37. | Отработка позиций ног | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
2ч |
2ч |
ФЕВРАЛЬ |
38. | В мире танцев | Постановка корпуса | 30 м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
39./40. | В мире танцев | Постановка корпуса | 30 мин | 1ч 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
2ч |
41./48. | Повороты головы в танце. | 1час | 2 ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
2ч |
| 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
2ч |
| 2ч | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
2ч |
| 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
2ч |
МАРТ |
49. | | Повороты головы в танце. | 30 мин | 1ч 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
50. | 2ч | Сформировать осознанное отношение к занятиям. |
51./54. | Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. | 1ч30мин | 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
2ч |
2ч |
| | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
55. | | | 2ч | Сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; |
56. | Создание сценического макияжа. | 30мин | 1ч 30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
57. | | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
58. | | | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
АПРЕЛЬ |
59. | Знакомство учащихся с разнохарактерными танцами. | 30мин | 1ч 30м | Сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; |
60. | Работа над координацией движений, танцевальных комбинаций. | 30м | 1ч30м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
61. |
62. | 2ч |
МАЙ |
63. | Знакомство учащихся с культурно-национальной хореографией региона, бытом, традицией. | 1ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
64. | Подведение итогов работы кружка | 1 ч | 1ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
65./68. | Подготовка видеоотчета | 30м | 2ч | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч |
2ч |
1ч 30м |
ИЮНЬ |
69. | Показ видео материала с разнохарактерными танцами. | 30м | 1ч 30м | Воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов; |
70. | 30м | 1ч30м |
71./72. | Отработка танцевальных номеров | | 2ч |
30м | 1ч 30м |
73./74. | | 2ч |
| 2ч |
75. | Концертная деятельность | | 2ч |
Итого: 75 занятий (150 часов)
Содержание изучаемого курса
2 этап обучения
Тема: Элементы классического танца
Продолжение изучения позиции ног, а также основных движений классического танца.
Тема: Элементы народного танца
Продолжение изучения движений рук и основных движений русского танца. А также изучаются движения разнохарактерных танцев.
Тема: Элементы современных танцевальных стилей
Знакомство учащихся с изолированными движениями, с координацией движений и с танцевальными комбинациями.
Тема: Культурно-национальная хореография
Знакомство учащихся с культурно-национальной хореографией региона, бытом, традицией.
Тема: В мире танцев
Знакомство учащихся с разнохарактерными танцами
2-й год обучения
Тема : Элементы классического танца
Теория:
1.Позиции ног(5 и 4). Первый aradesque. Это одни из основных поз современного классического танца. В движении решающую роль играет спина.
2.Второй arabesque. Третий arabesque.
Практика:
1.Battement fondu
Это движение принадлежит к стадии более сложных упражнений, так как и та нога, на которой стоит учащийся, принимает участие в работе.
2.Battement frappe
3.Battement releve lent
4.Passe
Соответствует своему названию- проходящее, переводящее. В танце служит оно как вспомогательное движение, переводящее ногу из одного положения в другое.
5.Grand battement jete
В этом движении корпус не должен производить никаких движений, никаких содроганий, происходящих от неправильных усилий.
6.Port de bras(2)
7.Port de bras(5)
8.Закрепление.
Тема : Элементы народного танца
Теория:
1.Знакомство с культурой, бытом и традициями народных танцев, через печатные источники.
Практика:
Упражнения этой темы развивают подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляют икроножные мышцы.
При исполнении движения на полуприседании в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения её в позицию, переводится на полупальцы. Маленькие броски исполняются резко, четко, с небольшой фиксацией работающей ноги в воздухе. Комбинации составляются из разных видов упражнения, а также в сочетании с другими движениями: «каблучными упражнениями», «дробными выстукиваниями», «подготовкой к «веревочке»». Выполняют упражнение в русском, белорусском или украинском характере. Музыкальный размер 2/4,3/4.
2 год обучения включает в себя следующие движения:
1. Подготовительные упражнения
2. Маленькие броски: основной вид
3. Маленькие броски: с касанием пола вытянутым носком работающей ноги
4. Маленькие «сквозные» броски: основной вид.
5. Маленькие броски с подскоком на опорной ноге.
6. После усвоения материала разучиваются танцевальные комбинации.
7.Закрепление
Тема : Элементы современных танцевальных стилей
Теория:
1.Знакомство с работой современных танцевальных коллективов, через видеоматериал.
Практика:
Прежде чем приступить к разучиванию упражнений, нужно познакомить учащихся с понятием мышечного напряжения и расслабления. Когда учащиеся овладеют техникой расслабления и напряжения, осознавая степень напряженности каждой группы мышц, они смогут ощутить необходимую меру напряжения при выполнении того или иного движения. Такие упражнения можно выполнять как домашнее задание, самостоятельно. Постоянные тренировки помогут достигнуть того уровня, когда излишнее мышечное напряжение будет сниматься само по себе, органически.
Изолированные движения:
1.Движения головы(наклоны)
2.Движения головы( повороты)
3.Движения головы( квадрат)
4.Движения головы( круг)
5.Движения головы(полукруг)
6.Движения плеч(подъем и опускание)
7.Движения плеч(раскрытие)
8.Движения плеч(закрытие)
9.Движения плеч(полукруг)
10.Движения плеч(полный круг)
11.Движения плеч(вытягивание плеч)
12.Движения бедрами(квадрат)
13.Движения бедрами(круг)
14.Движения бедрами(полукруг)
15.Движения бедрами(покачивание вперед-назад)
16.Движения бедрами(покачивание в сторону)
17.Движения бедрами(двойное покачивание в сторону)
18.Движения корпуса(прямые наклоны)
19.Движения корпуса(глубокий наклон вперед)
20.Движения корпуса(перегиб)
21.Координация движения(после освоения изолированных движений соединяем их в различные комбинации)
22.Закрепление.
Тема : Культурно-национальная хореография
Теория:
Знакомство с культурой, бытом и традициями северных народов, через печатные источники и показ видеоматериала.
Практика:
Знакомство с основными движениями северных танцев.
Тема : В мире танцев
Теория:
1. Показ видео материала с разнохарактерными танцами.
Практика:
1.Разучивание танцев.
2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.
3.Отработка исполнительской техники
4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно,вучебнойработе надо подвести учащихся к тому,чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально.
Методика учебно – воспитательной работы не может быть единой для всех творческих объединений, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся.
Метод работы по данной программе предполагает:
Поэтапное, вариативное обучение детей.
Присутствие игрового момента на первоначальном этапе обучения.
Поиск интересного музыкального материала.
Творческий подход к работе.
Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
В процессе освоения программы необходимо использовать следующие методы разучивания танцевальных движений:
метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно);
целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком, в замедленном темпе);
метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного танца;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Методы применяемые для реализации программы
в работе с учащимися
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование.
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик);
- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
Список литературы для учителя
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф»
Москва 1999г.
2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2002г.
3. Г. Я. Власенко «Танцы народов Поволжья». Издательство «Самарский университет» 1992г.
4. Г.П. Гусев « Методика преподавания народного танца» ГИЦ « Владос»
Москва 2002г.
5. М.Я. Жорницкая «Танцы народов севера». Москва «Советская Россия» 1988г.
6. С.И. Мерзлякова « Фольклор – музыка – театр» ГИЦ «Владос»
Москва 1999г.
7. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная « Учите детей танцевать
Гуманитарный издательский центр « Владос» Москва 2003г.
8. «Танцуем, играем и поем». Молодежная эстрада 1-2000г.
9. «Учимся танцевать» шаг за шагом. «Попурри» Минск 2002г.
Список литературы для учащегося
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф»
Москва 1999г.
2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2002г.
3. М.Я. Жорницкая «Танцы народов севера». Москва «Советская Россия» 1988г.