Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДЕНА на
ШМО педагогов ДО
«___» сентября 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
Срок реализации – 1 год
(возраст учащихся 7 – 8 лет)
Руководитель:
Даренская И. В., учитель начальных классов,
I квалификационная категория;
Исакова А. В., учитель начальных классов,
I квалификационная категория
г. Каменск – Уральский
2017-2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная образовательная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в проектах разного уровня (классных, школьных, городских).
Новизна дополнительной образовательной программы:
На первом году обучения большее внимание уделяется системно-деятельностному подходу, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Актуальность:
Актуальность данной программы состоит в том, что ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно - способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
Педагогическая целесообразность:
Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков, соблюдение единства педагогических требований.
Цель дополнительной образовательной программы:
развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся через проектную деятельность.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
Обучить основам оформления работ.
Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи, самостоятельность, способность к самообразованию и саморазвитию.
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы:
является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Курс «Учусь создавать проект» расширит кругозор и обогатит словарный запас детей новыми понятиями из мира проекта.
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- выдвижение гипотез;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала для эксперимента;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Каждое занятие пособия поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей 6-8 летнего возраста.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Режим занятий – 1 час в неделю.
Форма проведения занятий:
- игры;
- опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- дискуссии, беседы.
Методы, используемые на занятиях:
1) Наглядный метод – стенды, наглядные пособия, показ педагогам правильности выполнения упражнений;
2) Словесный метод – беседа, обсуждение соревнований;
3) Практический метод – тренировки.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
—осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение выдвигать гипотезы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- создавать рисунки в графическом редакторе;
- пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
1. Общеучебные организационные умения
- определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);
- определение причин возникающих трудностей, путей их устранения;
- предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и
почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;
- учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Общеучебные умения поиска сведений
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
- поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
Творческие общеучебные умения
- умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Менеджерские умения и навыки
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
4. Коммуникативные умения
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.;
- презентационные умения и навыки;
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы;
- применение полученных знаний. Деятельностная компетентность;
- практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе;
- разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
Привлечение родителей
- привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой;
- когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них;
- хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Итоговый контроль осуществляется в рамках:
- практических работ;
- творческих работ учащихся.
Методы контроля:
- консультация,
- доклад,
- защита исследовательских работ,
- выступление,
- выставка,
- презентация,
- мини-конференция,
-научно-исследовательская конференция,
- участие в конкурсах научно-исследовательских работ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Участие в проектах разного уровня (классных, школьных, городских), в праздниках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название тем курса | Общее количество часов | В том числе |
теоретических | практи ческих |
Кто я? Моя семья. | 1 | 1 | |
Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 | 0,5 | 0,5 |
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Повторение. Давай вспомним. | 1 | | 1 |
Проблема. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Проблема. Решение проблемы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Гипотеза. Предположение. | 1 | | 1 |
Гипотеза. Играем в предположения. | 1 | | 1 |
Цель проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Задача проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Выбор нужной информации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Интересные люди- твои помощники. | 1 | 1 | |
Продукт проекта. | 1 | | 1 |
Виды продукта. Макет. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Повторение пройденных проектных понятий. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 1 | | 1 |
Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 1 | | 1 |
Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 | | 1 |
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Повторение. Давай вспомним. | 1 | | 1 |
Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Играем в ученых. Поилка для цветов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тест «Чему я научился?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Памятка для учащегося-проектанта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | | 1 |
Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | 1 | | 1 |
Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | | 1 |
ИТОГО ЧАСОВ | 33 | 12 | 21 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Гипотеза. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди- твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение.
Давай вспомним. Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов. Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта.
Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Календарно-тематическое планирование
1 «А» класс
№ п\п | Тема урока | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (фактически) |
1 | Кто я? Моя семья. | Сентябрь | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | Сентябрь | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | Сентябрь | |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | Сентябрь | |
5 | Повторение. Давай вспомним. | Октябрь | |
6 | Проблема. | Октябрь | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | Октябрь | |
8 | Гипотеза. Предположение. | Октябрь | |
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | Ноябрь | |
10 | Цель проекта. | Ноябрь | |
11 | Задача проекта. | Ноябрь | |
12 | Выбор нужной информации. | Ноябрь | |
13 | Интересные люди- твои помощники. | Декабрь | |
14 | Продукт проекта. | Декабрь | |
15 | Виды продукта. Макет. | Декабрь | |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | Декабрь | |
17 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | Январь | |
18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | Январь | |
19 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Январь | |
20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Январь | |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | Февраль | |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | Февраль | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | Февраль | |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | Март | |
25 | Повторение. Давай вспомним. | Март | |
26 | Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. | Март | |
27 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | Апрель | |
28 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | Апрель | |
29 | Тест «Чему я научился?» | Апрель | |
30 | Памятка для учащегося-проектанта. | Апрель | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | Май | |
32 | Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | Май | |
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Май | |
Календарно-тематическое планирование
1 «В» класс
№ п\п | Тема урока | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (фактически) |
1 | Кто я? Моя семья. | Сентябрь | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | Сентябрь | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | Сентябрь | |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | Сентябрь | |
5 | Повторение. Давай вспомним. | Октябрь | |
6 | Проблема. | Октябрь | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | Октябрь | |
8 | Гипотеза. Предположение. | Октябрь | |
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | Ноябрь | |
10 | Цель проекта. | Ноябрь | |
11 | Задача проекта. | Ноябрь | |
12 | Выбор нужной информации. | Ноябрь | |
13 | Интересные люди- твои помощники. | Декабрь | |
14 | Продукт проекта. | Декабрь | |
15 | Виды продукта. Макет. | Декабрь | |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | Декабрь | |
17 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | Январь | |
18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | Январь | |
19 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Январь | |
20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Январь | |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | Февраль | |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | Февраль | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | Февраль | |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | Март | |
25 | Повторение. Давай вспомним. | Март | |
26 | Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. | Март | |
27 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | Апрель | |
28 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | Апрель | |
29 | Тест «Чему я научился?» | Апрель | |
30 | Памятка для учащегося-проектанта. | Апрель | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | Май | |
32 | Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | Май | |
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Май | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Се-лимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Техническое оснащение занятий
компьютер;
проектор;
Интернет;
электронные обучающие диски. Компакт диск «Внеурочная деятельность. Начальная школа «Интеллектуально –творческие занятия». Волгоград: Учитель, 2012г
Приложение. Анкета для выявления проектных умений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Рекомендуемая литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html.
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/.
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696.