СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлена программа по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" в 1 классе. Эта программа создана в соавторстве с моей коллегой Исаковой А. В. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

с углубленным изучением отдельных предметов»




УТВЕРЖДЕНА на

ШМО педагогов ДО

«___» сентября 2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»

Срок реализации – 1 год

(возраст учащихся 7 – 8 лет)




Руководитель:

Даренская И. В., учитель начальных классов,

I квалификационная категория;

Исакова А. В., учитель начальных классов,

I квалификационная категория








г. Каменск – Уральский

2017-2018 уч. год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная дополнительная образовательная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в проектах разного уровня (классных, школьных, городских).

Новизна дополнительной образовательной программы:

На первом году обучения большее внимание уделяется системно-деятельностному подходу, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;

- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Актуальность:

Актуальность данной программы состоит в том, что ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно - способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.

Педагогическая целесообразность:

Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков, соблюдение единства педагогических требований.


Цель дополнительной образовательной программы:

развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся через проектную деятельность.

Задачи дополнительной образовательной программы:

  1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

  3. Обучить основам оформления работ.

  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи, самостоятельность, способность к самообразованию и саморазвитию.

Отличительная особенность дополнительной образовательной программы:

является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Курс «Учусь создавать проект» расширит кругозор и обогатит словарный запас детей новыми понятиями из мира проекта.

Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

- постановка проблемы, формулирование темы;

- выдвижение гипотез;

- овладение методами исследования;

- сбор собственного материала для эксперимента;

- обобщение, выводы;

- защита работы.

Каждое занятие пособия поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Возраст детей:

Программа рассчитана на детей 6-8 летнего возраста.


Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.


Режим занятий – 1 час в неделю.


Форма проведения занятий:

- игры;

- опыты;

- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

- интеллектуальные головоломки;

- практические занятия;

- дискуссии, беседы.

Методы, используемые на занятиях:

1) Наглядный метод – стенды, наглядные пособия, показ педагогам правильности выполнения упражнений;

2) Словесный метод – беседа, обсуждение соревнований;

3) Практический метод – тренировки.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

—осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;  

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

 - умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;  

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;  

- умения и навыки работы в сотрудничестве;  

- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;  

- умение выдвигать гипотезы.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

- использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;

 - создавать рисунки в графическом редакторе;  

- пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

- использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
1. Общеучебные организационные умения

- определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);

- определение причин возникающих трудностей, путей их устранения;

- предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и

почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

- учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

  1. Общеучебные умения поиска сведений

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

- поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

- наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

  1. Творческие общеучебные умения

- умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

  1. Менеджерские умения и навыки

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

4. Коммуникативные умения

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.;

- презентационные умения и навыки;

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы;

- применение полученных знаний. Деятельностная компетентность;

- практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе;

- разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

  1. Привлечение родителей

- привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой;

- когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них;

- хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

Итоговый контроль осуществляется в рамках:

- практических работ;

- творческих работ учащихся.


Методы контроля:

- консультация,

- доклад,

- защита исследовательских работ,

- выступление,

- выставка,

- презентация,

- мини-конференция,

-научно-исследовательская конференция,

- участие в конкурсах научно-исследовательских работ.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Участие в проектах разного уровня (классных, школьных, городских), в праздниках.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Название тем курса


Общее количество часов

В том числе

теоретических

практи
ческих

Кто я? Моя семья.

1

1


Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

0,5

0,5

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

1

0,5

0,5

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

1

0,5

0,5

Повторение. Давай вспомним.

1


1

Проблема.

1

0,5

0,5

Проблема. Решение проблемы.

1

0,5

0,5

Гипотеза. Предположение.

1


1

Гипотеза. Играем в предположения.

1


1

Цель проекта.

1

0,5

0,5

Задача проекта.

1

0,5

0,5

Выбор нужной информации.

1

0,5

0,5

Интересные люди- твои помощники.

1

1


Продукт проекта.

1


1

Виды продукта. Макет.

1

0,5

0,5

Повторение пройденных проектных понятий.

1

0,5

0,5

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

1

0,5

0,5

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

1


1

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

1

0,5

0,5

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

1


1

Выступление перед знакомой аудиторией.

1


1

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

1

0,5

0,5

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

0,5

0,5

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1

0,5

0,5

Повторение. Давай вспомним.

1


1

Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно.

1

0,5

0,5

Играем в ученых. Поилка для цветов.

1

0,5

0,5

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

0,5

0,5

Тест «Чему я научился?»

1

0,5

0,5

Памятка для учащегося-проектанта.

1

0,5

0,5

Твои впечатления от работы над проектом.

1


1

Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.

1


1

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1


1

ИТОГО ЧАСОВ

33

12

21


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Гипотеза. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди- твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение.

Давай вспомним. Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов. Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта.

Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. Советы на лето от Мудрого Дельфина.


Календарно-тематическое планирование

1 «А» класс



п\п

Тема урока

Дата

проведения

(по плану)

Дата

проведения

(фактически)

1

Кто я? Моя семья.

Сентябрь


2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

Сентябрь


3

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

Сентябрь


4

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

Сентябрь


5

Повторение. Давай вспомним.

Октябрь


6

Проблема.

Октябрь


7

Проблема. Решение проблемы.

Октябрь


8

Гипотеза. Предположение.

Октябрь


9

Гипотеза. Играем в предположения.

Ноябрь


10

Цель проекта.

Ноябрь


11

Задача проекта.

Ноябрь


12

Выбор нужной информации.

Ноябрь


13

Интересные люди- твои помощники.

Декабрь


14

Продукт проекта.

Декабрь


15

Виды продукта. Макет.

Декабрь


16

Повторение пройденных проектных понятий.

Декабрь


17

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Январь


18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Январь


19

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Январь


20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Январь


21

Выступление перед знакомой аудиторией.

Февраль


22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

Февраль


23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Февраль


24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Март


25

Повторение. Давай вспомним.

Март


26

Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно.

Март


27

Играем в ученых. Поилка для цветов.

Апрель


28

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

Апрель


29

Тест «Чему я научился?»

Апрель


30

Памятка для учащегося-проектанта.

Апрель


31

Твои впечатления от работы над проектом.

Май


32

Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.

Май


33

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Май




Календарно-тематическое планирование

1 «В» класс


п\п

Тема урока

Дата

проведения

(по плану)

Дата

проведения

(фактически)

1

Кто я? Моя семья.

Сентябрь


2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

Сентябрь


3

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

Сентябрь


4

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

Сентябрь


5

Повторение. Давай вспомним.

Октябрь


6

Проблема.

Октябрь


7

Проблема. Решение проблемы.

Октябрь


8

Гипотеза. Предположение.

Октябрь


9

Гипотеза. Играем в предположения.

Ноябрь


10

Цель проекта.

Ноябрь


11

Задача проекта.

Ноябрь


12

Выбор нужной информации.

Ноябрь


13

Интересные люди- твои помощники.

Декабрь


14

Продукт проекта.

Декабрь


15

Виды продукта. Макет.

Декабрь


16

Повторение пройденных проектных понятий.

Декабрь


17

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Январь


18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Январь


19

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Январь


20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Январь


21

Выступление перед знакомой аудиторией.

Февраль


22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

Февраль


23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Февраль


24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Март


25

Повторение. Давай вспомним.

Март


26

Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно.

Март


27

Играем в ученых. Поилка для цветов.

Апрель


28

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

Апрель


29

Тест «Чему я научился?»

Апрель


30

Памятка для учащегося-проектанта.

Апрель


31

Твои впечатления от работы над проектом.

Май


32

Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.

Май


33

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Май



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Се-лимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.


Техническое оснащение занятий

    1. компьютер;

    2. проектор;

    3. Интернет;

    4. электронные обучающие диски. Компакт диск «Внеурочная деятельность. Начальная школа «Интеллектуально –творческие занятия». Волгоград: Учитель, 2012г

    5. Приложение. Анкета для выявления проектных умений.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для обучающихся:

  1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Для учителя:

  1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

  2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html.

  2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/.

  3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696.