13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида»
«Согласовано» Председатель МО ___________ / ___________ / Протокол №___ от «___» ___________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида ___________ / Осколкова Л. А. / «___» ___________20___г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида __________ / Воропаев В. И. / Приказ №___ от «___» ___________20___г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: окружающий мир
Класс: 6 «у»
Тип программы: адаптированная образовательная программа
Количество часов: 68
Составитель: учитель начальных классов Лодыга И.И.
г. Улан-Удэ
2015/2016 уч. г.
I. Пояснительная записка.
Речь детей с ОВЗ исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются употреблением коротких слов и фраз (особенно дети с СД).
Для того чтобы научить таких детей отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. Из всех направлений работы по обучению речи школьников особое внимание уделяется языковой способности. В этот период обучения школьники учатся реагировать на обращённую к ним речь, подражать речевым действиям учителя.
С этой целью выделена в отдельный цикл программа по развитию речи. Она включает в себя материал по ознакомлению с окружающим миром и носит интегрированный характер. Речевое развитие дети получают за счёт общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз и синтаксических конструкций, обучения ответам на вопросы. Занятия по развитию речи осуществляются с использованием дидактически-наглядного материала, ЦОР, что способствует стимуляции детей к процессу говорения, расширяет их словарный запас, пробуждает интерес к ним.
Основными формами организации учебного процесса являются урок и экскурсия. В курс вошли предметно-практическая деятельность, которая способствует закреплению определённых умений и навыков, и наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсии, наблюдения, предметно-практическая деятельность способствуют развитию познавательных процессов: памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления.
Данная программа адресована учащимся 6 класса и составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с учётом общих закономерностей и специфических особенностей детей с ОВЗ, типичных трудностей и путей их преодоления.
Основной задачей обучения является расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.
В результате изучения программного материала дети учатся:
- отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размер, функциональные признаки;
- сравнивать предметы, действия по существенным признакам;
- правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий;
- составлять простые нераспространённые предложения на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам;
- распространять предложения прилагательными-определениями;
- рассказывать о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о том, как ехали в школу;
- готовится к праздникам с элементами драматизации.
В структуре изучения программного материала выделяются разделы:
Времена года.
Растения.
Животные.
Птицы.
Насекомые.
Улица и транспорт.
Человек.
Закрепление.
Учебным материалом, предусмотренным программой, учащиеся овладевают под руководством учителя. Выделяется больше времени на освоение каждого раздела, выполнение каждого задания. В целях его систематизации и прочного овладения предусмотрено ряд уроков для обобщения и закрепления изученного материала. Домашнее задание носит индивидуальный характер.
Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Это отражается на степени дозировки объёма задания, времени на его выполнение и оказываемой помощи со стороны учителя.
Оценка знаний и умений учащихся осуществляется по пятибалльной системе в ходе текущего и итогового контроля. Итоговая оценка за учебный год выставляется по результатам четвертных оценок.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Количество часов на изучение темы можно варьировать за счёт резервного времени, данного по каждому разделу.
I четверть – 18 часов
II четверть – 14 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть – 16 часов
II. Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма |
экскурсии | практические | контроля |
1 | Времена года. | 15 | 4 | 1 | Наблюдения за деятельностью детей на уроке. |
2 | Растения. | 16 | | 3 |
3 | Животные. | 5 | | |
4 | Птицы. | 6 | | 1 |
5 | Насекомые. | 2 | | |
6 | Улица и транспорт. | 5 | 1 | |
7 | Человек. | 6 | | 4 |
8 | Повторение. | 4 | | |
9 | Резервное время | 9 | | | |
10 | Итого: | 68 | 5 | 9 | |
III. Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Летние каникулы. | 1 |
2 | Сентябрь – начало осени. Экскурсия. | 1 |
3 | Признаки осени. | 1 |
4 | Овощи. | 4 |
5 | Фрукты и ягоды. | 3 |
6 | Бахчевые культуры. | 1 |
7 | Растения на клумбе. Практическая работа. | 2 |
8 | Золотая осень. | 1 |
9 | Деревья. Практическая работа. | 2 |
10 | Улица. Экскурсия. | 2 |
11 | Транспорт. ПДД. | 3 |
12 | Поздняя осень. Экскурсия. | 2 |
13 | Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия. | 1 |
14 | Сезонные изменения в природе зимой. | 1 |
15 | Одежда и обувь. | 2 |
16 | Зимние забавы детей. | 1 |
17 | Птицы. Практическая работа. | 4 |
18 | Домашние птицы. | 2 |
19 | Труд людей зимой. | 1 |
20 | Домашние животные. | 2 |
21 | Дикие животные. | 2 |
22 | Март – весенний месяц. | 1 |
23 | Природа весной. Экскурсия. | 1 |
24 | Растения и животные весной. | 2 |
25 | Комнатные растения и уход за ними. Практическая работа. | 2 |
26 | Раннецветущие растения. | 1 |
27 | Насекомые. | 2 |
28 | Сезонные изменения весной. | 1 |
29 | Человек. | 1 |
30 | Глаза – орган зрения. | 1 |
31 | Орган слуха – уши и уход за ними. | 1 |
32 | Орган обоняния нос. | 1 |
33 | Орган осязания язык. | 1 |
34 | Зубы и уход за ними. | 1 |
35 | Повторение. | 3 |
36 | Резервное время | 10 |
37 | Итого: | 68 |
IV. Содержание программы.
№ | Тема | Всего часов | Вид деятельности | Коррекционная работа | Индивидуально-дифференцированный подход |
1 | 1 четверть | 18 ч. | | | |
2 | Летние каникулы. | 1 | Работа с учебником и по картинке о лете. Составление предложений о лете по вопросам. | Упражнение на внимание «Что изменилось». | Использование разрезной азбуки, карточек со словами для индивидуальной и фронтальной работы. |
3 | Сентябрь – начало осени. Экскурсия. | 1 | Наблюдения. Беседа по календарю природы. | Упражнение на развитие вербальной памяти. | Использование картинок-ориентиров для наблюдений. |
4 | Признаки осени. | 1 | Упражнение в постановке вопросов к словам и составлении фраз. Работа по картинке. | Дидактическая игра на развитие мышления «Собери картинку» под музыку П.И. Чайковского «Времена года». | Количество осколков картинки осени варьируется от 2 до 8 при наличии образца начала осени, золотой и поздней осени. |
5 | Овощи. | 4 | Описание предмета по величине, форме, цвету, вкусу, назвать, где растёт, употребление в пищу. Назвать обобщающее слово, отгадать загадки (Приложение № 4), составить слово-отгадку. | Игра «Волшебный мешочек» или «Угадай предмет» по словесному описанию. | Использование цельных и разрезанных картинок с изображениями овощей, шаблонов, опорных схем-символов для плана, карточек со словами, геометрических фигур разной формы и цветные полоски. |
6 | Фрукты и ягоды. | 3 | Описание и счёт предметов. Игра «Свари щи или компот». | Составление разрезной картинки. | Цельные и разрезанные картинки с изображениями фруктов, шаблоны, схемы-символы для плана, геометрические фигуры разной формы и цвета. |
7 | Бахчевые культуры. | 1 | Описание предмета по величине, форме, цвету, вкусу, употребление, месту произрастания, отгадать загадки (Приложение № 4), составить слово-отгадку. | Игра «Четвёртый лишний» | Цельные и разрезанные картинки шаблоны, схемы-символы для плана, геометрические фигуры разной формы и цвета. |
8 | Растения на клумбе. | 2 | Описание строения цветочного растения. Практическая работа: сбор семян, опавших листьев. | Игра «Четвёртый лишний» | Карточки со словами. |
9 | Золотая осень. | 1 | Лексическое упражнение: задай вопрос о цвете листа. Составление слов. | Игра на внимание «Листок» (методика Равенна). | Разрезная азбука, листья. |
10 | Деревья. | 2 | Упражнение в подборе противоположных слов. Беседа на тему «Строение дерева». Практическая работа: изготовление гербария из листьев. | Упражнение на внимание «Что изменилось». | Цельные и разрезанные картинки и шаблоны деревьев и леса. |
11 | Резервное время. | 2 | | | |
V. Учебно-методическое обеспечение.
1. Календарь природы.
2. Предметные и сюжетные картинки.
3. Цифровые образовательные ресурсы.
4. Шаблоны.
VI. Перечень ключевых слов.
1. Лето, солнечные жаркие дни, тёплые дожди, зелёные листья, цветут травы, собирают ягоды, грибы. Летние месяцы: июнь, июль, август.
2. Осень, туман, листопад, холодно. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
3. Овощи: лук, морковь, огурец, помидор, капуста, картофель, свёкла, репа, горох, бобы.
4. Фрукты и ягоды: яблоко, груша, слива, банан, лимон, апельсин; рябина, клюква, брусника, облепиха.
5. Арбуз, дыня, тыква.
6. Цветок, стебель, лист, корень. Одуванчик, ромашка, роза, георгин – цветы.
7. Деревья. Ствол, лист, корень, цветок, плод, ветка. Ель, сосна, тополь, берёза, клён, рябина.
8. Улица Дальневосточная. Проезжая часть, тротуар, школа, аптека, жилой дом, магазин, заправка, железная дорога.
9. Транспорт: велосипед, такси, мотоцикл, автобус, грузовик, троллейбус, трамвай.
10. Одежда и обувь. Погладить, почистить, повесить, сложить; просушить, помыть.
11. Зима, короткие дни, длинные ночи, мороз, иней, снегопад, метель. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
12. Дикие птицы: голубь, ворона, воробей, сорока, дятел, синица, снегирь, грач, скворец.
13. Домашние птицы: куры, петух, утки, гуси.
14. Домашние животные: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза, овца. Дом, будка, сарай. Трава, сено, косточка, молоко, мясо.
15. Дикие животные: заяц, белка, ёж, волк, лиса, медведь, рысь. Дупло, нора, берлога, логово. Трава, орехи, грибы, ягоды, рыба, мышь, яйца, птица.
16. Комнатные растения: бегония, герань, алоэ, традесканция, фикус.
17. Весна, потеплело, тает снег и лёд, ледоход, набухают почки, появляются листья. Весенние месяцы: март, апрель, май.
18. Медуница, мать-и-мачеха, подснежник.
19. Насекомые: оса, муха, жук, бабочка, стрекоза, муравей.
20. Тело человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
21. Зрение, глаза, ресницы. Широкие - узкие, светлые - тёмные, большие – маленькие. Видим.
22. Уши, звук. Слышать.
23. Нос, запах. Чувствуем.
24. Язык, вкус. Кислый, горький, солёный, сладкий, вкусный – невкусный. Ощущаем.
VII. Список литературы.
1. Программы коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида 1989 г.
VIII. Приложение.
Приложение 1.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
* * *
Воет ветер, воет, завывает.
Жёлтые листочки с дерева срывает.
***
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Красные, жёлтые листья
По ветру вьются, летят.
***
Поздняя осень.
Наступила осень. Дует холодный ветер. Трава пожелтела. Цветы завяли. Облетели листья.
***
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Приложение 2.
«Зима»
И. Суриков
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
***
Снег идёт, снег идёт,
Значит, скоро Новый Год.
Дед Мороз к нам придёт,
Всем подарки принесёт!
Приложение 3.
Мама.
Всё на свете мама может,
Нет её милей, дороже.
Я без мамы не могу.
Увижу маму – к ней бегу.
* * *
Слушай, слушай, мамочка, песенку мою.
Я её на дудочке для тебя спою:
- Ду-ду-ду – можно я гулять пойду?
- Ду-ду-ду – погуляю и приду.
Приложение 3.
Загадки.
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Круглая, да не лук,
Жёлтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышь. (Репа)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки. (Морковь)
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в банке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. огурцы
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста).
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох).
Свёкла
Зелен и густ на грядке куст.
Покопай немножко под кустом … картошка
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор )
Я большой, как мяч футбольный.
Если спелый, все довольны.
Так приятен я на вкус,
А зовут меня … арбуз.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям скок-поскок. (Белка)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
На спине – иголки
Длинные и колки.
А свернётся он в клубок,
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Зимой белый,
Летом серый.
Глаза косые.
Уши большие. (Заяц)
У рыжей разбойницы
Хвост, как метла.
Когда убегает,
Следы заметает. (Лиса)