рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ |
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 8 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер укрупнённой группы профессий и специальностей 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы материаловедения» относится к общепрофессиональному циклу примерной основной программы и имеет практико-ориентированную направленность. В ходе преподавания учебной дисциплины осуществляются межпредметные связи с профессиональными модулями ПМ.01 Основы художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов, ПМ.02 Разработка продуктов графического дизайна, ПМ.03 Подготовка продуктов графического дизайна к публикации, ПМ.04 Организация и планирование профессиональной деятельности.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Цель: освоение теоретических знаний о различных материалах, используемых в графическом дизайне, их эксплуатационных и технологических свойствах; приобретение умений применять эти знания в профессиональной деятельности; формирование необходимых компетенций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать материалы и программное обеспечение с учетом их наглядных и формообразующих свойств;
выполнять эталонные образцы объекта дизайна в макете, материале и в интерактивной среде;
выполнять технические чертежи или эскизы проекта для разработки конструкции изделия с учетом особенностей технологии и тематики;
реализовывать творческие идеи в макете;
создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве;
использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых форм;
создавать цветовое единство.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;
− особенности испытания материалов;
технологии изготовления изделия;
программные приложения для разработки технического задания;
правила и структуру оформления технического задания;
требования к техническим параметрам разработки продукта;
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам, программным средствам и оборудованию;
программные приложения для разработки дизайн-макетов.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
− общих:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
− профессиональных:
ПК 1.2. Определять выбор технических и программных средств для разработки дизайн-макета с учётом особенностей их использования;
ПК 1.3. Формировать готовое техническое задание в соответствии с требованиями к структуре и содержанию;
ПК 2.2. Определять потребности в программных продуктах, материалах и оборудовании при разработке дизайн-макета на основе технического задания;
ПК 2.3. Разрабатывать дизайн-макет на основе технического задания;
ПК 2.5. Осуществлять комплектацию и контроль готовности необходимых составляющих дизайн-макета для формирования дизайн-продукта;
ПК 3.1. Выполнять настройку технических параметров печати (публикации) дизайн-макета;
ПК 3.2. Оценивать соответствие готового дизайн-продукта требованиям качества печати (публикации).
ПК 4.1. Анализировать современные тенденции в области графического дизайна для их адаптации и использования в своей профессиональной деятельности;
ПК 4.2. Проводить мастер-классы, семинары и консультации по современным технологиям в области графического дизайна;
ПК 4.3. Разрабатывать предложения по использованию новых технологий в целях повышения качества создания дизайн-продуктов и обслуживания заказчиков.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 56 |
Самостоятельная работа | 6 |
Обязательная учебная нагрузка | 50 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | * |
практические занятия (если предусмотрено) | 20 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | * |
контрольная работа | * |
Самостоятельная работа | 6 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |
1. Место материаловедения в процессе проектирования | ОК 01, ПК 1.2 |
Раздел 1. Материалы, используемые в рекламной и полиграфической продукции | 27 | | |
Тема 1.1. Текстильные материалы | Содержание учебного материала | | | |
1. Текстильные волокна и нити. Строение и получение тканей, трикотажных и нетканых полотен, кожи, меха, резины, пленок. Свойства материалов. Формообразование и формоустойчивость материалов | 3 | 2 | ОК 01, ПК 1.2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | | 3 | |
Практическое занятие № 1. Изменение структуры и свойств материалов под воздействием технологических и эксплуатационных факторов | 1 | | ПК 4.2, ПК 4.3 |
Практическое занятие № 2. Текстиль как носитель рекламных графических текстов: одежда, текстильная обувь, текстиль в городской среде (навесы, палатки, вывески), выставочные павильоны | 1 | | ОК 01, ПК 2.2 |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | | |
Тема 1.2. Стекло, керамика, пластик | Содержание учебного материала | 5 | | |
1. Виды стекол. Художественная обработка и декорирование стёкол и зеркального полотна. Применение стекла, керамики, пластика в дизайне и рекламе . Основные принципы и методы выбора материалов | | 2 | ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 4.1 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 4 | | |
Практическое занятие № 3. Художественная обработка стекла методами матирования, фотопечати, цветного тонирования плёнками и красками, декорирования стразами «Сваровски», фьюзинг | 2 | | ОК 01, ПК 1.2, ПК 2.2 | |
Практическое занятие № 4. Художественная обработка керамики методами матирования, фотопечати, цветного тонирования плёнками и красками, декорирования стразами «Сваровски», фьюзинг | 1 | | ОК 01, ПК 1.2, ПК 2.2 | |
| Практическое занятие № 5. Художественная обработка пластика методами матирования, фотопечати, цветного тонирования плёнками и красками, декорирования стразами «Сваровски», фьюзинг | 1 | | ОК 01, ПК 1.2, ПК 2.2 | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Тема 1.3. Дерево | Содержание учебного материала | 1 | | | |
1. Виды дерева. Область применения в графическом дизайне. Физикомеханические, технико-эксплуатационные свойства и эстетические характеристики материалов. Основные принципы и методы выбора материалов | | 2 | ОК 01, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 4.1 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | | | | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Тема 1.4. Металл | Содержание учебного материала | 2 | | | |
1. Виды металла. Область применения в графическом дизайне. Физикомеханические, технико-эксплуатационные свойства и эстетические характеристики материалов | | 2 | ОК 01, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 4.1 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 1 | | | |
Практическое занятие №6. Основные принципы и методы выбора материалов | 1 | | ОК 01, ПК 1.3 | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Тема 1.5. Пленки | Содержание учебного материала | 1 | | | |
1. Виды пленок. Область применения в графическом дизайне. Физикомеханические, технико-эксплуатационные свойства и эстетические характеристики материалов. Основные принципы и методы выбора материалов | | 2 | ОК 01, ПК 1.2, ПК 1.2, ПК 4.1 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | | | | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Тема 1.6. Бумага, картон | Содержание учебного материала | 3 | | | |
1. Виды бумаги, картона. Физикомеханические, технико-эксплуатационные и эстетические свойства материалов. Основные принципы и методы выбора бумаги, картона. | | 2 | ОК 01, ПК 1.2, ПК 3.1, ПК 4.1 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | | | |
Практическое занятие № 7. Область применения бумаги, картона в графическом дизайне | 2 | | ОК 01, ПК 2.2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Тема 1.7. Пластики | Содержание учебного материала | 1 | | | |
1. Виды пластика. Область его применения в графическом дизайне. Физикомеханические, технико-эксплуатационные и эстетические свойства материалов. Основные принципы и методы выбора пластика | | 2 | ОК 01, ПК 1.2, ПК 4.1, ПК 2.3 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | | | | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Раздел 2. Виды печати | | | | |
Тема 2.1. Свойства и характеристики печатных материалов | Содержание учебного материала | 4 | | | |
1. Эстетическая характеристика материалов: цвет, фактура, форма, рисунок. Классификация материалов по назначению, происхождению и технологическому признаку | | 1 | ОК 01, ПК 1.3, ПК 3.2 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 3 | 3 | | |
Практическое занятие № 8.Физические свойства материалов | 1 | | ОК 01, ПК 2.3 | |
Практическое занятие № 9. Механические свойства материалов | 1 | | ОК 01, ПК 2.3 | |
Практическое занятие № 10. Эстетические свойства материалов | 1 | | ОК 01, ПК 2.3 | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Тема 2.2. Печатные материалы и краски для различных способов печати | Содержание учебного материала | 3 | | | |
1. Основные компоненты и структура красок. Свойства красок и методы их измерения. Ассортимент печатных красок | | 2 | ОК 01, ПК 2.5, ПК 3.1 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | | | |
Практическое занятие № 11. Вещества, используемые для корректировки печатных красок | 2 | | ОК 01, ПК 1.2 | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Тема 2.3. Технологические процессы и операции послепечатной обработки полиграфической продукции | Содержание учебного материала | 3 | | | |
1. Брошюровочные процессы: сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка. Оборудование для брошюровочных процессов. | | 2 | ОК 01, ПК 2.2, ПК 1.2, ПК 3.1 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | | | |
Практическое занятие № 12. Отделочные процессы: лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание | 2 | | ОК 01, ПК 2.5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | | | |
Тема 2.4. Выбор оптимального способа печати | Содержание учебного материала | 3 | | | |
1. Факторы, влияющие на выбор оптимального способа печати. Методы контроля технологического процесса и материалов. Тенденции и новые направления в развитии печатного производства | | 2 | ОК 01, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 4.1 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | | | |
Практическое занятие № 13. Определение оптимальных способов печати | 2 | | ОК 01, ПК 1.2, ПК 4.1 | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Раздел 3. Технология обработки материалов | 4 | 10 | | |
Тема 3.1. Способы обработки материалов для создания конструкций | Содержание учебного материала | 3 | | | |
1. Понятие технологичности. Способы целенаправленной обработки материалов для создания конструкций. Физико-механические, технико-эксплуатационные свойства и эстетические характеристики материалов. Вспомогательные материалы при создании конструкций | | 2 | ОК 01, ПК 1.2, ПК 2.5 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | | 2 | | | |
Практическое занятие № 14. Конструкционные материалы, декоративнозащитные покрытия | 1 | | ОК 01, ПК 1.2, ПК 4.1 | |
Практическое занятие № 15. Материалоемкость, компактность, безопасность, экономичность | 1 | | ОК 01, ПК 4.1, ПК 4.3 | |
| Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Тема 3.2. Особенности и виды нанесения на различные материалы рекламной графики | Содержание учебного материала | 1 | | | |
1. Физико-механические, технико-эксплуатационные свойства и эстетические характеристики материалов-носителей. Зависимость качества и долговечности изображения от носителя | | 2 | ОК 01, ПК 1.2, ПК 1.3 | |
Самостоятельная работа обучающихся (часы определяются при формировании рабочей программы; при их наличии указывается тематика заданий) | | * | | |
Раздел 4. Перспективы развития материалов и технологий в графическом дизайне | 1 | | | |
Тема 4.1. Новые материалы в современном графическом дизайне и рекламе | Содержание учебного материала | 1 | | | |
1. Новые материалы и современные технологии в материаловедении. Использование современных материалов на международных конкурсах WorldSkills Russia/ WorldSkills International по графическому дизайну | | 2 | ОК 01, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 | |
Всего: | 56 | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета материаловедения. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
− рабочие места обучающихся, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначены для работы в электронной образовательной среде;
− комплект учебно-методической документации;
− нормативная документация.
Технические средства обучения для:
1) лекционных занятий:
− комплект электронных презентаций, слайдов;
− презентационная техника (проектор, экран, компьютер, ноутбук);
2) практических занятий:
− компьютерный класс;
− презентационная техника (проектор, экран, компьютер или ноутбук);
− пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы);
− специализированное ПО: Adobe Illustrator, Corel Draw, In Design, Microsoft Word. 3
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
1. Байер В.Е. Архитектурное материаловедение: учебник. - М.: Архитектура - С, 2013. - 264 с. (электронные издания):
1. Байер В.Е. Материаловедение для архитекторов, дизайнеров, реставраторов. [Электронный ресурс]. – URL: www.razym.ru
Дополнительные источники (печатные издания):
1.Аверьянов, В.В. Энциклопедический словарь художника-графика / В.В. Аверьянов.- М.: «АЛЕВ-В», 2012. - 328 с.
2. . Бондаренко Г. Г. Основы материаловедения: учебник. – М.: Издательство «Бином. ЛЗ», 2015. - 762 с. 3. Иттен, И. Искусство формы / И. Иттен.- М.: Изд-ль Д. Аронов, 2014. - 96 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | Характеристики демонстрируемых знаний | Чем и как проверяется |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - область применения, методы измерения параметров и свойств материалов | 90-100 % правильных ответов – «5»; 70- 89% правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
- особенности испытания материалов | 90-100 % правильных ответов – «5»; 70- 89% правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
- технологии изготовления изделия | 90-100 % правильных ответов – «5»; 70- 89% правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
- программные приложения для разработки технического задания | 90-100 % правильных ответов – «5»; 70- 89% правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
- правила и структуру оформления технического задания | 90-100 % правильных ответов – «5»; 70- 89% правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
- требования к техническим параметрам разработки продукта | 90-100 % правильных ответов – «5»; 70- 89% правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
- технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам, программным средствам и оборудованию | 90-100 % правильных ответов – «5»; 70- 89% правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
- программные приложения для разработки дизайн-макетов | 90-100 % правильных ответов – «5»; 70- 89% правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - выбирать материалы и программное обеспечение с учетом их наглядных и формообразующих свойств | 90-100 % правильных ответов и выполненных действий – «5»; 70- 89% правильных ответов и выполненных действий – «4»; 50-69 % правильных ответов и выполненных действий – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач, демонстрация умения выбирать материалы и программное обеспечение с учетом их наглядных и формообразующих свойств |
- выполнять эталонные образцы объекта дизайна в макете, материале и в интерактивной среде | 90-100 % правильных ответов и выполненных действий – «5»; 70- 89% правильных ответов и выполненных действий – «4»; 50-69 % правильных ответов и выполненных действий – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач, демонстрация умения выполнять эталонные образцы объекта дизайна в макете, материале и в интерактивной среде с учётом знаний по материаловедению |
- выполнять технические чертежи или эскизы проекта для разработки конструкции изделия с учетом особенностей технологии и тематики | 90-100 % правильных ответов и выполненных действий – «5»; 70- 89% правильных ответов и выполненных действий – «4»; 50-69 % правильных ответов и выполненных действий – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач, демонстрация умения выполнять технические чертежи или эскизы проекта для разработки конструкции изделия с учетом особенностей технологии, тематики и знаний по материаловедению |
- реализовывать творческие идеи в макете | 90-100 % правильных ответов и выполненных действий – «5»; 70- 89% правильных ответов и выполненных действий – «4»; 50-69 % правильных ответов и выполненных действий – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач, демонстрация умения выполнять творческие идеи в макете с учётом знаний в области материаловедения |
- создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве | 90-100 % правильных ответов и выполненных действий – «5»; 70- 89% правильных ответов и выполненных действий – «4»; 50-69 % правильных ответов и выполненных действий – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач, демонстрация умения создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве с учётом знаний в области материаловедения |
- использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых форм | 90-100 % правильных ответов и выполненных действий – «5»; 70- 89% правильных ответов и выполненных действий – «4»; 50-69 % правильных ответов и выполненных действий – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач, демонстрация умения использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых форм с учётом знаний в области материаловедения |
- создавать цветовое единство | 90-100 % правильных ответов и выполненных действий – «5»; 70- 89% правильных ответов и выполненных действий – «4»; 50-69 % правильных ответов и выполненных действий – «3»; менее 50 % - «2» | устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач, демонстрация умения создавать цветовое единство с учётом знаний в области материаловедения |
5