СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру для 1 дополнительного класса ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру для 1 дополнительного класса ЗПР»

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская школа - интернат»


Утверждаю

Директор ГКОУ СО

«Серовская школа- интернат»

________ С.В. Ахмедзянова

Приказ № _______ от __________











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Окружающий мир» для обучающихся

по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2)

ГКОУ СО «Серовская школа - интернат»

1 дополнительного класса









Разработчик: Широкова Лариса Ариковна

Учитель

г.Серов

2020 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Окружающий мир» для 1 дополнительного класса является составной частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования ГКОУ СО «Серовская школа- интернат», соответствии с Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598 в редакции 03.02.2015г. № 35847 « Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»


.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Окружающий мир» могут проявляться:


  • осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;


  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;


  • осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);


  • готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;


  • личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;


  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;


  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.


Метапредметные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Окружающий мир» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).


    • учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.


Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.


Познавательные УУД позволяют:

  • оперировать со знаково-символическими изображениями;


  • понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;


  • анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;


  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.


Регулятивные УУД позволяют:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;


  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);


  • планировать свои действия в течение урока;


2

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;


  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Коммуникативные УУД позволяют:

  • формулировать ответы на вопросы;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;


  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;


  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.


Предметные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Окружающий мир».


    • конце 1 дополнительного класса обучающийся может обнаружить:


  • знание смысла слов «Россия», «Москва», «Президент», «Родина», «Отчизна», «Отечество»;


  • некоторые представления о размерах нашей страны, народах, проживающих на ее территории:


  • временные представления: время суток, время года, дни недели, месяцы, прошлое, будущее;


  • умение обозначать погодные явления;

  • элементарные знания о Земле, Луне, некоторых природных явлениях;

  • знание профессий, в том числе профессий близких людей;

  • умение выделять и называть части растений;

  • знание некоторых классов растений (цветы, кусты, деревья, овощи, фрукты);


  • знание обобщающих признаков для выделения классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери);


  • зимующие и перелетные птицы;

  • знание правил безопасного поведения, обозначенных в учебнике;

  • знания о материальных изученных объектах.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Человек и природа


Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.


Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.


Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Водоёмы, их разнообразие (море, река, озеро); использование человеком.

Значение воздуха для растений, животных, человека.


Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и


3

культурными растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности нервной системы.


Человек и общество

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание


понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:

Государственный герб России, Государственный флаг России, Россия на карте.


Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.


Россия - многонациональная страна. Человек - член общества, создатель и носитель культуры. Многонациональность - особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Своя фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи.


Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России.


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.


Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Составление режима дня школьника.


Правила безопасного поведения в природе.


Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока


Содержание урока

п/п







I четверть (16ч.)



Человек и общество (5ч.)





1

Что такое Родина?


Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Знакомст-


Государственные симво-


во с постоянными персонажами учебника - Муравьем


лы


Вопросиком и Мудрой Черепахой, условными




значениями учебника. Учебник, ч.1, стр. 2 и 4-5




Наша Родина — Россия, Российская Федерация.




Ценностно­смысловое содержание понятий




«Родина», «Отечество», «Отчизна». Сведения о




символике России: Государственный герб России,




государственный флаг России. Паспорт.




Раскрашивание флага России, учитывая




последовательность цветов сверху. Узнавание герба




России на иллюстрации. Учебник, ч.1, стр. 10-11.

2

Народы России


Единство народов России. Многонациональный


4



характер населения России. Человек - член общества,



создатель и носитель культуры.



Многонациональность – особенность нашей страны.



Общее представление о вкладе разных народов в



многонациональную культуру нашей страны.



Названия разных народов, проживающих в данной



местности, их обычаи, характерные особенности



быта. Поиск в рабочей тетради детей в национальной



одежде. Поиск национальных и современных жилищ в



рабочей тетради. Работа в тетради – изображение



предмета, относимого к национальной культуре.



Учебник, ч.1, стр.12-13.

3

Москва – столица нашей

Москва-самый большой город России. Москва


Родины

столица России. Размеры Москвы (по протяженности



линий метрополитена). Работа со схемой



метрополитена. Достопримечательности Москвы:



Кремль, Красная площадь, Большой театр. Работа в



рабочей тетради. Учебник, ч.1, стр.14-15.



  1. Наша большая страна иРабота с учебником ч.1, стр.16-17. Поиск городов на


моя малая Родина

карте России в рабочей тетради. Определение малой


Родины. Работа в рабочей тетради. Сравнение города и


села по визуально представленным признакам.


Дифференциация городских и сельских домов. Адрес


проживания ребенка. Проект «Россия-Родина моя».



  1. «Человек и общество»Флаг, герб, столица, достопримечательности, народы

(обобщающий урок)

(национальности).


Человек и природа. В мире растений (8ч.)



  1. Экскурсия «РастенияРастения, их разнообразие. Клумба, деревья и


осенью»

кустарники, листья с разных деревьев, хвойные деревья.


Что нужно растениям для жизни? Условия,


необходимые для жизни растения (свет, тепло,


воздух, вода). Учебник, ч.1, стр.26-31


  1. Что растет на клумбе иРабота с учебником ч.1 стр.24. Работа в рабочей



на подоконнике

тетради. Зарисовывание клумбы. Определение цветов:



астры, календула, бархатцы, анютины глазки.



Декоративные (садовые) и, полевые цветы. Части



растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).



Функциональное назначение частей растения. Уход за



комнатными растениями. Практическая работа:



определение основных частей растения на рисунке.



Наиболее распространённые комнатные растения.




3

Деревья и кустарники

Анализ строения дерева (ствол, ветви, листья). Различия



деревьев и кустарников. Плодовые деревья и



кустарники. Распознавание деревьев и кустарников.



Деревья на твоей улице. Работа в рабочей тетради.






5


4

Листья и хвоя

Работа в рабочей тетради. Зарисовывание листьев.



Распознавание деревьев по листьям. Распознавание



лиственных и хвойных деревьев. Ель и сосна - хвойные



деревья. Хвоинки - видоизменённые листья.



Дифференциация (классификация) лиственных и



хвойных деревьев. Расположение игл на ветвях сосны и



ели. Учебник, ч.1, стр.30-31.




5

Семена

Работа в рабочей тетради. Виды семян: орехи, косточки.



Виды и размеры семян. Дифференциация семян.



Зарисовывание желудя. Семена у хвойных деревьев.



Последовательность роста комнатного растения. Семена



пшеницы – продукты из муки. Наблюдение роста



растений, фиксация изменений.




6

Овощи

Огород. Различия овощей по месту произрастания (под



землей – морковь, свекла, картофель, на высоких



стеблях-кустах-помидоры, перец, на длинных стеблях



на земле – огурцы, кабачки, на коротких стеблях -



капуста). Использование овощей в пищу (кулинарная



обработка, консервирование). Работа в рабочей тетради:



дифференциация овощей по функциональным



признакам.




7

Что общего у разных

Определение функционального назначения частей


растений?

растений (корень, чтобы держаться на земле и получать



воду и полезные вещества, листья, чтобы дышать и



питаться, семена – чтобы вырастали новые растения,



стебель – чтобы держать ветви, цветы, плоды).



Дифференциация фруктов и овощей. Определения.



Закрепление усвоенных слов-наименований. Работа в



рабочей тетради: задания на развитие мыслительных



операций (сравнение, обобщение и т.п.).




8

«Человек и природа. В

Роль растений в природе и жизни людей, бережное


мире растений» (обобща-

отношение человека к дикорастущим растениям,


ющий урок)

уход за комнатными и культурными растениям.


Человек и природа. Законы природы (2ч.)




1

Экскурсия «Сезонные

Природа - это то, что нас окружает, но не создано


изменения в природе»

человеком. Неживая и живая природа.



Рассматривание неба, облаков, дороги под ногами,



обсуждение погоды.

2

Солнце и земля

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам



звезда, источник света и тепла для всего живого на



Земле. Земля — планета, общее представление о



форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.



Работа с учебником ч.1. на стр.19, 39, 49. Работа в



рабочей тетради. Выбор правильной модели Земли (юла



и глобус). Решение мыслительных задач. Соотношение



размеров Солнца и Земли. Форма Земли. Задание на






6




каникулы: наблюдение за Луной.






II четверть (14ч.)



Законы природы (7ч.)




1

Что у нас над головой

Работа с учебником, ч.1. стр.19 и 49. Земля, Солнце,



Луна. Облака и тучи. Работа в рабочей тетради.



Отгадывание загадок. Зарисовка отгадок.




2

Какая сегодня погода.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).



Наблюдение за погодой своего края.



Работа с учебником, ч.2, стр.37. Определение хорошей



погоды. Работа в рабочей тетради. Отгадывание загадок



(ветер, дождь, снег). Знакомство с символическими



изображениями погоды. Календарь погоды и правила



его заполнения. Определения «ясно» и «пасмурно».




3

Время суток

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как



причина смены дня и ночи. Практическая работа-



вращение глобуса относительно источника света.



Понятие «сутки»: части суток (утро, день, вечер, ночь).



Расположение солнца на небе. Полдень. Распознавание



дня и вечера на картинке в рабочей тетради.



Соотнесение времени суток с деятельностью человека.

4

Дни недели

Работа с учебником ч.2, стр.9. Нумерация дней недели.



Работа с рабочей тетрадью: прочтение и заучивание



стихотворений о днях недели.




5

Времена года.

Времена года, их особенности (на основе



наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как



причина смены времён года. Смена времён года в



родном крае на основе наблюдений.



Объяснение смены времен года. Загадки о временах



года. Выбор символов для обозначения времен года.



Работа в рабочей тетради: зарисовывание символов,



соответствующих времени года.




6

Месяцы

Работа с учебником ч.2., стр.10-11. Соотнесение



месяцев с временами года. Работа с рабочей тетрадью.



Дидактические игры с названиями месяцев. Дата



рождения.




7

«Законы природы»

Актуализация полученных знаний: декодирование


(обобщающий урок)

символических обозначений, соотнесение названия дня



недели с порядковым номером, группы месяцев с



символом соответствующего времени года. Проект



«Мое любимое время года»





Человек и природа. В мире животных (7ч.)




1-2

Насекомые

Животные, их разнообразие. Насекомые и их



отличия. Работа с учебником ч.1, стр.32-33.



Угадывание насекомых – вставить пропущенные слова в



известные детские стихи. Главный признак насекомых



— шесть ног. Разнообразие насекомых. Практическая






7




работа в рабочей тетради. Сравнение жука, кузнечика и



бабочки. Защита человека и его жилища от насекомых.



Правила поведения с насекомыми.




3

Рыбы

Работа с учебником, ч.1, стр.34-35. Рыбы и их отличия.



Рыбы - водные животные, тело которых (у



большинства) покрыто чешуёй. Морские (акула, сельдь,



треска) и речные (щука, сом, ерш) рыбы. Аквариумные



рыбы. Условие, необходимое для жизни, - вода.



Работа в рабочей тетради. Распознавание аквариумных



рыб. Угадывание загадок о рыбах.




4-5

Птицы

Птицы и их отличия. Условия, необходимые для



жизни. Работа с учебником, ч.1. стр.36-37. Знакомство



с птицами как одной из групп животных. Летающие и



нелетающие птицы. Различия птиц по размеру. Хищные



птицы. Отличие птиц от других летающих животных.



Зимующие и перелетные птицы. Причины,



заставляющие птиц улетать на зиму Работа в рабочей



тетради. Распознавание диких, домашних, хищных



птиц. Как помогать птицам. Работа с учебником, ч.1 стр.



74-75. Распознавание зимующих птиц. Кормушки.

6

Певчие и декоративные

Определение певчих птиц (жаворонок, соловей,


птицы

скворец, канарейка). Работа в рабочей тетради.



Прослушивание стихотворений о птицах. Рисование



иллюстрации к понравившемуся стихотворению.



Раскрашивание птиц.




7

«Человек и природа. В

Повторение и закрепление пройденного. Основные


мире животных»

признаки насекомых, птиц, рыб. Условия, необходимые


(обобщающий урок)

для жизни животных. Закрепление усвоенных понятий.




III четверть (19 ч.)


Человек и природа. В мире животных (10ч.)



1

Звери

Звери и их отличия. Работа с учебником ч.1, стр.38-39.



Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные



признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей



молоком. Условия, необходимые для жизни.



Дифференциация диких и домашних зверей. Работа в



рабочей тетради: заполнение таблицы. Задание на



исключение лишнего. Различие ног и лап. Задание на



анализ.




2

Домашние любимцы.

Работа с учебником ч.2, стр.42-43. Дополнительная


Кошки.

информация о кошках в рабочей тетради. Новые



понятия: бродячие, ветеринар. Правила безопасности



при взаимодействии с кошками. Распознавание



предметов для ухода, кормления, игры. Описание кошки



по плану с использованием опорных слов: кличка,



окрас, характер.



  1. Домашние любимцы.Работа с учебником ч.2, стр.42-45. Дополнительная



8



Собаки.


информация о собаках в рабочей тетради. Новые




понятия: породистые, дворняги, поводок, ошейник,




намордник, конура. Различия собак по размеру,




функциональной значимости (служебные, охотничьи,




декоративные). Распознавание служебных и охотничьих




собак в рабочей тетради. Правила ухода за собакой и




безопасности при взаимодействии с собаками.





4

Домашние любимцы.


Дополнительная информация в рабочей тетради. Новое


Хомячки, белые мышки,

понятие: ручные. Стихи о хомяках, морской свинке,


морские свинки.


белой мышке. Соотнесение текста и изображения в




рабочей тетради.





5

Экскурсия «Откуда


Работа с учебником ч.1, стр.68-69. Рассматривание снега


берутся снег и лед»


и льда. Определение свойств снега и льда.

6

Животные холодных


Работа с учебником ч.2, стр.12-13. Практическая работа:


районов.


нагревание шарика (мячика) источником тепла




(настольной лампой). Демонстрация различий в степени




нагревания. Объяснение понятия «Полюс».




Демонстрация глобуса и холодных районов Земли.




Понятия Арктики и Антарктиды (антарктики). Звери




Арктики: белые медведи, моржи, тюлени. Животные




Антарктиды – пингвины. Новое понятие: ласты.




Дифференциация изображений животных по месту




обитания. Мыслительные задачи.

7

Животные жарких


Работа с учебником ч.2, стр.14-15. Объяснение понятия


районов.


«Экватор». Демонстрация на глобусе и карте жарких




районов Земли. Новые понятия: саванна и тропический




лес. Различия между животными холодных и жарких




районов (шерстяной и волосяной покров). Хищники




саванны (лев, гиена, леопард). Лев-царь зверей. Задания




на исключение лишнего. Отгадывание загадки про




зоопарк. Работа с учебником ч.1, стр.40-41.

8

«В мире животных»


Подбор обобщающих символов к разным видам


(обобщающий урок)


животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.




Дидактическая игра: назови животное (в соответствии с




предъявленным символом).

9

Что общего между


Работа с учебником ч.1, стр.72.Решение мыслительных


разными животными


задач (выбор правильного ответа). Заполнение таблицы




(передвигаются, питаются, имеют потомство).




Заключительный тест по разделу: задания разного типа.



Человек и общество (10ч.)





1

Учат в школе, учат в


Работа с учебником ч.2, стр.5-7. Учебные


школе, учат в школе


принадлежности. Работа в рабочей тетради. Анализ




стихотворения С.Я. Маршака: какие учебные




принадлежности сейчас отсутствуют. Субъективный




выбор предпочитаемого урока. Рисунок «Я в школе».




Отвергаемые аспекты школьной жизни (текущая оценка




степени психосоциальной адаптированности). Правила







9




поведения в школе.




2

Семья

Семья — самое близкое окружение человека.



Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и



взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной



помощи взрослым. Своя фамилия, имя, отчество,



возраст. Имена и фамилии членов семьи.



Работа с учебником ч.1, стр.56-57. Рассматривание



картинок, ответы на вопросы. Беседа о семье. Работа в



рабочей тетради. Символические обозначения членов



семьи. Построение модели семьи (разного уровня



сложности). ФИО родителей. Рассказ о членах семьи (по



опорной схеме).




3

Прошлое, настоящее,

Работа с учебником ч.1, стр.12-17, ч.2 стр.18-22, 72-73.


будущее. Когда я

Работа в рабочей тетради. Понятия прошлого. Музеи,


вырасту

памятники, старинные постройки, книги, картины,



кинофильмы как носители прошлого. Иллюстрации со



страниц учебника как примеры из прошлого. Подбор



иллюстраций прошлого. Понятие будущего.



Распознавание и дифференциация предметов из



прошлого и необходимых в будущем. Работа с



учебником ч.2, стр.24-25. Работа в рабочей тетради:



окончи предложение. Распознавание прошлого и



будущего на рисунках.




4

Человек и его одежда

Работа с учебником ч.2, стр.20-21. Виды одежды:



деловая, спортивная, рабочая, нарядная, одежда для



дома. Распознавание намерений человека по его одежде.



Дифференциация деловой (костюм), спортивной



(тренировочные штаны, шорты, свитер, футболка,



кроссовки или кеды, джинсы, куртка), рабочей (фартук,



халат, комбинезон), домашней (халат, пижама, майка,



тапочки) одежды. Понимание смысла пословиц.



Правила для подбора одежды. Требования к состоянию



одежды. Работа в рабочей тетради: вклеивание



фотографий или рисунки различных видов одежды, в



т.ч. одежды из прошлого.




5-6

Человек и его профессия.

Выяснение названий профессий людей, работающих в


Экскурсия «Где

месте, куда организована экскурсия. Распознавание


работают люди»

рабочей одежды. Профессии школьных работников



(учителя-библиотекаря, уборщицы, вахтеры и т.д.).



Профессии в семье Работа с рабочей тетрадью.



Распознавание профессий, которых не было в далеком



прошлом (шофер, летчик, космонавт, программист).



Угадай загадки, впиши нужные буквы в кроссворд.



Проект «Профессии в моей семье».




7

Средства связи и

Работа с учебником ч.2, стр.58-59. Понятие


массовой информации

информации. Средства массовой информации



(телевизор, радио, интернет, газеты, журналы). Средства






10



связи (телефонные звонки, смс-сообщения, письма).


Проверка понимания значения средств связи. Средства


связи как способ обеспечения безопасности.


Использование животных как почтальонов (голуби,


собаки).



8-9Праздники

Понятие праздника. Праздник в жизни общества как


средство укрепления общественной солидарности и


упрочения духовно­нравственных связей между


соотечественниками. Работа в рабочей тетради:


Подбор дат к названиям праздников (день Защитника


Отечества, Международный женский день, день


космонавтики, первомай-праздник весны и труда,


день Победы, день России). Определение, каким


праздникам посвящены стихотворения. Символические


обозначения праздников (23 февраля – пятиконечная


звезда, 8 Марта-ветка мимозы, 12 апреля -ракета,


Первомай – белый голубь, 9 мая -гвардейская ленточка,


12 июня- триколор). Определение праздника по фото.


Работа с учебником ч.2, стр.72-73 – скоро День


космонавтики. Зачем люди осваивают космос



  1. «Человек и общество»Загадки о профессиях, школьных принадлежностях,

(обобщающий урок)определение отчества, определение вида одежды,


дифференциация средств связи и средств массовой информации. Диагностика пространственно-временных представлений (соотношение праздников по времени).


IV четверть (17ч.)


Правила безопасной жизни (9ч.)



  1. Человек и его здоровьеЦенность здоровья и здорового образа жизни.


Работа с учебником ч.2, стр.52-57. Работа в рабочей тетради. Предметы, взаимодействие с которыми вредно перед сном. Средства личной гигиены. Определение предметов гигиены, которые нельзя давать пользоваться другим. Подбор одежды в соответствии с временем года и погодой. Правильное питание. Овощи и фрукты. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

2

Правила безопасности

Работа с учебником ч.1, стр.46. Правила обращения с



бытовыми предметами. Понимание опасности



предметов, последствий их неправильного



употребления. Работа в рабочей тетради.




3

Человек и автомобиль

Работа с учебником ч.2, стр.60, 68. Понятие «пешеход».



Светофор. Ремни безопасности. Детские удерживающие



устройства.




4

Компьютер в жизни

Работа с учебником ч.1, стр.44-45. Правила


школьника.

безопасности при работе с компьютером.


  1. Режим дня.Режим дня школьника, чередование труда и отдыха


    • режиме дня. Составление режима дня школьника.



11


Работа мозга (информация в рабочей тетради). Новые понятия: отрицательные эмоции, режим дня, здоровый образ жизни. Режим дня как средство поддержания здоровья головного мозга. Переключение на другой вид деятельности, отдых-расслабление как средства поддержания здоровья головного мозга. Питание и достаточный сон как условия поддержания здоровья головного мозга. Базовые гигиенические нормы. Дифференциация занятий, дающих мозгу работу или отдых. Профилактика нарушений деятельности нервной системы.


  1. Человек-путешествен-Работа с учебником ч.1, стр.66-67. Путешествия в


ник. Куда текут реки?

прошлом. Реки – как помеха путешествию. Куда текут



реки. Работа с учебником ч.2, стр.64-65, стр.71. Морские



суда. Почему современным кораблям не нужны паруса.



Различия реки и моря. Правила поведения на воде.



Правила безопасного поведения в природе.

7

Поезда

Работа с учебником ч.2, стр.62-63. Новые понятия:



Поезд дальнего следования, электричка, станция,



вокзал, перрон, платформа. Работа в рабочей тетради.



Рисунок железнодорожных путей (вокзала). Правила



безопасного поведения на железной дороге. Правило



безопасного поведения в общественных местах.



Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

8

Самолет

Работа с учебником ч.2, стр.66-67, стр.71.



Дополнительная информация в рабочей тетради.



Выполнение заданий в рабочей тетради. Правила



безопасности в самолете. Правило безопасного



поведения в общественных местах. Правила



взаимодействия с незнакомыми людьми.

9

«Правила безопасной

Выбор полезных продуктов, полезного


жизни» (обобщающий

времяпровождения перед сном, выбор более и менее


урок)

правильного режима, правильного питания,



дифференциация опасных и безопасных ситуаций.



Человек и природа (8ч.)




1

Экскурсия «Весенние

Анализ изменений внешнего вида улиц, одежды,


изменения»

растений, видов занятий.



2-3Что у нас под ногами.

Работа с учебником ч.1, стр.20-21. Новые понятия:



галька, кремень, гранит, гравий, щебень, дорога,



тротуар, шоссе, улица, тропинка. Асфальтированные и



грунтовые дороги. Работа в рабочей тетради:



опознавание шоссе, тропинки, проселочной дороги.



Мусор. Правила переработки мусора. Запрет на



выбрасывание мусора.

4

Экскурсия «Ждем

Изменения к 9 Мая: украшенные улицы, портреты


праздника»

ветеранов войны, символика Великой Победы на



машинах.



  1. Вода в нашей жизни.Водоёмы, их разнообразие (море, река, озеро); использование человеком.



12



Работа с учебником ч.1, стр.60-61 и 66-67. Работа в



рабочей тетради. Функции воды в природе и жизни



человека. Символы для запоминания функций воды.



Правила очистки воды (кипячение). Мыслительные



задачи (требующие умозаключения). Сравнение реки,



моря, озера (заполнение таблицы).




6

Электричество в нашей

Работа с учебником ч.1, стр.62-63. Дополнительная


жизни.

информация в рабочей тетради. Дифференциация



предметов (учебник.стр.62), работающих БЕЗ



электричества. Транспорт, работающий от электросетей.

7

Как человек помогает

Положительное и отрицательное влияние


природе.

деятельности человека на природу (в том числе на



примере окружающей местности).Посильное



участие в охране природы. Личная ответственность



каждого человека за сохранность природы. Работа с



учебником ч.2, стр.46-48, 74-75. Вред, наносимый



природе человеком. Люди-экологи. Значение воздуха



для растений, животных, человека.



Работа в рабочей тетради.

8

Заключительное

Работа с учебником ч.2, стр.76-83.


тестирование











































13