Программа
по организации досуговой деятельности
воспитанников группы «Моя семья»
Пояснительная записка
С каждым годом отмечается рост числа детей, находящихся в социально опасном положении, наблюдается ухудшение психического и физического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании. Одной из причин такого положения является неумение детьми разумно организовать свое свободное время.
Эта тревожная тенденция свидетельствует о необходимости организации разумного, содержательного досуга воспитанников, особенно в условиях детского дома, так как дети и подростки, поступающие в данные учреждения, имеют различные виды дезадаптации и степени девиации, и у них, как правило, не сформирована культура использования свободного времени. Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую ребенок образует в будущем. И, конечно, молодые люди, перенявшие негативные черты поведения своих родителей испытывают в жизни большие трудности.
Дети зеркально отражают досуг взрослых. Досуг ребенка есть одна из форм организации родителями его эмоциональной и потребительской культуры. Как правило, в детский дом поступают дети из неблагополучных семей. Для большинства из них были недоступны самые необходимые потребительские товары, услуги в сфере досуга, спорта, культуры, так как их родители, как правило, ведут асоциальный образ жизни. В этих семьях обычно нет того, чем мог бы заполнить свое свободное время ребенок (книги, игры, лыжи, инструменты и т.п.), а самое главное нет совместной деятельности, общения с родителями.
Организация досуга – традиционное направление деятельности детского дома.
Культура использования свободного времени предполагает рациональное, полезное, интересное, содержательное проведение свободного времени. Воспитание культуры использования свободного времени детьми – важнейшая задача. И в решении этой задачи ответственную роль играет воспитатель. Разумно организуя досуг детей, прививая им умения и навыки организации досуга, мы не только повышаем эффективность воспитательного процесса, но и создаем необходимые предпосылки для того, чтобы процесс развития личности был максимально продуктивным и в зрелые годы человека, в те годы, когда он совершенно самостоятельно организует процесс своего общения с людьми, с миром науки, искусства, культуры, природы, окружающей действительностью.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала воспитанников, обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка.
Задачи:
профилактика возникновения и развития девиантных форм поведения;
раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
подготовка детей к индивидуальному самостоятельному досугу;
создание условий для разностороннего развития детей и подростков;
обогащение духовного мира детей;
привитие и закрепление навыков здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
Увеличение числа детей, охваченных разными формами организационного досуга;
повышение уровня эмоционально-волевой сферы воспитанников;
рост активности детей в организации их совместной деятельности, посещаемость мероприятий;
снижение уровня девиации, развитие коммуникативных организаторских навыков, лидерских качеств.
Содержание программы
Организация досуга в детском доме ориентирована на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков. Комплексная программа включает в себя различные направления: социально-правовое воспитание, военно-патриотическое, семейно-половое воспитание, профилактика ЗОЖ, культурно-эстетическое развитие, духовно-нравственное развитие, профориентация, коррекция интеллектуально-познавательной досуговой деятельности. Направления различны не только по масштабу, педагогическим технологиям, возрастным ориентирам, но и по содержанию.
Комплексная программа разработана на 3 года. Расчитана на возраст от 3 и до 18 лет. Она предусматривает различные формы организации воспитанников:
-организация свободного времени в течение дня;
-занятия, как специально организованная форма реабилитации;
-сочетание различных видов деятельности: познавательной, трудовой, художественной, духовной, физкультурной, оздоровительной, игровой и др., с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников.
План работы
Содержание работы | Сроки проведения | Ответственные |
Организация и проведение воспитательных мероприятий в группе | в течение года | воспитатели |
Участие в организации и проведении общедетдомовских мероприятий | в течение года | воспитатели, педагог доп. образования |
Посещение кинотеатров, драмтеатров, музеев и культурно-массовых мероприятий | в течение года | воспитатели, администрация дет. дома |
Организация и проведение интеллектуальных, дидактических, подвижных и ролевых игр | в течение года | воспитатели |
Совместный просмотр телепередач с последующим обсуждением | в течение года | воспитатели |
Литературные часы «Чтение - вот лучшее учение» | в течение года | воспитатели |
Организация и проведение дней здоровья, походов, экскурсий | в течение года | воспитатели |
Организация и проведение спортивных состязаний, кроссов | в течение года | воспитатели |
Посещение кружков по интересам | в течение года | воспитатели |
Создание уюта и домашней обстановки в группе | в течение года | воспитатели |
Занятие на ПК | в течение года | воспитатели |
День именинника «С днем рождения, друг!» | в течение года | воспитатели |
Игротерапия | в течение года | воспитатели |
Заседание клуба «В мире интересного и познавательного» | в течение года | воспитатели |
Фестивали детского творчества «Мозаика детства» | в течение года | воспитатели |
7