Программа летней школы будущего
первоклассника
«Я - первоклассник»
(в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе)
Учитель начальных классов
Терешонок Е. М.
Лето 2021г.
Наименование программы Летняя школа будущего первоклассника «Я -первоклассник»
Основание для разработки программы летней школы
Летняя школа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению.
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
-формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
-расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
-обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
-логическую и символическую пропедевтику.
Сроки реализации программы июнь 2021 года
Пользователи основных мероприятий программы
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
Ожидаемые результаты
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Я-первоклассник» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
- Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
- Учить делить слова на слоги.
- Дать первоначальные представления о предложении. - Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
- Совершенствовать умение составлять рассказы.
2. Развитие элементарных математических представлений:
- Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
- Учить решать стихотворные задачи.
- Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.
- Штриховка.
- Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
- Лепка, конструирование.
- Рисование.
- Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
Прогнозируемый результат:
- Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе; - Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
- Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно - ориентированного) подхода к учащимся.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД:
мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД:
осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты:
Дошкольник научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Дошкольник получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству,
вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- правильно произносить все звуки; выделять их из слов; - находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице в тетради;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
- правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку;
- штриховать предметы вертикально и горизонтально.
Порядок организации работы летней школы будущих первоклассников
«Я-первоклассник»:
группа формируется из детей 6-летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 10 занятий (июнь)
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика».
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
-формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
-логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
-символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты».
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки».
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок.
Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
.Развитие слухового и зрительного восприятия
.Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
.Развитие слуховой и зрительной памяти
.Развитие мышления и речи
.Развитие общей и мелкой моторики
.Совершенствование коммуникативных навыков
.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
.Совершенствование навыков монологической речи
.Совершенствование навыков диалогической речи
.Развитие мимики и пантомимики
.Развитие фантазии и воображения
.Развитие способностей к глубокому образному мышлению
.Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
.Развитие творческих способностей
.Формирование эмоционально-волевой сферы
.Формирование этических представлений
.Повышение уверенности в себе
.Научить принимать решения
План занятий
1. «Занимательная математика»- 10 часов
2. «Основы грамоты»-10 часов
3. «Умелые ручки»-10 часов
Тематический план курса «Занимательная математика»
№п\п | тема занятия | цель занятия | Кол-во часов | дата |
1 | Счёт на слух, счёт по осязанию | Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами; Выслушать и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; | 1 | |
2 | Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки | Объединять группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и целым | | |
3 | Представления об элементарных геометрических фигурах | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать | | |
4 | Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под) | Пространственное ориентирование по клеткам | | |
5 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе | Ориентировка во времени | | |
6 | Сравнение количества предметов на наглядной основе. | Соотношение количества предметов между двумя группами. Прямой и обратный счет в пределах. Порядковый и ритмический счет. | | |
7 | Изготовление моделей фигур из бумаги. | Учиться распознавать и называть геометрические формы в окружающем мире | | |
8 | Решение задач с помощью рисунков. | осуществлять синтез как составление целого из частей. | | |
9 | Сравнение чисел первого десятка. | Учиться соотносить е числа с количеством предметов, писать цифры, соотносить цифры и числа, образовывать числа | | |
10 | Итоговый урок-игра | Повторение изученного | | |
Тематический план занятий курса «Основы грамоты»
№п\п | тема занятия | цель занятия | Кол-во часов | дата |
1 | А у нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи) | Знакомство с правилами штриховки | | |
2 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка | Письмо прямых, коротких линий | | |
3 | Считалки. | Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой | | |
4 | Игры со звуками | Развитие фонематического слуха и зоркости. Письмо коротких линий с закруглением внизу | | |
5 | В мире звуков и букв | Соотношение звуков и знаков. Письмо коротких линий с закруглением вверху | | |
6 | Русский фольклор: народные песни, скороговорки, загадки, пословицы. | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Продолжение штриховки | | |
7 | Беседа по картинке: -совершенствование общих речевых навыков; -составление описательного рассказа. | Учиться беседовать по картине, совершенствуя умения общих речевых навыков, составлять описательный рассказ по иллюстрации и по предложенному плану | | |
8 | Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. | формировать навыки грамотной речи посредством знакомства с художественными произведениями и беседой по их содержанию | | |
9 | Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов | формировать умение подбирать обобщающие слова к группе слов, правильно употреблять слова названия предметов, признаков и действий, а также вести диалогическую, монологическую и косвенную речь | | |
10 | Итоговое занятие - игра | Повторение изченного материала | | |
Тематический план занятий «Умелые ручки»
№п\п | тема занятия | цель занятия | Кол-во часов | дата |
1 | Аппликация « Павлин» | Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении | | |
2 | «Радуга над полянкой», «бабочка». | Использование красок, технику складывания листа пополам | | |
3 | Рисование «Дерево». | Знакомство с техникой «по-мокрому листу» | | |
4 | Оригами «Лебедь». | Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата | | |
5 | Рисование Медвежонка на поляне | Развитие творческой инициативы | | |
6 | Мозайка | Знакомство с техникой мозайка, выполнение аппликации | | |
7 | Пластилиновая сказка | Работа с пластилином | | |
8 | Рисуем пластилином | Выполнение рисунка пластилином (размазывание) | | |
9 | Пластилиновое дерево | Рисуем пластилином с помощью тонких "колбасок" | | |
10 | Коллективная работа | «Панно из наших ладошек» Умение работать в группе | | |
Организация занятий
09.00-09.10- прием детей
09.10-09.20- утренняя линейка «Круг радости»
09.20-09.50- занятия «Занимательная математика»
09.50-10.00- перемена
10.00-10.30- занятия «Основы грамоты»
10.30-10.40- перемена
10.40-11.10- занятие «Умелые ручки»
11.10-11.20-выставка творческих работ
11.20-11.30- итоговая линейка «От сердца к сердцу»
Литература:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
13. Журнал «1 сентября» за 2011-13 г.г.