СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по подготовке детей к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по подготовке  детей к обчению в школе (содержит в себе  тематическое планирование)

Просмотр содержимого документа
«Программа по подготовке детей к школе.»











Программа летней школы будущего

первоклассника

«Я - первоклассник»


(в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе)








Учитель начальных классов

Терешонок Е. М.














Лето 2021г.




  1. Наименование программы Летняя школа будущего первоклассника «Я -первоклассник»


Основание для разработки программы летней школы

Летняя школа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению.

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

-формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

-расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

-обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

-логическую и символическую пропедевтику.

  1. Сроки реализации программы июнь 2021 года

  2. Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.



Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Я-первоклассник» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Содержание занятий опирается на программные требования:

1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

- Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

- Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

- Учить делить слова на слоги.

- Дать первоначальные представления о предложении. - Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

- Совершенствовать умение составлять рассказы.

2. Развитие элементарных математических представлений:

- Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

- Учить решать стихотворные задачи.

- Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

- Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

- Штриховка.

- Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

- Лепка, конструирование.

- Рисование.

- Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

Прогнозируемый результат:

- Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;

- Формирование комфортной образовательной среды.

- Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;

- Эмоциональное благополучие ребенка в классе; - Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

- Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно - ориентированного) подхода к учащимся.


Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД:

мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;

установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

сохранение заданной цели;

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

осуществление контроля своей деятельности по результату;

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД:

овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению;

умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты:

Дошкольник научится:

- распознавать первый звук в словах;

- внимательно слушать литературные произведения;

- называть персонажей, основные события;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

- составлять элементарный рассказ по серии картинок;

- обсуждать нравственные стороны поступков людей;

- участвовать в коллективных разговорах;

- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

- ориентироваться в пространстве;

- ориентироваться в тетради в клетку;

- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Дошкольник получит возможность научиться:

- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству,

вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

- правильно произносить все звуки; выделять их из слов; - находить слова с определённым звуком;

- определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - соблюдать элементарные гигиенические правила;

- ориентироваться на странице в тетради;

- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

- правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку;

- штриховать предметы вертикально и горизонтально.


Порядок организации работы летней школы будущих первоклассников

«Я-первоклассник»:

группа формируется из детей 6-летнего возраста;

продолжительность обучения составляет 10 занятий (июнь)

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

«Занимательная математика».

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

-формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

-логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

-символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

«Основы грамоты».

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

«Умелые ручки».

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок.

Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

.Развитие слухового и зрительного восприятия

.Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

.Развитие слуховой и зрительной памяти

.Развитие мышления и речи

.Развитие общей и мелкой моторики

.Совершенствование коммуникативных навыков

.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

.Совершенствование навыков монологической речи

.Совершенствование навыков диалогической речи

.Развитие мимики и пантомимики

.Развитие фантазии и воображения

.Развитие способностей к глубокому образному мышлению

.Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

.Развитие творческих способностей

.Формирование эмоционально-волевой сферы

.Формирование этических представлений

.Повышение уверенности в себе

.Научить принимать решения



План занятий

1. «Занимательная математика»- 10 часов

2. «Основы грамоты»-10 часов

3. «Умелые ручки»-10 часов




























Тематический план курса «Занимательная математика»

п\п

тема занятия


цель занятия


Кол-во часов


дата


1

Счёт на слух, счёт по осязанию


Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

Выслушать и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

1



2

Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки

Объединять группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и целым



3

Представления об элементарных геометрических фигурах

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать



4

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под)

Пространственное ориентирование по клеткам



5

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе

Ориентировка во времени




6

Сравнение количества предметов на наглядной основе.

Соотношение количества предметов между двумя группами. Прямой и обратный счет в пределах. Порядковый и ритмический счет.




7

Изготовление моделей фигур из бумаги.

Учиться распознавать и называть геометрические формы в окружающем мире



8

Решение задач с помощью рисунков.

осуществлять синтез как составление целого из частей.



9

Сравнение чисел первого десятка.

Учиться соотносить е числа с количеством предметов, писать цифры, соотносить цифры и числа, образовывать числа



10

Итоговый урок-игра

Повторение изученного






Тематический план занятий курса «Основы грамоты»


п\п

тема занятия


цель занятия


Кол-во часов


дата


1

А у нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи)

Знакомство с правилами штриховки





2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка

Письмо прямых, коротких линий



3

Считалки.


Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой



4

Игры со звуками


Развитие фонематического слуха и зоркости. Письмо коротких линий с закруглением внизу



5

В мире звуков и букв



Соотношение звуков и знаков.

Письмо коротких линий с закруглением вверху



6

Русский фольклор: народные песни, скороговорки, загадки, пословицы.

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Продолжение штриховки



7

Беседа по картинке: -совершенствование общих речевых навыков; -составление описательного рассказа.

Учиться беседовать по картине, совершенствуя умения общих речевых навыков, составлять описательный рассказ по иллюстрации и по предложенному плану



8

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

формировать навыки грамотной речи посредством знакомства с художественными произведениями и беседой по их содержанию



9

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов

формировать умение подбирать обобщающие слова к группе слов, правильно употреблять слова названия предметов, признаков и действий, а также вести диалогическую, монологическую и косвенную речь



10

Итоговое занятие - игра

Повторение изченного материала






Тематический план занятий «Умелые ручки»


п\п

тема занятия


цель занятия


Кол-во часов


дата


1

Аппликация « Павлин»


Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении




2

«Радуга над полянкой», «бабочка».

  1. Использование красок, технику складывания листа пополам




3

Рисование «Дерево».


Знакомство с техникой «по-мокрому листу»



4

Оригами «Лебедь».

  1. Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата



5

Рисование Медвежонка на поляне


Развитие творческой инициативы



6

Мозайка

Знакомство с техникой мозайка, выполнение аппликации



7

Пластилиновая сказка

Работа с пластилином



8

Рисуем пластилином

Выполнение рисунка пластилином (размазывание)



9

Пластилиновое дерево

Рисуем пластилином с помощью тонких "колбасок"



10

Коллективная работа


«Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе






Организация занятий

09.00-09.10- прием детей

09.10-09.20- утренняя линейка «Круг радости»

09.20-09.50- занятия «Занимательная математика»

09.50-10.00- перемена

10.00-10.30- занятия «Основы грамоты»

10.30-10.40- перемена

10.40-11.10- занятие «Умелые ручки»

11.10-11.20-выставка творческих работ

11.20-11.30- итоговая линейка «От сердца к сердцу»




Литература:

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

13. Журнал «1 сентября» за 2011-13 г.г.