СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по подготовке детей к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа была разработана для подготовки к школе детей 6- 7 лет. Расчитана на один год с учётом 6 часов в неделю. Обучение грамоте и развитие речи - 2 часа. Подготовка руки к письму - 2 часа. Математика и конструирование - 2 часа.

Просмотр содержимого документа
«Программа по подготовке детей к школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» с.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ЦДОД»

____________ С.А.Уджухова





ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


Социально - педагогическое

название объединения


«Предшкольная подготовка»

наименование учебной дисциплины

1 года

сроки реализации


модифицированная

вид программы


6 -7 лет

возраст учащихся


Лактионова Ольга Владимировна

Ф.И.О.














Содержание


1.Целевой раздел  …………………………………………………4

1.1.Пояснительная записка……………………………………….4



2. Содержательный раздел…………………………………………9


2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования

«Подготовка детей к школе» …………………………………….9


2.2. Результаты освоения программы дополнительного образования

«Подготовка детей к школе»…………………………………..……10


2.3. Содержание программы дополнительного образования

«Подготовка детей к школе»………………………………………12


3. Организационный раздел …………………………………….13

3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»………..14

3.2. Кадровое обеспечение ………….………………………………….44

3.3. Материально-техническое обеспечение ……………………..44




















Раздел 1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа № 4» села Белого Красногвардейского района Республики Адыгея (далее – МБОУ «СОШ № 4»)


Ф.И.О. директора: Калинина Алла Ананьевна
Автор – составитель:  Лактионова Ольга Владимировна учитель начальных классов
                                            

Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут

нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе».

Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СОШ № 4», не посещающих дошкольные учреждения, и готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Правовую основу организации группы по подготовке детей территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СОШ №4», не посещающих дошкольные учреждения составляют:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.

3. Устав МБОУ «СОШ № 4» с. Белого.



Актуальность и целесообразность создания

программы дополнительной образования «Подготовка к школе»

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения. Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. Многие дети дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.

Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поступление ребёнка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. При подготовке к школе необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, самостоятельности, прилежания. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.

В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.


Программа разработана в соответствии с основными требованиями существующих программ дошкольного обучения, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.

Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Цель программы:

- успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Содержание программы «Подготовка детей к школе» ориентировано на:

 обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

 формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

 формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

направлено на:

 создание условий для развития личности ребенка;

 развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 профилактику асоциального поведения;

 создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

 укрепление психического и физического здоровья ребёнка.

Задачами программы подготовки детей к школе «Подготовка детей к школе» являются:

- формирование положительного отношения к учению;

- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;

- формирование адекватной возрастному уровню картины мира;

- развитие логики;

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие фантазии и творческих способностей;

- развитие речи;

- умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;

- развитие памяти и внимания;

- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку;

- создание предпосылок к школьному обучению;

- формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);

Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые творческие элементы.

Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое. Динамические переменки позволяют переключать активность детей.

Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.

В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребёнка – дошкольника.

Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные педагогические технологии:

- игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;

- информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;

- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы.

Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого–педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе, промежуточная диагностика.

Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимой в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.







Раздел 2. Содержательный раздел


2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования «Подготовка детей к школе»

Основные положения программы:

1. подготовка к школе носит развивающий характер;

2. не допускает дублирования программ первого класса;

3. помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

4. обеспечивает формирование ценностных установок;

5. ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

6. обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;

7. организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

8. готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

9. инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы:

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность;

наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;

использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;

многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего первый класс.

Портрет дошкольника, поступающего в первый класс

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками;

- самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;

- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- использует вербальные и невербальные способы общения;

- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.



2.2. Результаты освоения программы дополнительного образования

«Подготовка детей к школе»

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД:

мотивационные и коммуникативные;

формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;

положительное отношение к школьному обучению.





Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД:

овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).

Ребенок получит возможность научиться:

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
использовать основные правила построения линейного орнамента;
различать изделия хохломского промысла, гжельского, дымковского и др.


Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы:

- сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;

- развитая функция произвольного поведения;

- овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты);

- сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);

- сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников);

- развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых трудовых, графических, социально-нравственных и др.)


2.3. Содержание программы дополнительного образования

«Подготовка к школе»

Программа дополнительного образования «Подготовка к школе»
рассчитана на будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 6-7 лет.

2 часа в неделю – обучение грамоте и развитие речи «Грамотейка» - 64 часа в год;

2 часа в неделю – подготовка руки к письму «Волшебные пальчики» - 64 часа в год;

2 часа в неделю – математика и конструирование «Математические ступеньки», в количестве 64 часа за год.

Занятия систематизированы по 3 направлениям:


  1. «Подготовка к обучению чтению» курс «Обучение грамоте»

  2. «Подготовка к обучению письму»

  3. «Математические ступеньки»



Календарный учебный график

Занятия группы по подготовке детей территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СОШ № 4», не посещающих дошкольные учреждения проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Количество занятий – 3.

Всего 192 занятия в течение 9 месяцев (С сентября по май с учётом календарных каникул в конце каждой учебной четверти).

Начинаются занятия проведением родительского собрания в сентябре 2016г.

Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

Характер воздействия на дошкольника должен соответствовать его возрастным и психологическим особенностям – его образному мышлению, поведению, расположенности к игровой деятельности. Игра на занятии приближает условия обучения в школе к условиям детского сада. Как показывают исследования, в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти)

На занятиях с будущими первоклассниками используются следующие  виды работ:

- беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов;

- инсценировка сказок, дидактическая игра;

- подвижные музыкальные паузы, физминутки;

- заочные экскурсии и путешествия.

- разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр).


Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Подготовка к школе» – открытое занятие для родителей.


3.Организационный раздел

3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»


Учебный курс


Итого

Обучение грамоте и развитие речи

«Грамотейка»

Подготовка руки к письму «Волшебные пальчики»

2


2

64


64

«Математические ступеньки»

2

64

Максимальный объём учебной

нагрузки детей за неделю

6

_

Максимальный объём учебной

нагрузки детей за год

_

192



Цели и задачи курса «Обучение грамоте»


Курс «Обучение грамоте» нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющий функции развития:

  • связной речи;

  • фонетического слуха;

  • творческого мышления;

  • мелкой моторики движений;

  • мышц двигательного аппарата руки;

  • двигательных и зрительных факторов как единого целого действия.


Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям:

  • развитие связной речи;

  • подготовка к обучению чтению;

  • подготовка к обучению письму.


Таким образом, курс «Обучение грамоте» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи ребенка.


Дети получат возможность научиться:

  • правильно произносить все звуки;

  • выделять из слов звуки;

  • отлично и ясно произносить слова;

  • выделять слова и предложения из речи;

  • орфоэпические нормы произношения;

  • раскрыть смысл несложных слов;

  • давать описание знакомого предмета;

  • пересказать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;

  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

  • работать на листе бумаги сверху вниз и слева направо.


Содержание программного материала.


Речевое развитие.

  • обучение рассказыванию по заданной теме.

  • чтение сказок, стихотворений, из пересказ, инсценирование, заучивание.

  • чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки, на каждом занятии игры.


Подготовка к обучению чтению.

  • предложение и слово.

  • звук.

  • чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки , на каждом занятии игры.


Подготовка к обучению письму.

  • знакомство с тетрадью, ее разлиновкой.

  • горизонтальная и вертикальная линия.

  • графические упражнения.

  • штриховка.

  • пальчиковые игры.

  • росчерки.

  • правила посадки при письме.

Перед началом изучения курса «Обучение грамоте» обязательно следует организовать индивидуальную встречу детей с логопедом. Результаты обследования сообщить родителям. Распределить определенные игровые упражнения для индивидуальных и коллективных занятий с детьми.


Пояснительная записка по практическому курсу

«Грамотейка»

( развитие речи и подготовка к обучению грамоте).

Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 6 лет является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».

Общая цель программы - подготовить в ходе обучения функционально - грамотную личность, как показатель качественного обучения. Одним из способов достижения этой цели видится создания непрерывных курсов. Непрерывность же на границе* детский сад- школа* обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы - описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной и средней школы.


Актуализация.

Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям:

1.Линия формирования произвольного поведения;

2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

3.Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;

4.Линия мотивационной готовности.

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой - предупреждение

ошибок в чтении и письме

Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.


Задачи обучения:


1.Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.

2.Развитие наглядно- образного и формирование словесно- логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.

3.Формирование приёмов умственных действий - анализа, синтеза. Сравнения, обобщения.

4.Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

  1. Развитие умения работать в коллективе.

  2. Развитие умений говорения и слушания, чтения.

  3. Развитие интереса и внимания к слову, речи.

  4. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

  5. Развитие владения звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.

  6. Расширение представлений об окружающем мире.

Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте с детьми 6 лет.


Содержание работы:


  1. Развитие связной речи:

    • обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

    • обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;

    • обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет_

ной картинке, по серии картинок;

    • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.


  1. Лексическая работа:

    • обогащение словарного запаса детей;

    • обучение употреблению новых слов в собственной речи

(конструирование словосочетаний и предложений).


  1. Развитие звуковой культуры речи:

    • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения

    • звука, его условным обозначением;

    • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.


  1. Развитие фонематического слуха:

    • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение

    • положения звука в слове;

    • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,

мягких, звонких, глухих согласных.


  1. Обучение звуко - слоговому анализу:

    • звуковой анализ состава слогов и слов;

    • дифференциация понятий «звук» и «буква»;

    • соотнесение букв и звуков.


  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

  2. В течение обучения проводится целенаправлен­ная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях использу­ются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более пред­метами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.


К концу обучения дети получат возможность получить следующие знания и умения:


1. Звуки:

  • Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.

  • Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твер­дые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

  • Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.

  • Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять поло­жения звука в слове.

  • Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов.

  • Уметь читать и составлять слоги.


2. Слоги:

  • Знать понятие «слог».

  • Уметь проводить слоговой анализ слов.

  • Уметь подбирать слова на заданное количество слогов.

  • Уметь выделять в словах первый и последний слог.

  • Уметь подбирать слова на заданный слог.

  • Уметь составлять прямые и обратные слоги.

  • Уметь печатать слоги.


3. Слова:

  • Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов.

  • Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок.

  • Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов.

  • Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавле­нием к другим словам.

  • Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.

  • Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

  • Уметь печатать слова, состоящие из одного и двух слогов.


4. Буквы:

  • Знать буквы.

  • Знать дифференсацию понятий «звук» и«буква».

  • Знать согласные и гласные буквы.

  • Уметь соотносить букву и звук.


5. Связная устная речь.

  • Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи.

  • Уметь составлять предложения.

  • Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.


Календарно-тематическое планирование занятий

«Грамотейка» (64 ч) и «Волшебные пальчики» (64 ч)

Занятия по обучению детей грамоте (чтению и письму) неразрывно связаны между собой. На первом занятии ребята знакомятся со звуком и буквой, а на втором, в этот же день, знакомятся с элементами этой буквы, штрихуют её, учатся печатать её, пишут в прописи. Поэтому темы занятий «Грамотейка» и «Волшебные пальчики» идут попарно.

№ ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Направление работы. Развивающий аспект.

1-2




1-2






Добуквенный период

(10 ч чтения и 10 ч письма))

Развитие связной речи. Рассказ по картинке.



Знакомство с тетрадью Строка. Косая линия.

Штриховка.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.



3-4




3-4





Развитие связной речи. Рассказ по картинке.



Знакомство с тетрадью Строка. Косая линия.

Штриховка.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.


5-6






5-6







Составление предложений по схеме.





Знакомство с тетрадью. Строка. Косая линия.

Штриховка.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

7-8






7-8






Слог. Деление слов на слоги.




Знакомство с тетрадью. Строка. Косая линия.

Штриховка. Элементы букв.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

9-10


9-10


Ударение. Ударный и безударный слоги. Знакомство с тетрадью Строка. Косая линия.

Штриховка. Элементы букв.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

1-2




1-2




Буквенный период

(45 ч чтения и 45 ч письма)

Понятие буквы и звука.




Элементы букв.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

3-4



3-4



Гласные и согласные звуки.


Элементы букв.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

5



5



Буква и звук а.



Письмо буквы «А».







Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.


6





6





Буква и звук о.





Письмо буквы «О»


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

7





7





Буква и звук у. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо буквы «У».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

8





8





Буква и звук «И». Чтение слогов.




Письмо буквы «И».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

9





9





Буква и звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо буквы «Э».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

10




10




Буква и звук ы.




Письмо буквы «Ы».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

11




11




Буква «Н», звуки н, н'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо буквы «Н» , слогов.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

12-13




12-13




Составление слогов с изученными буквами.



Письмо изученных букв, слогов.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

14-15





14-15





Твердые и мягкие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо изученных букв, слогов.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

16



16



Буква «Р», звуки р, р'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Р», слогов с этой буквой.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

17



17



Буква «Л», звуки л, л'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Л», слогов с этой буквой.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

18





18





Буква «М», звуки м, м'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо буквы «М», слогов с этой буквой.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

19-20





19-20





Звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо изученных букв.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

21




21




Буква «П», звуки п, п'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо буквы «П», слогов с этой буквой.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

22



22



Буква «Б», звуки б, б'. Чтение слогов и слов с изученными буквами Письмо буквы «Б», слогов с этой буквой.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

23



23




Буква «Т», звуки т, т'. Чтение слогов и слов с изученными буквами Письмо буквы «Т», слогов с этой буквой.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

24



24




Буква «Д», звуки д, д'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Д», слогов с этой буквой.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

25




25




Буква «К», звуки к, к'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «К», слогов с этой буквой.


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

26


26


Буква «Г» звуки г, г'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо буквы «Г», слогов с этой буквой.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

27




27




Буква «В», звуки в, в'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Ф», слогов с этой буквой.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

28




28




Буква «Ф», звуки ф, ф'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо буквы «Ф», слогов с этой буквой.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

29




29




Буква «З», звуки з, з'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо буквы «З», слогов с этой буквой.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

30




30




Буква «с», звуки с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо буквы «С», слогов с этой буквой.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

31





31






Буква ж, звук ж. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо буквы «Ж», слогов с этой буквой.


Знакомство с новым звуком, буквой, развитие речи, навыков слияния слогов в слова. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

32





32





Буква «Ш» звук ш. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо буквы «Ш», слогов с этой буквой.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

33-34





33-34






Парные согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание изученных букв, слогов, слов.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

35





35





Буква «Ц», звук ц. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание буквы «Ц».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

36




36





Буква «Й», звук й’. Чтение слогов и слов с изученными буквами.


Письмо, штриховка буквы «Й».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

37





37






Буква «Х», звуки х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание буквы «Х».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

38





38






Буква «Ч», звук ч’. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание буквы «Ч».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

39






39








Буква «Щ», звук щ’. Чтение слогов и слов с изученными буквами.




Письмо, штриховка буквы «Щ».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

40





40





Буквы «ъ» и «ь» знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание букв «ь» и «ъ».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

41





41





Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание букв «ь» и «ъ».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

42





42






Гласная буква «Я». Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание буквы «Я».


Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

43





43





Гласная буква «Ё». Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание буквы «Ё».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

44





44






Гласная буква «Е». Чтение слогов и слов с изученными буквами.



Письмо, печатание буквы «Е»

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

45






45










Гласная буква «Ю». Чтение и слогов и слов с изученными буквами.




Письмо, печатание буквы «Ю»







Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.


Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

1-5





1-5





5 ч

Чтение и письмо

(9ч чтения и 9 ч письма)

Чтение и письмо букв и слогов. Игры «Доскажи словечко» , «Угадай слово»



Письмо слогов.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.


Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

6






6







Чтение и письмо букв и слогов. Игра «Продолжи сказку».




Письмо букв, слогов, слов.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.


Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

7





7





1 ч

Чтение и письмо букв и слогов. Игра «Составь загадку»




Письмо букв, слогов, слов.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

8




8




Чтение и письмо букв и слогов. Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово»

Письмо букв, слогов, слов.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности.

9


9


Игра «Путешествие в стране букв»

Закрепление изученного.

Развитие речи, мышления, навыков письма.


«Математические ступеньки»

Цели и задачи:

  • научить детей в период подготовки к школе счету, чтобы подвести их к понятию числа.

  • целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.

В содержании объединены 3 линии:

  • арифметическая;

  • геометрическая;

  • содержательно-логическая.

Основные методы: практические, дидактическая игра, моделирование.

В конце изучаемого курса дети получат возможность научиться:

• название однозначных чисел;

  • считать до 10 и обратно;

  • сравнить количество предметов;

  • определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

  • знать название основных геометрических фигур:
    ♦ треугольник;

♦ прямоугольник;

♦ круг;

  • различать геометрические фигуры и находить их прообразы в окружающей действительности;

  • проводить простейшие логические рассуждения:

♦ сравнить объекты;

♦ проводить классификацию предметов по заданным признакам;

♦ выявлять несложные закономерности и исследовать их для выполнения задания.


Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»

Дата

Тема занятия.

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

К-во часов

познавательный

аспект

развивающий

аспект

1.


Сделай «так же», сделай «по-другому».

Счёт предметов.

Знакомство с тетрадью.

Сравнение предметов по различным признакам.

Клетка в тетради.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

1

2.


Найди «лишний предмет».

Анализ объекта.

Счёт предметов. Знакомство с тетрадью.


Сравнение предметов по различным признакам: цвету, форме, размеру и т.д.

Знакомство с правилами посадки при письме.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

1

3.


Представление о пространственных отношениях (слева, справа). Счёт предметов. Знакомство с тетрадью.

Понятия «лево-право». Соотношение числа и количества предметов.

Знакомство с правилами посадки при письме и положении ручки и тетради.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

1

4.


Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз). Знакомство с тетрадью.


Понятия «лево-право». Соотношение числа и количества предметов.

Знакомство с правилами посадки при письме и положении ручки и тетради.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

1

5.


Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз, ближе, дальше).

Понятия «ближе», «дальше».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

1

6.


Установление взаимнооднозначного соответствия предметов (образование пар). Отношение «столько же».

Понятия «столько же», «больше», «меньше».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии

1

7.


Отношение «столько же». Счёт предметов.

Понятие «столько же».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии

1

8,9,10.


Знакомимся с графическим образом цифр.

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

3

11,12.


Занятие-игра.

Цифры и их графические образы.

Развитие внимания, зрительной, слуховой и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, творческих способностей, речи, рефлексии

2

13,14.


Признаки предметов.

Счёт предметов.

Сравнение предметов по различным признакам.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

2

15.


Признаки предметов.


Сравнение длин предметов (визуально).

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления,

ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

1

16.


Признаки предметов.

Понятия «уже», «шире»

,«короче», «длиннее».

Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

1

17,18.


«Давайте подумаем…»

Счёт предметов.

Установление закономерностей.

Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

2

18.


Сравнение предметов.

Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

1

20.


Размеры предмета.

Сравнение и классификация предметов по различным признакам

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

1

21,22.


Ориентируемся в пространстве.

Перед. За. Между. Первый, второй..

Задания на формирование пространствен-

ных

представлений.

Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

2

23,24.


Снова о предмете в пространстве.

Место предметов в пространстве, их взаимное расположение.

Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

2

25.


Сравниваем предметы.

Отношения «столько же», «больше», «меньше».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

1

26.


Занятие-игра.


Закрепление изученного.

Задания на ориентирование в пространстве, обобщение и классификацию, определение последовательности событий.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии

1

27-29








Простейшие геометрические фигуры: круг,

прямоугольник,

квадрат,

треугольник.



Задания на определение геометрических фигур




Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии




3




30.












Числа от 1 до 10.

□+1, □-1.





Счёт до 10. Присчитывание и отсчитывание по 1.






Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии




1






31.








Число и цифра 1.

Знакомство с числом и цифрой 1.

Понятия «один», «много».

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения.

1

32.


Число и цифра 2.

Знакомство с числом и цифрой 2.

Сравнение чисел 1 и 2.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения.

1

33.


Число и цифра 3.

Знакомство с числом и цифрой 3.

Сравнение чисел.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения.

1

34.


Путешествие в Четырёхугольную страну.

Число и цифра 4.

Знакомство с числом и цифрой 4.

Сравнение чисел

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения.

1

35.


Порядковый счёт в пределах 10. Число и цифра 5.


Знакомство с

числом и

цифрой 5.

Сравнение

чисел.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения.

1

36.


Название предыдущего и последующего числа. Сравнение смежных чисел. Число и цифра 6.

Знакомство с числом и цифрой 6.

Сравнение чисел.



Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения.

1

37.


Дни недели. Число и цифра 7.

Знакомство с числом и цифрой 7.

Сравнение чисел.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения

1

38.


Прямоугольник. Квадрат. Число и цифра 8.


Знакомство с числом и цифрой 8.

Сравнение чисел.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения

1

39.


Видоизменение геометрических фигур. Число и цифра 9.

Знакомство с числом и цифрой 9.

Сравнение чисел.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения

1

40.


Число и цифра 0. Упражнение в зарисовке геометрических фигур.

Знакомство с числом и цифрой 0.

Сравнение чисел.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения

1

41.


Обратный счет 0-10-0.

Знакомство с числом и цифрой 0.

Сравнение чисел.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения

1

42.


Сравнение предметов по разным признакам.

Сравнение и классификация предметов по различным признакам

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения

1

43.


Обобщение изученного.

Счёт от 1 до 10 и обратно.

Место числа в ряду чисел от 1 до 10.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения

1

44.


Обратный счёт 3-1. Составление и решение задач.

Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт.

Задачи на нахождение суммы.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

45


Обратный счёт 4-1. Составление и решение задач.

Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт.

Задачи на нахождение суммы, разности.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

46


Обратный счёт 5-1. Составление и решение задач.

Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт.

Задачи на нахождение суммы, разности.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

47


Обратный счёт 6-1. Составление и решение задач. Логические задачи.

Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт.

Задачи на нахождение суммы, разности.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

48


Обратный счёт 7-1. Составление и решение задач.

Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт.

Задачи на нахождение суммы, разности.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

49


Обратный счёт 8-1. Составление и решение задач.

Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт.

Задачи на нахождение суммы, разности.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

50


Обратный счёт 9-1. Составление и решение задач. Логические задачи.

Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт.

Задачи на нахождение суммы, разности.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

51


Обратный счёт 10-1. Составление и решение задач.

Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт.

Задачи на нахождение суммы, разности.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

52


Систематизация изученного материала.

Урок – игра.

Повторить и обобщить полученные навыки и знания.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

53


Состав числа 3. Решение задач.

Повторить состав числа 3. Учить решению задач на нахождение неизвестного слагаемого.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.

1

54


Состав числа 4. Решение задач. Квадрат.

Учить состав числа 4, развивать навыки решения задач. Закреплять знания о квадрате.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.


55


Состав числа 5. Решение задач.

Учить состав числа 5, развивать навыки решения задач.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.


56


Состав числа 6. Решение задач.

Учить состав числа 6, развивать навыки решения задач.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.


57


Состав числа 7. Решение задач.

Учить состав числа 7, развивать навыки решения задач.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.


58


Состав числа 8. Решение задач.

Учить состав числа 8, развивать навыки решения задач.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.


59


Состав числа 9. Решение задач.

Учить состав числа 9, развивать навыки решения задач.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.


60


Состав числа 10. Решение задач.

Учить состав числа 10, развивать навыки решения задач.

Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач.


61


Геометрический материал.

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Развитие мышления, речи, памяти,

внимания.

1

62


Повторение и обобщение изученного за год. Урок- путешествие.

Закрепление полученных знаний и умений на уроках математики.

Развитие мышления, речи, памяти,

внимания


63-64


Резерв. Урок – игра.

Закрепление полученных знаний и умений на уроках математики.

Развитие мышления, речи, памяти,

внимания














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития ДОШКОЛЬНИКОВ '' М.: ACT,

2002г.

2. Гаврина С. Е. Учимся считать. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен, 2011г.

3. Гаврина С. Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен, 2011г.

4. Гаврина С. Е. Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен,

2011г.

5. Гаврина С. Е. Развиваемся играя. //ФГУИПП. Нижполиграф, 2010г.

6. Гаврина С. Е. Рисую фигуры. // ФГУИПП, Нижполиграф, 2010г.

7. Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка

при подготовке его к школе.// Начальная школа, 2006г.

8. Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и

начального образования// Начальная школа. 2008г.

9. Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. Речь. Письмо. Математика.//

С.¬ Петербург.: 2006г.

10. Синицына Е. И Умные пальчики. М.: Лист. 2009г.

  1. Степанова М.И. Здравствуй, школа! М.: АСТ-2007г.

  1. Ресурсы сети Интернет.






























3.2. Кадровое обеспечение

Занятия по подготовке детей территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СОШ №4» с.Белого, не посещающих дошкольные учреждения, проводят учителя начальных классов. Они имеют необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой «Подготовка к школе».

3.3.Материально-техническое обеспечение

Оборудование и наглядный материал

С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное сопровождение:

  • магнитофон;

  • компьютер;

  • проектор;

  • музыкальные записи, сказки;

  • иллюстрации сказок, сказочные персонажи;

  • игрушки;

  • предметные картинки;

  • схемы звуков, слов, предложений;

  • геометрические фигуры;

  • карточки с цифрами;

  • листы бумаги, цветные карандаши.








































45