СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа была разработана для подготовки к школе детей 6- 7 лет. Расчитана на один год с учётом 6 часов в неделю. Обучение грамоте и развитие речи - 2 часа. Подготовка руки к письму - 2 часа. Математика и конструирование - 2 часа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» с.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО «ЦДОД»
____________ С.А.Уджухова
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Социально - педагогическое
название объединения
«Предшкольная подготовка»
наименование учебной дисциплины
1 года
сроки реализации
модифицированная
вид программы
6 -7 лет
возраст учащихся
Лактионова Ольга Владимировна
Ф.И.О.
Содержание
1. Целевой раздел …………………………………………………4
1.1. Пояснительная записка……………………………………….4
2. Содержательный раздел…………………………………………9
2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе» …………………………………….9
2.2. Результаты освоения программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»…………………………………..……10
2.3. Содержание программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»………………………………………12
3. Организационный раздел …………………………………….13
3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»………..14
3.2. Кадровое обеспечение ………….………………………………….44
3.3. Материально-техническое обеспечение ……………………..44
Раздел 1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа № 4» села Белого Красногвардейского района Республики Адыгея (далее – МБОУ «СОШ № 4»)
Ф.И.О. директора: Калинина Алла Ананьевна
Автор – составитель: Лактионова Ольга Владимировна учитель начальных классов
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут
нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе».
Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СОШ № 4», не посещающих дошкольные учреждения, и готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Правовую основу организации группы по подготовке детей территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СОШ №4», не посещающих дошкольные учреждения составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
3. Устав МБОУ «СОШ № 4» с. Белого.
Актуальность и целесообразность создания
программы дополнительной образования «Подготовка к школе»
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения. Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. Многие дети дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поступление ребёнка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. При подготовке к школе необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, самостоятельности, прилежания. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.
В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.
Программа разработана в соответствии с основными требованиями существующих программ дошкольного обучения, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.
Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель программы:
- успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Содержание программы «Подготовка детей к школе» ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
укрепление психического и физического здоровья ребёнка.
Задачами программы подготовки детей к школе «Подготовка детей к школе» являются:
- формирование положительного отношения к учению;
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- формирование адекватной возрастному уровню картины мира;
- развитие логики;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи;
- умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку;
- создание предпосылок к школьному обучению;
- формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые творческие элементы.
Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое. Динамические переменки позволяют переключать активность детей.
Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.
В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребёнка – дошкольника.
Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные педагогические технологии:
- игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы.
Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого–педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе, промежуточная диагностика.
Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимой в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования «Подготовка детей к школе»
Основные положения программы:
1. подготовка к школе носит развивающий характер;
2. не допускает дублирования программ первого класса;
3. помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
4. обеспечивает формирование ценностных установок;
5. ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
6. обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
7. организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
8. готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
9. инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- развитие творческой деятельности;
- развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья;
- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность;
наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего первый класс.
Портрет дошкольника, поступающего в первый класс
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками;
- самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;
- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- использует вербальные и невербальные способы общения;
- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
2.2. Результаты освоения программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
мотивационные и коммуникативные;
формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
использовать основные правила построения линейного орнамента;
различать изделия хохломского промысла, гжельского, дымковского и др.
Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы:
- сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
- развитая функция произвольного поведения;
- овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты);
- сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);
- сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников);
- развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых трудовых, графических, социально-нравственных и др.)
2.3. Содержание программы дополнительного образования
«Подготовка к школе»
Программа дополнительного образования «Подготовка к школе»
рассчитана на будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 6-7 лет.
2 часа в неделю – обучение грамоте и развитие речи «Грамотейка» - 64 часа в год;
2 часа в неделю – подготовка руки к письму «Волшебные пальчики» - 64 часа в год;
2 часа в неделю – математика и конструирование «Математические ступеньки», в количестве 64 часа за год.
Занятия систематизированы по 3 направлениям:
«Подготовка к обучению чтению» курс «Обучение грамоте»
«Подготовка к обучению письму»
«Математические ступеньки»
Календарный учебный график
Занятия группы по подготовке детей территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СОШ № 4», не посещающих дошкольные учреждения проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Количество занятий – 3.
Всего 192 занятия в течение 9 месяцев (С сентября по май с учётом календарных каникул в конце каждой учебной четверти).
Начинаются занятия проведением родительского собрания в сентябре 2016г.
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
Характер воздействия на дошкольника должен соответствовать его возрастным и психологическим особенностям – его образному мышлению, поведению, расположенности к игровой деятельности. Игра на занятии приближает условия обучения в школе к условиям детского сада. Как показывают исследования, в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.
При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти)
На занятиях с будущими первоклассниками используются следующие виды работ:
- беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов;
- инсценировка сказок, дидактическая игра;
- подвижные музыкальные паузы, физминутки;
- заочные экскурсии и путешествия.
- разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр).
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Подготовка к школе» – открытое занятие для родителей.
3.Организационный раздел
3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»
Учебный курс
| Итого | |
Обучение грамоте и развитие речи «Грамотейка» Подготовка руки к письму «Волшебные пальчики» | 2
2 | 64
64 |
«Математические ступеньки» | 2 | 64 |
Максимальный объём учебной нагрузки детей за неделю | 6 | _ |
Максимальный объём учебной нагрузки детей за год | _ | 192 |
Цели и задачи курса «Обучение грамоте»
Курс «Обучение грамоте» нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющий функции развития:
связной речи;
фонетического слуха;
творческого мышления;
мелкой моторики движений;
мышц двигательного аппарата руки;
двигательных и зрительных факторов как единого целого действия.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям:
развитие связной речи;
подготовка к обучению чтению;
подготовка к обучению письму.
Таким образом, курс «Обучение грамоте» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи ребенка.
Дети получат возможность научиться:
правильно произносить все звуки;
выделять из слов звуки;
отлично и ясно произносить слова;
выделять слова и предложения из речи;
орфоэпические нормы произношения;
раскрыть смысл несложных слов;
давать описание знакомого предмета;
пересказать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
работать на листе бумаги сверху вниз и слева направо.
Содержание программного материала.
Речевое развитие.
обучение рассказыванию по заданной теме.
чтение сказок, стихотворений, из пересказ, инсценирование, заучивание.
чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки, на каждом занятии игры.
Подготовка к обучению чтению.
предложение и слово.
звук.
чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки , на каждом занятии игры.
Подготовка к обучению письму.
знакомство с тетрадью, ее разлиновкой.
горизонтальная и вертикальная линия.
графические упражнения.
штриховка.
пальчиковые игры.
росчерки.
правила посадки при письме.
Перед началом изучения курса «Обучение грамоте» обязательно следует организовать индивидуальную встречу детей с логопедом. Результаты обследования сообщить родителям. Распределить определенные игровые упражнения для индивидуальных и коллективных занятий с детьми.
Пояснительная записка по практическому курсу
«Грамотейка»
( развитие речи и подготовка к обучению грамоте).
Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 6 лет является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».
Общая цель программы - подготовить в ходе обучения функционально - грамотную личность, как показатель качественного обучения. Одним из способов достижения этой цели видится создания непрерывных курсов. Непрерывность же на границе* детский сад- школа* обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы - описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной и средней школы.
Актуализация.
Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям:
1.Линия формирования произвольного поведения;
2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
3.Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
4.Линия мотивационной готовности.
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой - предупреждение
ошибок в чтении и письме
Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
1.Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.
2.Развитие наглядно- образного и формирование словесно- логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
3.Формирование приёмов умственных действий - анализа, синтеза. Сравнения, обобщения.
4.Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
Развитие умения работать в коллективе.
Развитие умений говорения и слушания, чтения.
Развитие интереса и внимания к слову, речи.
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
Развитие владения звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
Расширение представлений об окружающем мире.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте с детьми 6 лет.
Содержание работы:
Развитие связной речи:
обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет_
ной картинке, по серии картинок;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Лексическая работа:
обогащение словарного запаса детей;
обучение употреблению новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие звуковой культуры речи:
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
звука, его условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Развитие фонематического слуха:
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных.
Обучение звуко - слоговому анализу:
звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.
К концу обучения дети получат возможность получить следующие знания и умения:
1. Звуки:
Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.
Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове.
Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов.
Уметь читать и составлять слоги.
2. Слоги:
Знать понятие «слог».
Уметь проводить слоговой анализ слов.
Уметь подбирать слова на заданное количество слогов.
Уметь выделять в словах первый и последний слог.
Уметь подбирать слова на заданный слог.
Уметь составлять прямые и обратные слоги.
Уметь печатать слоги.
3. Слова:
Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов.
Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок.
Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов.
Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам.
Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.
Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
Уметь печатать слова, состоящие из одного и двух слогов.
4. Буквы:
Знать буквы.
Знать дифференсацию понятий «звук» и«буква».
Знать согласные и гласные буквы.
Уметь соотносить букву и звук.
5. Связная устная речь.
Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи.
Уметь составлять предложения.
Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Грамотейка» (64 ч) и «Волшебные пальчики» (64 ч)
Занятия по обучению детей грамоте (чтению и письму) неразрывно связаны между собой. На первом занятии ребята знакомятся со звуком и буквой, а на втором, в этот же день, знакомятся с элементами этой буквы, штрихуют её, учатся печатать её, пишут в прописи. Поэтому темы занятий «Грамотейка» и «Волшебные пальчики» идут попарно.
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Направление работы. Развивающий аспект. |
1-2 1-2 | 2ч 2ч | Добуквенный период (10 ч чтения и 10 ч письма)) | Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Знакомство с тетрадью Строка. Косая линия. Штриховка. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. |
3-4 3-4 | 2ч 2ч | Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Знакомство с тетрадью Строка. Косая линия. Штриховка. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие навыка правильной посадки, положения при письме. | |
5-6 5-6 | 2ч 2ч | Составление предложений по схеме. Знакомство с тетрадью. Строка. Косая линия. Штриховка. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие навыка правильной посадки, положения при письме. | |
7-8 7-8 | 2ч 2ч | Слог. Деление слов на слоги. Знакомство с тетрадью. Строка. Косая линия. Штриховка. Элементы букв. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие навыка правильной посадки, положения при письме. | |
9-10 9-10 | 2ч 2ч | Ударение. Ударный и безударный слоги. Знакомство с тетрадью Строка. Косая линия. Штриховка. Элементы букв. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие навыка правильной посадки, положения при письме. | |
1-2 1-2 | 2ч 2ч | Буквенный период (45 ч чтения и 45 ч письма) | Понятие буквы и звука. Элементы букв. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. |
3-4 3-4 | 2ч 2ч | Гласные и согласные звуки. Элементы букв. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
5 5 | 1ч 1ч | Буква и звук а. Письмо буквы «А». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
6 6 | 1ч 1ч | Буква и звук о. Письмо буквы «О» | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
7 7 | 1ч 1ч | Буква и звук у. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «У». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
8 8 | 1ч 1ч | Буква и звук «И». Чтение слогов. Письмо буквы «И». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
9 9 | 1ч 1ч | Буква и звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Э». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
10 10 | 1ч 1ч | Буква и звук ы. Письмо буквы «Ы». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
11 11 | 1ч 1ч | Буква «Н», звуки н, н'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Н» , слогов. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
12-13 12-13 | 2ч 2ч | Составление слогов с изученными буквами. Письмо изученных букв, слогов. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
14-15 14-15 | 2ч 2ч | Твердые и мягкие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо изученных букв, слогов. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
16 16 | 1ч 1ч | Буква «Р», звуки р, р'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Р», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
17 17 | 1ч 1ч | Буква «Л», звуки л, л'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Л», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
18 18 | 1ч 1ч | Буква «М», звуки м, м'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «М», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
19-20 19-20 | 2ч 2ч | Звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо изученных букв. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
21 21 | 1ч 1ч | Буква «П», звуки п, п'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «П», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
22 22 | 1ч 1ч | Буква «Б», звуки б, б'. Чтение слогов и слов с изученными буквами Письмо буквы «Б», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
23 23 | 1ч 1ч | Буква «Т», звуки т, т'. Чтение слогов и слов с изученными буквами Письмо буквы «Т», слогов с этой буквой.
| Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
24 24 | 1ч 1ч | Буква «Д», звуки д, д'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Д», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
25 25 | 1ч 1ч | Буква «К», звуки к, к'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «К», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
26
26 | 1ч
1ч | Буква «Г» звуки г, г'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Г», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
27 27 | 1ч 1ч | Буква «В», звуки в, в'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Ф», слогов с этой буквой.
| Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
28 28 | 1ч 1ч | Буква «Ф», звуки ф, ф'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Ф», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
29 29 | 1ч 1ч | Буква «З», звуки з, з'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «З», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
30 30 | 1ч 1ч | Буква «с», звуки с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «С», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
31 31 | 1ч 1ч | Буква ж, звук ж. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Ж», слогов с этой буквой. | Знакомство с новым звуком, буквой, развитие речи, навыков слияния слогов в слова. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
32 32 | 1ч 1ч | Буква «Ш» звук ш. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо буквы «Ш», слогов с этой буквой. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
33-34 33-34 | 2ч 2ч | Парные согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание изученных букв, слогов, слов. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
35 35 | 1ч 1ч | Буква «Ц», звук ц. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание буквы «Ц». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
36 36 | 1ч 1ч | Буква «Й», звук й’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, штриховка буквы «Й». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
37 37 | 1ч 1ч | Буква «Х», звуки х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание буквы «Х». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
38 38 | 1ч 1ч | Буква «Ч», звук ч’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание буквы «Ч». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
39 39 | 1ч 1ч | Буква «Щ», звук щ’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, штриховка буквы «Щ». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
40 40 | 1ч 1ч | Буквы «ъ» и «ь» знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание букв «ь» и «ъ». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
41 41 | 1ч 1ч | Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание букв «ь» и «ъ». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
42 42 | 1ч 1ч | Гласная буква «Я». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание буквы «Я». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
43 43 | 1ч 1ч | Гласная буква «Ё». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание буквы «Ё». | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
44 44 | 1ч 1ч | Гласная буква «Е». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание буквы «Е» | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
45 45 | 1ч 1ч | Гласная буква «Ю». Чтение и слогов и слов с изученными буквами. Письмо, печатание буквы «Ю» | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
1-5 1-5 | 5ч 5 ч | Чтение и письмо (9ч чтения и 9 ч письма) | Чтение и письмо букв и слогов. Игры «Доскажи словечко» , «Угадай слово» Письмо слогов. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. |
6 6 | 1ч 1ч | Чтение и письмо букв и слогов. Игра «Продолжи сказку». Письмо букв, слогов, слов. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
7 7 | 1ч 1 ч | Чтение и письмо букв и слогов. Игра «Составь загадку» Письмо букв, слогов, слов. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
8 8 | 1ч 1ч | Чтение и письмо букв и слогов. Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» Письмо букв, слогов, слов. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха. Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности. | |
9 9 | 1ч 1ч | Игра «Путешествие в стране букв» Закрепление изученного. | Развитие речи, мышления, навыков письма. |
«Математические ступеньки»
Цели и задачи:
научить детей в период подготовки к школе счету, чтобы подвести их к понятию числа.
целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.
В содержании объединены 3 линии:
арифметическая;
геометрическая;
содержательно-логическая.
Основные методы: практические, дидактическая игра, моделирование.
В конце изучаемого курса дети получат возможность научиться:
• название однозначных чисел;
считать до 10 и обратно;
сравнить количество предметов;
определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
знать название основных геометрических фигур:
♦ треугольник;
♦ прямоугольник;
♦ круг;
различать геометрические фигуры и находить их прообразы в окружающей действительности;
проводить простейшие логические рассуждения:
♦ сравнить объекты;
♦ проводить классификацию предметов по заданным признакам;
♦ выявлять несложные закономерности и исследовать их для выполнения задания.
Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»
№ | Дата | Тема занятия. | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов | ||
познавательный аспект | развивающий аспект | |||||
1. | | Сделай «так же», сделай «по-другому». Счёт предметов. Знакомство с тетрадью. | Сравнение предметов по различным признакам. Клетка в тетради. | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | |
2. | | Найди «лишний предмет». Анализ объекта. Счёт предметов. Знакомство с тетрадью. | Сравнение предметов по различным признакам: цвету, форме, размеру и т.д. Знакомство с правилами посадки при письме. | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
3. | | Представление о пространственных отношениях (слева, справа). Счёт предметов. Знакомство с тетрадью. | Понятия «лево-право». Соотношение числа и количества предметов. Знакомство с правилами посадки при письме и положении ручки и тетради. | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
4. | | Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз). Знакомство с тетрадью. | Понятия «лево-право». Соотношение числа и количества предметов. Знакомство с правилами посадки при письме и положении ручки и тетради. | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
5. | | Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз, ближе, дальше). | Понятия «ближе», «дальше». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
6. | | Установление взаимнооднозначного соответствия предметов (образование пар). Отношение «столько же». | Понятия «столько же», «больше», «меньше». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | |
7. | | Отношение «столько же». Счёт предметов. | Понятие «столько же». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | |
8,9,10. | | Знакомимся с графическим образом цифр. | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 3 | |
11,12. | | Занятие-игра. | Цифры и их графические образы. | Развитие внимания, зрительной, слуховой и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, творческих способностей, речи, рефлексии | 2 | |
13,14. | | Признаки предметов. Счёт предметов. | Сравнение предметов по различным признакам. | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
15. | | Признаки предметов. | Сравнение длин предметов (визуально). | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
16. | | Признаки предметов. | Понятия «уже», «шире» ,«короче», «длиннее». | Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
17,18. | | «Давайте подумаем…» Счёт предметов. | Установление закономерностей. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
18. | | Сравнение предметов. | Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
20. | | Размеры предмета. | Сравнение и классификация предметов по различным признакам | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
21,22. | | Ориентируемся в пространстве. Перед. За. Между. Первый, второй.. | Задания на формирование пространствен- ных представлений. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
23,24. | | Снова о предмете в пространстве. | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 2 | |
25. | | Сравниваем предметы. | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии | 1 | |
26. | | Занятие-игра. Закрепление изученного. | Задания на ориентирование в пространстве, обобщение и классификацию, определение последовательности событий. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии | 1 | |
27-29 | | Простейшие геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник. | Задания на определение геометрических фигур | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии | 3 | |
30. |
| Числа от 1 до 10. □+1, □-1. | Счёт до 10. Присчитывание и отсчитывание по 1. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии | 1 | |
31. |
| Число и цифра 1. | Знакомство с числом и цифрой 1. Понятия «один», «много». | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения. | 1 | |
32. | | Число и цифра 2. | Знакомство с числом и цифрой 2. Сравнение чисел 1 и 2. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения. | 1 | |
33. | | Число и цифра 3. | Знакомство с числом и цифрой 3. Сравнение чисел. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения. | 1 | |
34. | | Путешествие в Четырёхугольную страну. Число и цифра 4. | Знакомство с числом и цифрой 4. Сравнение чисел | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения. | 1 | |
35. | | Порядковый счёт в пределах 10. Число и цифра 5. | Знакомство с числом и цифрой 5. Сравнение чисел. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения. | 1 | |
36. | | Название предыдущего и последующего числа. Сравнение смежных чисел. Число и цифра 6. | Знакомство с числом и цифрой 6. Сравнение чисел. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения. | 1 | |
37. | | Дни недели. Число и цифра 7. | Знакомство с числом и цифрой 7. Сравнение чисел. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения | 1 | |
38. | | Прямоугольник. Квадрат. Число и цифра 8. | Знакомство с числом и цифрой 8. Сравнение чисел. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения | 1 | |
39. | | Видоизменение геометрических фигур. Число и цифра 9. | Знакомство с числом и цифрой 9. Сравнение чисел. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения | 1 | |
40. | | Число и цифра 0. Упражнение в зарисовке геометрических фигур. | Знакомство с числом и цифрой 0. Сравнение чисел. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения | 1 | |
41. | | Обратный счет 0-10-0. | Знакомство с числом и цифрой 0. Сравнение чисел. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения | 1 | |
42. | | Сравнение предметов по разным признакам. | Сравнение и классификация предметов по различным признакам | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения | 1 | |
43. | | Обобщение изученного. Счёт от 1 до 10 и обратно. | Место числа в ряду чисел от 1 до 10. | Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения | 1 | |
44. | | Обратный счёт 3-1. Составление и решение задач. | Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт. Задачи на нахождение суммы. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
45 | | Обратный счёт 4-1. Составление и решение задач. | Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт. Задачи на нахождение суммы, разности. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
46 | | Обратный счёт 5-1. Составление и решение задач. | Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт. Задачи на нахождение суммы, разности. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
47 | | Обратный счёт 6-1. Составление и решение задач. Логические задачи. | Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт. Задачи на нахождение суммы, разности. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
48 | | Обратный счёт 7-1. Составление и решение задач. | Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт. Задачи на нахождение суммы, разности. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
49 | | Обратный счёт 8-1. Составление и решение задач. | Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт. Задачи на нахождение суммы, разности. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
50 | | Обратный счёт 9-1. Составление и решение задач. Логические задачи. | Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт. Задачи на нахождение суммы, разности. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
51 | | Обратный счёт 10-1. Составление и решение задач. | Знание уменьшения числа на 1. Обратный счёт. Задачи на нахождение суммы, разности. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
52 | | Систематизация изученного материала. Урок – игра. | Повторить и обобщить полученные навыки и знания. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
53 | | Состав числа 3. Решение задач. | Повторить состав числа 3. Учить решению задач на нахождение неизвестного слагаемого. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | 1 | |
54 | | Состав числа 4. Решение задач. Квадрат. | Учить состав числа 4, развивать навыки решения задач. Закреплять знания о квадрате. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | | |
55 | | Состав числа 5. Решение задач. | Учить состав числа 5, развивать навыки решения задач. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | | |
56 | | Состав числа 6. Решение задач. | Учить состав числа 6, развивать навыки решения задач. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | | |
57 | | Состав числа 7. Решение задач. | Учить состав числа 7, развивать навыки решения задач. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | | |
58 | | Состав числа 8. Решение задач. | Учить состав числа 8, развивать навыки решения задач. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | | |
59 | | Состав числа 9. Решение задач. | Учить состав числа 9, развивать навыки решения задач. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | | |
60 | | Состав числа 10. Решение задач. | Учить состав числа 10, развивать навыки решения задач. | Развитие навыков обратного счёта, составления и решения задач. | | |
61 | | Геометрический материал. | Закрепление знаний о геометрических фигурах. | Развитие мышления, речи, памяти, внимания. | 1 | |
62 | | Повторение и обобщение изученного за год. Урок- путешествие. | Закрепление полученных знаний и умений на уроках математики. | Развитие мышления, речи, памяти, внимания | | |
63-64 | | Резерв. Урок – игра. | Закрепление полученных знаний и умений на уроках математики. | Развитие мышления, речи, памяти, внимания | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития ДОШКОЛЬНИКОВ '' М.: ACT,
2002г.
2. Гаврина С. Е. Учимся считать. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен, 2011г.
3. Гаврина С. Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен, 2011г.
4. Гаврина С. Е. Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен,
2011г.
5. Гаврина С. Е. Развиваемся играя. //ФГУИПП. Нижполиграф, 2010г.
6. Гаврина С. Е. Рисую фигуры. // ФГУИПП, Нижполиграф, 2010г.
7. Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка
при подготовке его к школе.// Начальная школа, 2006г.
8. Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и
начального образования// Начальная школа. 2008г.
9. Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. Речь. Письмо. Математика.//
С.¬ Петербург.: 2006г.
10. Синицына Е. И Умные пальчики. М.: Лист. 2009г.
Степанова М.И. Здравствуй, школа! М.: АСТ-2007г.
Ресурсы сети Интернет.
3.2. Кадровое обеспечение
Занятия по подготовке детей территории обслуживания, закреплённой за МБОУ «СОШ №4» с.Белого, не посещающих дошкольные учреждения, проводят учителя начальных классов. Они имеют необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой «Подготовка к школе».
3.3.Материально-техническое обеспечение
Оборудование и наглядный материал
С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное сопровождение:
магнитофон;
компьютер;
проектор;
музыкальные записи, сказки;
иллюстрации сказок, сказочные персонажи;
игрушки;
предметные картинки;
схемы звуков, слов, предложений;
геометрические фигуры;
карточки с цифрами;
листы бумаги, цветные карандаши.
45