Нормативно- правовая база:
Программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании»
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Примерной программы по предмету «Физическая культура»
- Базисного учебного плана
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательных программах, общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования
- Требований к содержанию образовательного процесса в соответствии с наполнением учебного предмета, установленных Учебным планом ГБОУ «Школа №760 имени А.П.Маресьева»
2. Пояснительная записка
Основная образовательная программа общего образования определяет содержание и организацию учебного процесса на всех ступенях общего образования. В области физической культуры для учащихся она акцентирует внимание на создании основ представлений о значении физической культуры и ее влиянии на дальнейшее развитие человека.
Предметом обучения физической культуре в школе, учитываемым в первую очередь при составлении Программы, является укрепление здоровья, благодаря занятиям спортом, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, самостоятельности в принятии верных решений. А также овладение ключевыми компетенциями, которые помогут применять полученные знания и навыки в дальнейших образовательных и практико-ориентированных, жизненных процессах.
Выполнению основной цели служит реализация следующих образовательных задач, которые решаются учащимися, занимающимися физической культурой:
- формирование представлений о физической культуре и ее значении в жизнедеятельности человека, укрепление здоровья занимающихся и содействие гармоничному развитию личности
- обучение элементам и упражнениям таких видов спорта, как легкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры
- содействие в воспитании нравственных и волевых качеств закладываемой в будущем личности
- приобретение основных качеств и знаний в области физической культуры, касающихся укрепления здоровья
- развитие интереса к самостоятельным и дополнительным занятиям спортом и обучение простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой
3. Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура – это учебный предмет в общеобразовательной школе, направленный на получение учащимися фундаментальных теоретических и практико-ориентированных знаний о значении физической культуры, спорта в гармоничном развитии человека; определение степени положительного влияния, которую занятия спортивными видами деятельности на регулярной основе, оказывают для формирования полноценной личности в социуме.
4. Место предмета в учебном плане
В ГБОУ «Школа №760 имени А.П.Маресьева» Учебный план на 2018-2019 учебный год по предметной области «Физическая культура и Основы безопасности и жизнедеятельности» для учащихся 9 классов закреплен к выполнению локальным нормативно-правовым документом, составленным на основе федерального законодательства, следующим образом: 2 урока физической культуры в неделю (выполнение базового компонента) и 1 урок в неделю ритмической гимнастики, который проводят специально обученные по этому направлению учителя (выполнение вариативно-развивающего компонента).
Таким образом, в недельном цикле для учащихся 9 классов, представляющих среднюю параллель основной школы, проводятся два урока по физической культуре. И на изучение предмета, определяющее трудоемкость данной программы, предполагается выделение 68 часов в год ( 2 урока в течении 34 учебных недель).
5. Содержание учебного предмета
Структура и содержание предмета в Программе предлагаются в конструкции двигательной деятельности с выделением четко выраженных основных учебных разделов: «Знания о физической культуре (информационный компонент)», «Способы двигательной деятельности (операционный компонент)», «Физической совершенствование» (мотивационный компонент).
Раздел «Знания о физической культуре» полностью соответствует познавательной активности в развитии человека. В него включены дидактические единицы о природе, становлении общества, физическом развитии и стремлении к нему человека.
Раздел «Способы двигательной деятельности» включает в себя темы понимания важности самостоятельных занятий физической культурой и спортом, обозначает способы организаций спортивных занятий и контроля за физическим развитием занимающихся.
Содержание раздела «Физическое самосовершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя задания и темы, связанные с освоением жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и умений из представленных в Программе видов спорта, а также общеразвивающих упражнений различной функциональной направленности.
6. Результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения представленной Программы ученик 9-ого класса научится ( предметные и метапредметные результаты):
- получать знания о взаимосвязи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением уровня физической подготовленности
- правильно составлять комплексы утренней зарядки и физкультминуток
- получит знания о понятии физическая подготовка и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения
- выполнять комплексы оздоровительных упражнений, входящих в утреннюю зарядку
- выполнять простейшие акробатические комбинации и гимнастические упражнения на качественном уровне
-выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках
- выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений для освоения технических элементов спортивных игр - баскетбола, волейбола
Также, ученик может научиться ( личностные результаты):
- правилам режима дня и личной гигиены
- определению причин возникновения травм и способам их профилактики
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении упражнений разной степени интенсивности
- вести дневник самоанализа своего физического состояния и самочувствия
7. Тематическое содержание
Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Отрабатываемые УУД |
Знания о физической культуре: Углубление знаний о становлении олимпийского движения современности. Олимпийские чемпионы и их роль в популяризации спорта. Умение определить эффективность получаемой нагрузки по ЧСС. Понятие пульсометрия. Травмы, существующие в спорте и их профилактика. Важность значения физическая культура в контексте развития сердечно - сосудистой системы, органов дыхания и кровообращения. | | Знать и объяснять значение олимпийского движения для развития спорта в России и мире. Иметь представление и уметь рассказать о победителях Олимпийских игр, их роли, которую они оказывают для популяризации спорта в стране. Понимать значение основ проведения пульсометрии. Уметь подбирать оптимальную нагрузку для проведения тренировочных и спортивных занятий со сверстниками. Иметь понятие о физиологическом строении человека и роли физической культуры, которую она играет в физическом развитии. | Познавательные, коммуникативные регулятивные |
Нормы техники безопасности. Знакомство с основными разделами предмета «Физическая культура» на вводном уроке. | 1 | Знать нормы ТБ, получить информацию о проведенном инструктаже. Знать: какие учебные разделы будут изучаться на уроках | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Легкая атлетика с элементами кроссового бега, прыжки, эстафеты: Совершенствование навыков техники высокого и низкого старта в беге на 30 метров, 60 метров. Техника выполнения задания челночный бег. Совершенствование старта по командам, техника выполнения ускорения и набегания на финиш. Совершенствование техники прыжков на1-2 ногах, на месте и с продвижением вперед, в длину. Техника кроссового бега на длинные дистанции- совершенствование. Развитие в медленном беге в чередовании с ходьбой выносливости. Бег 1000 метров на развитие выносливости. | 32 | Уметь и правильно выполнять в совершенном виде беговые задания разных видов, прыжки из разных исходных положений и различными способами. Выполнять технику бега с высокого и низкого старта в различных упражнениях. Объяснить и выполнять технику ускорения по команде учителя, а также технику финиширования при беге на короткие и средние дистанции. Правильно распределять силы при беге на короткие дистанции. Знать, что такое челночный бег и уметь выполнять его по заданию учителя. Выполнять задания на развитие выносливости при элементах кроссового бега. Понимать значение качества выносливость для физического развития. | Познавательные, коммуникативные регулятивные |
Гимнастика с элементами акробатики: Совершенствование навыков выполнения команд и приемов - построение в 1-2, 3 шеренги, выполнение команд Смирно, Вольно, Равняйсь. Совершенствование поворотов в строю на месте. Совершенствование поворотов в строю при движении. Размыкание и смыкание приставным шагом. Акробатика - упоры, седы, выполнение перекатов на мате, кувырок вперед и назад, «стойка на лопатках» , «мост». Обучение упражнению «сед углом», «колесо». Совершенствование навыков подтягивания на перекладине и поднимания и опускания туловища в висе. Совершенствование навыков обучения при лазанье по канату в 2-3 приема. Совершенствование ходьбы на равновесие на гимнастической скамейке. Прыжок через «козла», техника отталкивания и напрыгивания (теоретический курс) | 14 | Знать и уметь четко выполнять повороты и перестроения в строю, понимать и объяснить чем колонна отличается от шеренги. Уметь выполнять правильную работу руками и ногами при маршировке в колонне на месте и движении. Выполнять правильно упражнения кувырок вперед и назад, перекаты, стойку на лопатках и мост.Уметь выполнять лазанье по шесту при соблюдении правильной техники. Понимать основные навыки и правильные действия при выполнении подтягивания и поднимания-опускания туловища на перекладине и уметь их выполнять по заданию учителя. Уметь удерживать равновесие при ходьбе по скамейке. Понимать и уметь выполнить правильно разбег с отталкиванием при выполнении прыжка через козла. | Познавательные, коммуникативные регулятивные, личностные |
Спортивные игры: Баскетбол: Совершенствовать двигательные действия подвижных игры в формате эстафеты с предметами и без. Элементы спортивных игр – совершенствование техники подбрасывания и ловли мяча, вращения мяча вокруг туловища, головы, ног. Эстафеты с мячами. Совершенствование навыков бросков мяча в кольцо на точность, выполнение основных способов передач мяча в баскетболе. Обучение основным передачам мяча в баскетболе при работе парами и тройками. Совершенствование ведения мяча в баскетболе: ведение мяча по прямой, с изменением направления, поочередно правой и левой руками. Совершенствование навыков остановки с мячом в баскетболе прыжком и в шаге. Перемещение игрока на площадке, техника работы ног и рук при перемещении в игровой ситуации. Совершенствование тактического командного взаимодействия игроков при игре в защите и в атаке при игре в баскетбол по основным правилам. Волейбол: Повторение техники работы рук и ног игрока в волейболе. Совершенствование элементов техники верхней и нижней передачи- приема мяча в волейболе. Работа в парах- тройках на месте и в движении при повторении элементов техники верхней и нижней передачи мяча в волейболе. Совершенствование техники нижней прямой подачи мяча в волейболе. Обучение техники верхней подачи мяча. Командное взаимодействие игроков на площадке при игре в волейбол по упрощенным правилам. | 11 | Знать правила основных игр, соблюдать их в игровой ситуации. Овладеть в совершенной форме техникой подбрасывания и уверенной ловли мяча, уметь выполнить наиболее применяемые передачи мяча партнеру при работе в парах-тройках. Выполнять технически правильные действия с мячом при проведении спортивных игр, в соревновательной обстановке. Знать и понимать основные виды передач мяча и уметь их применять по команде учителя. Уметь правильно технически выполнять перемещения игрока на площадке с мячом и без мяча. Понимать основы командного взаимодействия при игровой ситуации. Знать правила командных спортивных игр и основные принципы в их организации. | Познавательные, коммуникативные регулятивные, личностные |
Лыжная подготовка Знание и выполнение норм ТБ на уроках лыжной подготовки. Совершенствование техники основных лыжных ходов при скольжении на лыжах: «двухшажного» с палками и без. Обучение «бесшажному» ходу с отталкиванием палками. Совершенствование поворота по принципу разворота лыж. Правильная техника спуска и подъема на лыжах. Подъем «лесенкой», торможение юзом, торможение на палках, методом падения. Прохождение лыжной дистанции до 1000 метров. | 10 | Уметь правильно выполнять и понимать различие в основной техники лыжных ходов. Владеть техникой подъема на лыжах и спуска с возвышенности с применением палок. Применять изученную технику ходов при скольжении по дистанции. | Познавательные, коммуникативные регулятивные, личностные |
8 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Методическая литература:
Лях, В.И., «Комплексная примерная программа по Физической культуре для 1-11 классов », М, 2017 г.
Матвеев, А.П. «Примерная программа по Физической культуре для 5-9 классов», М, 2017 г
Виненко В.И., « Тематическое планирование по физической культуре для 5-9 классов при трехчасовом количестве занятий», В, 2015 г.
Технические средства обучения:
Ноутбук, проектор, интерактивный монитор
Музыкальный центр
Учебно-практический инвентарь:
Мячи баскетбольные, волейбольные
Лыжи беговые, лыжные палки
Гимнастический инвентарь - конусы, скакалки, детские перекладины, гимнастические маты, шест для лазанья, шведская стенка, гимнастическое бревно
9 Планируемые результаты освоения Программы
Мальчики |
№ | Упражнения | Оценка |
| | «5» | «4» | «3» |
1 | Прыжок в длину с места (см) | 160 | 142 | 134 |
2 | Челночный бег 3х10м (сек.) | 8.6 | 9.2 | 9.7 |
3 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 65 | 50 | 37 |
5 | Наклон вперед сидя ( см) | +11 | +8 | +7 |
6 | Бег 60м ( сек) | 9.9 | 10.4 | 11.0 |
8 | Подтягивание в висе ( раз) | 6 | 4 | 3 |
Девочки «5» «4» «3» |
1 | Прыжок в длину с места (см) | 147 | 132 | 117 |
3 | Челночный бег 3х10м (сек.) | 9.1 | 9.9 | 10.3 |
4 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 60 | 43 | 35 |
5 | Поднимание туловиша за 1 мин. | 27 | 20 | 18 |
6 | Наклон вперед сидя ( см) | 14 | 11 | 8 |
7 | Бег 60м ( сек) | 10.2 | 11.1 | 11.7 |
9 | Подтягивание в висе лежа (раз) | 17 | 14 | 9 |