Программа по предмету «Изобразительное искусство»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты: 1) сформированнность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно – прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации…).
2. Содержание учебного предмета.
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя – Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзаж родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3. Тематическое планирование.
1 класс (33 часа)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | Восхитись красотой нарядной осени. | 8 ч. |
| Рисование по наблюдениям. Какого цвета осень? Твой осенний букет. Композиция «Осенний букет». Осенние перемены в природе. В сентябре у рябины именины. Рисунок осенней ветки рябины. Щедрая осень. Натюрморт «Хлебные дары земли». В гостях у народного мастера С. Веселова. Узор хохломской росписи. Золотые травы России. Композиция узора хохломской росписи. Наши достижения. Коллективная работа «Осенний лес». | |
2 | Любуйся узорами красавицы-зимы. | 7 ч. |
| О чём поведал каргопольский узор? Элементы узора. В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Рисунок Полкана-богатыря. Зимнее дерево. Рисунок дерева в заснеженном лесу. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж «День и ночь». Белоснежные узоры. Рисунок белоснежного узора: ёлочка, цветы, Снегурочка. Цвета радуги в новогодних игрушках. Композиция из новогодних игрушек. Наши достижения. Конкурс новогодних фантазий. | |
3 | Радуйся многоцветью весны и лета. | 18 ч. |
| По следам зимней сказки. Рисунок дома героев зимней сказки. Зимние забавы. Картина «Зимняя забава». Защитники земли русской. Рисунок русского воина-богатыря. Открой секреты дымки. Рисунок дымковской игрушки. Краски природы в наряде русской красавицы. Наряд для девицы-красавицы. Вешние воды. Весенний пейзаж. Птицы – вестники весны. Рисунок «Птичка и весенняя веточка». У лукоморья дуб зелёный. Рисунок сказочного дерева. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Композиция «Конь-огонь». Красуйся, красота по цветам лазоревым. Композиция из весенних цветов. В царстве радуги-дуги. Узнай, как все цветы дружат. Рисунок весенних цветов точками, линиями. Какого цвета страна родная? Композиция «Летний пейзаж». Натюрморт из овощей. Натюрморт с натуры. Натюрморт из фруктов. Натюрморт с натуры. Рисование по представлению утренних и вечерних пейзажей. Наши достижения. «Весенняя ярмарка», «Город мастеров». | |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная. | 11 ч. |
| Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. В мастерской мастера – гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. В мастерской мастера – игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. Найди оттенки красного цвета. Натюрморт. Композиция: расположение предметов на плоскости и цвет. Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. | |
2 | В гостях у чародейки – зимы. | 12 ч. |
| В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. Маска, ты кто? учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. Храмы древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорции, симметрия, ритм. Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. Изразцовая русская печь. Сюжетно- декоративная композиция по мотивам народных сказок. Русское поле. Воины- богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве. Народный календарный праздник. Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация. Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | |
3 | Весна - красна! Что ты нам принесла? | 11 ч. |
| Образ русской женщины. «А сама-то величава, выступает будто пава…». Русский народный костюм: импровизация. Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии, разные по виду и ритму. Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. | |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | Осень «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 11 ч. |
| Натюрморт: свет, цвет, форма. Рисование осенних цветов в природе. Русские лаки: традиции мастерства. Рисование этапов послойного жостковского письма. Рисование жостковского подноса. Натюрморт: свет и тень, форма и объём. Рисование натюрморта «Славный урожай». Орнамент народов мира: традиции мастерства. Рисование декоративного яркого украшения для воздушного змея. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Рисование коврика с узором по мотивам народной лоскутной мозаики. Пейзаж: пространство и цвет. Рисование на тему: «Родные просторы». Русская майолика: традиции мастерства. Рисование силуэта тарелки и украшение его декоративной росписью. В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Рисование сказочного терема. В мире народного зодчества: импровизация. Рисование по-своему сказочного терема. Живая природа: форма и цвет, пропорции. Рисование птиц, зимующих в родном краю. Натюрморт : свет и тень, объём и пропорции. Рисование самовара и других предметов обыденной жизни. | |
2 | Зима «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 10 ч. |
| Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. Рисование зимнего пейзажа «Заснеженные деревья». Орнамент народов мира: традиции мастерства. Рисование элементов геометрического орнамента из меха. Карнавальные новогодние фантазии, импровизация. Рисование фигур участников карнавала. Маски: фантастические и сказочные образы, маски ряженых. Рисование эскиза маски для ряженых. Русский народный костюм: узоры- обереги. Рисование женской фигуры в народном костюме. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Рисование сценического костюма для театрального действа. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Рисование старинного города- крепости. Памятники архитектуры: импровизация. Рисование старинного города- крепости (завершение). Сюжетная композиция: композиционный центр. Рисование композиции «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет!» Женский портрет: выражение и пропорции лица. Рисование женского портрета самого дорогого человека (мамы, бабушки). | |
3 | Весна «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 5 ч. |
| Сюжетно- декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Рисование широкой масленицы. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. Рисование народной деревянной игрушки. Сюжетная композиция: композиционный центр. Рисование иллюстрации к любимой сказке. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Рисование весенней навигации «Подготовка к плаванию». | |
4 | Лето «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 8 ч. |
| Русская набойка: традиции мастерства. Рисование цветка розы по мотивам узора павлово - посадских шалей. Русская набойка: композиция и ритм. Рисование узора для росписи шали. Декоративно- сюжетная композиция: цвет. Рисование «Салюта Победы». Символическое изображение: состав герба. Рисование эскиза герба своего села. | |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | Восхитись вечно живым миром красоты. | 11 ч. |
| «Целый мир от красоты». Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. Символическое и реалистическое изображение. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. Графический пейзаж. Экскурсия. Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи. Птицы- символ света, счастья, добра. Городецкая роспись. Изображение городецких птиц. Конь– символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике городецкой росписи. Связь поколений в традиции Городца. Композиция городецкой росписи. Роспись панно. Знатна русская земля своими мастерами и талантами. Портрет: пропорция лица человека. Вольный ветер – дыхание земли. Наброски на тему динамики. Движение – жизни течение. Наброски на передачу статики и динамики при изображении людей и техники. Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении. Экскурсия. | |
2 | Любуйся ритмами в жизни природы и человека. | 14 ч. |
| Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений. Семейный портрет. «Двенадцать братьев друг за другом бродят..». Зарисовки старинной мужской одежды. Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты с материалами. Твои новогодние поздравления. Основы дизайна. Конструирование открытки. Бумагоплетение. Новогодняя открытка. Мастерская Деда Мороза. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. Рисование по наблюдению заснеженных предметов. Зимние картины. Сюжетная композиция. Русский музей. Городской пейзаж с фигурами людей в движении. Экскурсия. Ожившие вещи. Натюрморт с натуры. Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Зарисовки воинов времён войны 1812 года. « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция. Иллюстрация стихотворения М. Лермонтова «Бородино». Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Человек, мир природы в реальной жизни. Урок-сказка. Народная расписная картинка- лубок. Декоративная композиция. Графические упражнения. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. Лубочная картина к пословицам, поговоркам, песням. Урок-викторина. | |
3 | Восхитись созидательными силами природы и человека. | 9 ч. |
| Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката. Повернись к мирозданию! Проект экологического плаката в технике коллажа. Виды графики. Русский мотив. Композиция пейзажа. Колорит. Весенний пейзаж. Экскурсия. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Творчество К. Юона. Весенний пейзаж. Всенародный праздник – День Победы. Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Медальерное искусство. Образы-символы. Изготовление медали. Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира. Архитектура Узбекистана. Затейливый узор по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Узор в круге по мотивам узбекского орнамента. Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. Музеи Удмуртии. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров мирового искусства. Экскурсия в музей или виртуальная экскурсия. | |