Программа по предмету
«Литературное чтение на родном русском языке»
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» во 2 классе являются:
У обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
понимание ценности нравственных норм, закреплѐнных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
чувство сопричастности жизнью своего народа и родины;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле у разных народов, моральных нормах нравственных и безнравственных поступках);
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
умение оценивать свое отношение к учебе;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
понимания сопричастности к языку своего народа;
умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» во 2 классе являются:
Регулятивные УУД
У обучающихся будут сформированы:
осознавать цели и задачи раздела курса;
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
в коллективном диалоге ставить е с учителем ставить новые конкретную учебную задачу;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов.
Познавательные УУД
У обучающихся будут сформированы:
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
находить нужную информацию используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
сравнивать произведения и героев, классифицировать произведения по заданным категориям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии др.;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений; устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД
У обучающихся будут сформированы:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
озаглавливать текст;
пересказывать;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
Обучающиеся получат возможность научиться:
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» во 2 классе являются:
Обучающиеся научатся:
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющую осознать (понимать) смысл прочитанного;
различать последовательность событий и последовательность их изложения; соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Обучающиеся получат возможность сформировать умение:
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Содержание учебного предмета
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений. Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения:
восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово;
создание условий для развития полноценного восприятия произведения;
эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения;
выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам;
сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий);
оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение:
осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов;
обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках;
выразительное чтение небольших текстов или отрывков;
формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения. Работа с текстом:
понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;
различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений;
деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;
определение основной мысли произведения с помощью учителя;
пересказ по готовому плану;
самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения:
произведения фольклора русского народа: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений русского фольклора. Произведения русских писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей нашей страны. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика:
произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Народные песни, сказки, пословицы Авторские колыбельные
Русские народные песни
Жанровое разнообразие:
сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой:
элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Навык и культура чтения:
обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм;
правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого;
передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):
проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй;
рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей;
придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения;
коллективные творческие работы
подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Вводный урок курса литературное чтение на родном языке | 1 |
| Вводный урок курса литературное чтение на родном языке | |
2 | О родной стране – России | 1 |
| В.Гудимов «Россия, Россия, Россия». Образ Родины | |
3 | Устное народное творчество | 2 |
| Шуточные русские народные песни для детей. | |
| Русские заклички, народные приметы. | |
4 | О детях и для детей | 4 |
| С. В. Михалков «Фома», «Про мимозу». Сатирические стихи. | |
| С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный». Странный герой. | |
| Э. Н. Успенский, «Матрёшка», «Смешной слонёнок». Стихи для детей | |
| Н. Н. Носов «Прятки». Что такое дружба. | |
5 | Мир сказок | 4 |
| Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Модель поведения слабого существа в большом мире. | |
| Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Главная мысль сказки | |
| Русская народная сказка «Про мышь зубастую да воробья богатого» Главная мысль сказки | |
| Русская народная сказка «Царевна-змея». Главная мысль сказки | |
6 | Животные – наши друзья | 3 |
| Саша Чёрный «Маленький полотёр», «Про кота». Образ кота. | |
| В.И.Белов «Рассказы о всякой живности». Персонажи рассказа | |
| В.П.Астафьев «Белогрудка». Чувства зверей | |
7 | Весна пришла | 2 |
| Защита проектной работы | |
| Г. А.Скребицкий «Весне навстречу», К. Д. Бальмонт «Весна», «Праздник весны». Образ весны. | |