СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике безнадзорности несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по профилактике безнадзорности несовершенолетних.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике безнадзорности несовершеннолетних»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новобессергеновская средняя общеобразовательная школа













Программа

для родителей и детей группы «риска»



«Правовая азбука»



























Программа по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

« Правовая азбука»


Пояснительная записка


Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

массовые нарушения прав детей;

рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

омоложение преступности;

увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.


Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Новобессергеновской СОШ.


Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Указы Президента РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.


Программа работы с родителями является подпрограммой работы с детьми группы «риска».

Направленность подпрограммы: социально- педагогическая, специальная

Новизна подпрограммы заключается в системном подходе в работе с родителями и в разработке технологии планирования работы с семьей.

Форма работы: групповая, индивидуально- ориентированная.







Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:


В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.



Цели:

обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.


Задачи:

раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

повышение уровня воспитательной – профилактической работы с родителями;

защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».



Включает 4 блока:

Организационная работа.

Диагностическая работа.

Профилактическая работа с родителями..

Профилактическая работа с учащимися.


1.Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.


2.Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.


3. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, учителя-предметники, социально-психологическая служба

Работа с родителями и подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:


Этап

Содержание


Изучение подростка и его семьи


Диагностика семейных отношений и окружение подростка. Составление карты семьи.

Оценка психологического климата в семье

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Анкетирование родителей, подростка.

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений

Самовоспитание, самоконтроль

Поддержка подростка в процессе самовоспитания, самоконтроля

Индивидуальное консультирование родителей

Ролевые игры, разбор ситуативных материалов.


Групповые занятия:

Права и обязанности семьи.

Права, обязанности и ответственность родителей.

Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

Семейное консультирование:

Пропаганда ЗОЖ

Воспитание детей в семье

Духовно- ценностные ориентации

Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи


4.Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.


Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.


Планы мероприятий по блокам работы:


Организационная работа:


Организация работы Совета профилактики.

Проведение тематических педагогических советов.

Педагогический всеобуч для родителей.

Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».

Составление социального паспорта классов, школы.

Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.

Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.


Диагностическая работа:


Анкетирование учащихся 1-11-х классов.

Проведение диагностических методик изучения личности ученика.

Заполнение карт развития учащихся.


Профилактическая работа со школьниками:


1 направление:


Предупредительно-профилактическая деятельность:

- реализация классных воспитательных программ;

- проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;

-проведение занятий по профилактике употребления ПАВ «Правовая азбука» (7-11 класс);

-проведение тренинговых занятий «Правовая азбука» (5-11 класс);

-проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя)






2 направление:


Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:

- выявление причин отклонений в поведении;

- беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;

- приглашение на Совет профилактики;

- беседы с инспектором ПДН;

- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

- направление ходатайств в КДН


Профилактическая работа с родителями:

- выбор родительского комитета в классах;

-проведение индивидуальной работы;

-привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;

-выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутришкольный контроль и КДН;

-составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;

- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога для родителей;

- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;

- проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы;

Возраст участников программы: дети и родители группы «риска»

Формы и режим занятий: круглый стол, консультация, тренинг, лекция;

Групповые занятия для родителей 1 раз в месяц

Индивидуальные 1 раза в месяц


Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

(для семьи)

- обеспечение эмоциональной стабильности семьи, осознание смены стиля воспитания;

- пересмотра внутрисемейных отношений;

- позитивное отношение к семейным ценностям;

в целом по окончании реализации подпрограммы

- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних;

- создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

- стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.