Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новобессергеновская средняя общеобразовательная школа
Программа
для родителей и детей группы «риска»
«Правовая азбука»
Программа по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
« Правовая азбука»
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушения прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Новобессергеновской СОШ.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Программа работы с родителями является подпрограммой работы с детьми группы «риска».
Направленность подпрограммы: социально- педагогическая, специальная
Новизна подпрограммы заключается в системном подходе в работе с родителями и в разработке технологии планирования работы с семьей.
Форма работы: групповая, индивидуально- ориентированная.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Цели:
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи:
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
повышение уровня воспитательной – профилактической работы с родителями;
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Включает 4 блока:
Организационная работа.
Диагностическая работа.
Профилактическая работа с родителями..
Профилактическая работа с учащимися.
1.Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
2.Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
3. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, учителя-предметники, социально-психологическая служба
Работа с родителями и подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и его семьи | Диагностика семейных отношений и окружение подростка. Составление карты семьи. |
Оценка психологического климата в семье Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Анкетирование родителей, подростка. Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка подростка в процессе самовоспитания, самоконтроля |
Индивидуальное консультирование родителей | Ролевые игры, разбор ситуативных материалов. |
Групповые занятия:
Права и обязанности семьи.
Права, обязанности и ответственность родителей.
Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
Семейное консультирование:
Пропаганда ЗОЖ
Воспитание детей в семье
Духовно- ценностные ориентации
Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи
4.Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Планы мероприятий по блокам работы:
Организационная работа:
Организация работы Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Педагогический всеобуч для родителей.
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
Составление социального паспорта классов, школы.
Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 1-11-х классов.
Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
Заполнение карт развития учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация классных воспитательных программ;
- проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
-проведение занятий по профилактике употребления ПАВ «Правовая азбука» (7-11 класс);
-проведение тренинговых занятий «Правовая азбука» (5-11 класс);
-проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя)
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
- приглашение на Совет профилактики;
- беседы с инспектором ПДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН
Профилактическая работа с родителями:
- выбор родительского комитета в классах;
-проведение индивидуальной работы;
-привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
-выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутришкольный контроль и КДН;
-составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога для родителей;
- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
- проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы;
Возраст участников программы: дети и родители группы «риска»
Формы и режим занятий: круглый стол, консультация, тренинг, лекция;
Групповые занятия для родителей 1 раз в месяц
Индивидуальные 1 раза в месяц
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
(для семьи)
- обеспечение эмоциональной стабильности семьи, осознание смены стиля воспитания;
- пересмотра внутрисемейных отношений;
- позитивное отношение к семейным ценностям;
в целом по окончании реализации подпрограммы
- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних;
- создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
- стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.