СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации 5-9 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по профориентации 5-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации 5-9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская общеобразовательная школа - интернат»,

Прокопьевского муниципального района, Кемеровской области






ПРОГРАММА

воспитательной работы

по профориентации:

«Я делаю выбор»




\


Пояснительная записка.

Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии.

Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем в выборе профессии.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, в процессе работы школьной библиотеки, медработника.

Дети с особыми образовательными потребностями – отдельная категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

В нашей школе-интернате обучаются дети с особыми образовательными потребностями, имеющие отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточную сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса. Часто при выполнении заданий внеучебного характера, воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи; испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

    • связи со всем вышесказанным, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников коррекционной школы-интерната, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями, о профессиональной деятельности.

Профориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики.













Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения в выборе профессии:

  1. Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).

  2. Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).

  3. Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).

  4. Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).

  5. Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми.

  6. Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).


Цель: создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.

Задачи:

  1. Обогащение представлений детей о мире профессий, стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

  2. Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.

  3. Развитие социального партнерства, как особого типа взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда , государственными и местными органами власти, предприятиями и организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

  4. Формирование знаний о законодательстве трудовых отношений в обществе.




Принципы реализации программы:

  1. Связь профориентации с жизнью, трудовой подготовкой и практикой.

  2. Систематичность и преемственность в профориентации.

  3. Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, профессиональных учебных заведений.

  4. Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы.

  5. Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).

  6. Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов).

  7. Учет возрастных, психологических особенностей детей.

Ожидаемые результаты:

У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:

        1. о видах профессий;

        2. о медицинских и профессиональных требованиях;

        3. об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

        4. о повышении квалификации и профессионального роста;

        5. о состоянии рынка труда.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

  1. Формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников.

  2. Сотрудничество с профессиональными учебными заведениями.

Приоритетные направления деятельности педагога-психолога:

  1. Знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации.

  2. Развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей.

  3. Оказание содействия социальному становлению старшеклассников;

  4. Коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Содержание программы.

Образовательное пространство профессиональной ориентации обучающихся:

  1. направлено на создание условий для приобретения опыта выбора подростками содержания образования, образовательных ресурсов и способа учебной деятельности;

  2. обеспечивает опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет, то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы;

  3. организуется педагогами, в образовательном пространстве профессиональной ориентации и обеспечивается сопровождением;

  4. выбирается школьниками с помощью педагогов, на основании возможностей как психических, так и физических;

  5. обуславливает формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного в дальнейшем профиля обучения.

Программа предусматривает проведение открытых, общешкольных, совместных с родителями, психологом, социальным педагогом, представителями различных организаций мероприятий по профессиональной ориентации.


Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:

  1. Педагоги;

  2. Родители;

  3. Обучающиеся (воспитанники).













Этапы:

Июнь

1.Подготовительный этап.

  1. анализ психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов

  2. составление плана

  3. собеседование с классным руководителем, с воспитателями, с учителями трудового обучения.

Сентябрь - апрель

2.Диагностический этап

  1. Диагностика возможностей, потребностей и склонностей (беседы, анкетирование).

  2. Составление мониторинга профессиональных ориентаций выпускников на начало и конец учебного года.

Методики:

  1. «Определение самооценки личности»

  2. «Профессиональная готовность»

  3. «Дифференциально-диагностический опросник».

Ноябрь-март

3. Информационный этап.

  1. Информирование ученика о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения;

  2. проведение бесед, тренингов, дискуссий, конкурсов, практических занятий.

Апрель.

  1. Аналитический этап

  1. Обработка и анализ результатов диагностики;

  2. Соотнесение интересов склонностей и возможностей;

  3. Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.

Апрель-Май

  1. Обобщающий этап

  1. Работа с выпускниками по анализу основного и запасного вариантов выбора профессии.

  2. Проведение серии индивидуальных консультаций.

  3. Беседа с классным руководителем по результатам работы по профориентации.



План мероприятий по профориентации 5 класс

п/н №

Мероприятие

Месяц

Ответственные

1

1

«Знакомство с миром профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга.

Сентябрь

Классный руководитель


2

2

Психологический час «Все профессии важны!»

Сентябрь

Педагог-психолог

3

3

Беседа, «Какую профессию я бы выбрал?»

Сентябрь

Социальный педагог

4

4

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Сентябрь

Воспитатель

5

5

Выставка практических работ.

Сентябрь

Учителя трудового обучения

6

6

Звездный час «В мире профессий»

Сентябрь

Библиотекарь


7

1

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.

Октябрь

Классный руководитель


8

2

Конкурс «Лучший по профессии».

Октябрь

Педагог-психолог

9

3

Профориентационная игра «Угадай профессию»

Октябрь

Воспитатель

10

4

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Октябрь

Библиотекарь

11

5

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ, «Мотивы выбора профессии. Ошибки выбора профессии»

Октябрь

Социальный педагог

12

6

Беседа: «Здоровье и выбор профессии»

Октябрь

Медсестра


13

1

Неделя труда: Викторина «Ярмарка профессий».

Ноябрь

Классный руководитель

14

2

Беседа «Кто я, или что я думаю о себе»

Ноябрь

Педагог-психолог

15

3

Экскурсия на предприятия района

Ноябрь

Социальный педагог

16

4

Конкурс рисунков: «Я и мои таланты»

Ноябрь

Воспитатель

17

5

Беседы о конкретных профессиях

Ноябрь

Библиотекарь


18

1

Анкетирование «Мой профессиональный выбор»

Декабрь

Классный руководитель

19

2

Беседа «Кем работают мои родители?»

Декабрь

Педагог-психолог

20

3

Коррекц. занятие с элементами тренинга «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)»

Декабрь

Социальный педагог

21

4

Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий»

Декабрь

Воспитатель

22

5

Трудовой кодекс гражданина РФ

Декабрь

Библиотекарь


23

1

Классный час «Мир профессий».

Январь

Классный руководитель

24

2

Беседа «Если бы я был президентом…»

Январь

Педагог-психолог

25

3

Исследование «Необычная творческая профессия»

Январь

Социальный педагог

26

4

Просмотр видеоматериала «Рабочие профессии»

Январь

Воспитатель

27

5

Игра: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Январь

Логопед


28

1

Анкетирование «Интересы и склонности в выборе профессии»

Февраль

Классный руководитель

29

2

Беседа «Ценностные ориентации»

Февраль

Педагог-психолог

30

3

Беседа «Источники информации о мире профессий»

Февраль

Социальный педагог

31

4

Игра «По дорогам профессий»

Февраль

Воспитатель

32

5

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках

Февраль

Учителя трудового обучения


33

1

Беседа «Путь в профессию начинается в школе».

Март

Классный руководитель

34

2

Беседа «Что влияет на выбор профессии?»

Март

Педагог-психолог

35

3

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Март

Социальный педагог

36

4

Викторина «Все работы хороши»

Март

Воспитатель

37

5

Экскурсия в продовольственный и промышленный магазины

Март

Учитель СБО


38

1

Викторина «По одежке встречают, по уму провожают»

Апрель

Классный руководитель

39

2

Тест «Профессиональный тип личности»

Апрель

Педагог-психолог

40

3

Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!»

Апрель

Социальный педагог

41

4

Проведение игры «Выбери лишнее!»

Апрель

Воспитатель

42

5

Посещение «Кабинета здоровья»

Апрель

Медсестра


43

1

Классный час «Ярмарка

профессий»

Май

Классный руководитель

44

2

Занятие «Профессии людей, работающие в нашей школе».

Май

Педагог-психолог

45

3

Урок финансовой грамотности

Май

Социальный педагог

46

4

Беседа «Мое будущее!»

Май

Воспитатель

47

5

Тренинг «Будь готов»!

Май

Учитель СБО


План мероприятий по профориентации 6 класс

п/н №

Мероприятие

Месяц

Ответственные

1

1

Презентация «Трудом славен человек»

Сентябрь

Классный руководитель

2

2

Коррекц. занятие с элементами тренинга «Выбор жизненного пути».

Сентябрь

Педагог-психолог

3

3

Практическая работа по осознанию своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия, «Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка»

Сентябрь

Социальный педагог

4

4

Рефлексия. Рассуждение «Хорошо ли я себя знаю?»

Сентябрь

Воспитатель

5

5

Выставка практических работ.

Сентябрь

Учителя трудового обучения


6

1

Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии»

Октябрь

Классный руководитель

7

2

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия «Карта интересов и склонностей. Психодиагностика»

Октябрь

Педагог-психолог

8

3

Просмотр фильма «Человеческие возможности»

Октябрь

Воспитатель

9

4

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Октябрь

Библиотекарь

10

5

Беседа «Классификация профессий»

Октябрь

Социальный педагог


11

1

Классный час «Наша дорога в завтра»

Ноябрь

Классный рук.

12

2

Беседа «Имидж и этикет современного делового человека»

Ноябрь

Педагог-психолог

13

3

Викторина «Кем быть?»

Ноябрь

Соц. педагог

14

4

Игра «Выбери лишнее!»

Ноябрь

Воспитатель

15

5

Беседа «Здоровье и выбор профессии»

Ноябрь

Медсестра


16

1

Беседа «Труд и творчество – главный смысл жизни»

Декабрь

Классный руководитель

17

2

Тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду»

Декабрь

Педагог-психолог

18

3

Игра-викторина «По одежке встречают, по уму провожают»

Декабрь

Социальный педагог

19

4

Проведение урока-игры на свежем воздухе «Человек среди людей»

Декабрь

Воспитатель

20

5

Акция «Выбираем профессию вместе»

Декабрь

Библиотекарь


21

1

Встречи с интересными людьми «Люди нашего города»

Январь

Классный руководитель

22

2

Анкетирование «Профессиональное самоопределение»

Январь

Педагог-психолог

23

3

Презентация «Сведения об учебных заведениях»

Январь

Социальный педагог

24

4

Просмотр видеоматериала «Познай вкус ремесла»

Январь

Воспитатель

25

5

Беседы, упражнения «Азбука профессий»

Январь

Логопед


26

1

Анкетирование «Интересы и склонности в выборе профессии»

Февраль

Классный руководитель

27

2

Беседа «Мои цели. Личный проф. план»

Февраль

Педагог-психолог

28

3

Беседа «Ваше будущее - высокие технологии»

Февраль

Социальный педагог

29

4

Рисунок «Моя будущая профессия»

Февраль

Воспитатель

30

5

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках

Февраль

Учителя трудового обучения


31

1

Классный час «Найди себя»

Март

Классный руководитель

32

2

Выставка рисунков «Я в мире профессий»

Март

Педагог-психолог

33

3

Профориентационные игра «Человек-профессия»

Март

Социальный педагог

34

4

Викторина «Экскурс в мир профессий»

Март

Воспитатель

35

5

Практическая деятельность «Трудовые пробы»

Март

Учитель СБО


36

1

Классный час «Привычка к труду помогает успеху»

Апрель

Классный руководитель

37

2

Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях»

Апрель

Педагог-психолог

38

3

Беседа «От ученика до специалиста»;

Апрель

Социальный педагог

39

4

Игровое упражнение «Вакансии»

Апрель

Воспитатель

40

5

Посещение «Кабинета здоровья»

Апрель

Медсестра


41

1

Игровое упражнение «Остров»

Май

Классный руководитель

42

2

Занятие «Профессии людей, работающие в нашей школе».

Май

Педагог-психолог

43

3

Урок финансовой грамотности

Май

Социальный педагог

44

4

Беседа «Мое будущее!»

Май

Воспитатель

45

5

Тренинги «Навыки общения и взаимодействия»

Май

Учитель СБО




План мероприятий по профориентации 7 класс

п/н №

Мероприятие

Месяц

Ответственные

1

1

Классный час «Учеба - твой главный труд».

Сентябрь

Классный руководитель

2

2

Игра «В кругу друзей и профессий»

Сентябрь

Педагог-психолог

3

3

Трудовой десант. Знакомство с работой дворника.

Сентябрь

Социальный педагог

4

4

Беседа «Труд в жизни человека».

Сентябрь

Воспитатель

5

5

Выставка практических работ.

Сентябрь

Учителя трудового обучения


6

1

Беседа «Трудолюбие: что это значит?».

Октябрь

Классный руководитель

7

2

Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях».

Октябрь

Педагог-психолог

8

3

Игровое упражнение «А вот и я»

Октябрь

Воспитатель

9

4

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Октябрь

Библиотекарь

10

5

Беседа с соц. педагогом «Право выбора профессии»

Октябрь

Социальный педагог


11

1

Конкурсная программа “Клуб весёлых мастеров”

Ноябрь

Классный рук.

12

2

Час с психологом: «Познай своё «Я” «(кто я? какой я? самооценка)

Ноябрь

Педагог-психолог

13

3

Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус”

Ноябрь

Соц. педагог

14

4

Беседа «ССС» (самообслуживание самого себя)

Ноябрь

Воспитатель

15

5

Беседа медработника: «Профессия и здоровье»

Ноябрь

Медсестра


16

1

Беседа «Труд и творчество – главный смысл жизни»

Декабрь

Классный руководитель

17

2

Час с психологом: «Темперамент и профессия»

Декабрь

Педагог-психолог

18

3

Виртуальная экскурсия в ателье «Дом быта»: знакомство с профессией швея. (посещение школьной мастерской)

Декабрь

Социальный педагог

19

4

Конкурс рисунков «Профессия моей мечты».

Декабрь

Воспитатель

20

5

«Хранитель культуры и добра». Знакомство с профессией, работой библиотекаря.

Беседа: «Правило поведения в библиотеке»

Декабрь

Библиотекарь


21

1

Беседа-диалог «Кто построил дом?»

Январь

Классный руководитель

22

2

Час с психологом: «Чувства и эмоции»

Январь

Педагог-психолог

23

3

Знакомство с профессиями каменщик, столяр, маляр и др.(школьная мастерская)

Январь

Социальный педагог

24

4

Игра-соревнование “Дело мастера боится”

Январь

Воспитатель

25

5

Игра по профориентации "Что? Где? Когда?"

Январь

Логопед


26

1

Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод

Февраль

Классный руководитель

27

2

Беседа «Выбери работу по душе»

Февраль

Педагог-психолог

28

3

Беседа «Из школы в жизнь»

Февраль

Социальный педагог

29

4

Рисунок «Учитель глазами учеников»

Февраль

Воспитатель

30

5

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках

Февраль

Учителя трудового обучения


31

1

Игра «Профессионал»

Март

Классный руководитель

32

2

Выставка рисунков «Я в мире профессий»

Март

Педагог-психолог

33

3

Профориентационные игра «Сам себе адвокат»

Март

Социальный педагог

34

4

Беседа «В мире мнений»

Март

Воспитатель

35

5

Практикум: «Как правильно организовать свое рабочее место»

Март

Учитель СБО


36

1

Классный час "Какие профессии живут в моем доме?"

Апрель

Классный руководитель

37

2

Психологический час «Мое любимое занятие в свободное время»

Апрель

Педагог-психолог

38

3

Беседа «От ученика до специалиста»;

Апрель

Социальный педагог

39

4

Игра «Чей это инструмент?»

Апрель

Воспитатель

40

5

Знакоместо с профессией медработника

Апрель

Медсестра


41

1

Ролевая игра «Магазин»

Май

Классный рук.

42

2

Занятие ««Профессии наших мам» и пап».

Май

Педагог-психолог

43

3

Беседа "Трудовая родословная моей семьи"

Май

Социальный педагог

44

4

Беседа «Профессии героев России»

Май

Воспитатель

45

5

Тренинги "Как вести себя в конфликтных ситуациях"

Май

Учитель СБО

План мероприятий по профориентации 8 класс

п/н №

Мероприятие

Месяц

Ответственные

1

1

Классный час «Учеба - твой главный труд».

Сентябрь

Классный руководитель

2

2

Игра «В кругу друзей и профессий»

Сентябрь

Педагог-психолог

3

3

Трудовой десант. Знакомство с работой дворника.

Сентябрь

Социальный педагог

4

4

Беседа «Труд в жизни человека».

Сентябрь

Воспитатель

5

5

Выставка практических работ.

Сентябрь

Учителя трудового обучения


6

1

Беседа «Трудолюбие: что это значит?».

Октябрь

Классный руководитель

7

2

Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях».

Октябрь

Педагог-психолог

8

3

Игровое упражнение «А вот и я»

Октябрь

Воспитатель

9

4

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Октябрь

Библиотекарь

10

5

Беседа с соц. педагогом «Право выбора профессии»

Октябрь

Социальный педагог


11

1

Конкурсная программа “Клуб весёлых мастеров”

Ноябрь

Классный рук.

12

2

Час с психологом: «Познай своё «Я” «(кто я? какой я? самооценка)

Ноябрь

Педагог-психолог

13

3

Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус”

Ноябрь

Соц. педагог

14

4

Беседа «ССС» (самообслуживание самого себя)

Ноябрь

Воспитатель

15

5

Беседа медработника: «Профессия и здоровье»

Ноябрь

Медсестра


16

1

Беседа «Труд и творчество – главный смысл жизни»

Декабрь

Классный руководитель

17

2

Час с психологом: «Темперамент и профессия»

Декабрь

Педагог-психолог

18

3

Виртуальная экскурсия в ателье «Дом быта»: знакомство с профессией швея. (посещение школьной мастерской)

Декабрь

Социальный педагог

19

4

Конкурс рисунков «Профессия моей мечты».

Декабрь

Воспитатель

20

5

«Хранитель культуры и добра». Знакомство с профессией, работой библиотекаря.

Беседа: «Правило поведения в библиотеке»

Декабрь

Библиотекарь


21

1

Беседа-диалог «Кто построил дом?»

Январь

Классный руководитель

22

2

Час с психологом: «Чувства и эмоции»

Январь

Педагог-психолог

23

3

Знакомство с профессиями каменщик, столяр, маляр и др.(школьная мастерская)

Январь

Социальный педагог

24

4

Игра-соревнование “Дело мастера боится”

Январь

Воспитатель

25

5

Игра по профориентации "Что? Где? Когда?"

Январь

Логопед


26

1

Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод

Февраль

Классный руководитель

27

2

Беседа «Выбери работу по душе»

Февраль

Педагог-психолог

28

3

Беседа «Из школы в жизнь»

Февраль

Социальный педагог

29

4

Рисунок «Учитель глазами учеников»

Февраль

Воспитатель

30

5

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках

Февраль

Учителя трудового обучения


31

1

Игра «Профессионал»

Март

Классный руководитель

32

2

Выставка рисунков «Я в мире профессий»

Март

Педагог-психолог

33

3

Профориентационные игра «Сам себе адвокат»

Март

Социальный педагог

34

4

Беседа «В мире мнений»

Март

Воспитатель

35

5

Практикум: «Как правильно организовать свое рабочее место»

Март

Учитель СБО


36

1

Классный час "Какие профессии живут в моем доме?"

Апрель

Классный руководитель

37

2

Психологический час «Мое любимое занятие в свободное время»

Апрель

Педагог-психолог

38

3

Беседа «От ученика до специалиста»

Апрель

Социальный педагог

39

4

Игра «Чей это инструмент?»

Апрель

Воспитатель

40

5

Знакоместо с профессией медработника

Апрель

Медсестра


41

1

Ролевая игра «Магазин»

Май

Классный рук.

42

2

Занятие ««Профессии наших мам» и пап».

Май

Педагог-психолог

43

3

Беседа "Трудовая родословная моей семьи"

Май

Социальный педагог

44

4

Беседа «Профессии героев России»

Май

Воспитатель

45

5

Тренинги "Как вести себя в конфликтных ситуациях"

Май

Учитель СБО

План мероприятий по профориентации 9 класс

п/н №

Мероприятие

Месяц

Ответственные

1

1

Беседа «Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе»

Сентябрь

Классный руководитель


2

2

Психологический час «Что такое профессия?»

Сентябрь

Педагог-психолог

3

3

Беседа, «Ориентация в мире профессий – классификация профессий.»

Сентябрь

Социальный педагог

4

4

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Сентябрь

Воспитатель

5

5

Выставка практических работ.

Сентябрь

Учителя трудового обучения

6

6

Беседа «Мое призвание»

Сентябрь

Библиотекарь


7

1

Резюме: структура и содержание.

Октябрь

Классный руководитель

8

2

Бесесда «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?»

Октябрь

Педагог-психолог

9

3

Деловая игра: «Перспектива успеха»

Октябрь

Воспитатель

10

4

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Октябрь

Библиотекарь

11

5

Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

Октябрь

Социальный педагог

12

6

Беседа: «Здоровье и выбор профессии»

Октябрь

Медсестра


13

1

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

Ноябрь

Классный руководитель

14

2

Беседа «Приемы расположения к себе»

Ноябрь

Педагог-психолог

15

3

Экскурсия на предприятия района

Ноябрь

Социальный педагог

16

4

Конкурс рисунков: «Мои таланты – мое богатство»

Ноябрь

Воспитатель

17

5

Беседы о конкретных профессиях

Ноябрь

Библиотекарь


18

1

Деловая игра: «Свой бизнес»

Декабрь

Классный руководитель

19

2

Беседа «Психологические особенности публичного выступления»

Декабрь

Педагог-психолог

20

3

Беседа «Личный профессиональный план»

Декабрь

Социальный педагог

21

4

Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий»

Декабрь

Воспитатель

22

5

Трудовой кодекс гражданина РФ

Декабрь

Библиотекарь


23

1

Классный час «Способы реагирования в конфликте».

Январь

Классный руководитель

24

2

Беседа «Проблемы общения в трудовом коллективе»

Январь

Педагог-психолог

25

3

Исследование «Изменения личности в профессии»

Январь

Социальный педагог

26

4

Просмотр видеоматериала «Рабочие профессии»

Январь

Воспитатель


27

1

Профориентационная игра "Горизонт событий"

Февраль

Классный руководитель

28

2

Беседа ««Дороги, которые мы выбираем»»

Февраль

Педагог-психолог

29

3

Штукатурно малярное дело. (ШМД)

Февраль

Социальный педагог

30

4

Профориентационная игра "Минус-плюс"

Февраль

Воспитатель

31

5

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках

Февраль

Учителя трудового обучения


32

1

Беседа «Где и как искать информацию о рынке труда и вакансиях.».

Март

Классный руководитель

33

2

Беседа «Что влияет на выбор профессии?»

Март

Педагог-психолог

34

3

Ролевая игра: обращение с просьбой о трудоустройстве.

Март

Социальный педагог

35

4

Карта моей будущей жизни.

Март

Воспитатель


36

1

Ролевая игра «Встреча с работодателем».

Апрель

Классный руководитель

37

2

Практикум: Работа и взаимоотношения с людьми.

Апрель

Педагог-психолог

38

3

Беседа. Что значит «обязательность в работе»? «Ответственный человек»: какой он?

Апрель

Социальный педагог

39

4

Профориентационная игра "Один день из жизни"

Апрель

Воспитатель


40

1

Мою чисто, чисто, чисто… Знакомство с профессией посудомойки, её общественной значимостью.

Май

Классный руководитель

41

2

Ролевая игра «Правила поддержания чистоты в помещении». Профессия уборщик помещений.

Май

Педагог-психолог

42

3

Экскурсия на ферму. Встреча со скотником, дояркой, телятницей.

Май

Социальный педагог

43

4

Профориентационная игра "Суд над безработным"

Май

Воспитатель

44

5

Экскурсия в столярную мастерскую

Май

Учителя трудового обучения

45

6

Практикум по мытью посуды.

Май

Учитель СБО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;

  2.  Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация    в УПК”; М.: Педагогика, 1985г.   (Педагогический поиск:Опыт, проблемы,  находки); 

  3.  “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика,               1987 г.;

  4. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);

  5. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;

  6. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.
    Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;

  7.  «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.

  8.  Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для пред профильной подготовки  воспитанников 5- 9  классов», 2006.