Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская общеобразовательная школа - интернат»,
Прокопьевского муниципального района, Кемеровской области
ПРОГРАММА
воспитательной работы
по профориентации:
«Я делаю выбор»
\
Пояснительная записка.
Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем в выборе профессии.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, в процессе работы школьной библиотеки, медработника.
Дети с особыми образовательными потребностями – отдельная категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В нашей школе-интернате обучаются дети с особыми образовательными потребностями, имеющие отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточную сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса. Часто при выполнении заданий внеучебного характера, воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи; испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
связи со всем вышесказанным, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников коррекционной школы-интерната, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями, о профессиональной деятельности.
Профориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики.
Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения в выборе профессии:
Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).
Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми.
Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).
Цель: создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.
Задачи:
Обогащение представлений детей о мире профессий, стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.
Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.
Развитие социального партнерства, как особого типа взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда , государственными и местными органами власти, предприятиями и организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Формирование знаний о законодательстве трудовых отношений в обществе.
Принципы реализации программы:
Связь профориентации с жизнью, трудовой подготовкой и практикой.
Систематичность и преемственность в профориентации.
Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, профессиональных учебных заведений.
Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы.
Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов).
Учет возрастных, психологических особенностей детей.
Ожидаемые результаты:
У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о повышении квалификации и профессионального роста;
о состоянии рынка труда.
Приоритетные направления деятельности социального педагога:
Формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников.
Сотрудничество с профессиональными учебными заведениями.
Приоритетные направления деятельности педагога-психолога:
Знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации.
Развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей.
Оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
Коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Содержание программы.
Образовательное пространство профессиональной ориентации обучающихся:
направлено на создание условий для приобретения опыта выбора подростками содержания образования, образовательных ресурсов и способа учебной деятельности;
обеспечивает опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет, то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы;
организуется педагогами, в образовательном пространстве профессиональной ориентации и обеспечивается сопровождением;
выбирается школьниками с помощью педагогов, на основании возможностей как психических, так и физических;
обуславливает формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного в дальнейшем профиля обучения.
Программа предусматривает проведение открытых, общешкольных, совместных с родителями, психологом, социальным педагогом, представителями различных организаций мероприятий по профессиональной ориентации.
Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:
Педагоги;
Родители;
Обучающиеся (воспитанники).
Этапы:
Июнь
1.Подготовительный этап.
анализ психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов
составление плана
собеседование с классным руководителем, с воспитателями, с учителями трудового обучения.
Сентябрь - апрель
2.Диагностический этап
Диагностика возможностей, потребностей и склонностей (беседы, анкетирование).
Составление мониторинга профессиональных ориентаций выпускников на начало и конец учебного года.
Методики:
«Определение самооценки личности»
«Профессиональная готовность»
«Дифференциально-диагностический опросник».
Ноябрь-март
3. Информационный этап.
Информирование ученика о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения;
проведение бесед, тренингов, дискуссий, конкурсов, практических занятий.
Апрель.
Аналитический этап
Обработка и анализ результатов диагностики;
Соотнесение интересов склонностей и возможностей;
Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.
Апрель-Май
Обобщающий этап
Работа с выпускниками по анализу основного и запасного вариантов выбора профессии.
Проведение серии индивидуальных консультаций.
Беседа с классным руководителем по результатам работы по профориентации.
План мероприятий по профориентации 5 класс
п/н № | № | Мероприятие | Месяц | Ответственные |
1 | 1 | «Знакомство с миром профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга. | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | 2 | Психологический час «Все профессии важны!» | Сентябрь | Педагог-психолог |
3 | 3 | Беседа, «Какую профессию я бы выбрал?» | Сентябрь | Социальный педагог |
4 | 4 | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» | Сентябрь | Воспитатель |
5 | 5 | Выставка практических работ. | Сентябрь | Учителя трудового обучения |
6 | 6 | Звездный час «В мире профессий» | Сентябрь | Библиотекарь |
|
7 | 1 | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках. | Октябрь | Классный руководитель |
8 | 2 | Конкурс «Лучший по профессии». | Октябрь | Педагог-психолог |
9 | 3 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | Октябрь | Воспитатель |
10 | 4 | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Октябрь | Библиотекарь |
11 | 5 | Изучение нового материала. Рассуждение, анализ, «Мотивы выбора профессии. Ошибки выбора профессии» | Октябрь | Социальный педагог |
12 | 6 | Беседа: «Здоровье и выбор профессии» | Октябрь | Медсестра |
|
13 | 1 | Неделя труда: Викторина «Ярмарка профессий». | Ноябрь | Классный руководитель |
14 | 2 | Беседа «Кто я, или что я думаю о себе» | Ноябрь | Педагог-психолог |
15 | 3 | Экскурсия на предприятия района | Ноябрь | Социальный педагог |
16 | 4 | Конкурс рисунков: «Я и мои таланты» | Ноябрь | Воспитатель |
17 | 5 | Беседы о конкретных профессиях | Ноябрь | Библиотекарь |
|
18 | 1 | Анкетирование «Мой профессиональный выбор» | Декабрь | Классный руководитель |
19 | 2 | Беседа «Кем работают мои родители?» | Декабрь | Педагог-психолог |
20 | 3 | Коррекц. занятие с элементами тренинга «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)» | Декабрь | Социальный педагог |
21 | 4 | Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий» | Декабрь | Воспитатель |
22 | 5 | Трудовой кодекс гражданина РФ | Декабрь | Библиотекарь |
|
23 | 1 | Классный час «Мир профессий». | Январь | Классный руководитель |
24 | 2 | Беседа «Если бы я был президентом…» | Январь | Педагог-психолог |
25 | 3 | Исследование «Необычная творческая профессия» | Январь | Социальный педагог |
26 | 4 | Просмотр видеоматериала «Рабочие профессии» | Январь | Воспитатель |
27 | 5 | Игра: «Все профессии важны, все профессии нужны» | Январь | Логопед |
|
28 | 1 | Анкетирование «Интересы и склонности в выборе профессии» | Февраль | Классный руководитель |
29 | 2 | Беседа «Ценностные ориентации» | Февраль | Педагог-психолог |
30 | 3 | Беседа «Источники информации о мире профессий» | Февраль | Социальный педагог |
31 | 4 | Игра «По дорогам профессий» | Февраль | Воспитатель |
32 | 5 | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках | Февраль | Учителя трудового обучения |
|
33 | 1 | Беседа «Путь в профессию начинается в школе». | Март | Классный руководитель |
34 | 2 | Беседа «Что влияет на выбор профессии?» | Март | Педагог-психолог |
35 | 3 | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» | Март | Социальный педагог |
36 | 4 | Викторина «Все работы хороши» | Март | Воспитатель |
37 | 5 | Экскурсия в продовольственный и промышленный магазины | Март | Учитель СБО |
|
38 | 1 | Викторина «По одежке встречают, по уму провожают» | Апрель | Классный руководитель |
39 | 2 | Тест «Профессиональный тип личности» | Апрель | Педагог-психолог |
40 | 3 | Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!» | Апрель | Социальный педагог |
41 | 4 | Проведение игры «Выбери лишнее!» | Апрель | Воспитатель |
42 | 5 | Посещение «Кабинета здоровья» | Апрель | Медсестра |
|
43 | 1 | Классный час «Ярмарка профессий» | Май | Классный руководитель |
44 | 2 | Занятие «Профессии людей, работающие в нашей школе». | Май | Педагог-психолог |
45 | 3 | Урок финансовой грамотности | Май | Социальный педагог |
46 | 4 | Беседа «Мое будущее!» | Май | Воспитатель |
47 | 5 | Тренинг «Будь готов»! | Май | Учитель СБО |
План мероприятий по профориентации 6 класс
п/н № | № | Мероприятие | Месяц | Ответственные |
1 | 1 | Презентация «Трудом славен человек» | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | 2 | Коррекц. занятие с элементами тренинга «Выбор жизненного пути». | Сентябрь | Педагог-психолог |
3 | 3 | Практическая работа по осознанию своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия, «Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка» | Сентябрь | Социальный педагог |
4 | 4 | Рефлексия. Рассуждение «Хорошо ли я себя знаю?» | Сентябрь | Воспитатель |
5 | 5 | Выставка практических работ. | Сентябрь | Учителя трудового обучения |
|
6 | 1 | Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии» | Октябрь | Классный руководитель |
7 | 2 | Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия «Карта интересов и склонностей. Психодиагностика» | Октябрь | Педагог-психолог |
8 | 3 | Просмотр фильма «Человеческие возможности» | Октябрь | Воспитатель |
9 | 4 | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Октябрь | Библиотекарь |
10 | 5 | Беседа «Классификация профессий» | Октябрь | Социальный педагог |
|
11 | 1 | Классный час «Наша дорога в завтра» | Ноябрь | Классный рук. |
12 | 2 | Беседа «Имидж и этикет современного делового человека» | Ноябрь | Педагог-психолог |
13 | 3 | Викторина «Кем быть?» | Ноябрь | Соц. педагог |
14 | 4 | Игра «Выбери лишнее!» | Ноябрь | Воспитатель |
15 | 5 | Беседа «Здоровье и выбор профессии» | Ноябрь | Медсестра |
|
16 | 1 | Беседа «Труд и творчество – главный смысл жизни» | Декабрь | Классный руководитель |
17 | 2 | Тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду» | Декабрь | Педагог-психолог |
18 | 3 | Игра-викторина «По одежке встречают, по уму провожают» | Декабрь | Социальный педагог |
19 | 4 | Проведение урока-игры на свежем воздухе «Человек среди людей» | Декабрь | Воспитатель |
20 | 5 | Акция «Выбираем профессию вместе» | Декабрь | Библиотекарь |
|
21 | 1 | Встречи с интересными людьми «Люди нашего города» | Январь | Классный руководитель |
22 | 2 | Анкетирование «Профессиональное самоопределение» | Январь | Педагог-психолог |
23 | 3 | Презентация «Сведения об учебных заведениях» | Январь | Социальный педагог |
24 | 4 | Просмотр видеоматериала «Познай вкус ремесла» | Январь | Воспитатель |
25 | 5 | Беседы, упражнения «Азбука профессий» | Январь | Логопед |
|
26 | 1 | Анкетирование «Интересы и склонности в выборе профессии» | Февраль | Классный руководитель |
27 | 2 | Беседа «Мои цели. Личный проф. план» | Февраль | Педагог-психолог |
28 | 3 | Беседа «Ваше будущее - высокие технологии» | Февраль | Социальный педагог |
29 | 4 | Рисунок «Моя будущая профессия» | Февраль | Воспитатель |
30 | 5 | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках | Февраль | Учителя трудового обучения |
|
31 | 1 | Классный час «Найди себя» | Март | Классный руководитель |
32 | 2 | Выставка рисунков «Я в мире профессий» | Март | Педагог-психолог |
33 | 3 | Профориентационные игра «Человек-профессия» | Март | Социальный педагог |
34 | 4 | Викторина «Экскурс в мир профессий» | Март | Воспитатель |
35 | 5 | Практическая деятельность «Трудовые пробы» | Март | Учитель СБО |
|
36 | 1 | Классный час «Привычка к труду помогает успеху» | Апрель | Классный руководитель |
37 | 2 | Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях» | Апрель | Педагог-психолог |
38 | 3 | Беседа «От ученика до специалиста»; | Апрель | Социальный педагог |
39 | 4 | Игровое упражнение «Вакансии» | Апрель | Воспитатель |
40 | 5 | Посещение «Кабинета здоровья» | Апрель | Медсестра |
|
41 | 1 | Игровое упражнение «Остров» | Май | Классный руководитель |
42 | 2 | Занятие «Профессии людей, работающие в нашей школе». | Май | Педагог-психолог |
43 | 3 | Урок финансовой грамотности | Май | Социальный педагог |
44 | 4 | Беседа «Мое будущее!» | Май | Воспитатель |
45 | 5 | Тренинги «Навыки общения и взаимодействия» | Май | Учитель СБО |
План мероприятий по профориентации 7 класс
п/н № | № | Мероприятие | Месяц | Ответственные |
1 | 1 | Классный час «Учеба - твой главный труд». | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | 2 | Игра «В кругу друзей и профессий» | Сентябрь | Педагог-психолог |
3 | 3 | Трудовой десант. Знакомство с работой дворника. | Сентябрь | Социальный педагог |
4 | 4 | Беседа «Труд в жизни человека». | Сентябрь | Воспитатель |
5 | 5 | Выставка практических работ. | Сентябрь | Учителя трудового обучения |
|
6 | 1 | Беседа «Трудолюбие: что это значит?». | Октябрь | Классный руководитель |
7 | 2 | Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях». | Октябрь | Педагог-психолог |
8 | 3 | Игровое упражнение «А вот и я» | Октябрь | Воспитатель |
9 | 4 | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Октябрь | Библиотекарь |
10 | 5 | Беседа с соц. педагогом «Право выбора профессии» | Октябрь | Социальный педагог |
|
11 | 1 | Конкурсная программа “Клуб весёлых мастеров” | Ноябрь | Классный рук. |
12 | 2 | Час с психологом: «Познай своё «Я” «(кто я? какой я? самооценка) | Ноябрь | Педагог-психолог |
13 | 3 | Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус” | Ноябрь | Соц. педагог |
14 | 4 | Беседа «ССС» (самообслуживание самого себя) | Ноябрь | Воспитатель |
15 | 5 | Беседа медработника: «Профессия и здоровье» | Ноябрь | Медсестра |
|
16 | 1 | Беседа «Труд и творчество – главный смысл жизни» | Декабрь | Классный руководитель |
17 | 2 | Час с психологом: «Темперамент и профессия» | Декабрь | Педагог-психолог |
18 | 3 | Виртуальная экскурсия в ателье «Дом быта»: знакомство с профессией швея. (посещение школьной мастерской) | Декабрь | Социальный педагог |
19 | 4 | Конкурс рисунков «Профессия моей мечты». | Декабрь | Воспитатель |
20 | 5 | «Хранитель культуры и добра». Знакомство с профессией, работой библиотекаря. Беседа: «Правило поведения в библиотеке» | Декабрь | Библиотекарь |
|
21 | 1 | Беседа-диалог «Кто построил дом?» | Январь | Классный руководитель |
22 | 2 | Час с психологом: «Чувства и эмоции» | Январь | Педагог-психолог |
23 | 3 | Знакомство с профессиями каменщик, столяр, маляр и др.(школьная мастерская) | Январь | Социальный педагог |
24 | 4 | Игра-соревнование “Дело мастера боится” | Январь | Воспитатель |
25 | 5 | Игра по профориентации "Что? Где? Когда?" | Январь | Логопед |
|
26 | 1 | Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод | Февраль | Классный руководитель |
27 | 2 | Беседа «Выбери работу по душе» | Февраль | Педагог-психолог |
28 | 3 | Беседа «Из школы в жизнь» | Февраль | Социальный педагог |
29 | 4 | Рисунок «Учитель глазами учеников» | Февраль | Воспитатель |
30 | 5 | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках | Февраль | Учителя трудового обучения |
|
31 | 1 | Игра «Профессионал» | Март | Классный руководитель |
32 | 2 | Выставка рисунков «Я в мире профессий» | Март | Педагог-психолог |
33 | 3 | Профориентационные игра «Сам себе адвокат» | Март | Социальный педагог |
34 | 4 | Беседа «В мире мнений» | Март | Воспитатель |
35 | 5 | Практикум: «Как правильно организовать свое рабочее место» | Март | Учитель СБО |
|
36 | 1 | Классный час "Какие профессии живут в моем доме?" | Апрель | Классный руководитель |
37 | 2 | Психологический час «Мое любимое занятие в свободное время» | Апрель | Педагог-психолог |
38 | 3 | Беседа «От ученика до специалиста»; | Апрель | Социальный педагог |
39 | 4 | Игра «Чей это инструмент?» | Апрель | Воспитатель |
40 | 5 | Знакоместо с профессией медработника | Апрель | Медсестра |
|
41 | 1 | Ролевая игра «Магазин» | Май | Классный рук. |
42 | 2 | Занятие ««Профессии наших мам» и пап». | Май | Педагог-психолог |
43 | 3 | Беседа "Трудовая родословная моей семьи" | Май | Социальный педагог |
44 | 4 | Беседа «Профессии героев России» | Май | Воспитатель |
45 | 5 | Тренинги "Как вести себя в конфликтных ситуациях" | Май | Учитель СБО |
План мероприятий по профориентации 8 класс
п/н № | № | Мероприятие | Месяц | Ответственные |
1 | 1 | Классный час «Учеба - твой главный труд». | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | 2 | Игра «В кругу друзей и профессий» | Сентябрь | Педагог-психолог |
3 | 3 | Трудовой десант. Знакомство с работой дворника. | Сентябрь | Социальный педагог |
4 | 4 | Беседа «Труд в жизни человека». | Сентябрь | Воспитатель |
5 | 5 | Выставка практических работ. | Сентябрь | Учителя трудового обучения |
|
6 | 1 | Беседа «Трудолюбие: что это значит?». | Октябрь | Классный руководитель |
7 | 2 | Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях». | Октябрь | Педагог-психолог |
8 | 3 | Игровое упражнение «А вот и я» | Октябрь | Воспитатель |
9 | 4 | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Октябрь | Библиотекарь |
10 | 5 | Беседа с соц. педагогом «Право выбора профессии» | Октябрь | Социальный педагог |
|
11 | 1 | Конкурсная программа “Клуб весёлых мастеров” | Ноябрь | Классный рук. |
12 | 2 | Час с психологом: «Познай своё «Я” «(кто я? какой я? самооценка) | Ноябрь | Педагог-психолог |
13 | 3 | Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус” | Ноябрь | Соц. педагог |
14 | 4 | Беседа «ССС» (самообслуживание самого себя) | Ноябрь | Воспитатель |
15 | 5 | Беседа медработника: «Профессия и здоровье» | Ноябрь | Медсестра |
|
16 | 1 | Беседа «Труд и творчество – главный смысл жизни» | Декабрь | Классный руководитель |
17 | 2 | Час с психологом: «Темперамент и профессия» | Декабрь | Педагог-психолог |
18 | 3 | Виртуальная экскурсия в ателье «Дом быта»: знакомство с профессией швея. (посещение школьной мастерской) | Декабрь | Социальный педагог |
19 | 4 | Конкурс рисунков «Профессия моей мечты». | Декабрь | Воспитатель |
20 | 5 | «Хранитель культуры и добра». Знакомство с профессией, работой библиотекаря. Беседа: «Правило поведения в библиотеке» | Декабрь | Библиотекарь |
|
21 | 1 | Беседа-диалог «Кто построил дом?» | Январь | Классный руководитель |
22 | 2 | Час с психологом: «Чувства и эмоции» | Январь | Педагог-психолог |
23 | 3 | Знакомство с профессиями каменщик, столяр, маляр и др.(школьная мастерская) | Январь | Социальный педагог |
24 | 4 | Игра-соревнование “Дело мастера боится” | Январь | Воспитатель |
25 | 5 | Игра по профориентации "Что? Где? Когда?" | Январь | Логопед |
|
26 | 1 | Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод | Февраль | Классный руководитель |
27 | 2 | Беседа «Выбери работу по душе» | Февраль | Педагог-психолог |
28 | 3 | Беседа «Из школы в жизнь» | Февраль | Социальный педагог |
29 | 4 | Рисунок «Учитель глазами учеников» | Февраль | Воспитатель |
30 | 5 | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках | Февраль | Учителя трудового обучения |
|
31 | 1 | Игра «Профессионал» | Март | Классный руководитель |
32 | 2 | Выставка рисунков «Я в мире профессий» | Март | Педагог-психолог |
33 | 3 | Профориентационные игра «Сам себе адвокат» | Март | Социальный педагог |
34 | 4 | Беседа «В мире мнений» | Март | Воспитатель |
35 | 5 | Практикум: «Как правильно организовать свое рабочее место» | Март | Учитель СБО |
|
36 | 1 | Классный час "Какие профессии живут в моем доме?" | Апрель | Классный руководитель |
37 | 2 | Психологический час «Мое любимое занятие в свободное время» | Апрель | Педагог-психолог |
38 | 3 | Беседа «От ученика до специалиста» | Апрель | Социальный педагог |
39 | 4 | Игра «Чей это инструмент?» | Апрель | Воспитатель |
40 | 5 | Знакоместо с профессией медработника | Апрель | Медсестра |
|
41 | 1 | Ролевая игра «Магазин» | Май | Классный рук. |
42 | 2 | Занятие ««Профессии наших мам» и пап». | Май | Педагог-психолог |
43 | 3 | Беседа "Трудовая родословная моей семьи" | Май | Социальный педагог |
44 | 4 | Беседа «Профессии героев России» | Май | Воспитатель |
45 | 5 | Тренинги "Как вести себя в конфликтных ситуациях" | Май | Учитель СБО |
План мероприятий по профориентации 9 класс
п/н № | № | Мероприятие | Месяц | Ответственные |
1 | 1 | Беседа «Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе» | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | 2 | Психологический час «Что такое профессия?» | Сентябрь | Педагог-психолог |
3 | 3 | Беседа, «Ориентация в мире профессий – классификация профессий.» | Сентябрь | Социальный педагог |
4 | 4 | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» | Сентябрь | Воспитатель |
5 | 5 | Выставка практических работ. | Сентябрь | Учителя трудового обучения |
6 | 6 | Беседа «Мое призвание» | Сентябрь | Библиотекарь |
|
7 | 1 | Резюме: структура и содержание. | Октябрь | Классный руководитель |
8 | 2 | Бесесда «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?» | Октябрь | Педагог-психолог |
9 | 3 | Деловая игра: «Перспектива успеха» | Октябрь | Воспитатель |
10 | 4 | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Октябрь | Библиотекарь |
11 | 5 | Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. | Октябрь | Социальный педагог |
12 | 6 | Беседа: «Здоровье и выбор профессии» | Октябрь | Медсестра |
|
13 | 1 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. | Ноябрь | Классный руководитель |
14 | 2 | Беседа «Приемы расположения к себе» | Ноябрь | Педагог-психолог |
15 | 3 | Экскурсия на предприятия района | Ноябрь | Социальный педагог |
16 | 4 | Конкурс рисунков: «Мои таланты – мое богатство» | Ноябрь | Воспитатель |
17 | 5 | Беседы о конкретных профессиях | Ноябрь | Библиотекарь |
|
18 | 1 | Деловая игра: «Свой бизнес» | Декабрь | Классный руководитель |
19 | 2 | Беседа «Психологические особенности публичного выступления» | Декабрь | Педагог-психолог |
20 | 3 | Беседа «Личный профессиональный план» | Декабрь | Социальный педагог |
21 | 4 | Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий» | Декабрь | Воспитатель |
22 | 5 | Трудовой кодекс гражданина РФ | Декабрь | Библиотекарь |
|
23 | 1 | Классный час «Способы реагирования в конфликте». | Январь | Классный руководитель |
24 | 2 | Беседа «Проблемы общения в трудовом коллективе» | Январь | Педагог-психолог |
25 | 3 | Исследование «Изменения личности в профессии» | Январь | Социальный педагог |
26 | 4 | Просмотр видеоматериала «Рабочие профессии» | Январь | Воспитатель |
|
27 | 1 | Профориентационная игра "Горизонт событий" | Февраль | Классный руководитель |
28 | 2 | Беседа ««Дороги, которые мы выбираем»» | Февраль | Педагог-психолог |
29 | 3 | Штукатурно малярное дело. (ШМД) | Февраль | Социальный педагог |
30 | 4 | Профориентационная игра "Минус-плюс" | Февраль | Воспитатель |
31 | 5 | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках | Февраль | Учителя трудового обучения |
|
32 | 1 | Беседа «Где и как искать информацию о рынке труда и вакансиях.». | Март | Классный руководитель |
33 | 2 | Беседа «Что влияет на выбор профессии?» | Март | Педагог-психолог |
34 | 3 | Ролевая игра: обращение с просьбой о трудоустройстве. | Март | Социальный педагог |
35 | 4 | Карта моей будущей жизни. | Март | Воспитатель |
|
36 | 1 | Ролевая игра «Встреча с работодателем». | Апрель | Классный руководитель |
37 | 2 | Практикум: Работа и взаимоотношения с людьми. | Апрель | Педагог-психолог |
38 | 3 | Беседа. Что значит «обязательность в работе»? «Ответственный человек»: какой он? | Апрель | Социальный педагог |
39 | 4 | Профориентационная игра "Один день из жизни" | Апрель | Воспитатель |
|
40 | 1 | Мою чисто, чисто, чисто… Знакомство с профессией посудомойки, её общественной значимостью. | Май | Классный руководитель |
41 | 2 | Ролевая игра «Правила поддержания чистоты в помещении». Профессия уборщик помещений. | Май | Педагог-психолог |
42 | 3 | Экскурсия на ферму. Встреча со скотником, дояркой, телятницей. | Май | Социальный педагог |
43 | 4 | Профориентационная игра "Суд над безработным" | Май | Воспитатель |
44 | 5 | Экскурсия в столярную мастерскую | Май | Учителя трудового обучения |
45 | 6 | Практикум по мытью посуды. | Май | Учитель СБО |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск:Опыт, проблемы, находки);
“Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.;
Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;
Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.
Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;
«Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для пред профильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006.