СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по работе с обучающими с ОВЗ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа разработана для общеобразователдьного учреждения вводящего ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с обучающими с ОВЗ»

Утверждаю

Директор МОУ «Лицей №1»

Богомолова Н.В

« »августа 2018

Программа организации коррекционной работы

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Лицей №1»

Городского округа Подольск























Содержание программы

  1. Пояснительная записка

  2. Нормативная база

  3. Цель и задачи проекта

  4. Индикаторы результативности

  5. Механизм реализации программы

  6. Цель и задачи программы

  7. Ожидаемые результаты

  8. Направления и задачи коррекционной работы

  9. Управление реализацией программы и оценка ее эффективности

  10. Этапы создания и реализации Программы коррекционной работы

  11. Этапы программы

  12. Условия реализации программы

  13. Планируемые результаты программы

  14. Информационные ресурсы













Пояснительная записка

В связи с началом освоения ФГОС во всех школах России Министерством образования и науки рекомендована разработка программы коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Инклюзивное образование – это процесс, при котором в рамках единого образовательного пространства обучаются дети и обычные, и требующие особого подхода. Причём, учитываются их образовательные потребности, а не виды заболевания, поведение, характер или какие-то другие признаки.   

В нашем лицеенет специальных (коррекционных) классов, поэтому необходимо будет создавать общеобразовательные «интегрированные» или «инклюзивные» классы, то есть, в обычный класс будет включаться группа детей с ОВЗ, ЗПР. Это осложнит работу учителя, классного руководителя, создаст проблемы не толькодля детей основной части класса, но и для этой специальной группы, так как дети имеют разный уровень развития и воспитанности, свои особенности, способности, возможности.

Новые обстоятельства потребовали разработатьв лицее Программу коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в условиях внедрения ФГОС в Основную общеобразовательную программу лицея включён раздел «Программа коррекционной работы». Это потребует   разработки в лицее и учителем в классе соответствующей программы. На предстоящий учебный год нами разработана «Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями».

Данная  программа предусматривает определение цели, основных задач, этапов работы, форм организации учебно-воспитательной деятельности, обеспечения постепенного включения всех участников образовательного процесса  (детей, родителей, специалистов) в совместную деятельность, создания единого образовательного пространства, коррекционно-развивающей среды, достижения ожидаемых результатов, выравнивания детей с ЗПР, успешного овладения ими  стандартами  обучения общеобразовательного учреждения, дальнейшего продолжения образования и социализации их в общество, воспитания толерантного поведения, формирование дружного классного коллектива и коллектива родителей.

Ведущая роль в разработке и реализации программы должна выполняться классными руководителями, которые должны организовать учебно-воспитательный процесс с детьми, с родителями, а также объединить усилия всех специалистов лицея (педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, педагогов дополнительного образования) на изучение особенностей детей интегрированного класса и участие в сплочении классного коллектива, индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей, оказание им коррекционно-развивающей и компенсаторной помощи.

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровьяв освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – НОО), основного общего образования (ООО) компенсацию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям данной категории в освоении ООП.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий для обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы определяет,как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:

  • в Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них значительное число детей-инвалидов;

  • по сведениям Министерства здравоохранения, за 5 лет количество детей-инвалидов увеличилось на 1/3 (со 150 детей-инвалидов на 100000 населения до 206);

  • на ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ “Об образовании” установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

  • инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательного процесса таких общечеловеческих ценностей, как:

    • взаимоуважение;

    • осознание себя частью общества;

    • толерантность;

    • развитие уверенности в себе и возможность учиться друг у друга;

    • взаимопомощь, возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

  • Родители имеют право выбрать модель образования для своего ребенка.

  • Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Как показывают исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:

  • больше возможностей перенять детям адекватные образцы для подражания, развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;

  • больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;

  • возможность доступа к основной программе обучения;

  • доступ к многообразию способов обучения.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей.

Аналитические данные по состоянию и функционированию образовательного учреждения указывают, что в Лицее для реализации инклюзивного образования имеется ряд условий:

      • Валеологическая направленность воспитательно-образовательного процесса в соответствии с образовательной программой.

      • Создается информационно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, разрабатывается пакет документов для проведения мониторинга качества образования.

      • Планируется сформировать систему методической работы с кадрами, основанную на современных технологиях интенсификации педагогического труда,

      • Налажено взаимодействие Лицея с социальным окружением (семья, поликлиника, библиотека).

      • Отмечается положительная динамика роста профессиональной компетентности и повышения творческой инициативы педагогов, появления у них желания работать в инновационном режиме.

      • По результатам опроса родителей, данная услуга востребована.

Концептуальными основами проекта являются:

  • Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями возможностями о том, что “следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах”, что включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования обязательно.

  • Положения президента РБОО “Центр лечебной педагогики” г. Москва А.Л. Битовой о том, что  полноценная помощь ребенку с нарушениями развития с необходимостью должна включать не только систему реабилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такой среды жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях.

  • Утверждения Л.С. Выготского о построении и формировании высшей психической деятельности, совершаемой в процессе социального развития ребенка, в которой социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности; развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.

  • В качестве основной концептуальной идеи выступает создание условий для получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципиальными являются современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.



























Нормативная база

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по коррекционно-развивающему обучению, а также современных документов, определяющих требования по введению ФГОС.

  • Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ. 3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июня 2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1643;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 N 576);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 189;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015г. № 1/15);

  • Устав МОУ «Лицей №1»; Программа развития МОУ «Лицей №1», утвержденная директором.

Цель проекта:

Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1».







создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности;







создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;







разработка нормативно-правовой базы по проблеме инклюзивного образования;



организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;





Задачии











разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей с ОВЗ в социуме;







обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.







Подзадачи:

В работе с семьей:

  • способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

  • вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;

  • содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;

  • создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

  • создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования;

  • способствовать повышению мотивации педагогической деятельности;

  • стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Индикаторы результативности:

  • результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы);

  • результаты диагностики:

    • развития детей;

    • уровня детско-родительских отношений;

    • личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).

  • востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов);

  • повышение рейтинга Лицея.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов, обеспечивающих системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставление ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами; сотрудничество с родительской общественностью.





Цель программы

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи программы:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в лицее;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

  •  обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Срок реализации – от 2 летдо 4 лет (на разных ступенях обучения)

Ожидаемые результаты

  • формирование у учащихся УУД, предусмотренных стандартами первой и второй ступени;

  • развитие способности к самообучению, самосовершенствованию, самореализации;

  • воспитание толерантного поведения у учащихся и родителей.

Результаты реализации программы могут быть выявлены в:

  • процессе итоговой аттестации;

  • заключении школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) об уровне развития и определении формы продолжения образования;

  • анкетировании детей и родителей.

Реализация коррекционной работы позволит:

  • за счет часов коррекционного модуля, через индивидуальные и групповые коррекционные занятияпроводить направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления занятия;

  • психологу в процессе индивидуальных и групповых занятий проводить необходимые коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка.

  • медицинской сестре осуществлять профилактику соматического состояния, коррекцию учебных и физических нагрузок, контролировать выполнение медицинских рекомендаций.

  • социальному педагогуобеспечивать сопровождение ребёнка с ОВЗ в коррекции здорового образа жизни, профориентации.



В соответствии с индивидуальными картами медико-психолого-педагогического сопровождения специальные виды коррекционной деятельности осуществляют все специалисты образовательного процесса.





Направления и задачи коррекционной работы

Направления

Задачи исследовательской работы

Содержание и формы работы

Ожидаемые

результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования.

Диагностика школьных трудностей обучающихся.

Дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов.

Изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики

Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.

Характеристика образовательной ситуации в лицее.

Диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей).

Характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования.

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции.

Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности программ коррекционной работы.

(Медико-)психолого-педагогический консилиум.

План заседаний (медико-) психолого-педагогического консилиума.







Очень важны консультативная и информационно-просветительская работы.

Консультативная работаобеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работанаправлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

В лицее планируются следующие мероприятия:

  • родительские собрания: «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»; «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»; «Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья» и др.

  • встречи родителей с представителями педагогическогоколлектива (директором, заместителями директора, учителями, социальнымпедагогом, школьным психологом, представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания иразвития.

  • тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я - ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в(с)… » и пр.)

  • классный родительский уголок (Рубрики «Чему мы учимся (научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к празднику…», «Как научить ребенка быть внимательным (усидчивым, вежливым) …» и пр.)

Темы заседаний МО учителей лицея:

  • диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая) готовности к обучению, успешности обучения школьников;

  • психологические особенности обучения и воспитания детей с особыми возможностями обучения и развития;

  • анализ урока в классе, в котором обучаются дети с особыми образовательными возможностями;

  • организация текущего и итогового контроля при обучении детей с разным уровнем успеваемости;

  • участие в курсовой подготовке и переподготовке по проблемам обучения детей с особыми образовательными возможностями;

  • обмен опытом с другими общеобразовательными учреждениями города, в которых обучаются дети с особыми образовательными возможностями.





Этапы реализации Программы коррекционной работы.

Реализация программы осуществляется в триэтапа: концептуальный, проектно- технологический, заключительный.

Первый этап – концептуальный направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами лицея предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники). Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования Программы коррекционной работы.

Второй этап – проектно-технологический включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации Программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы. Это: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений. Осуществляется практическая реализация Программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, медицинских работников.

Третий этап – заключительный (аналитико-обобщающий)включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения ООП

I этап реализации проекта (концептуальный - 01.09.2017 г. – 31.08.2018 г.)

Цель: создание условий в лицее для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.

Основные задачи на данном этапе:

  • изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства;

  • изучение возможностей лицея для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;

  • разработка нормативно-правовой базы Лицея в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

  • разработка программно-методическое обеспечения.

Формирование инклюзивных классов.

Прогнозируемый результат:

  • повышение педагогической компетентности и ответственности родителей;

  • рост профессионального мастерства педагогов;

  • расширение образовательного пространства лицея, повышение социального статуса учебного заведения в Городском округе Подольск.

II этап реализации проекта –проектно-технологический (01.09. 2018 г – 25. 05.2020 г.)

Цель на данном этапе: внедрение в практику модели инклюзивного образовательного пространства.

Построение инклюзивного образовательного процесса выполняется следующим образом:

  • диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов;

  • междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов;

  • планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся;

  • организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса;

  • оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Методическое обеспечение инклюзивных классов выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся школьников и детей, опережающих возрастные нормативы.

Прогнозируемый результат реализации данного этапа:

  • устойчивое продвижение детей в развитии;

  • увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования в условиях инклюзии;

  • совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, лечебно-оздоровительного, психодиагностического оборудования;

  • расширение социальных связей лицея, увеличение количества партнеров по реализации модели инклюзивного образования;

  • увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию.

III этап реализации проекта заключительный (аналитико-обобщающий - 01.09.2020 – 26. 05.2021г.)

Цель работы на этом этапе: обобщение опыта, диагностика и контроль.

На данном этапе ведется подготовка отчетной документации и презентация проекта.

Эффективность работы в рамках проекта будет оцениваться по следующим критериям:

  • реализация индивидуального подхода к детям;

  • обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;

  • активное включение в образовательный процесс всех его участников;

  • междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса;

  • взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.

Другим направлением оценки эффективности является исследование по статистическим показателям:

  • успешность реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников;

  • развитие родительского сообщества (возникновение родительских объединений);

  • повышение квалификации сотрудников (формирование нового профессионализма).

Формами оценки эффективности может быть, как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.

Направление деятельности

Педагог

Психолог

В результатевзаимодействия специалистов

Диагностико-консультативное направление:






Программа изучения ребенка

1. Устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков;

2.Выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены.

Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.

В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, психоневрологу).

1.Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2.Изучение истории развития ребёнка.



Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).

3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.


Комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.

Результат:предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
















Программа медико-психолого-педагогического изучения ребёнка

Изучение

ребенка

Содержание работы

Ответственный

Срок

Методы

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.

Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов.

Школьный медицинский работник, педагог.

В течение всего периода обучения

Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачами (специалистами). Беседа медицинского работника с родителями.

Психолого-логопедическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.

Учитель, классный руководитель


Психолог



Учитель, психолог, логопед

В течение всего периода обучения

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время.

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ

Специальный эксперимент

Социально-педагогическое


Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.

Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности. интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка.

Учитель, соц. педагог, классный руководитель, психолог











Посещение семьи ребенка. (Кл рук)

Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог).

Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и учителями.

Специальный эксперимент (педагог, психолог).

Анкета дляродителей и учителей.

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

Требования к специалистам, реализующим программу

Основной ресурс для реализации программы – человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испытывающим трудности в обучении). Субъекты, осуществляющие сопровождение ребенка, в ходе проектного этапа эксперимента реализуют несколько профессиональных позиций диагностическую, проектную, аналитическую, последовательное прохождение которых обеспечивает разработку проекта программы коррекционной работы.



























Этапы создания программы

  • информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ информации);

  • организационно-исполнительская деятельность;

  • диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность);

  • регулятивно-корректировочная деятельность.

п\п

Основные направления и содержание, формы деятельности

Участники

Сроки

Кто проводит

С кем проводят

I ЭТАП. Информационно-аналитическая деятельность(сбор и анализ информации)

1

Педагогическая диагностика
Наблюдение, анкетирование детей и родителей, входные, срезовые работы, анализ уровня знаний, умений и навыков, воспитанности, выявление индивидуальных способностей. Заполнение Swot-карты

Учитель-классный руководитель, мед. работник

Весь первый класс и вновь прибывающие учащиеся

Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей  

2

Диагностика психологических особенностей детей, уровня развития психических процессов, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровня взаимоотношений в коллективе

Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог

Дети с особенностями, все учащиеся класса

Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей

3

Диагностика развития устной и письменной речи.

Учитель-логопед

Дети с проблемами речи

Сентябрь (15-30) и по мере поступления детей

4

Изучение и анализ физического развития и состояния здоровья.

Мед. работник, классный руководитель, учитель физической культуры

Учащиеся

В начале обучения и в конце каждого учебного года

5

Анкетирование родителей (анкеты прилагаются)

Классный руководитель, социальный педагог

Родители

Начало обучения, в течении года

II ЭТАП. Организационно-исполнительская деятельность

1

Анализ диагностики, составление первичной характеристики. Заседание школьного ПМПК, разработка рекомендаций и индивидуального маршрута сопровождения.

Классный руководитель, члены ПМПК

Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии

По итогам диагностики.

2

Планирование, организация, координация, обеспечение помощи детям с ОВЗ, индивидуальное сопровождение, составление расписания групповых, индивидуальных занятий.

Учитель- классный руководитель

Учитель-классный руководитель,
Учитель-логопед, педагог-психолог.

В течение года

3

Обеспечение успешной адаптации детей в классе.
Включение учащихся с ОВЗ в общеобразовательный процесс со всем классом через урок:

а)Обеспечение индивидуализации обучения через подбор индивидуальных заданий по подготовке к восприятию нового материала, дифференцированных карточек, памяток, опор.
б) Включение в работу в группах, парах.
в) Оказание индивидуальной помощи при затруднениях, организация взаимопомощи.

г) Индивидуальный анализ ошибок, успехов.

Заполнение Swot-карты. Индивидуальные задания для самостоятельной работы и домашнего задания. Создание ситуации успеха для каждого.

Классный руководитель,
Учителя- предметники

 

  Учитель-классный руководитель

Дети с ОВЗ

В течение года
ежедневно

 Ежедневно

 

Постоянно

4

Организация индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий по предмету.


а)Индивидуальные и групповые коррекционном-развивающие и занятия   по учебным предметам

б) Коррекционно-развивающие занятия со специалистами

Учителя-предметники

 



Педагог-психолог, учитель- логопед

Дети с проблемами





 Группы детей, на основании диагностики и индивидуальных маршрутов.

В течение года, по расписанию в соответствии с учебным планом (по 15-20 минут внеурочно).

По расписанию специалистов и по ситуации

III  ЭТАП. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность)

1

Создание коррекционно- развивающей среды в лицее, в классе и дома

Классный руководитель, социальный педагог

Педагоги, родители учащихся.

Постоянно

2

Консультации для родителей

Классный руководитель, специалисты

Родители учащихся

В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации

3

Контроль за соблюдением индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья учащихся

Медицинский работник, классный руководитель

Учащиеся с ОВЗ

В течение года

4

Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей

Классный руководитель, педагог дополнительного образования

Учащиеся с ОВЗ

В течение года в соответствии с планом воспитательной работы

5

Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы)

Классный руководитель

Родители, дети

В течение года

IV ЭТАП. Регулятивно-корректировочная деятельность

1

Анализ диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Учитель, классный руководитель, специалисты.

Дети с ОВЗ

В течение года

2

Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся

учитель, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В течение года

3

Срезовые контрольные работы и их анализ

Учитель, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В течение года

4

Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей

Учитель, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В конце каждого года обучения

5

Составление подробных характеристик

учитель, специалисты, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В конце каждого года обучения

6

Обсуждение результатов работы за год в школьной психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК).

учитель, специалисты, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В конце каждого года обучения

7.

Обеспечение преемственности при переходе на вторую ступень обучения

1. Участие в работе школьного психолого- медико-педагогического косилиума при решении вопросов по переходу на вторую ступень обучения.

 

 

 

2. Помощь в составлении индивидуальной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

3. Консультирование учителей будущего пятого класса и родителей учащихся.

 

Педагоги второй ступени, родители.

В конце 4 класса и в начале 5 класса.

4. Участие в работе родительского собрания в 5 классе

Классные руководители 4 и 5 класса

Родители

Первая учебная четверть в 5 классе и по ситуации



Управление реализацией программы и оценка её эффективности

Задача: контроль реализации программы коррекционной работы, комплексное взаимодействие специалистов и родителей.

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ответственный

Изучение и контроль за реализацией программы в учебно-воспитательном процессе

1.Утверждение планов работы в рамках программы (план работы всех специалистов) и графика работы специалистов.

2.Создание материально-технической базы для реализации программы.

3. Создание нормативно-правовой базы.

4.Контроль за режимом работы специалистов и графиком коррекционно-развивающих занятий.

5.Организация занятий для всех участников образовательного процесса в рамках программы

6.Проверка соответствия нормам и утверждение расписания коррекционных занятий.

7.Контроль за повышением квалификации специалистов.

Директор



Директор


Зам. директора по УВР



Зам. директора по УВР


Зам. директора по УВР

Изучение и контроль взаимодействия с родителями

1.Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы

2.Знакомство с нормативно-правовой базой.

3. Организация тематических родительских собраний с привлечением специалистов

4. Организация консультаций для всех участников образовательного процесса

Учителя, специалисты,

зам. директора по УВР


Управление повышением профессионального мастерства

1.Обучающие семинары для педагогов

2. Консультации специалистов

3.Заседания МО и МС



Зам. директора по УВР

Специалисты

Зам. директора по УВР









В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

  • динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

  • создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу и наличие соответствующих материально-технических условий);

  • сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения.



Условия реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

В соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии, а также специалистов МППК в лицее будет осуществляются следующие виды обучения для детей с ОВЗ:

  • индивидуальный и дифференцированный подход (в рамках образовательной программы);

  • индивидуальное обучение (обучение на дому) по образовательным программам;

  • дополнительное образование по психологическим и педагогическим коррекционно-развивающим программам.

  • Благодаря этому будет осуществляться коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий.

Здоровьесберегающие условия обеспечат оздоровительный иохранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

Социальная адаптация обеспечится участием всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Программно-методическое обеспечениеВ процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда (при наличии таких специалистов).

Кадровое обеспечение. Коррекционную работу поведут следующиеспециалисты: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, все учителя лицея.


Материально-техническое обеспечение.Для успешной реализации программы необходимо оборудование всех кабинетов интерактивными досками и компьютерной техникой для повышения эффективности коррекционного образовательного процесса, обеспечение стандартизированными компьютерными методиками для своевременного выявления детей с ОВЗ, создание кабинета психологической или коррекционной работы с использованием современных технологий, в т.ч. БОС-технологий.


Информационное обеспечение состоит в размещении необходимых информационно-просветительских материалов всеми специалистами на информационных стендах, сайте лицея и других информационных носителях.

В результате выполнения всей программы коррекционной работы в лицее будут достигнуты соответствующие планируемые результаты

Планируемый результат:

  • эффективное функционирование созданной инфраструктуры в лицее поддерживается квалифицированным составом специалистов: медицинский работник, социальный педагог, психолог, логопед, учителя физической культур, учителя начальных классов и другие специалисты;

  • создание блока психологической разгрузки и/или коррекционной работы;

  • комплектование кабинетов необходимым оборудованием;

  • предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок учащихся с ОВЗ;

  • разработан механизм взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики;

  • создание системы комплексного (психолого-педагогического) сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса;

  • разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных и др.);

  • объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ;

  • развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-специалисты;

  • достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы.

































Заключение

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений. Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

























Информационные ресурсы

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста – СПб.: КАРО, 2008.

  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации - М.: МГППУ, 2012.

  3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.

  4. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ., Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ, Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива»

  5. Андреева Л.В. Бойков Д.И, ВойлоковаЕ.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.- 2007

  6. Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

  7. Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.

  8. Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Лазарев В.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

  9. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.