СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию речи для обучающихся с нарушениями слуха

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по развитию речи 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию речи для обучающихся с нарушениями слуха»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся), разработана на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и авторской программы по русскому языку для 5 класса под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М.:Просвещение, 2016 в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 года),

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года).

и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2021-2022 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 5-е изд. - М.:Просвещение, 2015


В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях – 4- изд. М.:Просвещение, 2015

















ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

развитие и коррекция у обучающихся с нарушенным слухом устной и письменной речи в единстве с развитием мышления и социальных компетенций.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательные:

- обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • -обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- учить озаглавливать текст, составлять план, задавать вопросы по тексту, делать выводы;

- учить умению вести диалог, вовремя вступать в беседу;


Развивающие:

– развивать способность использовать возможности языка как средства коммуникации и познания;

– развивать способность понимать и употреблять в самостоятельной речи (устной и письменной) синтаксические конструкции разных структур; умений отражать в языке связи между предметами и явлениями;

– развивать умения пользоваться в самостоятельной речи разными группами диалогических единств в зависимости от их коммуникативной функции;

– развивать умения осуществлять адекватную структурно-смысловую организацию монологов разного функционально-стилистического типа: строить повествования, описания, а также тексты смешанного типа (описательно-повествовательные) и включать в структуру продуцируемых рассказов элементы рассуждений; осуществлять раскрытие тем и микротем.


Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к урокам;

- воспитывать культуру речи, потребность в говорении и общении

- продолжать воспитывать уважительное отношение к товарищам и педагогам.


Коррекционные:

- развивать слуховое восприятие изучаемого материала с использованием звукоусиливающей аппаратуры и на голое ухо;

-совершенствовать словарный запас, обогащать лексикон словами, выражающими морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства, а также лексическими единицами с переносным значением и др.;

- корректировать словесную речь, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, темпом речи;

- закреплять навык чтения с губ;

- работа по уточнению значений слов.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Учебный предмет «Развитие речи» является составной частью предметной области «Русский язык и литература».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Развитие речи» в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение «Развитие речи» в 5-б классе отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год, утвержденным приказом от 2021 год №___, на изучение, рабочая программа составлена на 100 часов с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В связи с отсутствием авторских программ и учебников по развитию речи, в основу данной программы легли:

- работа по уточнению значений слов и совершенствование навыка пересказа текста на основе программных произведений курса «Литературы» 5 класса,

- подготовка к сочинениям и изложениям,

- работа со словарями и над правилами орфоэпии.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ » В 5 КЛАССЕ

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание роли языка в развитии личности и его значения в получении школьного образования;

2. Уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; потребность пользоваться речевыми средствами.

Метапредметные результаты:

1. Владение разными видами речевой деятельности:

адекватное понимание содержания сообщений, предъявляемых в устной (устно-дактильной) и письменной формах;

способность извлекать информацию из разных источников: учебника, справочной литературы, в т.ч. разных видов школьных словарей;

владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

способность осознавать цель предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

умение с использованием вербальных и невербальных опор воспроизводить содержание воспринятого текста;

способность адекватно (в соответствии с учебной, коммуникативной ситуацией) излагать свои мысли в устной и письменной форме;

способность соблюдать в практике речевого общения основные лексико-грамматические нормы русского литературного языка, а также соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе построения письменного сообщения;

умение выступать перед сверстниками с небольшими сообщениями (в устной, устно-дактильной формах).

2. Применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и умения анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, литературы и др.).

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми; овладение адекватными моделями речевого поведения в различных ситуациях общения.


Предметные результаты:

1. Умение самостоятельно выявлять основной смысл прочитанного текста (формулировать главную мысль своими словами), устанавливать смысловые связи между частями текста, составлять план рассказа.

2. Умение различать оттенки слов в тексте, использовать их в самостоятельной речи, понимать семантику наиболее употребительных фразеологических оборотов, а также сравнений, эпитетов, метафор.

Умение строить синтаксические конструкции разного типа, соблюдая в речи грамматические закономерности:

простые нераспространённые и распространённые предложения, разны по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные),

сложные предложения:

– указывающие на местонахождение предмета (Ребята поехали в музей, который находился в центре города),

– характеризующие предмет по тем или иным свойствам и качествам (Маше подарили книгу, о которой она давно мечтала),

– выражающие причину желательности / нежелательности, возможности / невозможности того или иного действия, необходимости / отрицания действия (Денис не хочет ехать в лес, потому что там много комаров; Женя не может носить кроссовки, потому что они ему малы; Надо взять зонт, потому что пошёл дождь),

– указывающие на знания / умения, незнания / неумения чего-либо (Витя не умеет писать, потому что он маленький),

– указывающие на причинные отношения (Мама не смогла прийти на школьное собрание, потому что она уехала в командировку),

– указывающие на цель или назначение действия (Егор сам сделал ёлочные игрушки, чтобы украсить школьную ёлку),

– выражающие противопоставление с союзами а, но (В квартире тепло, а на улице холодно),

– указывающие на место или направление действия со словами где, куда, откуда (Саша побежал туда, где играли его одноклассники),

– выражающие сообщение, высказывание - сочетание глаголов говорить, кричать, отвечать, объяснять, повторять и т.д. с союзами что, как (Учитель ещё раз повторил, что праздничное в пятницу не состоится),

– указывающие на мыслительную деятельность, чувство, состояние - сочетание глаголов думать, понимать, знать, чувствовать, радоваться с союзами что, как (Миша обрадовался, потому что ему купили собаку),

– указывающие на совпадение действий по времени с союзами когда, пока (Когда я был в школе, приехал отец),

– указывающие на разновременность действий с союзами когда, после того как (Когда прозвенел звонок, все ребята разошлись по классам),

– выражающие обусловленность действия с союзом если (Если завтра не будет дождя, мы поедем на экскурсию).

3. Умение вести диалог, расспрашивать собеседника об участниках событий, о времени, месте, причинах, обстоятельствах событий.

4. Умение отвечать на вопросы по тексту (повествовательным, описательным, описательно-повествовательным, с элементами рассуждения), составлять план к тексту (вопросный, простой).

5. Умение составлять небольшие по объему записки-сообщения, мини-отчёт о выполненных действиях, писать поздравления в открытке.

6. Умение составить sms-сообщения и ответить на них, найти необходимую информацию в Интернете (по заданию учителя).

7. Умение осуществлять подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на план (словесный, картинный); соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения. Умение воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида человека, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием.

8. Умение находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему; составлять повествовательные, описательные, описательно-повествовательные рассказы, а также рассказы с элементами рассуждения (писать сочинения объёмом не менее 30 слов).

9. Умение писать изложение текстов (90 – 100 слов).

10. Способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

В 5-Б КЛАССЕ (100 часов)

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Система оценки планируемых результатов

I. ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


1

Международная роль русского языка. Речь. Разновидности речи.Типы и стили речи.

3

Ответы на вопросы

Словарная работа


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2

Работа с текстами художественных произведений.

Подготовка к контрольным работам.

95

Ответы на вопросы

Словарная работа

Устный опрос

Пересказ

Изложение

Выразительное чтение

Контрольная работа

III. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ.

3

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Подготовка к проектной деятельности.


2

Контрольная работа


Итого

100














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 5-Б КЛАССЕ

урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения






по плану

по факту




I. ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 3 ч.




1 четверть




1

Повторение изученного в начальной школе.

комбинированный урок

1

01.09





2

Повторение изученного в начальной школе.

комбинированный урок

1

02.09





3

Речь. Разновидности речи.

комбинированный урок

1

07.09





II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 30 ч.




4

Работа над соблюдением норм орфоэпии

урок-практикум

1

08.09





5

Работа над выразительным чтением

урок-практикум

1

09.09





6

Работа с текстом «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

комбинированный урок

1

14.09





7

Подготовка к диагностическому диктанту

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

15.09





8

Составление волшебной сказки

урок-практикум

1

16.09





9

Подготовка к тестированию по литературе

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

21.09





10

Описание фотографии

комбинированный

1

22.09





11

Работа с текстом по литературе «Повесть временных лет»

урок комплексного применения знаний и умений

1

23.09





12

Составление рассказа по картинкам

урок комплексного применения знаний и умений

1

28.09





13

Словарная работа по произведению М.В. Ломоно-сова «Случились вместе два астронома …»

комбинированный урок

1

29.09





14

Что мы знаем о тексте

урок комплексного применения знаний и умений

1

30.09





15

Краткий и подробный пересказ текста

урок комплексного применения знаний и умений

1

05.10





16

Основные приёмы сжатия текста.

урок овладения новыми знаниями

1

06.10





17

Басни Крылова. Анализ и исполнение

урок-практикум

1

07.10





18


Тема текста

урок овладения новыми знаниями

1

12.10





19

Подготовка к обучающему изложению «Хитрый заяц».

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1


13.10





20

Виды речевой деятельности

урок овладения новыми знаниями

1

14.10





21

Работа с текстом поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

комбинированный урок

1

19.10





22

Словарная работа по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…».

урок овладения новыми знаниями

1

20.10





23

Подготовка к контрольному диктанту по теме «Повторение».

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

21.10





24

Стили речи.

урок овладения новыми знаниями

1

26.10





25

Основная мысль текста.

комбинированный урок

1

27.10





26

Подготовка к контрольной работе по литературе

урок комплексного применения знаний и умений

1

28.10





2четверть




27

Составление словосочетаний

комбинированный урок

1

09.11





28

Составление словосочетаний

урок комплексного применения знаний и умений

1

10.11





29

Подготовка к сжатому изложению по упражнению №144.

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

11.11





30

Словарная работа по произведением М.Ю. Лермонтова

комбинированный урок

1

16.11





31

Как построить рассказ

урок овладения новыми знаниями

1

17.11





32

Работа с текстом повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

комбинированный урок

1

18.11





33

Что мы знаем о тексте.

урок овладения новыми знаниями

1

23.11





34

Просмотр кинофильма по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

комбинированный урок

1

24.11





35

Стили речи.

урок-практикум

1

25.11





35

Составление распространенных и распространенных предложений.

урок комплексного применения знаний и умений

1

30.11





37

Описание фотографии

урок-практикум

1

01.12





38

Описание фотографии

урок комплексного применения знаний и умений

1

02.12





39

Работа с текстом рассказа И.С. Тургенева «Муму».

урок комплексного применения знаний и умений

1

07.12





40

Приёмы компрессии текста

урок комплексного применения знаний и умений

1

08.12





41

Составление предложений с однородными членами.

урок-практикум

1

09.12





42

Составление предложений с однородными членами.

урок-практикум

1

14.12





43

Подготовка к диктанту по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

15.12





44

Составление предложений с обращениями.


урок-практикум

1

16.12





45

Подготовка к контрольному тестированию по литературе

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

21.12





46

Словарная работа по рассказу Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»

урок комплексного применения знаний и умений

1

22.12





47

Составление рассказа

урок овладения новыми знаниями

1

23.12





3 четверть



1

48

Краткий и подробный пересказ текста

урок комплексного применения знаний и умений

1

11.01






49

Письмо

Простые и сложные предложения.

урок-практикум

1

12.01






50

Просмотр и обсуждение кинофильмов по произведениям А.П.Чехова.

урок коррекции знаний, умений и навыков.

1

13.01






51

Прямая речь.

комбинированный урок

1

18.01






52

Подготовка к контрольной работе по теме: «Литература XX века»

урок-практикум

1

19.01






53

Диалог.

урок-практикум

1

20.01






54

Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень».


урок-практикум

1

25.01






55

Подготовка к тестированию по теме: «Синтаксис и пунктуация».

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

26.01






56

Работа с текстом произведения Даниеля Дефо «Робинзон Крузо»

комбинированный урок

1

27.01






57

Стили речи.

урок-практикум

1

01.02





58

Изменение звуков в потоке речи.

урок-практикум

1

02.02






59

Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский «Шкатулка»).

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

03.02





60

Повествование.

урок овладения новыми знаниями

1

08.02






61

Составление диалогов на заданную тему

урок овладения новыми знаниями

1

09.02





62

Описание предмета.

комбинированный урок

1

10.02






63

Орфоэпия.

урок овладения новыми знаниями

1

15.02





64

Подготовка к контрольному тестированию по теме: «Фонетика».

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

16.02






65

Описание фотографии

комбинированный урок

1

17.02





66

Однозначные и многозначные слова.

комбинированный урок

1

22.02






67

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

24.02





68

Омонимы

комбинированный урок

1

01.03






69

Просмотр и обсуждение кинофильма по пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

комбинированный урок

1

02.03





70

Синонимы.

комбинированный урок

1

03.03





71

Подготовка к контрольной работе по теме «Лексика»

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

09.03






72

Антонимы

комбинированный урок

1

10.03





73

Словари- наши помощники

урок овладения новыми знаниями

1

15.03





74

Подготовка к контрольной работе по литературе

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

16.03





75

Составление рассказа по картинкам


1

17.03





4 четверть




76


Рассуждение.

комбинированный урок

1

29.03





77


Составление диалогов на заданную тему

урок овладения новыми знаниями

1

30.03





78


Работа над соблюдением норм орфоэпии

урок-практикум

1

31.03





79

Составление синонимических рядов слов

комбинированный урок

1

05.04





80

Как правильно вести диалог

урок овладения новыми знаниями

1

06.04





81

Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень».

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

07.04





82

Описание фотографии

урок овладения новыми знаниями

1

12.04





83

Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».

комбинированный урок

1

13.04






84

Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».

комбинированный урок

1

14.04





85

Работа со словарями

урок овладения новыми знаниями

1

19.04





86

Подготовка к контрольной работе по теме: «Морфемика».

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

20.04





87

Метапредметная контрольная работа

урок-практикум

1

21.04





88

Доказательство в рассуждении

урок овладения новыми знаниями

1

26.04






89

Учимся вести беседу

урок-практикум

1

27.04





90

Стили речи.

урок овладения новыми знаниями

1

28.04






91

Элементы рассуждения в повествовании.

урок овладения новыми знаниями

1

04.05





92

Просмотр и обсуждение фильма по произве-дению Х.-К. Андерсена «Снежная королева».

комбинированный урок

1

05.05






93

Просмотр и обсуждение фильма по произве-дению Х.-К. Андерсена «Снежная королева».

комбинированный урок

1

11.05





94

Подготовка к итоговому контрольному диктанту

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

12.05






95

Просмотр и обсуждение фильма по произведе нию Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

комбинированный урок

1

17.05





96

Составление диалогов на заданную тему

урок-практикум

1

18.05






97

Подготовка к итоговому контрольному тестированию по литературе.

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

19.05





98

Работа над соблюдением норм орфоэпии

урок-практикум

1

24.05





III. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 2 ч.



1

99-100

Повторение и систематизация изученного на уроках русского языка.

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

25.05

26.05