ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся), разработана на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и авторской программы по русскому языку для 5 класса под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М.:Просвещение, 2016 в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 года),
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года).
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2021-2022 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 5-е изд. - М.:Просвещение, 2015
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях – 4- изд. М.:Просвещение, 2015
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | развитие и коррекция у обучающихся с нарушенным слухом устной и письменной речи в единстве с развитием мышления и социальных компетенций. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Образовательные: - обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; -обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; - учить озаглавливать текст, составлять план, задавать вопросы по тексту, делать выводы; - учить умению вести диалог, вовремя вступать в беседу; Развивающие: – развивать способность использовать возможности языка как средства коммуникации и познания; – развивать способность понимать и употреблять в самостоятельной речи (устной и письменной) синтаксические конструкции разных структур; умений отражать в языке связи между предметами и явлениями; – развивать умения пользоваться в самостоятельной речи разными группами диалогических единств в зависимости от их коммуникативной функции; – развивать умения осуществлять адекватную структурно-смысловую организацию монологов разного функционально-стилистического типа: строить повествования, описания, а также тексты смешанного типа (описательно-повествовательные) и включать в структуру продуцируемых рассказов элементы рассуждений; осуществлять раскрытие тем и микротем. Воспитательные: - воспитывать любовь к русскому языку, интерес к урокам; - воспитывать культуру речи, потребность в говорении и общении - продолжать воспитывать уважительное отношение к товарищам и педагогам. Коррекционные: - развивать слуховое восприятие изучаемого материала с использованием звукоусиливающей аппаратуры и на голое ухо; -совершенствовать словарный запас, обогащать лексикон словами, выражающими морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства, а также лексическими единицами с переносным значением и др.; - корректировать словесную речь, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, темпом речи; - закреплять навык чтения с губ; - работа по уточнению значений слов. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА | Учебный предмет «Развитие речи» является составной частью предметной области «Русский язык и литература». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Развитие речи» в перечне обязательных предметов. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение «Развитие речи» в 5-б классе отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год, утвержденным приказом от 2021 год №___, на изучение, рабочая программа составлена на 100 часов с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | В связи с отсутствием авторских программ и учебников по развитию речи, в основу данной программы легли: - работа по уточнению значений слов и совершенствование навыка пересказа текста на основе программных произведений курса «Литературы» 5 класса, - подготовка к сочинениям и изложениям, - работа со словарями и над правилами орфоэпии. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ » В 5 КЛАССЕ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание роли языка в развитии личности и его значения в получении школьного образования;
2. Уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; потребность пользоваться речевыми средствами.
Метапредметные результаты:
1. Владение разными видами речевой деятельности:
адекватное понимание содержания сообщений, предъявляемых в устной (устно-дактильной) и письменной формах;
способность извлекать информацию из разных источников: учебника, справочной литературы, в т.ч. разных видов школьных словарей;
владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность осознавать цель предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
умение с использованием вербальных и невербальных опор воспроизводить содержание воспринятого текста;
способность адекватно (в соответствии с учебной, коммуникативной ситуацией) излагать свои мысли в устной и письменной форме;
способность соблюдать в практике речевого общения основные лексико-грамматические нормы русского литературного языка, а также соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе построения письменного сообщения;
умение выступать перед сверстниками с небольшими сообщениями (в устной, устно-дактильной формах).
2. Применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и умения анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, литературы и др.).
3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми; овладение адекватными моделями речевого поведения в различных ситуациях общения.
Предметные результаты:
1. Умение самостоятельно выявлять основной смысл прочитанного текста (формулировать главную мысль своими словами), устанавливать смысловые связи между частями текста, составлять план рассказа.
2. Умение различать оттенки слов в тексте, использовать их в самостоятельной речи, понимать семантику наиболее употребительных фразеологических оборотов, а также сравнений, эпитетов, метафор.
Умение строить синтаксические конструкции разного типа, соблюдая в речи грамматические закономерности:
простые нераспространённые и распространённые предложения, разны по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные),
сложные предложения:
– указывающие на местонахождение предмета (Ребята поехали в музей, который находился в центре города),
– характеризующие предмет по тем или иным свойствам и качествам (Маше подарили книгу, о которой она давно мечтала),
– выражающие причину желательности / нежелательности, возможности / невозможности того или иного действия, необходимости / отрицания действия (Денис не хочет ехать в лес, потому что там много комаров; Женя не может носить кроссовки, потому что они ему малы; Надо взять зонт, потому что пошёл дождь),
– указывающие на знания / умения, незнания / неумения чего-либо (Витя не умеет писать, потому что он маленький),
– указывающие на причинные отношения (Мама не смогла прийти на школьное собрание, потому что она уехала в командировку),
– указывающие на цель или назначение действия (Егор сам сделал ёлочные игрушки, чтобы украсить школьную ёлку),
– выражающие противопоставление с союзами а, но (В квартире тепло, а на улице холодно),
– указывающие на место или направление действия со словами где, куда, откуда (Саша побежал туда, где играли его одноклассники),
– выражающие сообщение, высказывание - сочетание глаголов говорить, кричать, отвечать, объяснять, повторять и т.д. с союзами что, как (Учитель ещё раз повторил, что праздничное в пятницу не состоится),
– указывающие на мыслительную деятельность, чувство, состояние - сочетание глаголов думать, понимать, знать, чувствовать, радоваться с союзами что, как (Миша обрадовался, потому что ему купили собаку),
– указывающие на совпадение действий по времени с союзами когда, пока (Когда я был в школе, приехал отец),
– указывающие на разновременность действий с союзами когда, после того как (Когда прозвенел звонок, все ребята разошлись по классам),
– выражающие обусловленность действия с союзом если (Если завтра не будет дождя, мы поедем на экскурсию).
3. Умение вести диалог, расспрашивать собеседника об участниках событий, о времени, месте, причинах, обстоятельствах событий.
4. Умение отвечать на вопросы по тексту (повествовательным, описательным, описательно-повествовательным, с элементами рассуждения), составлять план к тексту (вопросный, простой).
5. Умение составлять небольшие по объему записки-сообщения, мини-отчёт о выполненных действиях, писать поздравления в открытке.
6. Умение составить sms-сообщения и ответить на них, найти необходимую информацию в Интернете (по заданию учителя).
7. Умение осуществлять подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на план (словесный, картинный); соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения. Умение воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида человека, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием.
8. Умение находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему; составлять повествовательные, описательные, описательно-повествовательные рассказы, а также рассказы с элементами рассуждения (писать сочинения объёмом не менее 30 слов).
9. Умение писать изложение текстов (90 – 100 слов).
10. Способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
В 5-Б КЛАССЕ (100 часов)
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов |
I. ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО |
1 | Международная роль русского языка. Речь. Разновидности речи.Типы и стили речи. | 3 | Ответы на вопросы Словарная работа |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. |
2 | Работа с текстами художественных произведений. Подготовка к контрольным работам. | 95 | Ответы на вопросы Словарная работа Устный опрос Пересказ Изложение Выразительное чтение Контрольная работа |
III. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ. |
3 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Подготовка к проектной деятельности. | 2 | Контрольная работа |
| Итого | 100 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 5-Б КЛАССЕ
№ урока | Содержание учебного материала | Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения | | | |
| | по плану | по факту | | | |
I. ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 3 ч. | | | |
1 четверть | | | |
1 | Повторение изученного в начальной школе. | комбинированный урок | 1 | 01.09 | | | | |
2 | Повторение изученного в начальной школе. | комбинированный урок | 1 | 02.09 | | | | |
3 | Речь. Разновидности речи. | комбинированный урок | 1 | 07.09 | | | | |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 30 ч. | | | |
4 | Работа над соблюдением норм орфоэпии | урок-практикум | 1 | 08.09 | | | | |
5 | Работа над выразительным чтением | урок-практикум | 1 | 09.09 | | | | |
6 | Работа с текстом «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» | комбинированный урок | 1 | 14.09 | | | | |
7 | Подготовка к диагностическому диктанту | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 15.09 | | | | |
8 | Составление волшебной сказки | урок-практикум | 1 | 16.09 | | | | |
9 | Подготовка к тестированию по литературе | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 21.09 | | | | |
10 | Описание фотографии | комбинированный | 1 | 22.09 | | | | |
11 | Работа с текстом по литературе «Повесть временных лет» | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 23.09 | | | | |
12 | Составление рассказа по картинкам | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 28.09 | | | | |
13 | Словарная работа по произведению М.В. Ломоно-сова «Случились вместе два астронома …» | комбинированный урок | 1 | 29.09 | | | | |
14 | Что мы знаем о тексте | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 30.09 | | | | |
15 | Краткий и подробный пересказ текста | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 05.10 | | | | |
16 | Основные приёмы сжатия текста. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 06.10 | | | | |
17 | Басни Крылова. Анализ и исполнение | урок-практикум | 1 | 07.10 | | | | |
18 | Тема текста | урок овладения новыми знаниями | 1 | 12.10 | | | | |
19 | Подготовка к обучающему изложению «Хитрый заяц». | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 13.10 | | | | |
20 | Виды речевой деятельности | урок овладения новыми знаниями | 1 | 14.10 | | | | |
21 | Работа с текстом поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | комбинированный урок | 1 | 19.10 | | | | |
22 | Словарная работа по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…». | урок овладения новыми знаниями | 1 | 20.10 | | | | |
23 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Повторение». | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 21.10 | | | | |
24 | Стили речи. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 26.10 | | | | |
25 | Основная мысль текста. | комбинированный урок | 1 | 27.10 | | | | |
26 | Подготовка к контрольной работе по литературе | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 28.10 | | | | |
2четверть | | | |
27 | Составление словосочетаний | комбинированный урок | 1 | 09.11 | | | | |
28 | Составление словосочетаний | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 10.11 | | | | |
29 | Подготовка к сжатому изложению по упражнению №144. | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 11.11 | | | | |
30 | Словарная работа по произведением М.Ю. Лермонтова | комбинированный урок | 1 | 16.11 | | | | |
31 | Как построить рассказ | урок овладения новыми знаниями | 1 | 17.11 | | | | |
32 | Работа с текстом повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | комбинированный урок | 1 | 18.11 | | | | |
33 | Что мы знаем о тексте. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 23.11 | | | | |
34 | Просмотр кинофильма по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | комбинированный урок | 1 | 24.11 | | | | |
35 | Стили речи. | урок-практикум | 1 | 25.11 | | | | |
35 | Составление распространенных и распространенных предложений. | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 30.11 | | | | |
37 | Описание фотографии | урок-практикум | 1 | 01.12 | | | | |
38 | Описание фотографии | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 02.12 | | | | |
39 | Работа с текстом рассказа И.С. Тургенева «Муму». | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 07.12 | | | | |
40 | Приёмы компрессии текста | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 08.12 | | | | |
41 | Составление предложений с однородными членами. | урок-практикум | 1 | 09.12 | | | | |
42 | Составление предложений с однородными членами. | урок-практикум | 1 | 14.12 | | | | |
43 | Подготовка к диктанту по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 15.12 | | | | |
44 | Составление предложений с обращениями. | урок-практикум | 1 | 16.12 | | | | |
45 | Подготовка к контрольному тестированию по литературе | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 21.12 | | | | |
46 | Словарная работа по рассказу Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 22.12 | | | | |
47 | Составление рассказа | урок овладения новыми знаниями | 1 | 23.12 | | | | |
3 четверть | | | 1 |
48 | Краткий и подробный пересказ текста | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 11.01 | | | | |
49 | Письмо Простые и сложные предложения. | урок-практикум | 1 | 12.01 | | | | |
50 | Просмотр и обсуждение кинофильмов по произведениям А.П.Чехова. | урок коррекции знаний, умений и навыков. | 1 | 13.01 | | | | |
51 | Прямая речь. | комбинированный урок | 1 | 18.01 | | | | |
52 | Подготовка к контрольной работе по теме: «Литература XX века» | урок-практикум | 1 | 19.01 | | | | |
53 | Диалог. | урок-практикум | 1 | 20.01 | | | | |
54 | Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень». | урок-практикум | 1 | 25.01 | | | | |
55 | Подготовка к тестированию по теме: «Синтаксис и пунктуация». | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 26.01 | | | | |
56 | Работа с текстом произведения Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» | комбинированный урок | 1 | 27.01 | | | | |
57 | Стили речи. | урок-практикум | 1 | 01.02 | | | | |
58 | Изменение звуков в потоке речи. | урок-практикум | 1 | 02.02 | | | | |
59 | Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский «Шкатулка»). | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 03.02 | | | | |
60 | Повествование. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 08.02 | | | | |
61 | Составление диалогов на заданную тему | урок овладения новыми знаниями | 1 | 09.02 | | | | |
62 | Описание предмета. | комбинированный урок | 1 | 10.02 | | | | |
63 | Орфоэпия. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 15.02 | | | | |
64 | Подготовка к контрольному тестированию по теме: «Фонетика». | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 16.02 | | | | |
65 | Описание фотографии | комбинированный урок | 1 | 17.02 | | | | |
66 | Однозначные и многозначные слова. | комбинированный урок | 1 | 22.02 | | | | |
67 | Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 24.02 | | | | |
68 | Омонимы | комбинированный урок | 1 | 01.03 | | | | |
69 | Просмотр и обсуждение кинофильма по пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | комбинированный урок | 1 | 02.03 | | | | |
70 | Синонимы. | комбинированный урок | 1 | 03.03 | | | | |
71 | Подготовка к контрольной работе по теме «Лексика» | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 09.03 | | | | |
72 | Антонимы | комбинированный урок | 1 | 10.03 | | | | |
73 | Словари- наши помощники | урок овладения новыми знаниями | 1 | 15.03 | | | | |
74 | Подготовка к контрольной работе по литературе | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 16.03 | | | | |
75 | Составление рассказа по картинкам | | 1 | 17.03 | | | | |
4 четверть | | | |
76 | Рассуждение. | комбинированный урок | 1 | 29.03 | | | | |
77 | Составление диалогов на заданную тему | урок овладения новыми знаниями | 1 | 30.03 | | | | |
78 | Работа над соблюдением норм орфоэпии | урок-практикум | 1 | 31.03 | | | | |
79 | Составление синонимических рядов слов | комбинированный урок | 1 | 05.04 | | | | |
80 | Как правильно вести диалог | урок овладения новыми знаниями | 1 | 06.04 | | | | |
81 | Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень». | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 07.04 | | | | |
82 | Описание фотографии | урок овладения новыми знаниями | 1 | 12.04 | | | | |
83 | Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». | комбинированный урок | 1 | 13.04 | | | | |
84 | Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». | комбинированный урок | 1 | 14.04 | | | | |
85 | Работа со словарями | урок овладения новыми знаниями | 1 | 19.04 | | | | |
86 | Подготовка к контрольной работе по теме: «Морфемика». | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 20.04 | | | | |
87 | Метапредметная контрольная работа | урок-практикум | 1 | 21.04 | | | | |
88 | Доказательство в рассуждении | урок овладения новыми знаниями | 1 | 26.04 | | | | |
89 | Учимся вести беседу | урок-практикум | 1 | 27.04 | | | | |
90 | Стили речи. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 28.04 | | | | |
91 | Элементы рассуждения в повествовании. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 04.05 | | | | |
92 | Просмотр и обсуждение фильма по произве-дению Х.-К. Андерсена «Снежная королева». | комбинированный урок | 1 | 05.05 | | | | |
93 | Просмотр и обсуждение фильма по произве-дению Х.-К. Андерсена «Снежная королева». | комбинированный урок | 1 | 11.05 | | | | |
94 | Подготовка к итоговому контрольному диктанту | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 12.05 | | | | |
95 | Просмотр и обсуждение фильма по произведе нию Марка Твена «Приключения Тома Сойера». | комбинированный урок | 1 | 17.05 | | | | |
96 | Составление диалогов на заданную тему | урок-практикум | 1 | 18.05 | | | | |
97 | Подготовка к итоговому контрольному тестированию по литературе. | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 19.05 | | | | |
98 | Работа над соблюдением норм орфоэпии | урок-практикум | 1 | 24.05 | | | | |
III. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 2 ч. | | | 1 |
99-100 | Повторение и систематизация изученного на уроках русского языка. | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 25.05 26.05 | | | | |